Сложение и вычитание дробей с разными
знаменателями. 5-й класс
Тип урока: открытие новых знаний.
УМК: «Математика 5 класс» Зубарева И.И. , Мордкович А.Г., 2014г.
ФГОС
Цель урока: построить алгоритм сложения
и вычитания дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его
практическому использованию.
Задачи урока:
Личностные: развитие умения ясно, точно,
грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
Метапредметные: развитие умения понимать
сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом
Предметные: развитие навыков устных и
письменных вычислений
Основные понятия: обыкновенная дробь, общий
знаменатель, дополнительный множитель.
Оборудование: мультимедийный, экран, презентация, карточки
для индивидуальной работы, для работы в парах.
Ход урока
I. Самоопредение к учебной деятельности
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение,
смыслообразование
Познавательные: целеполагание
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества
Цель: включить учащихся в учебную
деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с
обыкновенными дробями)
Перед началом урока хочу предложить вам старинную
суфийскую притчу «Делёж верблюдов»
Живший некогда Суфий хотел сделать так, чтобы ученики
после его смерти нашли подходящего им учителя Пути. Поэтому в завещании, после
обязательного по закону раздела имущества, он оставил своим ученикам семнадцать
верблюдов с таким указанием: «Разделите верблюдов между самым старшим, средним
по возрасту и самым младшим из вас следующим образом: старшему пусть будет
половина, среднему — треть, а младшему — одна девятая».
Когда Суфий умер, и завещание было прочитано, ученики вначале были изумлены
таким неумелым распределением имущества Мастера. Одни предлагали: «Давайте
владеть верблюдами сообща»; другие искали совета и затем говорили: «Нам
советовали разделить способом, наиболее близким к указанному»; третьим судья
посоветовал продать верблюдов и поделить деньги; а ещё некоторые считали, что
завещание утратило свою законную силу, поскольку его условия не могут быть
выполнены.
Спустя некоторое время ученики пришли к мысли, что в завещании Мастера мог быть
какой-то скрытый смысл, и они стали расспрашивать повсюду о человеке, который
может решать неразрешимые задачи. К кому бы они ни обращались, никто не мог
помочь им, пока они не постучали в дверь Хазрата Али, зятя Пророка. Он сказал:
— Вот вам решение. Я добавлю одного верблюда к этим семнадцати. Из восемнадцати
верблюдов вы возьмете половину — девять верблюдов — для старшего ученика.
Второй ученик возьмет треть — то есть шесть верблюдов. Третий получит одну
девятую — двух верблюдов. Это как раз семнадцать. Остался один — мой верблюд,
он вернётся ко мне.
Вот так ученики нашли себе учителя.
Какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой
четверти? (обыкновенными дробями)
Чему мы уже научились
Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы
продолжим продвигаться?
II. Актуализация знаний и фиксация
затруднений
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия,
использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания,
подведение под понятие
Регулятивные: выполнение пробного учебного
действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в
ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей,
аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
Цели:
актуализировать учебное содержание, необходимое и
достаточное для восприятия нового материала: основное свойство дроби,
приведение дробей к одинаковому знаменателю, сложение и вычитание дробей с
одинаковыми знаменателями;
актуализировать мыслительные операции, необходимые и
достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в
виде схем и символов: в виде свойств и определения;
зафиксировать индивидуальное затруднение в
деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность
имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с разными знаменателями.
А начнём мы как всегда с устной работы, потому что
чтобы узнать что-то новое …(необходимо повторить уже изученный материал)
1.Математический диктант. «Найдите
лишнее.»
Учащиеся повторяют правила: прав и непр дроби, смеш
числа, сокращение дроби, основное св дроби. Слайд
2. Разгадать высказывание: повторение правила сложения
и вычитания дроб с один знаменателями . Карточки см приложение.
Учащиеся выделяют проблему. Выявление места и причины
затруднения
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение,
подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение
речевого высказывания
Регулятивные: волевая саморегуляция в
ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация
своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации
Цели:
организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе
которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего
затруднение в учебной деятельности;
согласовать цель и тему урока.
– Почему у вас получились такие разные ответы, как
выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дали ответы, Чем
отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого? (В
предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм
сложения и вычитания таких дробей, а в последнем задании у дробей разные
знаменатели.)
– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание,
определить, кто его выполнил правильно? (Надо найти способ нахождения суммы и
разности дробей с разными знаменателями, построить для таких дробей алгоритм
сложения и вычитания.)
– Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм
сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, научиться выполнять
действия по построенному алгоритму.)
– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему
урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с разными
знаменателями.)
– Запишите тему. (На доске открывается тема урока.)
Постановка цели урока.
Какие знания нам пригодятся?
Какой цели мы должны достигнуть до конца урока.
3) приведение дробей к общему знаменателю.
Работа в парах. Решение дробей с разными
знамен карточки.
III.
IV. Построение проекта выхода из
затруднения
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение,
смыслообразование
Познавательные: анализ, синтез, обобщение,
аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск
и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа
решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа
решения проблемы
Регулятивные: волевая саморегуляция в
ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей,
аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного
сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.
Цели:
организовать коммуникативное взаимодействие для
построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного
затруднения;
зафиксировать новый способ действия в знаковой,
вербальной форме и с помощью эталона.
Задания парам
V. Первичное закрепление во внешней
речи
Формируемые УУД:
Личностные: осознание ответственности за
общее дело
Познавательные: выполнение действий по
алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение,
подведение под понятие
Коммуникативные: выражение своих мыслей,
использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение
договорённости и согласование общего решения
Цель: зафиксировать изученное
учебное содержание во внешней речи.
Ученики решают у доски, используя алгоритм (обратить
внимание на проговаривание)
№ 440-а б в коллективное выполнение с проговариванием
алгоритма.
Применим алгоритм сложения дробей с одинаковыми
знаменателями, складываем числители, знаменатели оставляем без изменения
Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка?
Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка?
Повторим ещё раз алгоритм сложения и вычитания дробей
с разными знаменателями.
VI. Самостоятельная работа с
проверкой по эталону
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, синтез, аналогия,
классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
Регулятивные: контроль, коррекция,
самооценка
Цель: проверить своё умение
применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе
сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам
понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного
решения:
Задания написаны на обороте доски. Признак того, что
вы работу закончили – поднятая рука. Самопроверка. Составить слово-фамилия
автора высказывания заданного в начале урока.
После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы
и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится
выявление причин допущенных ошибок.
VII. Рефлексия деятельности на уроке
выбрать предложение для саморефлексии.
Цели:
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке:
алгоритм сложения и вычитания дробей;
оценить собственную деятельность на уроке;
поблагодарить одноклассников, которые помогли получить
результат урока;
зафиксировать неразрешённые затруднения как
направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;
обсудить и записать домашнее задание.
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное
понимание причин успеха или неуспеха
Коммуникативные: аргументация своего мнения,
планирование учебного сотрудничества
Организация учебного процесса на этапе 7:
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий
на уроке?
– Как вы можете оценить свою работу?
Постановка домашнего задания с
комментированием: алгоритм учить (раздать каждому), 441, 444. придумать
карточки с примерами на разные действия с об дробями
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.