Главная / Начальные классы / урок по литературному чтению П.П.Бажов"Серебряное копытце"

урок по литературному чтению П.П.Бажов"Серебряное копытце"


ПП.Бажов «Серебряное копытце»

Задачи:


  1. продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения  Бажова “Серебряное копытце”;


  2. совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;


  3. воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
    Тип урока: Изучение нового материала.

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания. -Какое было домашнее задание?

    А)Подготовиться выразительно читать вторую часть по ролям.

    Кокованя-

    Дарёнка-

    Серебряное копытце-

    Автор-

    Б) составить рассказ о Серебряном Копытце.( выборочный пересказ)


    В) - Дома вы перечитали сказ Бажова “Серебряное копытце”.

    Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Тест по карточкам.

    - Как звали отца Даренки?

    А) Григорий

    Б) Георгий

    В) Гаврила

    - На какой ноге у козлика серебряное копытце?

    А) на левой передней

    Б) на правой передней

    В) на задней правой

    - Кошка Муренка была

    А) белая

    Б) серая

    В) бурая

    -  Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?

    А) 1

    Б) 2

    В) 3

    - На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней  какого цвета?

    А) голубого

    Б) розового

    В) зеленого


    3. Работа с текстом

    А) Выборочное чтение.

    - Рассмотри иллюстрации к тексту.

    Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.

    - Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.

    Б) Обобщающая беседа после чтения.

    - Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?

    Уральские рабочие добывали в горах драгоценные камни. А искусные мастера делали из них украшения, шкатулки, другие предметы удивительной красоты.

    - Какие они были по характеру?
    Какие по характеру были Кокованя и Дарёнка.

    Добрые, трудолюбивые, весёлые, заботливые, мудрые, ласковые, серьёзные, бескорыстные, дружные.


    Д) Далее выполняем задание. (запись на доске)

    О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.

    А) Человек должен любить животных.

    Б) Очень важно быть скромным.

    В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.


    4. Сравнение сказки и сказа.

    А) беседа

    - Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце)

    - Как они связаны в сказе? ( У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

    - А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)

    - Чем похожи сказка и сказ?

    - Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?

    ( Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик


Б) Работа с карточками.

Определи: чем отличаются друг сказка и сказ. Отметь отличия.


Сказка


Сказ


Вымысел


Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла


Сказочные герои и события


Главная тема- жизнь и быт рабочих Урала


Сказочные предметы


Главные герои – рабочие, мастера, добытчики


 


Есть волшебные предметы


 


Есть сказочные герои и события


 


Рассказчик


Отличие сказа от сказки

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

Герои – люди обыкновенные.

Фольклорная первооснова.

Присутствие рассказчика – человека из народа.

Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Отличительные черты сказки:

Волшебные герои - добрые или злые.

Нет рассказчика.

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

Не имеют реальной основы.

Подведение итогов.

- А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.

- Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?

( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)

5. Беседа о личности писателя.
Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич, много горя и нужды в жизни узнали. В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия в которых рос П. Бажов.
Осенью 1889 года десятилетнего мальчика Павла Бажова увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил ему старый дед: “Глядя, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!”
Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.

Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.



- Как вы поняли выражение “ потовая копейка”?

- Какой наказ дед дал внуку?

- Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов.

Объясните.

6. Итог урока.

- Какие качества людей привлекают автора?

- Кому открываться сокровища земли?

О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

7. Домашнее задание.

Прочитать
8. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?

- Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного луга. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.






















Учитель. Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений.За помощью обратимся к толковому словарю Ожегова.


  • барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).


  • взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.


  • голбчик – приступка для выхода на печь.


  • пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.


  • похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.


  • несподручно– неудобно, неловко.


  • пособник – помощник в делах.


  • покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.


  • статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.


4. Первичное восприятие текста

Чтение сказа П. П. Бажова “Серебряное копытце” подготовленными учащимися.

5.Физкультминутка

6. Работа над содержанием

Учитель. Ваши впечатления от прочитанного? Понравилась ли вам сказка? Чем?

Учитель. Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

Дети. Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.

Учитель. А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

Дети. После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.

Учитель. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?

Дети. Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу

Учитель. Можно сказать, что они были счастливы?

Дети. Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

Учитель. Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце? Выберите один из вариантов ответа (с.194 учебника)


  • каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;


  • герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато.


Дети выбирают один из вариантов, обосновывая свой выбор.

Учитель. У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.

Учитель. Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

Дети. Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.

Учитель. На следующем уроке мы продолжим работу над произведением.

7. Итог урока

Учитель. Подведём итог урока. Проверим, какими вы были внимательными слушателями и читателями. Вам надо ответить на несколько вопросов викторины.

Викторина

1. Кому был посвящен наш урок?

2. Почему Бажова называют волшебником?

3. Как называется знаменитый сборник сказов П. Бажова?

4. Назовите произведение по иллюстрации. Внимание на экран. (Иллюстрации к сказам П.П.Бажова)


  • “ Огневушка – Поскакушка”


  • “Малахитовая шкатулка”


  • “Хозяйка медной горы”


  • “Серебряное копытце”


5. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...” А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?


  • Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.


  • Богатство – не синоним счастья.


  • Желаешь себе добра – делай добро другим.


Перечитать сказку; подготовить пересказ понравившегося отрывка.



урок по литературному чтению П.П.Бажов"Серебряное копытце"
  • Начальные классы
Описание:

ПП.Бажов «Серебряное копытце»

Задачи:


  1. продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения  Бажова “Серебряное копытце”;


  2. совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;


  3. воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
    Тип урока: Изучение нового материала.

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания. -Какое было домашнее задание?

    А)Подготовиться выразительно читать вторую часть по ролям.

    Кокованя-

    Дарёнка-

    Серебряное копытце-

    Автор-

    Б) составить рассказ о Серебряном Копытце.( выборочный пересказ)


    В) - Дома вы перечитали сказ Бажова “Серебряное копытце”.

    Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Тест по карточкам.

    - Как звали отца Даренки?

    А) Григорий

    Б) Георгий

    В) Гаврила

    - На какой ноге у козлика серебряное копытце?

    А) на левой передней

    Б) на правой передней

    В) на задней правой

    - Кошка Муренка была

    А) белая

    Б) серая

    В) бурая

    -  Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?

    А) 1

    Б) 2

    В) 3

    - На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней  какого цвета?

    А) голубого

    Б) розового

    В) зеленого


    3. Работа с текстом

    А) Выборочное чтение.

    - Рассмотри иллюстрации к тексту.

    Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.

    - Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.

    Б) Обобщающая беседа после чтения.

    - Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?

    Уральские рабочие добывали в горах драгоценные камни. А искусные мастера делали из них украшения, шкатулки, другие предметы удивительной красоты.

    - Какие они были по характеру?
    Какие по характеру были Кокованя и Дарёнка.

    Добрые, трудолюбивые, весёлые, заботливые, мудрые, ласковые, серьёзные, бескорыстные, дружные.


    Д) Далее выполняем задание. (запись на доске)

    О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.

    А) Человек должен любить животных.

    Б) Очень важно быть скромным.

    В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.


    4. Сравнение сказки и сказа.

    А) беседа

    - Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце)

    - Как они связаны в сказе? ( У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

    - А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)

    - Чем похожи сказка и сказ?

    - Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?

    ( Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик


Б) Работа с карточками.

Определи: чем отличаются друг сказка и сказ. Отметь отличия.


Сказка


Сказ


Вымысел


Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла


Сказочные герои и события


Главная тема- жизнь и быт рабочих Урала


Сказочные предметы


Главные герои – рабочие, мастера, добытчики


 


Есть волшебные предметы


 


Есть сказочные герои и события


 


Рассказчик


Отличие сказа от сказки

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

Герои – люди обыкновенные.

Фольклорная первооснова.

Присутствие рассказчика – человека из народа.

Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Отличительные черты сказки:

Волшебные герои - добрые или злые.

Нет рассказчика.

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

Не имеют реальной основы.

Подведение итогов.

- А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.

- Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?

( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)

5. Беседа о личности писателя.
Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич, много горя и нужды в жизни узнали. В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия в которых рос П. Бажов.
Осенью 1889 года десятилетнего мальчика Павла Бажова увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил ему старый дед: “Глядя, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!”
Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.

Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.



- Как вы поняли выражение “ потовая копейка”?

- Какой наказ дед дал внуку?

- Каким человеком, по-вашему, был автор уральских сказов Павел Бажов.

Объясните.

6. Итог урока.

- Какие качества людей привлекают автора?

- Кому открываться сокровища земли?

О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

7. Домашнее задание.

Прочитать
8. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?

- Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного луга. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.
Учитель. Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений.За помощью обратимся к толковому словарю Ожегова.


  • барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).


  • взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.


  • голбчик – приступка для выхода на печь.


  • пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.


  • похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.


  • несподручно– неудобно, неловко.


  • пособник – помощник в делах.


  • покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.


  • статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.


4. Первичное восприятие текста

Чтение сказа П. П. Бажова “Серебряное копытце” подготовленными учащимися.

5.Физкультминутка

6. Работа над содержанием

Учитель. Ваши впечатления от прочитанного? Понравилась ли вам сказка? Чем?

Учитель. Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

Дети. Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.

Учитель. А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

Дети. После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.

Учитель. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?

Дети. Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу

Учитель. Можно сказать, что они были счастливы?

Дети. Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

Учитель. Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце? Выберите один из вариантов ответа (с.194 учебника)


  • каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;


  • герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато.


Дети выбирают один из вариантов, обосновывая свой выбор.

Учитель. У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.

Учитель. Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

Дети. Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.

Учитель. На следующем уроке мы продолжим работу над произведением.

7. Итог урока

Учитель. Подведём итог урока. Проверим, какими вы были внимательными слушателями и читателями. Вам надо ответить на несколько вопросов викторины.

Викторина

1. Кому был посвящен наш урок?

2. Почему Бажова называют волшебником?

3. Как называется знаменитый сборник сказов П. Бажова?

4. Назовите произведение по иллюстрации. Внимание на экран. (Иллюстрации к сказам П.П.Бажова)


“ Огневушка – Поскакушка”


  • “Малахитовая шкатулка”


  • “Хозяйка медной горы”


  • “Серебряное копытце”


5. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...” А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?


Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.


  • Богатство – не синоним счастья.


  • Желаешь себе добра – делай добро другим.

 


Перечитать сказку; подготовить пересказ понравившегося отрывка.


Автор Банацкая Наталья Михайловна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3161
Номер материала 11854
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓