Брюханова
Н. В.,
учитель
начальных классов
МОУ
гимназия № 1, г. Мончегорска
Русская народная
сказка «Снегурочка»
Цели урока:
совершенствовать выразительное беглое чтение, развивать умение работать с
текстом. развивать
читательские и речевые умения учащихся;
Урок направлен на формирование следующих универсальных
учебных действий. Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем
и со сверстниками; умения вести диалог.
Метапредметные:
умение сравнивать народную и авторскую сказки; использовать знаково-символические
средства представления информации для создания моделей.
Литература и
оборудование:
Ø учебник Л. А.
Ефросининой «Литературное чтение» 2 класс;
Ø рабочая тетрадь Л.
А. Ефросининой «Литературное чтение» 2 класс;
Ø для демонстрации
презентации: компьютер, медиаустановка.
Ход урока
- Добрый день,
гости дорогие!
А не рассказать ли
вам сказочку?
Тогда слушайте.
А было это,
голубчики, в старину,
Когда задумал дед
Архип залезть на луну,
Тогда сказки по
воздуху летали,
Друг друга за
крылышки хватали,
А я за ними на
золотом коне скакала,
Да в мешок эти
сказки собирала.
Это ещё не сказка,
а присказка, а сказка вся впереди.
Сообщение темы и
цели урока.
- Какую сказку вы
читали дома? Какое впечатление сказка произвела на вас?
На этом уроке
давайте мы с вами выделим особенности русской народной сказки и сравним её с
авторской сказкой.
Работа с текстом
сказки.
1. Чтение 1 части
цепочкой.
- Найдите зачин
сказки.
- Как появилась
Снегурочка?
- Найдите описание
Снегурочки.
- Прочитайте, как
ожила Снегурочка?
2. Чтение 2 части
шёпотом.
- Словарь:
сафьяновые сапожки, атласная лента. По Ожегову: сафьян – тонкая и мягкая козья
или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет; атлас – сорт
гладкой и блестящей шёлковой ткани.
- Отчего
загрустила Снегурочка?
3. Чтение 3 части.
Совершенствование выразительного чтения. Чтение по ролям.
- Почему
Снегурочке не хотелось идти в лес?
- Как
заканчивается сказка?
Физкультминутка
для глаз.
Сравнение сказок:
р. н. с. «Снегурочка», Даль «Девочка Снегурочка».
- Какую ещё сказку
мы читали про Снегурочку? Кто написал?
- Пересказ Сказки
В. Даля «Девочка Снегурочка».
Посмотрите, вам
представлены 2 модели сказок.
Сравните.
- Что общего?
- Чем отличаются?
Вывод: Сказки
бывают авторские и народные.
Работа в парах.
Сравнение двух сказок. По таблице в тетради.
Фамилия автора
|
Заголовок
|
Герои
|
Начало сказки
|
Конец сказки
|
В. Даль
|
«Девочка
Снегурочка»
|
Старик, старуха,
Снегурочка, Жучка, волк, лиса, медведь, подруги.
|
Жили-были старик
со старухой, у них не было ни детей, ни внучат.
|
Вернулась с
Жучкой.
|
Народная сказка
|
«Снегурочка»
|
Дед, баба,
Снегурочка, подруги.
|
Жили-были на
свете дед да баба.
|
Растаяла.
|
Вывод: Авторская
сказка развивается по своему сюжету. Автор может ввести своих героев и
придумать свою концовку.
- Какая сказка вам
понравилась больше? Почему?
Снегурочка – одна
из любимых героинь русских сказок. Русский писатель А.Н. Островский написал
поэтическую сказку для взрослых «Снегурочка». Великий русский композитор
Николай Андреевич Римский - Корсаков, написал оперу «Снегурочка». Давайте,
прослушаем фрагмент из оперы «Снегурочка». Представьте себе, как выглядит
Снегурочка в опере.
Домашнее задание
по выбору.
1. Составить
план сказки и пересказать сказку.
2. Сочини
свою сказку о Снегурочке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.