Урок по
математике 5 класс.
Тема:
«Признаки делимости на 2, на5, на 10».
Цель урока: обобщение и систематизация
знаний о делимости чисел на10, на 5 и на 2 .
Задачи:
1)повторить ранее изученный
материал. 2)
Развивать научное мировоззрение
учащихся.
3) Воспитывать аккуратность, культуру поведения и
речи.
План урока:
1. Организационный
момент. Постановка цели урока.
2. Повторение.
3.Решение задач.
4. Самостоятельная
работа.
5. Подведение итогов.
Ход урока:
I. Организационный
момент. Постановка цели урока.
II. Повторение
1.
Для чего нужны признаки делимости
Старинная
восточная притча:
Давным-давно
жил-был старик, который, умирая, оставил своим трем сыновьям 19 верблюдов. Он
завещал старшему сыну половину, среднему – четвертую часть, а младшему – пятую.
Не сумев найти решения самостоятельно (ведь задача в «целых верблюдах» решения
не имеет), братья обратились к мудрецу.
- О
мудрец!- сказал старший брат. - Отец оставил нам 19 верблюдов и велел разделить
между собой: старшему – половину, среднему – четверть, младшему – пятую часть.
Но 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5. Можешь ли ты , о
достопочтенный, помочь нашему горю, ибо мы хотим выполнить волю отца?
- Нет
ничего проще, - ответил им мудрец. – Возьмите моего верблюда и идите домой.
Братья
дома легко разделили 20 верблюдов пополам, на 4 и на 5.Старший брат получил 10,
средний – 5, а младший – 4 верблюда. При этом один верблюд остался
(10+5+4=19).Раздосадованные, братья вернулись к мудрецу и пожаловались :
- О
мудрец , опять мы не выполнили волю отца! Вот этот верблюд – лишний.
- Это
не лишний, - сказал мудрец,- это мой верблюд. Верните его и идите домой.
2.Сформулируйте
признак делимости на 2.
3.Сформулируйте
признак делимости на 5.
4.Сформулируйте
признак делимости на 10.
5.Попытайтесь
сформулировать признак делимости на 100.
III.Решение
задач.
Устно: — Найдите сумму чисел 1 + 3 + 5 + 7 + 9 + 11 + 13 + 15 + 17 +
19.
— Как удобнее сосчитать? (Слагаемые объединить в пары.)
— Сколько пар? (5 пар.)
1) К новогоднему празднику детям купили 80
мандаринов и 96 яблок, которые удалось разложить по пакетам так, что во
всех пакетах оказалось одинаковое число мандаринов и одинаковое число
яблок.
Какое количество пакетов может быть?
2) Поставьте вместо пропусков многозначные числа так, чтобы
выполнилось заданное условие:
а)75+…+86 = (четное число)
б)…+527+… = (четное число)
в)133+55+277+… = (нечетное число)
г)101+1001+1010+… = (нечетное число)
д)5771+… = (четное число)
е)(35+…+10-(…+36)) = (нечетное число)
)Выполните действия.
3) Назовите две пары значений переменных x и y, при которых
значение выражения 3x + 7y: а) делится на 2; б) делится на 5; в)
делится на 10; г) делится на 2, на 5, на 10.
4) — Какую цифру следует поставить вместо *,
чтобы сумма 87* + 1*2 делилась на 10? (* = 8.)
—
Какую цифру следует поставить вместо *, чтобы разность 9*9 — 71* делилась на
10? (* = 9.)
IV.
Самостоятельная работа
Вариант
I
1. Какие из чисел 23 478, 2355, 105 600, 3421, 7775, 20 000,
39 717 делятся: а) на 2; б) на 5; в) на 10.
2. Какие четные числа, удовлетворяют неравенству: 231 < х
< 238?
3. В числе 234* замените * цифрой гак, чтобы полученное
число:
а) делилось на 5, но не делилось на 10;
б) делилось на 2, но не делилось на 5;
в) делилось на 2 и на 5;
г) не делилось ни на 2, ни на 5.
Вариант II
1. Какие из чисел 54 783, 45 000, 84 855, 9871, 900 460,
1115, 567 896 делятся: а) на 2; б) на 5; в) на 10.
2. Какие нечетные числа, удовлетворяют неравенству: 432 <
х < 439?
3. В числе 753* замените * цифрой так, чтобы полученное
число:
а) делилось на 5, но не делилось на 10;
б) делилось на 2, но не делилось на 5;
в) делилось на 2 и на 5;
г) не делилось ни на 2, ни на 5.
V.
Подведение итогов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.