Главная / Начальные классы / Урок по литературному чтению на тему "Знакомство с приставкой. Упражнения в чтении." (1 класс)

Урок по литературному чтению на тему "Знакомство с приставкой. Упражнения в чтении." (1 класс)

Урок обучения грамоте в 1 классе

Составила: Тихомирова Ирина Павловна, учитель высшей квал. категории МОУ СОШ № 4 г. Наволоки


Тема урока усвоения новых знаний и умений: Знакомство с приставкой. Упражнения в чтении и письме.


Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Задачи

Предметные: - сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

- находить приставку среди других частей слова;

- образовывать новые слова с помощью приставки;


Метапредметные

- познавательные: - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

- коммуникативные: - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- регулятивные: - учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- личностные: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

- учебно-познавательные мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.











Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

на уроке

1. Мотивация к учебной деятельности


- Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

- Ваши глазки все проснулись?

- Ваши губки улыбнулись?

- Начинаем работу!

- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Знаний. Отгадайте, кто будет нашим попутчиком сегодня:

Отвечайте на вопрос:

Кого в корзинке Миша нес?

Он садился на пенек

И хотел съесть пирожок.


- Незаметно пролетели весёлые летние денёчки, слегка позолотила лесные дорожки осень и тоже отправилась ждать своей очереди в дальние края. Природа встретилась с зимушкой-зимой. И всё это время Маша была старательной ученицей. Но вот в выходной день у Маши появилось много свободного времени.

Маша: Скукотища. Все спрятались, Мишка спит… Пойду на улицу, может, кого-нибудь встречу. Пойдем вместе с Машей по тропинкам в стране Знаний?



Отвечают на вопросы:


Да

Да

Да






hello_html_m636c985e.gif

Маша








hello_html_m5a1ab20c.gif








Да

Регулятивные УУД:

1) формируем умение настроиться на урок, принять учебную задачу;

Личностные УУД:

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

2) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

Духовно-нравственное развитие и воспитание (на всех этапах):

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.





2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
































3. Выявление места и причины затруднения.


























4. Построение выхода из затруднения.










5. Реализация построенного проекта









































Физ. минутка (зарядка с Машей)






6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


































7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
















Физ. минутка (зарядка с Машей)


































































Выйдя за порог, Маша отправилась к дальней опушке. Пока идем по тропинке, вспомним:



- Какие части слова вы знаете?


- О какой части слова идет речь: общая часть родственных слов?



-Может ли слово быть без корня?

- Какая часть слова обозначается значком ?

- Что такое суффикс?



-Могут ли слова быть без суффикса?

- Сделаем вывод:

- Какие уже знаем части слова?

СХЕМА (только известные части)

Слово

Части (состав) слова

приставка корень суффикс окончание


-Ребята, посмотрите, кто это на пути?

- Я, божья коровка С+ЧИТАЮШКА, охраняю эту тропинку, слежу за порядком в стране Знаний.

Отгадайте мои загадки:


На поселки, на лужок все снижается...

С неба все скользят пушинки — серебристые...

На проталинке лесной
Цветок увидим мы весной:
Беленький и нежный
Первый...


- Поработаем в группах. Возьмите желтую карточку. Прочитайте слова. Найдите лишнее слово? Почему вы так считаете?


- Докажите, что эти слова однокоренные.



- Какое задание можете предложить для работы?

- Выделите части слова




- С какой проблемой мы столкнулись?



- В каком слове выделены не все части?

- Почему?

- Предположите, как называется часть слова под-, которая стоит перед корнем?


О какой части слова мы узнаем сегодня на уроке?



Какова тема урока?

Чему будем учиться на уроке? (формулируем цели, составляем план)

План:

1.Место приставки в слове.

2.Обозначение приставки.

3.Образование слов с помощью приставки.






Божья коровка рассказала Маше, что коварный паук Неумеха расставил свои сети по всем тропинкам страны Знаний. Посмотрите, что получилось:

1)Работа с текстом

- Прочитайте текст.

Лиса.

Шла лиса из норки. шла в лес на добычу. шла до речки. шла через мостик. Поймала мышку. Радостная лиса шла домой.


Что не так вы заметили?





- Как вы думаете, что нужно добавить в слова?


- Измените с помощью подходящей приставки так, чтобы было верно.











- Что появилось рядом со словом шла?


- Какие приставки? Выделим приставку в этих словах.


- Что заметили, какое открытие вы сделали?


У корня в недругах, представь-ка

Есть дама гордая – Приставка

А злит она его одним –

Стоит всегда лишь перед ним.

- Что же такое под- в слове подснежник?


Посмотрите на план, какие задачи мы уже решили?

- Переходим к третьей задаче.




2) Вот мы и прошли по тропинкам. Но пауку Неумеха помогают зловредные Василиски. Они изрыгают огонь и уничтожают всё на своём пути.

Работа по учебнику.

Откройте учебник на странице 110. Посмотрите, Василиски сожгли начало некоторых слов. Нужно помочь Маше восстановить их.


Прочитайте приставки



Прочитайте слова первого столбика. Назовите приставки.

Прочитайте слова второго столбика. Назовите приставки.





Прочитайте слова третьего столбика. Назовите приставки.



Прочитайте слова четвертого столбика.

Какую приставку можно записать к слову “плыл”?

- Какую важную работу выполняет приставка?

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.




Вот мы и спасли книги от Василисков. Маша предлагает покататься на машинке Успех.

1) Кузовом будет корень слова, а кабиной – приставка.

Работа в паре. Моделируют слова:

1 ряд – с корнем – нёс-

2 ряд – с корнем - вёл

Проверим.

Чему мы сейчас учились?



2) Выделить приставку в словах. (пропись № 5, стр.2)


- Делаем вывод: что же мы узнали о приставках?








Какие мы молодцы, освободили страну Знаний от коварных и нерадивых неучей.

Посмотрите, кто нас встречает у школы Мудрости!


2) Работа с текстом в «Букваре».

Чтение текста про гномика (c. 108).


  1. Работа с текстом до чтения.

На какие мысли наводит картинка?

А что несёт в руках гном на картинке?

Как называется текст? Почему?

Какое задание мы получили от авторов учебника?

2) Чтение вслух с комментированием.

Домик гномика стоит далеко в лесу. (Значит, с кем может дружить гном?) У гномика именины. (То есть праздник имени. Кого он позовёт?) К нему спешат гости. Вот совушка слетела с ветки и полетела к домику. Крот вышел рано (Почему крот вышел рано?) и долго шёл по тропинке. (Вот и ответ!)

Первым прискакал оленёнок с ромашками. Потом приплыла выдра с кувшинками. Прилетели осы с вкусным медком. (А почему оленёнок принёс ромашки, выдра – кувшинки, а осы – медок?) Лисёнок аккуратно пронёс лукошко малины мимо кустов шиповника. Улитка пришла после совы и крота. Вот и все гости на месте! (Много гостей?)

На столе сладкие пироги, кипит самовар. Гномик рад подаркам. Порадовали его гости!

3) Выявление первичного восприятия.

Ждал ли гномик гостей? Как догадались?

Почему не сова, а совушка?

- Какой суффикс появился?

Ждёт ли её гномик?

А что подсказывает, что осы приготовили подарок от всей души?

- Какой суффикс появился?

Кому и чему рад гномик?

4) Повторное чтение.

Вопросы после чтения.

Почему у гномика много друзей?

Что подарили бы вы, если бы гномик пригласил вас на именины?

Именины – это день рождения имени, а его у гномика нет. Придумайте ему имя.

5) Озаглавливание текста.

- Какое заглавие можно подобрать к тексту?

Найдите в рассказе выделенные слова. Прочитайте их. Это ключевые слова в тексте. Что обозначают они?

Что общего у всех этих слов? Назовите приставки.

- Какое слово употребили без приставки?












Корень, суффикс, окончание.


- Корень (составляем схему на доске)

 

- Нет;
- Суффикс

- Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.

-Да.


Слова состоят из корня, суффикса, окончания








hello_html_1000b005.gif


Божья коровка.


снежок


снежинки



подснежник



подснежник (корень стоит в середине слова)


Одинаковый корень, общее значение


Выделить корень, суффикс

Работают на карточках



-Не все части слова обозначены.


Подснежник

- Не знаем этой части слова.


Приставка.

hello_html_m470bc6b1.gif






Знакомство с приставкой


- узнать, все о приставке, где она находится, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок; учиться сотрудничать во время работы.









hello_html_m4b41f067.gif

Читают текст.



Действия, которые выполняет лиса не совсем точные, слово – шла, нет смысловой окраски действий


Приставки.


hello_html_m5003cd4f.gif





Приставка


Вы-, по-, до-, пере-, по-


Приставка стоит перед корнем, пишется слитно.




Выделяем приставку.


1.Место приставки в слове.(дополняют схему на доске)

hello_html_3bab0947.gif2.Как обозначается приставка.


по-, до-, про-, пере-, при-, у-, вы-


плыл, поплыл, доплыл



ушёл, пошёл, дошёл





улетел, полетел, долетел



выплыл, приплыл, ...плыл


по-, до-, про-, пере-, у-



Образует новые слова

(получились новые слова с совершенно разным смыслом).















Составлять новые слова с помощью приставки


Пишут слова, выделяют приставки.


Приставки стоят перед корнем и служат для образования новых слов, пишется слитно со словами.





Гномик.





Ответы детей на вопросы.

Самовар

Нет названия


Озаглавить текст.













Да, на столе угощения, кипит самовар.

-ушк-



Не мёд, а медок!

-ок-

Гостям.









Предлагают заголовки.


Действие героев




шел





Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

7) формируем умение моделировать

8)

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

















Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по карточкам;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение подбирать эффективные способы решения


Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в группе












Коммуникативные УУД:

1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

















































































Познавательные:

1) формируем умение извлекать информацию из текстов;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные:

1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2) формирование навыка самоконтроля;

3) формирование навыка использования полученных знаний.

Личностные:

1)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;





Познавательные:

1)формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

3) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные:

1) формирование развития речи;

2) формируем умение слушать других;

3) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

4) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Личностные:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности







8. Рефлексия учебной деятельности.

- Какое новое знание получили на уроке?


- Что такое приставка?

- Где стоит приставка?

- Как пишутся приставки?

- Какую важную работу выполняют приставки?

Рефлексия.

Сегодня я узнал(а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Желаю вам успеха на следующем уроке.

познакомились с приставками

часть слова

перед корнем

слитно

образуют новые слова



Дополняют предложения.



Познавательные:

1) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные:

1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные:

1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

1)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.









Урок по литературному чтению на тему "Знакомство с приставкой. Упражнения в чтении." (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа 2100". Урок проводится в форме путешествия с Машей по Стране Знаний. На пути встречаются герои мультфильма, которым нужно помочь. Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой. Урок призван создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, в группах, выслушивать и уважать мнение других, сформировать умение находить приставки в словах, упражняться в графическом обозначении приставки. 

 

Автор Тихомирова Ирина Павловна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 667
Номер материала 5244
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓