Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по литературному чтению на тему "Красота спасет мир. Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды»(3 класс)

Урок по литературному чтению на тему "Красота спасет мир. Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды»(3 класс)

Скачать материал

Урок литературного чтения в 3 классе (РО Л.В.Занкова)

Тема: Красота спасет мир. Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды»

Цели:

·        подвести учащихся к пониманию особенности сказки С.Козлова и характера героев;

·        развивать умения воспринимать красоту художественного слова, формулировать основную мысль, применять прочитанное к жизни;

·        воспитывать бережное отношение к окружающему миру и окружающим людям.

Оборудование:

портрет С.Козлова, рисунки, буквенное табло, слова-синонимы к слову «красота», раздаточный материал для работы в паре, слайды для демонстрации ассоциаций к слову «красота».

Ход урока.

1.     Организационный момент.

         Создание эмоционального настроения.

                   Со сказкой всегда интересно,

Сказки все любят читать

Сейчас попробуем вместе

Рисунки к сказкам понять

I.      Проверка домашнего задания.

- Дома вы нарисовали иллюстрации к любимой сказке. Рисунки получились замечательные. Молодцы!

- Расскажите, какую сказку проиллюстрировали?

- Распределите рисунки в 2 группы:

Сказка

 


авторская                      народная

II.  Работа по теме урока.

1.     Подготовка к восприятию.

         Сегодня страницу перевернем

И к новой главе мы с вами пойдем.

Слова на табло поскорей разгадайте

Названье последней главы вы узнайте.

 

Перед нами буквенное табло

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·       Первое слово – существительное, образованное от слова «красивый» (красота).

·       Второе слово – глагол в значении «избавляться от опасности». Синоним слова «выручит» (спасет).

·       Третье слово – существительное, лексическое значение которого – то, что находится в земном или космическом пространстве. Антоним к слову «война» (мир).

(«Красота спасет мир» Ф.Достоевский)

         - Как понимаете смысл этой фразы?

- Подберите родственные слова к слову «красота».

(красиво, красивый, красочный, прекрасный, краса, красотка, красавица).

         - Произнесите медленно слово «красота». Какие ассоциации у вас возникают? (цветы, лес, душа, праздник, радость, счастье, любовь, мама, улыбка и т.д.)

         - С какими цветами ассоциируется слово «красота»?

- Давайте полюбуемся «красотой».

  (под музыку показ слайдов)

2.     Сообщение темы. Постановка цели.

          Продолжаем, друзья, наш урок

Я надеюсь, пойдет он вам впрок

Вперед страницу вновь перевернем.

Шмуцтитул. Что же мы видим на нем?

          - Откройте учебник на странице 137.

- О ком мы уже читали? Кто автор этих произведений?

(С.Козлов. Вывешивается портрет)

- Сказки Сергей Козлов начал писать в 1960-е годы, тогда же придумал Медвежонка, Зайца и Ёжика. Историй о них очень много, и все герои живут в сказочном лесу.

          Викторина по произведениям С.Козлова.

 

1.     «Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал». («Лисичка»)

2.     «Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил. Утонуть, решился? Иди – не бойся!» («Черный омут»)

3.     А настанут сумерки –

Месяц поплывет,

Из тумана в туфельках

Тишина придет. («В небе туча хмурится»)

4.     «Ежик сидел на горке и смотрел на долину, затопленную туманом» («Ежик в тумане»)

5.     «Это не веники», - сказал Ежик – Это красота! Разве не видишь? («Красота»)

 

- В каких из перечисленных произведений речь идет о том, что красота помогает жить?

- А теперь вы сами можете назвать тему нашего урока.

- Откройте страницу 138, прочитайте эпиграф к главе.

- Из какой сказки эти строки? (С.Козлов «Ежик в тумане»)

- Что объединяет всех героев С.Козлова? (Они делают добрые дела, чтобы сохранить красоту.)

- Для чего это нужно? Будем искать ответ на уроке.

 

3.     Подготовительная работа.

          - Над каким жанром мы будем работать?

- Что такое сказка? (сказка – это произведение с элементами вымысла и фантастики)

- Какие бывают сказки? (авторские и народные)

- Какие виды сказок вы знаете?

а) бытовые

б) волшебные

в) о животных

г) докучные

- Назовите особенности сказочного жанра.

·     наличие волшебных предметов;

·     сказочные повторы;

·     сказочные числа;

·     злые и добрые герои;

·     волшебные превращения;

·     добро побеждает зло;

·     назидательный смысл;

·     испытания.

4.     Первичное восприятие текста.

·        Чтение сказки учащимся

- Понравилась сказка? Чем?

- Докажите, что это сказка.

Все тексты С.Козлова являются в какой-то степени сказками, ведь их герои – звери, а в какой-то степени рассказами, ведь переживания этих зверей не звериные, а человеческие, проблемы, которые обсуждаются, - человеческие.

5.     Анализ произведения.

              - Вас ничего не удивило в действиях героев?

(они протирали звезды)

- Зачем надо протирать их? (чтобы было красиво)

- Как это делает Ежик? (перечитайте)

- А как Медвежонок?

- Почему делают по-разному? (разные характеры)

- Дайте характеристику этим героям.

·        Работа в парах на листочках.

- Соедините линией подходящую характеристику для героев сказки.

                          аккуратный

                          старательный

                          заботливый

Ежик                 осторожный                   Медведь

                          хороший друг

                          терпеливый

                          неуклюжий

                          ответственный

(Одна пара работает у доски для проверки)

6.     Обобщение.

 

- О чем эта сказка?

(Нужно ухаживать за планетой, на которой мы живем, делать ее красивее, чтобы всем было хорошо, а герои понимают это, хотя делают по-разному)

- А вы бы хотя бы изредка «протирали звезды»?

          Вывод.

Очень хорошо, что все мы осознаем необходимость бережного отношения к окружающему миру и окружающим людям. Все наши незаметные и, казалось бы, крошечные усилия в этом направлении имеют огромную ценность, они позволяют сохранить нашу землю и тот душевный климат, который укрепляет веру людей в добро, во взаимопомощь, делает нашу жизнь радостной и осмысленной.

7.     Итог урока.

          - Согласны ли вы с высказыванием Ф.Достоевского?

 - Мы доказали это, значит, цели наш урок достиг.

 - Что заинтересовало вас на уроке?

8.     Минутка для умников.

               -Что представляют собой звезды? (огромные раскаленные газовые шары)

- Что такое Солнце? (звезда)

- Какая известная вам звезда самая яркая? (полярная, по ней определяют, где находится север)

- Какая звезда ближе всех к Земле? (Солнце)

- Звездные рисунки называются … (созвездия)

- В ясную, морозную ночь на небе видна светлая полоса, протянувшаяся через все небо. Это… (Млечный путь, т.е. скопления звезд)

- Падают ли звезды? (Нет, падают маленькие камни, прилетевшие из космического пространства. Когда они подлетают к Земле и сталкиваются с воздухом, то так раскаляются от трения, что начинают светиться. Но они сгорают и не долетают до Земли)

Ученик 1. Звезды – это громадные раскаленные шары, состоящие из газов. Свет и тепло нам дает звезда по имени Солнце, т.к. она ближе всех расположена к нам. Другие же звезды находятся очень далеко. Звезды, в отличие от планет, мерцают.

Ученик 2. Звезды бывают большие и маленькие, холодные и горячие. От температуры звезды зависит ее цвет. Горячие звезды – красные, теплые – желтые и оранжевые, холодные – голубые и белые.

- Какую форму имеет звезда?

Выберите один из вариантов ответа:

              (фигуры лежат на партах)

- Интересно было?

9. Домашнее задание.

Найдите и прочитайте сказки С.Козлова.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературному чтению на тему "Красота спасет мир. Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды»(3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по литературному чтению на тему "Красота спасёт мир.Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды» в третьем классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

На третьем году начального литературного образования на уроках проводится очень серьёзная и увлекательная работа с материалом учебника. Свой урок я старалась строить так, чтобытемы изучались на более высоком уровне, были направлены на углубление литературоведческих знаний.

Характерными чертами урока являются внутренняя логика и усиление самостоятельности школьников, особеннопри возвращении их к жанру сказки.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 115 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 441
    • DOCX 87.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лаврентьева Галина Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 36305
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 256 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов

Мини-курс

Основы дизайна в Figma

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 28 регионов

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе