Гетман Л.А. учитель математики МОУ СОШ №1 г. Райчихинска,
первая квалификационная категория.
Открытый урок в 7 классе по теме «Магия линий».
Много ли мы знаем об
особенностях восприятия ребенка, или ограничиваемся спектром своих восприятий.
Много ли мы знаем об особенностях психики ребенка, или ограничиваемся своим
субъективным мнением. Много ли мы знаем о способностях ребенка и об
источниках этих способностей, или рассматриваем эти способности как данность,
не в силах развить их в других детях. Один из ребят рисует, другой решает,
третий обожает музыку, четвертый - лучший в спорте, как подобрать ко всем
ключик, право слово, золотой ключик. Задача учителей - помочь хоть немного
приоткрыть неизвестную сторону для своих коллег, для детей, а прежде всего,
для себя. Нужны ли для этого специальные знания? Конечно. Может ли капитан корабля,
обладая лишь теоретическими знаниями или навыками простого матроса вывести
свой корабль из сильнейшего шторма? Конечно, нет. Так вот - фарватер
нашей группы учителей не глубок. Надеемся, что исследования продолжатся и станут
эффективнее, а фарватер будет глубже и продуктивнее.
Перед уроком группой
учителей был проведен мониторинг для того, чтобы составить
психолого-педагогическую характеристику класса. Мы использовали различные
диагностики для определения индивидуальных особенностей каждого учащегося
данного класса, а именно, состояния здоровья, темперамента (сангвиник, холерик,
флегматик), особенностей стиля обучения и мышления (прав. полушарие, лев.
полушарие), ведущего канала восприятия (аудиал, визуал, кинестетик), типа
характера (интраверт, экстраверт), социально-психологической характеристики
(«лидер», «предпочитаемый», «аутсайдер»).
Данные исследования позволили оптимально комфортно,
целесообразно, максимально результативно построить урок, использовать различные
формы и методы, дифференцировать группы, учитывая характеристики ребят.
Открытый урок по алгебре 7 класс
«Магия линий»
Тип урока:
1) по основной
дидактической цели - обобщения и систематизации
знаний;
2)
по способу проведения - сочетание различных форм занятий;
3)
по основным этапам - повторение и обобщение;
4)
по форме проведения - урок - соревнование
Цель урока: повторение,
обобщение и систематизация знаний по теме: «Линейные функции и их графики».
Задачи урока:
1) повторить
основные определения, формулы, свойства, правила, способы решения;
2)
разнообразить
урок, используя творческие задания и необычную форму проведения для привлечения детей в творческую деятельность;
3) проверить
усвоение ЗУН, а также умение творчески мыслить, выдвигать
гипотезы, анализировать и систематизировать материал
Оформление: одежда ведущей
(туника древней Греции), табло с названиями и ячейками для ответов команд,
чистые листы,
варианты заданий в конвертах.
Оборудование: интерактивная доска
План урока:
1) Организационный
момент.
2)
Устная работа
3) Защита домашнего задания (1 человек от команды).
4) Прохождение лабиринта.
5) Подведение итогов.
6) Рефлексия.
Ход урока:
1)Организационный момент
Входит ведущая в роли в роли Ариадны
Ариадна - Встаньте герои Эллады!
Быстро от сна пробудитесь!
Чем раньше, тем лучше.
Смело шагайте и истину вы обретете,
Знания вам путеводною нитью послужат.
Сядьте и дружно внимайте словам педагога.
Учитель – Здравствуйте дорогие ребята и гости.
Сегодня необычный урок, урок – итог. Мне бы очень хотелось, чтобы вы на нем не
только не скучали, но и показали свои знания, выявив прекрасную магию линейных
функций и их графиков. Три инициативные группы будут бороться за право
первенства: группа №1, №2, №3, а подводить итоги будет уважаемое жюри.
2) Устная работа
Учитель - Для начала немного разомнемся, вспомним
некоторые свойства линейных функций. Даны графики линейных функций (на
интерактивной доске).
Надо ответить на вопрос, каждый правильный
ответ приносит дополнительное очко. Графики подписаны цифрами.
Вопросы:
1)
Какие из
графиков соответствуют функциям с положительным коэффициентом?
2) Какие из графиков соответствуют
функциям с отрицательным коэффициентом?
3) Какие из графиков соответствуют
функциям с одинаковыми коэффициентами?
4) Какие из графиков соответствуют
функциям с противоположными коэффициентами?
5) Назовите графики, соответствующие
возрастающим (убывающим) функциям.
6) Дайте свою формулировку понятия прямая
(здесь могут немного пофантазировать, главная мысль в том, что один и тот же
объект можно определить по-разному, но он не перестает быть этим объектом.)
3) Защита домашнего задания
(рисунки на доске). Задание на дом на следующий урок.
Рисунки
№1 №2
№3
Ариадна – Славно ли вы потрудились,
Готовясь к уроку?
Можно ли вас допускать
К испытаниям суровым?
Или же линии стали стеной непреклонной?
Или же сказочным знанием,
Полным трудов и открытий.
Учитель – На предыдущем уроке вы получили
интересное домашнее задание. По рисунку необходимо было составить уравнения
известных вам функций на заданных отрезках. Результаты прошу озвучить (жюри и
ребятам можно задавать дополнительные вопросы)
По-очереди выходит по одному участнику
группы, чтобы защитить свое домашнее задание, с объяснением, другие участники
этой группы могут помогать.
Следующим домашним заданием для
групп будет создание собственного рисунка. Необходимо сформулировать задания
другим группам, наиболее понятно, аргументировано, знать каждому члену группы
результат и при необходимости помочь (озвучивает учитель). Оценивают результаты
работы члены инициативной группы, разрабатывающие свое задание.
4) Прохождение лабиринта
Ариадна – Что ж, вы надежды мои оправдали
Смело грызите науки отточенный камень.
Ключ в лабиринте, подобранный вами –
Слово, которое вы расшифруете сами.
Учитель – Прежде, чем приступать к прохождению
следующего этапа внимательно выслушайте правила. В конвертах находятся задания
группам и буквы русского алфавита. Каждому ответу соответствует буква. В
результате выполнения одного задания получается слово из пяти букв. Как только
группа выполняет одно задание, участники заполняют табло на доске, вставляя
буквы в ячейки. Победа достанется быстрым и точным игрокам. Желаю удачи. Пусть
нить знаний для вас не прервется!
Примеры заданий:
Задание 1
1) Выберите определение линейной функции.
Линейная функция, это функция вида:
Номер группы
№1 № 2 № 3
y = ax2 + bx + c
y = + b
y = x3
y = kx + m
т в т
y =
2) Графиком линейной функции является:
точка
любая линия
прямая о
е о
окружность
ломаная
3) Для построения прямой необходимо найти
координаты
одной точки
множества точек
двух точек
ч р ч
ни одной точки
трех точек
4) Если k
< 0, то
линейная функция
возрастает
остается постоянной
график функции находится ниже нуля
убывает
к н н
функция не зависит от k
5) В каком случае
графики функций пересекаются в одной точке?
y = 2x – 1 y =
-3x + 2x
y = - 5x + 4 y = -
5x – 1
y = 1 – x y =
- x
y = 1 + 2x y =
-2x +4 а о
о
y = 3 y
= 5
Ответ: №1 - точка, №2
- верно, №3 - точно
Задание 2
1) Найдите график,
соответствующий функции y = 2x + 4.
№1 №2 №3
м с ф
2) Преобразуйте
линейное уравнение и найдите k и m.
12x – y = - 17
k = 12; m = 17
и т и
k = - 12; m = 17
k = - 17; m = -12
k = 12; m = - 17
k = 17; m = 12
3) Найдите значение
аргумента, при котором линейная функция
y = 5x – 3,5 принимает значение 11,5.
54
3
н а н
0
- 54
-3
4) Задайте формулой
линейную функцию, график которой изображен на рисунке.
y = 2x
y = x
y = -
2x у р и
y = - 0,5x
y = - x
5) Составьте
уравнение прямой, используя рисунок.
y = 2x + 2
y = x + 2
y = - x + 2
y = 0,5x + 2
с т ш
y = - 0,5x + 2
Ответ: №1 - минус, №2
- старт, №3 - финиш
Задание 3
1) Найдите координаты
точек, в которых прямая FE пересекает координатные оси, при
условии, что F(3;4), E(-6;-7)
(1;0) (0;-1)
(0;1)
(-1;0) с о
л
(0;-1) (1;0)
(1;-1) (0;0)
(-1;1) (0;0)
2) С помощью графика
функции y = x – 2 найдите x, при которых y <
0
(- ∞; 2]
(- ∞; 2)
у т и
(2; + ∞)
[-2; + ∞)
(-2; + ∞)
3) Найдите координаты
точки пересечения графиков функций
y = 5x –
3 и y = -3x + 5, если они пересекаются.
не пересекаются
(2;1)
(-2;1)
(1;2) п
в н
(-1;2)
4) Построив графики
линейных функций y = 2x – 3 и y = 3 решите неравенство 2x – 3 <
3
(- ∞; 3]
[3; + ∞)
( - ∞;
3) е
е и
(- ∞; - 3)
[-3; + ∞)
5) Найдите наибольшее
значение функции y = x + 2 на
промежутке
[-4; 4]
1
3
р т я
2
4
-4
Ответ: №1 - супер, №2
- ответ, №3 - линия
5) Подведение итогов.
Ариадна – Если итог подводить, то мне кажется
странным,
Что педагог до сих
пор не поставил отметок.
Все вы старались, и
ваш лабиринт вы прошли.
Слава героям, пусть
будут умы ваши ясны!
Учитель и жюри
подводят итоги, выставляются оценки. Учитель благодарит ребят и жюри за участие,
награждаются победители.
6) Рефлексия. (Проходит в виде интервью Ариадны
и участников)
Ариадна – Что тебе отрок запомнилось в
этом уроке?
Что за задания стали
стеной неприступной?
Было ли вам
интересно, а может быть скучно?
Может, подумаем
вместе, как лучше продолжить!!!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.