Главная / Начальные классы / Урок по математике "Площадь. Единицы площади"

Урок по математике "Площадь. Единицы площади"

МАОУ «Основная общеобразовательная школа №13»









«Площадь. Единицы площади»





3 класс







Мальцева Ольга Дмитриевна,

муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная

школа №13» г.Соликамска

Пермского края,

учитель начальных классов





Тема: «Площадь. Единицы площади»

Цель:

Образовательная

  • закрепить умение находить площадь геометрических фигур различными способами: сравнения фигур "на глаз", путём наложения одной фигуры на другую, с использованием формул измерения площади геометрических фигур;

  • закрепить знание свойств геометрических фигур;

  • закрепить умение точно производить измерения и чертить квадрат и прямоугольник;

  • закрепить знание изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления.

  • учить умению работать с текстами задач, самостоятельно решать составные задачи.

Развивающая:

  • развивать наблюдательность, познавательные способности, мышление, навыка узнавания геометрических фигур; умение использовать математические термины.

Воспитывающая:

  • воспитывать правильное научное мировоззрение;

  • развитие познавательного интереса обучающихся;

  • развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.

Оборудование:

  • для учащихся: геометрические фигуры, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, рабочая тетрадь;

  • для учителя: геометрические фигуры, карточки;

  • мультимедийный проектор.

Технологии:

  • технологии В.Ф.Базарного:

-работа в режиме дальнего, ближнего зрения;

-смена динамических поз;

-вертикализация поз;

-использование сенсорных крестов «вертушка»;

-работа с сенсорными универсальными символами.

  • ИКТ- технологии;

  • технологии развития критического мышления.


Сценарий урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые технологии

Ход урока.

  1. Постановка проблемного вопроса

(Приложение №1-слайд №1)

-Наш урок начнём с эпиграфа:

«Ничто не боится времени, но время боится пирамид»

-Понятен ли вам смысл этого эпиграфа в данный момент?

II.Мотивация обучающихся на работу

-Сегодня на уроке мы отправимся в познавательное путешествие, где откроются нам Великие достижения человечества….

-а, что это вы узнаете, если выполните следующее задание:

(Приложение №2)

Задание 1.

-восстановить в правильном порядке все компоненты математических действий.

(карточки развешены с ответами в хаотичном порядке по классу, дети поднимают руку, идут к стене, снимают карточку с правильным ответом и прикрепляют на доске)

Сумма ( 7)

…………

…………

Разность (Д)

………….

………….

Произведение(С )

…………….

……………

Частное (Т)

……………

……………




-нет, я пока не знаю, о чём пойдёт речь на уроке.

(высказываются другие дети).










Результат выполнения:

Сумма (7)

1 слагаемое (Ч)

2 слагаемое (У)


Разность (Д)

уменьшаемое (Е)

вычитаемое (С)


Произведение (С)

1множитель (В)

2 множитель (Е)


Частное (Т)

делимое (А)

делитель (!)
















Технология В.Ф.Базарного

«смена динамических поз»:

(карточки развешены с ответами в хаотичном порядке по классу, дети поднимают руку, идут к стене, снимают карточку с правильным ответом и прикрепляют на доске)



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые технологии

-Молодцы!

На каждом этапе урока мы с вами будем знакомиться с чудесами света, при условии, что вы справитесь с этими заданиями. ((Приложение №3 -Слайд № 2 )


III Актуализация знаний

Задание 2 (Приложение №4)


-Решить примеры: послушайте сначала задание, в уме вычислите результат и правой рукой найдите и укажите на ответ (результаты решений примеров размещены по периметру класса)


  • Число 600 уменьшили на 330;

  • Число 400 увеличили на 460;

  • Найти сумму чисел 560 и 240;

  • Найти разность чисел 270 и 90;

  • Вырази в км 72000м;

  • Число 900 уменьши в 3 раза;

  • Число 9 увеличь в 1000 раз.

Задание 3. (Приложение №5)

По данным схемам опорам (схемы подвешены к «вертушке») найдите «третий лишний»:


hello_html_77665dc9.gifhello_html_24fd0249.gifhello_html_1bad918b.gif




Почему?
















Ответы детей:


  • 270

  • 860

  • 800

  • 180

  • 72

  • 300

  • 9000


Ответы детей:

hello_html_m78968b2c.gif


У прямоугольника и квадрата одинаковое количество сторон, углов.








Технология В.Ф.Базарного

«вертикализация поз»:


Примеры учитель называет вслух, дети выполняют вычисления в уме и правой рукой находят ответ и указывают на него. Дети находятся в динамическом режиме, поворачиваются всем корпусом вместе с вытянутой рукой (результаты решений примеров размещены по периметру класса)




Технология В.Ф.Базарного

«использование сенсорных крестов «вертушка»»:

У доски подвешена «вертушка» - устройство в виде креста, к каждому концу вертушки подвешиваются карточки с заданием. «Вертушка» раскручивается учителем. Задание направлено на концентрацию внимания, развитие быстроты реакции, снятие напряжения с глаз.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые технологии

Задание 4. (Приложение № 6 )

Текст задачи проецируется на экран, слайд с анимацией через выскакивание букв на экран.

Решите задачу:

Шесть картофелин варились в кастрюле 30 минут. Сколько минут варилась в кастрюле 1 штука картофеля?




1 чудо света. Египетские пирамиды

(Приложение № 7- Слайд № 4)


И сейчас перед вами откроется первое чудо света- это Египетские пирамиды. Самая большая и самая известная пирамида – это пирамида Хеопса. Пирамида сложена из двух миллионов трёхсот тысяч каменных плит. Её высота 138 м, что примерно равняется высоте современного сорокоэтажного дома. Все эти пирамиды были выстроены с помощью ручного труда. Учёные до сих пор ломают головы над, тем как древние строители могли поднять и воздвигнуть такие огромные глыбы, ведь в то время не было ни подъёмных кранов, ни других современных механизмов.



А, что вам известно о пирамидах?

Кто из вас путешествовал с родителями и может поделиться впечатлениями?







Ответы детей:

(30 минут)















Просматривают слайд.







Дети отвечают.


Технологии развития критического мышления:

Дети должны успеть прочитать текст задачи и осмыслить её.

Задание направлено на развитие скорости чтения, логического мышления, развитие зоркости, остроты зрения.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые технологии

IV.Определение темы урока и целеполагание

(Приложение № 8)

Задание № 6.Сейчас вы попробуете определить тему нашего урока, для этого вам необходимо знание таблицы умножения и ключ к шифрованной таблице, карточка лежит перед вами.


4, 9,6, 8, 12,25, 2 0

1

2

3

4

5

2

П

П

Щ

Е

3

О

Л

А

Ф

4

З

Ъ

Ю

Ь

5

Ё

М

Ч

Д

6

Ц

Х

Г

Т

-Итак, сами попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.


Задание № 7. (Приложение № 9)

А сейчас каждый из вас, попробует определить и поставить перед собой цель на уроке. Перед вами лежат на столе карточки, где перечислены умения. Те умения, которые вы хорошо выполняете, напротив поставьте знак (+), те умения, которые вы не умеете выполнять, напротив ставьте знак (-).


Определение целей урока.

1

Я знаю, что такое площадь.


2

Я знаю формулу площади.


3

Я умею находить площадь разными способами.


4

Я знаю все математические единицы измерения площади


-Итак, попробуйте сформулировать каждый свою цель.




Дети, глядя на результат произведения в левом столбике, определяют буквы и составляют слово: «Площадь».













Ответы детей:



Дети определяют умения.



-Тема нашего урока «Площадь».



Технологии развития критического мышления «работа с таблицей»:

Задание направлено на развитие логического мышления, развитие скоростных навыков счета, быстроты реакции, концентрации внимания.













Технологии развития критического мышления «работа с пометками»:

Детям предложено поработать с таблицей, выбрать предложенные варианты умений и соотнести с умениями своими, ручкой отмечают знак (+), (-) делают выводы. Задание направлено на развитие осмысленного мышления, умозаключения, умения выстраивать суждение.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые технологии

2 чудо света: Висячие сады Семирамиды.

(Приложение № 9-Слайд 5)

Город Вавилон являлся столицей могущественного царства Древнего мира. В нём правила царица Семирамида. По её приказу построены были висячие сады. Сады возвышались над колоннами. Сотни рабов вращали огромное водоподъёмное колесо – кожаными вёдрами оно черпало воду из реки для поливки садов.


VI.Объяснение нового материала.

Исследование.

Наш сегодняшний материал будет построен на знаниях, которые вы получили раньше. Вам нужно будет припомнить тот материал или найти свой путь, новое решение.


Работа в группах.

(Приложение 10)

Задание 8.

Сейчас вам предстоит найти площадь фигур разными способами, для этого вы разобьётесь на три группы и будете следовать инструкции.

Группа №1 (группа работает на полу)

(Догадайтесь, как можно узнать площадь какой фигуры больше или меньше, без использования формул и линеек).

Группа №2 (группа работает на полу)

(Сравните фигуры . Как можно узнать площадь, какой фигуры больше или меньше, без линейки и формулы.)

Группа №3 (группа работает стоя за общим столом)

(Измерьте площадь фигуры пользуясь формулой и линейкой) .

Подводим итоги.




Просматривают слайд














Ответы первой группы:


сравнить фигуры «на глаз», путем наложения одной фигуры на другую, демонстрируют.


Ответы второй группы:

можно измерить

с помощью палетки, демонстрируют.


Ответы третьей группы:

с помощью формулы, используя линейку, демонстрируют.























Технология В.Ф.Базарного

«смена динамических поз»:

(дети работают в группах в режиме смен динамических поз: на полу, стоя у стола с целью раскрепощения мышечного корсета, снятия напряжения)


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые технологии

3 чудо света: Храм Артемиды.

(Приложение 11-Слайд 6)

В Малой Азии город Эфес являлся одним из самых богатых городов. И в благодарность за дарованное процветание горожане решили воздвигнуть храм своей покровительнице богине плодородия –Артемиде. Это было очень большое сооружение, окружённое со всех сторон двумя рядами колонн. Сроился он около 120 лет, из чистого белого мрамора и удивлял своим великолепием.


VII.Физкультминутка

(Приложение 12)

Дети выполняют зарядку, слушая инструкцию учителя.





VIII. Работа по учебнику

-откройте учебник на странице 130, №578, 580.

Дети находят площадь фигур известными уже способами. Подводят итог.


(Приложение 13 -Слайд 7).

4 чудо света: Статуя Зевса Олимпийского.

В Древней Греции, в городе Олимпии проводились игры, которые так и назывались –олимпийские. Жители этого города поклонялись Зевсу и считали его покровителям игр. В честь бога Зевса был воздвигнут храм, но главное его великолепие находилось внутри этого храма- сама статуя Зевса.







Просматривают слайд








Выполняют задание:


Выполняют упражнение глазами, головой, туловищем с помощью данной схемы.




№ 578 –сравнивают площади фигуры путём наложения;

№ 580 –сравнивают площади фигуры, путём подсчёта клеток.



hello_html_d6a971c.png





Технология В.Ф.Базарного

«работа с сенсорными универсальными символами «ленивая восьмерка».


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые технологии

IX. Решение задачи. (Приложение 14)

Один фермер собрал 740ц свеклы, а другой – на 380ц больше. Сколько центнеров свеклы собрали оба фермера?

-О ком говорится в этой задаче? (Подчеркните красным маркером)

-Что в задаче известно? (Подчеркните синим маркером).

-Что в задаче необходимо найти? (Подчеркните желтым маркером).

-Какие главные слова вы выбрали для краткой записи? (Подчеркните зеленым маркером)

-Как в краткой записи вы покажите главный вопрос задачи? (Подчеркните коричневым маркером).

-во сколько действий будет решаться эта задача?


X.Самостоятельная работа.

Попробуйте эту задачу решить самостоятельно.

Проверка решения задачи.

(Приложение 15 –Слайд №8)



5 чудо света: Галикарнасский мавзолей.

Любой правитель мечтал о славе, каждому правителю хотелось оставить след в истории. Так царь Мавсол- владыка Карийского царства выстроил грандиозную усыпальницу, отсюда название дошло до наших дней «мавзолей».Это сооружение напоминало огромную многоступенчатую пирамиду, а на её вершине размещался храм. 36 беломраморных колонн храма поддерживали крышу. На крыше была установлена колесница, запряжённая четвёркой коней.




Читают задачу.



-Принимают участие в разборе задачи, выделяют маркером ответы на вопросы:

-в задаче говорится о фермерах;

-известно, что первый фермер собрал-740ц свеклы, а второй фермер –неизвестно, на сказано, что на 380ц больше.

-в задаче нужно узнать, сколько центнеров свеклы собрали оба фермера. Это можно показать, с помощью фигурной скобки;

-задача решается в два действия.

-Решают задачу самостоятельно.

-Проверяют решение:

1)740+380=1120(Ц)

2)740+1120=18609Ц)




Технология развития критического мышления «чтение с маркировкой текста»:


Работа проводится совместно с учителем, дети выполняют задание с маркировкой текста. Задание направлено на развитие осознанного чтения, логического мышления, развитие активности и повышение учебного интереса.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые технологии


X.Решение примеров (Приложение 16)

  • 6 человек решают примеры у доски по цепочке

  • остальные ученики решают примеры стоя у стены с карандашом (примеры прикреплены на стену)



4015:5=803 8118:3=2706

31440:4=7860 3906:6=651

7224:8=903 23076:9=2564



6 чудо света: Колосс Родосский

(Приложение 17 –Слайд № 9)

На остров Родос напал полководец Димитрий. Однако сокрушить этот остров ему не удалось. В память об успешной обороне, люди решили поставить самую большую статую на свете- Колосс Родосский. Между морем и городскими воротами стоял бронзовый юноша 36 метров.

XI.Рефлексия.

(Приложение 18):

Наш урок подходит к концу. Давайте подведём уроки, используя слова-опоры:

-у меня получилось……

-мне надо ещё поработать……

7 чудо света: Александрийский маяк.

(Приложение 19- Слайд № 10)

Известное слово «фары» связано с этим чудом. На острове Фарос рядом с городом Александрией был построен маяк. Самый большой маяк древности-120 м высотой. На вершине в каменной беседке вечно горел огонь, указывая огонь кораблям.



.




-Дети решают у доски примеры по цепочке, выполняя деление столбиком, остальные стоя у стены.





Учащиеся просматривают слайд.









Дети подводят итог урока.

Записывают домашнее задание.




-Просматривают слайд.









Технология В.Ф.Базарного

«смена динамических поз»:

(дети работают в режиме смен динамических поз: у доски, стоя у стены, упражнение направлено на раскрепощения мышечного корсета, снятия напряжения)









Технологии развития критического мышления «работа с таблицей»:

Задание направлено на развитие логического мышления, развитие анализа, умозаключения.




Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые технологии

XII.Итог урока

Время не пощадило эти чудесные творения:

  1. Висячие сады Семирамиды были затоплены;

  2. Храм Артемиды разрушен дважды;

  3. Статую Зевса сожгли;

  4. Мавзолей разобрали для постройки крепости.4

  5. Колосс Родосский рухнул при землетрясении;

  6. Такая же судьба у маяка Александрийского;

  7. И только пирамиды уцелели.

Так почему говорят: «Ничто не боится времени, но время боится пирамид».

-Как вы думаете, почему многие сооружения не дожили до наших дней?










Делают выводы по эпиграфу











Список литературы:


1.Базарный В.Ф. «Методология оздоровления детей и подростков». Сбор

Ник научно-методических и информационных материалов для медицинских работников, службы формирования здорового образа жизни», М.:1994г;


2. Интернет-ресурсы:




















Урок по математике "Площадь. Единицы площади"
  • Начальные классы
Описание:

Образовательная

  • закрепить умение находить площадь геометрических фигур  различными способами: сравнения фигур "на глаз", путём наложения одной фигуры на другую, с использованием формул измерения площади геометрических фигур;
  • закрепить знание свойств геометрических фигур;
  • закрепить умение точно производить измерения и чертить квадрат и прямоугольник;
  • закрепить знание изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления.
  • учить умению работать с текстами задач, самостоятельно решать составные задачи.

Развивающая:

·         развивать наблюдательность, познавательные способности, мышление, навыка узнавания геометрических фигур; умение использовать математические термины.

Воспитывающая:

·         воспитывать правильное научное мировоззрение;

·         развитие познавательного интереса обучающихся;

·         развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.

Автор Мальцева Ольга Дмитриевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 824
Номер материала 1850
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓