Главная / Начальные классы / Урок по литературному чтению на тему "Снежинка" К. Д. Бальмонт (3 класс)

Урок по литературному чтению на тему "Снежинка" К. Д. Бальмонт (3 класс)

Урок литературного чтения в 3 классе

(УМК «Школа 2100»)

Учитель Галимова Ольга Владимировна, МАОУ «СОШ № 50 с углубленным изучением английского языка» г. Перми

Тема урока: К. Д. Бальмонт «Снежинка»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить детей с литературным произведением, закреплять умение работать с текстом, продолжить формирование навыков осознанного, выразительного чтения как способа передачи личного восприятия текста, своих переживаний и представлений

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

  1. Умение воспринимать литературное произведение на слух;

  2. Выразительно, осознанно, грамотно читать произведение, передавая личное восприятие текста;

  3. Умение находить и формулировать главную мысль произведения, рассуждать о героях произведения, их внутреннем мире, поступках;

  4. Умение определять жанр, стиль произведения

Метапредметные УУД:

  1. Умение определять и формулировать основную цель работы на уроке;

  2. Умение делать выводы, высказывать свое мнение;

  3. Умение работать в паре, группе.

Личностные УУД:

  1. Умение понимать, сочувствовать, выражать свои эмоции при работе с произведением;

  2. Умение высказывать собственное отношение к произведению.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами окунемся в мир классической зимней природы.

-Чтобы узнать тему нашего урока, нужно отгадать загадку:

Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.

-Что это? (Снежинка)

- Ребята, а вам нравится рассматривать снежинки?
- В какое время года мы их можем наблюдать эти замечательные создания, любоваться ими?
(Зимой)
- Как они выглядят? Попробуйте их описать.

2. Первичное восприятие произведения К. Д. Бальмонта «Снежинка».

- А теперь внимательно послушайте стихотворение и представьте себе все, о чем услышите:

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Летит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

- Ребята, понравилось ли вам это стихотворение?

- О чём вы думали, что представляли?

- Вы представили себе крутящуюся на ветру, летящую, падающую снежинку. Это автор изобразил падение снежинки словами, создал образ падающей снежинки.

- Как бы вам хотелось назвать это стихотворение?

- Давайте откроем учебники и прочитайте название стихотворения. («Снежинка»).

- Вы оказались внимательными слушателями. Наше название совпало с авторским.

- Кто автор этого стихотворения? (Константин Дмитриевич Бальмонт.)

3. Информация об авторе. (Презентация)

- Ребята, а кто из вас уже знаком с произведениями этого поэта? Что вы знаете о нем? Сегодня на уроке мы и познакомимся с этим замечательным поэтом.

К.Д. Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В девять лет Бальмонт начал писать стихи. Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.

4. Работа над стихотворением. Чтение стихотворения детьми (Под музыку П.И Чайковского «Времена года»)

- Прочитайте стихотворение молча, постарайтесь представить картины, описанные автором, вчитайтесь, чтобы вместе затем поразмышлять, воссоздать в своем воображении те образы, которые воссоздал поэт с помощью слова и художественных средств (дети читают).

- А сейчас я предлагаю вам поделиться впечатлением, которое произвело на вас это произведение (Ответы детей).

- Как вы думаете, что хотел сказать нам автор, чем хотел поделиться Константин Дмитриевич Бальмонт с читателями?

- Как вы считаете, какие чувства испытывает поэт, описывая снежинку? Как автор указывает на то, что он действительно восторгается снежинкой?

5. Работа над осмыслением содержания стихотворения, выразительностью чтения

- Какие картины представили?

- Найдем и выразительно прочитаем эти строки, сами попробуем передать этот восторг.

- Какой эпитет указывает на легкость, воздушность снежинки? (светло-пушистая)

- Какие эпитеты использовал автор еще? Что у человека может быть белым, чистым? (Внешний вид, душа). Если у снежинки есть характер, то какая она? (Живая, настоящая). Как называется литературный прием, когда неживые предметы сравниваются с живыми? (Прием олицетворения). Да, снежинка живая, она находится в движении, она смелая. Почему она смелая, попытаемся разобраться, читая следующие строфы.

2 строфа

- Ребята, как вы думаете, почему снежинка кажется живой?

- Какие слова одушевляют снежинку? Объясните значение слова « проносится».

- Что значит «бурная дорога»? Подберите синоним к слову «дорога» (Путь). Жизненный путь, жизненная дорога, значит, жизнь у снежинки бурная, трудная, опасная. Удается ли снежинке преодолевать трудности? Какие слова убеждают нас в этом? (Дорогой бурною легко проносится, она смелая). Откуда держит путь наша снежинка?

3 строфа

- Что такое лазурь? Какой она имеет цвет? Куда стремится снежинка? Что для нее земля? (Неизведанная страна). Зачитайте слова, из которых мы узнаем, что снежинка отправилась в неизвестную страну. Как вы думаете, снежинка переживает, отправляясь в неизвестность? С какой интонацией следует произносить эти строки?

4 строфа.

- Какая картина рисуется в вашем воображении? На этом трудном жизненном пути есть ли у нашей героини помощник? Перечитаем следующие две строфы.

5 и 6 строфы.

- Кто же он? (Ветер). Почему вы так думаете? Какой художественный прием использует поэт, чтобы помочь нам услышать шум ветра и лучше представить картину общения ветра со снежинкой? Прочитайте эти строчки, выделяя голосом соответствующие звуки. Как и почему надо читать эти строфы?

7 строфа.

- Но вот дорога подошла к концу, и на Землю спустилась невредимая прекрасная снежинка. Для поэта – она не простая снежинка, а нечто большее - «звезда кристальная». С помощью какого художественного средства автору удалось убедить нас в этом? (метафора). Почему Константин Бальмонт использует глагол «касается» (показать безболезненность приземления, удовлетворенность пройденным жизненным путем). Перечитаем эти строки, передавая сказанное с помощью интонации.

6. Физкультминутка

- А теперь немножко отдохнем.

На поляну, на лужок тихо падает снежок.
  На поляну, на лужок тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, закружился снежок,
 Пляшут все пушинки, белые снежинки.

7. Работа над главной мыслью произведения

- К.Д. Бальмонт создал образ снежинки, которой он восхищается, любуется; образ любящего, заботливого, сильного ветра. Попробуем предположить, о ком или о чем думал поэт, создавая эти образы? Белая, нежная, чистая, смелая снежинка – любимая девушка, которая, не боясь трудностей, пускается в совместный неизведанный жизненный путь с небогатым человеком нелегкой судьбы. Любящий, заботливый, надежный ветер – сам поэт, встретивший на своём жизненном пути прекрасную спутницу. Вместе они радуются жизни, вместе им веселее жить, легче преодолевать житейские невзгоды. В этом и заключается главная мысль стихотворения.

8. Работа в парах. Выразительное чтение стихотворения

9. Изготовление снежинки.

- Зима не всегда балует нас снежинками. А так хочется зимней красоты. Давайте создадим эту красоту в нашем классе сами. Мы попробуем, используя бумагу и ножницы, изготовить это замечательное творение природы.

- Положите перед собой лист бумаги. Приступаем к работе.

- Обратите внимание, лист бумаги сгибается так, как показано на рисунке (б), затем лишняя часть обрезается (рисунок (в)). Затем разворачиваем сложенную бумагу и сгибаем ее по пунктирным линиям так, как изображено на рисунке (г).  Получившуюся фигуру (рисунок (д) нужно сложить еще раз по пунктирной линии и затем обрезать лишние края. Все, бумага готова к вырезанию снежинки. Теперь каждый, используя воображение и фантазию, творит чудеса.

Как сделать снежинку из бумаги к Новому году

- Как вы думаете, какую форму имеет снежинка. (Форму многоугольника).

- Кто знает, почему снежинка имеет такую форму?

- Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки - кристаллики крохотных размеров. Кристаллики - это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

- Ребята, как вы думаете, снежинки все одинаковые или нет? Природа очень хитрая. Двух одинаковых снежинок мы не увидим. Поэтому и у нас получатся разные снежинки. Когда снежинка падает, к ней прикрепляются другие кристаллы и образуется каждый раз новый узор. На одной основе мы видим много разных деталей: кружочки, лучики, решетки, различные геометрические фигуры... Соединяясь, они образуют разный узор снежинки. (Иллюстрации различных снежинок).

- Покажите свои снежинки. Какие замечательные снежинки у нас получились. Они все разные, как и в природе. Вы никогда не встретите двух одинаковых снежинок, как и двух одинаковых людей. Люди тоже имеют общее строение, но все они разные по характеру, физическому и интеллектуальному развитию. Надо стремиться воспитывать в себе лучшие качества характера и развивать интеллект, ум, кругозор.

10. Итог урока.

- Вот и заканчивается наш урок. Подведем итоги.

- С каким произведением мы сегодня познакомились? («Снежинка» К. Д. Бальмонта.)

- Что интересного узнали о снежинках?

- На память об этом уроке вам останутся снежинки, сделанные своими руками.

11. Домашнее задание

- Перечитайте стихотворение дома, не откроется ли вам что-то новое, о чем мы не говорили.

- Выучите стихотворение наизусть.







Урок по литературному чтению на тему "Снежинка" К. Д. Бальмонт (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме: К.Д. Бальмонт "Снежинка".

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: познакомить детей с литературным произведением; закреплять умение работать с текстом; продолжить формирование навыков осознанного, выразительного чтения как способа передачи личного восприятия текста,своих переживаний и представлений. 

Планируемые результаты:

Предметные УУД: умение воспринимать литературное произведение на слух; внимательно, осознанно читать произведение, передавая личное восприятие текста; умение формулировать и находить главную мысль произведения; определять стиль произведения.

Метапредметные УУД: умение определять и формулировать основную цель работы на уроке; умение делать выводы, высказывать свое мнение; умение работать в парах, группах.

Личностнче УУД: умение выражать свои эмоции при работе с произведением; умение высказывать собственное отношение к произведению.

 

Автор Галимова Ольга Владимировна
Дата добавления 10.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1858
Номер материала 6889
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓