Главная / Начальные классы / Урок по литературному чтению на тему "Создание художественного образа в разных видах искусства" (2 класс)

Урок по литературному чтению на тему "Создание художественного образа в разных видах искусства" (2 класс)

Урок литературного чтения во 2 классе

(развивающая система Занкова)

Тема: «Создание художественного образа в разных видах искусства»

Цели:

  • формировать умение образно воспринимать разные виды искусства на примере образа ветра в поэзии, живописи, музыке;

  • учить анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности;

  • вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста;

  • развивать мыслительные процессы, творческие способности, речь учащихся;

  • воспитывать умение чувствовать красоту слова, испытывать эстетическое наслаждение от произведения искусства, чувство любви к родной природе.


Организационный момент. Настрой на урок.

Приглашаю вас на урок литературного чтения. Надеюсь, ребята, на вашу активность, интересные ответы; порадуем наших гостей.


I.Подготовка к восприятию темы урока, проверка домашнего задания.

С каким поэтическим произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Колыбельная песня» А.Майкова).

Каких нянек позвала мать к сыну? (ветер, солнце и орла)

Почему подробно говорится только о ветре? (именно он качал ребенка, остальные «няньки» ушли «домой»)

Прослушаем этот диалог в исполнении двух учеников.

Каким вы представляете образ ветра в этом стихотворении? (молодой, заботливый, нежный)

Что помогло вам представить ветер? (слова, выражения, используемые поэтом)


II. Формулирование темы урока, определение цели урока.

1.Поэты, писатели создают литературный образ с помощью слов. Какие еще виды искусства создают образ? (музыка, живопись) Выставляются карточки: литература, живопись, музыка.

Предположите тему сегодняшнего урока. О чем мы будем размышлять?

(Будем наблюдать над тем, как создается образ ветра в разных видах искусства.) Выставляется карточка – тема урока.

2.Работа с эпиграфом.

Эпиграф (греч.) – цитата, пословица, поговорка, помещаемая перед текстом. Эпиграф помогает лучше выразить, раскрыть тему.


Прочитайте эпиграф к уроку (с.101 учебник) «Майский ветер, добрый ветер…»

Каким вы представляете такой ветер?

Добрый ветер – теплый, легкий, наполненный запахом молодой листвы, прелой земли.

Исследуем в ходе урока, подходит ли этот эпиграф к одному или нескольким образам, с которыми мы познакомимся.

III. Анализ стихотворения М.Исаковского «Ветер» (с.101 учебник)

1.Михаил Васильевич Исаковский (1900-1973) – русский поэт (портрет). Талант Исаковского раскрылся ярко, когда он обратился к жанру песни. Положенные на музыку, песни Исаковского получили популярность в народе. Михаил Исаковский – автор песен «Катюша», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь», «Ой, цветёт калина» и других.

2.Чтение учителем стихотворения «Ветер».


3.Анализ стихотворения.

Кто герой стихотворения?

Как ветер показан в стихотворении: через его внешний вид, через его звучание, действия? (образ раскрывается через действия ветра)

Назовите глаголы, показывающие действия ветра (вышел, постучал, пожурил, поиграл, пробежал, полетел)

Все ли значения слов понятны? Как можно узнать значение слова? (обратиться к словарю) Какой из предлагаемых мною словарей объясняет лексическое значение слова? (орфографический, орфоэпический, толковый) Показ словарей, выбор толкового словаря (автор Ожегов).

Нужно ли искать слово, с которым работаем, перелистывая по порядку страницы словаря? (нет, открываем нужную букву) На этом уроке я прошу поработать со словарем (имя ученика) и прочитать объяснение вслух. Чтение словарной статьи одним учеником.


Пожурил – сделал легкий выговор, слегка поругал.

Предположите, за что мог ветер «пожурить» воробьев?

Назовите наречия, которые ярко, точно помогают представить действия ветра? (осторожно, немного, бодро, вперегонку)


Работа в парах.

Задание: Какой образ ветра изобразил М.Исаковский? Выберите подходящие слова для описания этого образа из набора карточек-слов.


Каждой паре предлагается набор карточек- слов:

молодой

любопытный

игривый

любознательный

быстрый

общительный

нежный

заботливый

могучий

свободный

сильный

смелый

озорной

задорный

Обсуждение ответов, на доске появляются карточки.

Созвучен ли этот образ с образом ветра из «Колыбельной песни» А.Майкова? В чем?


3.Выразительное чтение стихотворения детьми.

При чтении передайте образ ветра, созданный М.Исаковским.


IV. Анализ отрывка из сказки А.С.Пушкина (с.101 учебник)

1.Прочитайте стихотворные строчки великого русского поэта А.С.Пушкина (портрет).

Из какого произведения этот отрывок? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)


2.Чтение отрывка подготовленным учеником.

Такой ли образ ветра рисует Пушкин, что и в стихотворении Исаковского? (нет, у Пушкина ветер могучий, сильный, свободный, смелый). Отбор карточек.

Подтвердите это строчками стихотворения.

Могучий – «ты гоняешь стаи туч», свободный – «всюду веешь на просторе», смелый – «не боишься никого».


Словарная работа (обращение к толковому словарю).

Простор – свободное, обширное пространство, раздолье.

Могучий – мощный, сильный.

Удалось ли ученику (имя) передать при чтении такой образ? Кто еще прочитает стихотворение? (2-3 чел.)

С помощью какого художественного приема поэты помогают нам УВИДЕТЬ ветер? (олицетворение)

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.


А можем ли мы, прочитав стихотворение, УСЛЫШАТЬ ветер? (да, авторы используют прием аллитерации – слова с шипящими звуками, имитирующие шум ветра)


3.Сравните поэтический образ ветра, созданный Пушкиным и представленный нами с образом, созданным художниками-мультипликаторами.

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Восприятие: совпали наши рассуждения с образом, созданным художниками-мультипликаторами?


V.Образы ветра в живописи и в музыкальном произведении.

Рассмотрите репродукции картин русских художников Аркадия Александровича Рылова и Исаака Ильича Левитана (с.102 учебник)

Прочитайте названия картин. («Зеленый шум», «Свежий ветер. Волга»)

Исследуем, как художниками создается образ ветра?


1.Работа с репродукцией картины А.Рылова «Зеленый шум» (мультимедийный показ).

Вы действительно ВИДИТЕ ветер на картине? Как добивается этого художник?

А.Рылов изобразил сильный ветер на картине, отклоняя ветви деревьев на переднем плане. На заднем плане картины мы видим реку, поверхность которой неспокойна, волнуется. Не плывущих по реке кораблях туго натянуты паруса.


А СЛЫШИМ ли мы ветер? Можем ПОЧУВСТВОВАТЬ его?

Можно услышать шум листвы, почувствовать жаркий знойный воздух летнего дня и прохладу реки, которую приносит ветер.


2.Работа с репродукцией картины И.Левитана «Свежий ветер. Волга».

Как изображает ветер Левитан?

На картине И.Левитана мы видим рябь на воде, ветер отклоняет дым пароходов и гонит облака по небу. Волга – одна из крупных рек в мире. По ней с юга доставляли хлеб, рыбу, соль, сплавляли лес. Эта картина «овеяна дыханием волжского ветра». Мы чувствуем прохладу воды, ее запах, слышим плеск воды.

С помощью каких средств художники представили образ ветра? (посредством живописи)


3.Предлагаю вам представить образы, которые созданы звуками.

Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский создал музыкальное произведение «Времена года». Прослушайте музыкальный фрагмент из этого произведения «Апрель».

Глядя на весенние пейзажи родной природы, представьте, как она пробуждается от зимнего сна (сопровождение слайдами «Времена года. Весна»)


Выразите свое эмоциональное впечатление, закончив предложение (Работа в парах или индивидуально)

Карточка.

Какие картины, образы вы представили, слушая музыку?

Слушая музыку, я представил (а) _____________________________________________________

_________________________________________________________________________________.

Чтение высказываний.

VII. Подведение итогов урока.

Подходит ли эпиграф «Майский ветер, добрый ветер…» к одному или нескольким образам ветра, представленным в поэзии, музыке, живописи, с которыми мы знакомились на уроке?

Подходит к образам ветра на картине А.Рылова «Зеленый шум», в стихотворении М.Исаковского, в музыкальном отрывке.

VIII. Рефлексия.

Удалось ли нам на уроке исследовать заданную тему: «Создание образа в разных видах искусства»? Кроме этого мы «прикоснулись» к нашей великой русской культуре.

Какой образ запомнился ярче?

Какой этап урока, задание вызвали наибольший интерес?


Домашнее задание: выучите стихотворение М.Исаковского «Ветер»

Урок по литературному чтению на тему "Создание художественного образа в разных видах искусства" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Данная разработка является конспектом урока литературного чтения по теме "Создание художественного образа в разных видах искусства" (2 класс, развивающая система Занкова). На уроке у учащихся формируется умение образно воспринимать разные виды искусства на примере образа ветра в поэзии, живописи, музыке.

Для этого рассматриваются следующие произведения: стихотворение М. Исаковского "Ветер", отрывок из сказки А.С.Пушкина (произведения представлены в учебнике "Литературное чтение" 2 класс, автор Свиридова), репродукции картин И.Левитана "Свежий ветер. Волга", А.Рылова "Зелёный шум".

 

 

 

 

Автор Пасечник Жанна Леонидовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1084
Номер материала 44088
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓