Главная / Начальные классы / Урок по литературному чтению на тему "Красота спасет мир. Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды»(3 класс)

Урок по литературному чтению на тему "Красота спасет мир. Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды»(3 класс)

Урок литературного чтения в 3 классе (РО Л.В.Занкова)

Тема: Красота спасет мир. Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды»

Цели:

  • подвести учащихся к пониманию особенности сказки С.Козлова и характера героев;

  • развивать умения воспринимать красоту художественного слова, формулировать основную мысль, применять прочитанное к жизни;

  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру и окружающим людям.

Оборудование:

портрет С.Козлова, рисунки, буквенное табло, слова-синонимы к слову «красота», раздаточный материал для работы в паре, слайды для демонстрации ассоциаций к слову «красота».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроения.

Со сказкой всегда интересно,

Сказки все любят читать

Сейчас попробуем вместе

Рисунки к сказкам понять

  1. Проверка домашнего задания.

- Дома вы нарисовали иллюстрации к любимой сказке. Рисунки получились замечательные. Молодцы!

- Расскажите, какую сказку проиллюстрировали?

- Распределите рисунки в 2 группы:

Сказка

Прямая соединительная линия 17Прямая соединительная линия 18

авторская народная

  1. Работа по теме урока.

  1. Подготовка к восприятию.

Сегодня страницу перевернем

И к новой главе мы с вами пойдем.

Слова на табло поскорей разгадайте

Названье последней главы вы узнайте.


Перед нами буквенное табло





















  • Первое слово – существительное, образованное от слова «красивый» (красота).

  • Второе слово – глагол в значении «избавляться от опасности». Синоним слова «выручит» (спасет).

  • Третье слово – существительное, лексическое значение которого – то, что находится в земном или космическом пространстве. Антоним к слову «война» (мир).

(«Красота спасет мир» Ф.Достоевский)

- Как понимаете смысл этой фразы?

- Подберите родственные слова к слову «красота».

(красиво, красивый, красочный, прекрасный, краса, красотка, красавица).

- Произнесите медленно слово «красота». Какие ассоциации у вас возникают? (цветы, лес, душа, праздник, радость, счастье, любовь, мама, улыбка и т.д.)

- С какими цветами ассоциируется слово «красота»?

- Давайте полюбуемся «красотой».

(под музыку показ слайдов)

  1. Сообщение темы. Постановка цели.

Продолжаем, друзья, наш урок

Я надеюсь, пойдет он вам впрок

Вперед страницу вновь перевернем.

Шмуцтитул. Что же мы видим на нем?

- Откройте учебник на странице 137.

- О ком мы уже читали? Кто автор этих произведений?

(С.Козлов. Вывешивается портрет)

- Сказки Сергей Козлов начал писать в 1960-е годы, тогда же придумал Медвежонка, Зайца и Ёжика. Историй о них очень много, и все герои живут в сказочном лесу.

Викторина по произведениям С.Козлова.


  1. «Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал». («Лисичка»)

  2. «Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил. Утонуть, решился? Иди – не бойся!» («Черный омут»)

  3. А настанут сумерки –

Месяц поплывет,

Из тумана в туфельках

Тишина придет. («В небе туча хмурится»)

  1. «Ежик сидел на горке и смотрел на долину, затопленную туманом» («Ежик в тумане»)

  2. «Это не веники», - сказал Ежик – Это красота! Разве не видишь? («Красота»)


- В каких из перечисленных произведений речь идет о том, что красота помогает жить?

- А теперь вы сами можете назвать тему нашего урока.

- Откройте страницу 138, прочитайте эпиграф к главе.

- Из какой сказки эти строки? (С.Козлов «Ежик в тумане»)

- Что объединяет всех героев С.Козлова? (Они делают добрые дела, чтобы сохранить красоту.)

- Для чего это нужно? Будем искать ответ на уроке.


  1. Подготовительная работа.

- Над каким жанром мы будем работать?

- Что такое сказка? (сказка – это произведение с элементами вымысла и фантастики)

- Какие бывают сказки? (авторские и народные)

- Какие виды сказок вы знаете?

а) бытовые

б) волшебные

в) о животных

г) докучные

- Назовите особенности сказочного жанра.

  • наличие волшебных предметов;

  • сказочные повторы;

  • сказочные числа;

  • злые и добрые герои;

  • волшебные превращения;

  • добро побеждает зло;

  • назидательный смысл;

  • испытания.

  1. Первичное восприятие текста.

  • Чтение сказки учащимся

- Понравилась сказка? Чем?

- Докажите, что это сказка.

Все тексты С.Козлова являются в какой-то степени сказками, ведь их герои – звери, а в какой-то степени рассказами, ведь переживания этих зверей не звериные, а человеческие, проблемы, которые обсуждаются, - человеческие.

  1. Анализ произведения.

- Вас ничего не удивило в действиях героев?

(они протирали звезды)

- Зачем надо протирать их? (чтобы было красиво)

- Как это делает Ежик? (перечитайте)

- А как Медвежонок?

- Почему делают по-разному? (разные характеры)

- Дайте характеристику этим героям.

  • Работа в парах на листочках.

- Соедините линией подходящую характеристику для героев сказки.

Прямая соединительная линия 1Прямая соединительная линия 9аккуратный

Прямая соединительная линия 2Прямая соединительная линия 10старательный

Прямая соединительная линия 3Прямая соединительная линия 11заботливый

ЕПрямая соединительная линия 4Прямая соединительная линия 5Прямая соединительная линия 6Прямая соединительная линия 7Прямая соединительная линия 8Прямая соединительная линия 12Прямая соединительная линия 13Прямая соединительная линия 14Прямая соединительная линия 15Прямая соединительная линия 16жик осторожный Медведь

хороший друг

терпеливый

неуклюжий

ответственный

(Одна пара работает у доски для проверки)

  1. Обобщение.


- О чем эта сказка?

(Нужно ухаживать за планетой, на которой мы живем, делать ее красивее, чтобы всем было хорошо, а герои понимают это, хотя делают по-разному)

- А вы бы хотя бы изредка «протирали звезды»?

Вывод.

Очень хорошо, что все мы осознаем необходимость бережного отношения к окружающему миру и окружающим людям. Все наши незаметные и, казалось бы, крошечные усилия в этом направлении имеют огромную ценность, они позволяют сохранить нашу землю и тот душевный климат, который укрепляет веру людей в добро, во взаимопомощь, делает нашу жизнь радостной и осмысленной.

  1. Итог урока.

- Согласны ли вы с высказыванием Ф.Достоевского?

- Мы доказали это, значит, цели наш урок достиг.

- Что заинтересовало вас на уроке?

  1. Минутка для умников.

-Что представляют собой звезды? (огромные раскаленные газовые шары)

- Что такое Солнце? (звезда)

- Какая известная вам звезда самая яркая? (полярная, по ней определяют, где находится север)

- Какая звезда ближе всех к Земле? (Солнце)

- Звездные рисунки называются … (созвездия)

- В ясную, морозную ночь на небе видна светлая полоса, протянувшаяся через все небо. Это… (Млечный путь, т.е. скопления звезд)

- Падают ли звезды? (Нет, падают маленькие камни, прилетевшие из космического пространства. Когда они подлетают к Земле и сталкиваются с воздухом, то так раскаляются от трения, что начинают светиться. Но они сгорают и не долетают до Земли)

Ученик 1. Звезды – это громадные раскаленные шары, состоящие из газов. Свет и тепло нам дает звезда по имени Солнце, т.к. она ближе всех расположена к нам. Другие же звезды находятся очень далеко. Звезды, в отличие от планет, мерцают.

Ученик 2. Звезды бывают большие и маленькие, холодные и горячие. От температуры звезды зависит ее цвет. Горячие звезды – красные, теплые – желтые и оранжевые, холодные – голубые и белые.

- Какую форму имеет звезда?

Выберите один из вариантов ответа:

(фигуры лежат на партах)

- Интересно было?

9. Домашнее задание.

Найдите и прочитайте сказки С.Козлова.




Урок по литературному чтению на тему "Красота спасет мир. Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды»(3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок по литературному чтению на тему "Красота спасёт мир.Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды» в третьем классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

На третьем году начального литературного образования на уроках проводится очень серьёзная и увлекательная работа с материалом учебника. Свой урок я старалась строить так, чтобытемы изучались на более высоком уровне, были направлены на углубление литературоведческих знаний.

Характерными чертами урока являются внутренняя логика и усиление самостоятельности школьников, особеннопри возвращении их к жанру сказки.

Автор Лаврентьева Галина Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1086
Номер материала 29957
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓