Урок
литературного чтения в 3 классе (РО Л.В.Занкова)
Тема:
Красота спасет мир. Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик и Медвежонок
протирали звезды»
Цели:
·
подвести
учащихся к пониманию особенности сказки С.Козлова и характера героев;
·
развивать
умения воспринимать красоту художественного слова, формулировать основную
мысль, применять прочитанное к жизни;
·
воспитывать
бережное отношение к окружающему миру и окружающим людям.
Оборудование:
портрет С.Козлова,
рисунки, буквенное табло, слова-синонимы к слову «красота», раздаточный
материал для работы в паре, слайды для демонстрации ассоциаций к слову
«красота».
Ход
урока.
1.
Организационный
момент.
Создание эмоционального настроения.
Со сказкой всегда интересно,
Сказки
все любят читать
Сейчас
попробуем вместе
Рисунки
к сказкам понять
I. Проверка
домашнего задания.
-
Дома вы нарисовали иллюстрации к любимой сказке. Рисунки получились
замечательные. Молодцы!
- Расскажите, какую сказку проиллюстрировали?
- Распределите рисунки в 2 группы:
Сказка
авторская народная
II. Работа по теме
урока.
1.
Подготовка
к восприятию.
Сегодня страницу перевернем
И к новой главе мы с вами пойдем.
Слова на табло поскорей разгадайте
Названье последней главы вы узнайте.
Перед нами буквенное табло
· Первое
слово – существительное, образованное от слова «красивый» (красота).
· Второе
слово – глагол в значении «избавляться от опасности». Синоним слова «выручит» (спасет).
· Третье
слово – существительное, лексическое значение которого – то, что находится в
земном или космическом пространстве. Антоним к слову «война» (мир).
(«Красота
спасет мир» Ф.Достоевский)
- Как понимаете смысл этой фразы?
- Подберите родственные слова к слову «красота».
(красиво,
красивый, красочный, прекрасный, краса, красотка, красавица).
- Произнесите медленно слово «красота». Какие ассоциации у вас возникают?
(цветы, лес, душа, праздник, радость, счастье, любовь, мама, улыбка и т.д.)
- С какими цветами ассоциируется слово «красота»?
- Давайте полюбуемся «красотой».
(под музыку показ слайдов)
2.
Сообщение
темы. Постановка цели.
Продолжаем, друзья, наш урок
Я надеюсь, пойдет он вам впрок
Вперед страницу вновь перевернем.
Шмуцтитул. Что же мы видим на нем?
- Откройте учебник на странице 137.
- О ком мы уже читали? Кто автор этих произведений?
(С.Козлов.
Вывешивается портрет)
- Сказки Сергей Козлов начал писать в 1960-е годы,
тогда же придумал Медвежонка, Зайца и Ёжика. Историй о них очень много, и все
герои живут в сказочном лесу.
Викторина по произведениям С.Козлова.
1. «Это был
необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев,
столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал». («Лисичка»)
2. «Чего тебе
бояться, если ты уже ко мне приходил. Утонуть, решился? Иди – не бойся!» («Черный
омут»)
3. А настанут
сумерки –
Месяц
поплывет,
Из тумана
в туфельках
Тишина
придет. («В небе туча хмурится»)
4. «Ежик
сидел на горке и смотрел на долину, затопленную туманом» («Ежик в тумане»)
5. «Это не
веники», - сказал Ежик – Это красота! Разве не видишь? («Красота»)
- В каких из перечисленных произведений речь идет о
том, что красота помогает жить?
- А теперь вы сами можете назвать тему нашего урока.
- Откройте страницу 138, прочитайте эпиграф к главе.
- Из какой сказки эти строки? (С.Козлов «Ежик в
тумане»)
- Что объединяет всех героев С.Козлова? (Они делают
добрые дела, чтобы сохранить красоту.)
- Для чего это нужно? Будем искать ответ на уроке.
3.
Подготовительная
работа.
- Над каким жанром мы будем работать?
- Что такое сказка? (сказка – это произведение с
элементами вымысла и фантастики)
- Какие бывают сказки? (авторские и народные)
- Какие виды сказок вы знаете?
а) бытовые
б)
волшебные
в) о
животных
г)
докучные
- Назовите особенности сказочного жанра.
· наличие
волшебных предметов;
· сказочные
повторы;
· сказочные
числа;
· злые и
добрые герои;
· волшебные
превращения;
· добро
побеждает зло;
· назидательный
смысл;
· испытания.
4.
Первичное
восприятие текста.
·
Чтение
сказки учащимся
- Понравилась сказка? Чем?
- Докажите, что это сказка.
Все тексты С.Козлова являются в какой-то степени
сказками, ведь их герои – звери, а в какой-то степени рассказами, ведь
переживания этих зверей не звериные, а человеческие, проблемы, которые
обсуждаются, - человеческие.
5.
Анализ
произведения.
- Вас ничего не удивило в действиях героев?
(они
протирали звезды)
- Зачем
надо протирать их? (чтобы было красиво)
- Как это
делает Ежик? (перечитайте)
- А как
Медвежонок?
- Почему
делают по-разному? (разные характеры)
- Дайте
характеристику этим героям.
·
Работа
в парах на листочках.
-
Соедините линией подходящую характеристику для героев сказки.
аккуратный
старательный
заботливый
Ежик осторожный
Медведь
хороший друг
терпеливый
неуклюжий
ответственный
(Одна пара
работает у доски для проверки)
6.
Обобщение.
- О чем
эта сказка?
(Нужно
ухаживать за планетой, на которой мы живем, делать ее красивее, чтобы всем было
хорошо, а герои понимают это, хотя делают по-разному)
- А вы бы
хотя бы изредка «протирали звезды»?
Вывод.
Очень хорошо, что все мы осознаем
необходимость бережного отношения к окружающему миру и окружающим людям. Все
наши незаметные и, казалось бы, крошечные усилия в этом направлении имеют
огромную ценность, они позволяют сохранить нашу землю и тот душевный климат,
который укрепляет веру людей в добро, во взаимопомощь, делает нашу жизнь
радостной и осмысленной.
7.
Итог
урока.
- Согласны ли вы с высказыванием Ф.Достоевского?
- Мы доказали это, значит, цели наш урок достиг.
- Что заинтересовало вас на уроке?
8.
Минутка
для умников.
-Что представляют собой звезды? (огромные раскаленные газовые шары)
- Что
такое Солнце? (звезда)
- Какая
известная вам звезда самая яркая? (полярная, по ней определяют, где находится
север)
- Какая
звезда ближе всех к Земле? (Солнце)
- Звездные
рисунки называются … (созвездия)
- В ясную,
морозную ночь на небе видна светлая полоса, протянувшаяся через все небо. Это…
(Млечный путь, т.е. скопления звезд)
- Падают
ли звезды? (Нет, падают маленькие камни, прилетевшие из космического
пространства. Когда они подлетают к Земле и сталкиваются с воздухом, то так
раскаляются от трения, что начинают светиться. Но они сгорают и не долетают до
Земли)
Ученик
1.
Звезды – это громадные раскаленные шары, состоящие из газов. Свет и тепло нам
дает звезда по имени Солнце, т.к. она ближе всех расположена к нам. Другие же
звезды находятся очень далеко. Звезды, в отличие от планет, мерцают.
Ученик
2.
Звезды бывают большие и маленькие, холодные и горячие. От температуры звезды
зависит ее цвет. Горячие звезды – красные, теплые – желтые и оранжевые,
холодные – голубые и белые.
- Какую
форму имеет звезда?
Выберите
один из вариантов ответа:
(фигуры лежат на партах)
-
Интересно было?
9. Домашнее
задание.
Найдите и
прочитайте сказки С.Козлова.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.