Урок математики по теме: «Слагаемые. Сумма»
Тема: Слагаемые.
Сумма
Цели урока: (планируемые
результаты)
Предметные:
учащиеся научатся читать равенства, используя математическую терминологию
(слагаемые, сумма);
УУД: планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы
достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания;
работать в паре.
Личностные: взаимодействовать
со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.
Используемые
учебники и учебные пособия:
М. И. Моро, С.И.
Волкова, С.В. Степанова. Математика 1 класс, 1 часть М. “Просвещение” 2011; М.
И. Моро, С. И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. 1 часть. 2011,
м/медийное оборудование, линейка цифр, карточки для самостоятельной работы
ХОД УРОКА.
I. Самоопределение к
учебной деятельности (организационное начало):
Организационный
момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок!
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.
-Добрый
день, ребята!
-Начинаем
урок математики. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку мне.
-Если
считать, что каждый урок - ступенька по лестнице знаний, то представьте, на
какую высоту мы уже с вами поднялись, обучаясь в первом классе.
-Какие
умения, качества необходимы нам, чтобы успешно подниматься выше?
- А еще,
ребята, важно научиться преодолевать трудности. Кто готов? Я уверена, что вы
сможете справиться с трудностями. А я всегда вам помогу.
II. Устный счет.
Начнем наш урок с
устного счета. У вас на партах шифровка, решите примеры и расшифруйте запись.
9 + 1
|
5 + 1
|
2 + 1
|
6 + 1
|
3 + 2
|
8 + 1
|
3 + 1
|
4 + 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с
|
л
|
о
|
ж
|
е
|
н
|
и
|
е
|
3 - О, , 4 - И, 5 - Е, 6 - Л, 7 - Ж, 9 - Н , 10 - С
|
¾ Как вы думаете, почему
именно это слово было зашифровано?
¾ На какие две группы можно
разделить эти примеры?
¾ Какое число получается, если
прибавить 1?
¾ Как можно к числу прибавить
2?
III. Целеполагание.
Продолжим работать с такими примерами.
Составьте по рисунку на доске пример на сложение.
1
+ 4 = 5
- Что это? (математическая запись, числовое равенство)
- Что такое «равенство»? (запись, в которой стоит знак «равно», левая и
правая части равны)
- Как можно прочитать это числовое равенство?
(1. к одному прибавить четыре получится пять;
2. один увеличить на четыре получится пять;
3. один да ещё четыре будет пять).
- Эту запись ещё можно прочитать используя математические термины.
- Прочитайте. (ответа нет)
- Почему не получается? (не хватает знаний)
- Каких знаний не хватает? (знаний математических терминов)
-Значит, какая цель урока? (познакомиться с новыми математическими
терминами, узнать, как прочитать числовое равенства, используя математическую
терминологию).
- Если будете
внимательными на уроке – вы сможете обязательно прочесть это числовое
равенство;
IV. Знакомство с новой темой.
- Какое действие
выполняли при решении этого примера? («сложение»).
- То есть числа
мы «скадывали», или по-другому «слагали».
- Отсюда и
название чисел - «слагаемые», результат - суммирование - «сумма».
- Какие два числа
мы прибавляли?
- Это слагаемые.
- 1- первое СЛАГАЕМОЕ.
- 4
- второе СЛАГАЕМОЕ.
- 5 - это
результат сложения СУММА.
На доске
к соответствующим числам пододвигаю слова слагаемое, слагаемое.
- Слева тоже
записана сумма. Это сумма – выражение.
К
выражению пододвигаю слово сумма.
Слагаемое
Слагаемое
1
+
4
= 5
Сумма
Сумма
- Запись можно прочитать и
по-другому: сумма чисел 1 и 4 равна 5.
- Ещё раз назовите 1 слагаемое.
- Назовите 2
слагаемое.
- Назовите сумму.
- Прочитайте
запись по-новому.
Физ.
пауза.
Поднимает руки класс-
Это «раз»,
Выше голова-
Это «два»,
«Три» в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На «четыре»- руки шире,
На «пять» себя обнять,
А на «шесть»- тихонько сесть.
V. Усвоение
нового материала.
Усвоение
нового материала по учебнику и тетради с печатной основой.
Учебник стр. 86
№ 1.
-Какие
геометрические фигуры изображены слева? Круги.
- Какого цвета?
Синего и желтого.
- Сколько синих
кругов? Синих кругов 4.
- Сколько жёлтых
кругов? Жёлтых кругов 2.
- Сколько всего
кругов? Всего 6 кругов.
- Как узнали? 4 +
2 = 6.
- Назовите
название компонентов при сложении по-разному.
1 слагаемое 4,
второе слагаемое 2, сумма равна 6.
-Сумма чисел 4 и
2 равна 6.
Работа в парах.
То же самое и с
двумя другими рисунками обговорите в паре.
- Поднимите руку
те ребята, сосед, которого назвал числа при сложении правильно.
Похвалите их.
Коллективная
работа. Формирование навыков счета. Учебник с. 86 №2.
- Найдите в
задании №2 только суммы, решите примеры. Прочтите выражения, используя новые математические
термины.
Выполняют
задание с комментированием, при котором читают выражения по- разному:
1 слагаемое
2, 2 слагаемое - 2, сумма - 4.
сумма
чисел 0 и 2 равна 2.
VI. Закрепление знаний и способов
действий.
Пропедевтика
темы «Задача». Учебник с.87№3
Учитель предлагает хорошо читающему
ученику прочитать задачу.
-Саша,
прочитай задание.
- о чем
прочитанный рассказ?
- что
известно?
Было 6 книг и ещё подарили 2 книги
- что нужно
узнать?
Сколько книг стало у Васи?
- какое арифметическое
действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос? Сложение.
- почему так
считаете?
Потому что книг у Васи стало больше
- запишите
решение.
Зрительная гимнастика с использованием проектора.
Пока дети закрыли глаза, убираем с доски пример с названием компонентов
действия сложения.
Формирование навыков
счёта.
Учебник с.87№6
Учитель
предлагает выполнить задание на закрепление умения прибавлять и вычитать число
2
Учащиеся объясняют, кто из сказочных
героев ошибся. (Ошибся заяц, так как он должен был выполнить действие
«сложение», при сложении число увеличивается, то есть заяц должен был сделать
два шага вперёд, а не назад.)
Учащиеся выполняют задания под
руководством учителя, отвечая на поставленные вопросы.
Работа в тетради с
печатной основой. с. 32
— Для выполнения следующего задания нам нужно
повторить что такое сумма, какие числа называются слагаемыми. посмотрите на
схему. А где же она? помогите восстановить её на коррекционной доске. ( Можно
всем классом или несколько человек.)
— Откройте тетрадь. Прочитайте первое задание.
— Что такое слагаемые? (Числа, которые
складываем.)
— Какие равенства
подчеркнули? Прочитайте их с ответом.
— Прочитайте следующее задание. Выполните его.
— Какое равенство составили к первому рисунку?
(5 + 7 = 6.)
— Какое равенство составили ко второму рисунку?
(7— 1 = 6.)
— Прочитайте следующее задание. Выполните его.
—
Составьте
рассказы по рисункам.
1
вариант к первому рисунку, а 2 вариант ко второму. ¾ Поменяйтесь
тетрадями, проверьте, похвалите, если ваш сосед выполнил работу верно.
VII. Рефлексивно-оценочный.
- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно
поработали.
- Что нового узнали на уроке? Как
называются числа, которые складываются?
- Как называется результат,
полученный при сложении?
Оцените себя с
помощью смайлика. Нарисуйте то настроение, какое оно у вас сейчас.
Спасибо за урок.
Молодцы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.