Главная / Начальные классы / урок по литературному чтению на тему "Лебедь, Щука и Рак" (4 класс)

урок по литературному чтению на тему "Лебедь, Щука и Рак" (4 класс)

Тема: И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Цель: повторение изученных басен Крылова, знакомство с басней «Лебедь, Щука и Рак», донести юмор и иронию басни, научить находить мораль-поучение в произведении, развивать творческое воображение, умение анализировать и делать выводы, отработка навыка выразительного чтения.

Оборудование: портрет И.А. Крылова , ИКТ, грамзапись.

Ход урока:

I. Оргмомент. 

Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

На любом уроке, в любом деле необходимо внимание, старание, дружелюбие. А на уроке чтения мы будем учиться анализировать произведения, будем общаться, высказывать свое мнение.

Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошей, плодотворной работы и начнем наш урок .

II. Деление на группы. На столе лежат пазлы (Лебедь, Щука и Рак ), дети собирают картинки, и по три человека делятся на группы.

На столах лежат буквы (Л, Щ,Р) дети садятся каждый в свою группу.

Дети получают карточки 1,2,3 балла. И сами себя оценивают. Лебедь-Щука-Рак.

Оценивание

1 балл 2 балла 3 балла


«Лебедь»

«Щука»

«Рак»










III. Составление кластера. Оценивание .


короткий рассказ


обычно про животныхБасня чаще стихотворный


говорящих и действующих

по-человечески




IV. Проверка домашнего задания.

Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей». От каждой группы выходит по одному человеку.(Автор, Стрекоза и Муравей.). Оценивание .

V. Изучение новой темы.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством этого автора. Он не пишет сказки, рассказы. Он – баснописец, пишет басни. Догадались, о ком идет речь?

Это – Крылов Иван Андреевич.

-Скажите, что такое басня? (короткий рассказ в стихах)

- А какую басню Крылова вы знаете?

Над чем смеёмся мы? (Глупостью, зазнайством, грубостью, жадностью, хитростью, упрямством, лицемерием).

- Ребята, назовите свою команду.

-Какое получилось название басни?

-Как называется басня?

-Как вы думаете, что хотел сказать автор?

VI. Работа с учебником.

hello_html_m252addd7.png

Кто из вас, ребята, видел лебедя? Что вы о нем можете рассказать? (Красивый, гордый)

Как передвигается рак?

А кто расскажет о щуке?

Что общего между ними? (Их жизнь связана с водой)

Басня, которую мы будем читать так и называется «Лебедь, Щука и Рак». Послушайте ее.

При прослушивании аудио записи, учащиеся подчеркивают незнакомые слова в тексте.

Давайте еще раз послушаем эту басню в исполнении артиста Валерий Никитенко. Обратите внимание на высокое мастерство исполнителя: как голосом переданы особенности героев басни, раскрыты характеры, отражено отношение автора к событиям. (Грамзапись).

Физминутка.

VII. Словарная работа.

hello_html_m19696735.png

Согласье – единство, общность точки зрения.
Лад – согласие, мир, порядок.
Мука – физическое или нравственное страдание.
Поклажа – разг. – груз, багаж.
Впряглись – то же запрячь – упряжью соединить с повозкой для тяги.
Пятится – медленно идти, двигаться назад, задом.
Рвется – стремится куда-нибудь.
Тянет – тащить, направляя куда-нибудь)

Вспомним, что общего мы отметили у героев басни?

Так случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Нет)

Смогли бы они свезти воз?

Давайте обратимся к тексту басни. Как Крылов называет героев?

Что решили сделать герои? (Однажды…)

Как взялись за дело герои басни? (Дружно). Зачитать (Вместе, трое, все)

А как шла у них работа? (плохо)

Чем закончилось дело? (Воз остался стоять на том же месте)

Почему не сумели герои сдвинуть воз с места? (Каждый тянул поклажу в свою сторону)

Найдите и прочитайте слова, которые показывают нам, как действовали герои басни.

Как это их характеризует?

  • Лебедь – рвется в облака. (Стремительный – быстрый, упрямый, целеустремленный.)

  • Рак – пятится назад. (Неповоротливый, нерасторопный, медлительный).

  • Щука – тянет в воду. Упрямо делает свое дело.

Вы видите, как с помощью только одного слова – глагола – можно создать точный образ.

А какими словами описал их усердие автор? (Из кожи лезут вон)

Как понимаете смысл выражения? (Очень старались)

Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Жалко. Если они друзья, то все надо делать дружно.)

Как автор относится к героям басни? (Сожалеет, что в товарищах нет согласья).

Чему нас учит эта басня? (Все надо делать сообща, если взялся за дело, делай его дружно).

Какие недостатки высмеивает автор в этой басне? ( Несогласованность, разобщенность, не умение договориться).

Давайте найдем мораль басни.

Как вы думаете, в каких строчках она выражена?

Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая? Оценивание .

VIII.Чтение басни учащимися. Оценивание .

953648398.jpg


Чтение трудных слов:

1. Читай внимательно:

  • Мука – мука

  • С поклажей

  • Везти

  • Согласья

2. Читай правильно:

  • Взялись

  • Впряглись

  • Рвется

  • Пятится

Чтение 2-3 учащимися.

Получилось прочитать выразительно?

Басня уже прозвучала много раз. А кто-нибудь из вас услышал строчку, которая стала « крылатым выражением? («Да только воз и ныне там»)

hello_html_3ab7a6d4.png

В конце нашего урока, мне бы хотелось предложить вам, мудрые народные изречения – пословицы.

hello_html_4f85cd51.png

Прочитайте их. Выберите те, которые подходят к нашей басне.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
В одиночку не сдвинешь и кочку.
Берись дружно – не будет грузно.

Почему вы выбрали именно эти пословицы? (Если за дело берутся все вместе, то не тяжело).

X. Домашнее задание.

стр.62-63 выучить басню.

XI.Выставление оценок.

hello_html_b99f64b.png

XII. Заключение.

Закончи предложение: «Сегодня на уроке я…» (Высказывания детей).

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

Сегодня на уроке я была очень довольна вашей работой, мне понравилось, как вы рассуждали, выразительно читали, общались друг с другом.

Вы дружно работали в группах. Не так как наши герои басни.

Рефлексия «Рефлексивный дневник учащихся»

XIII. Рефлексия

Что я сделал или что я узнал

Помощь, необходимая для того, чтобы узнать больше

Эмоции: что мне понравилось/не понравилось или какие чувства я испытывал

Полезные и интересные вещи

Что показалось легким, или что я уже знаю.

Задания

«Лебедь»

«Щука»

«Рак»

1

Составление кластера




2

Инсценировка басни




4

Вопрос -ответ




5

Чтение басни














6


урок по литературному чтению на тему "Лебедь, Щука и Рак" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тема: И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Цель: повторение изученных басен Крылова, знакомство с басней «Лебедь, Щука и Рак», донести юмор и иронию басни, научить находить мораль-поучение в произведении, развивать творческое воображение, умение анализировать и делать выводы, отработка навыка выразительного чтения.

Оборудование: портрет И.А. Крылова , ИКТ, грамзапись.

Ход урока:

I. Оргмомент. 

Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

На любом уроке, в любом деле необходимо внимание, старание, дружелюбие. А на уроке чтения мы будем учиться анализировать произведения, будем общаться, высказывать свое мнение.

Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошей, плодотворной работы и начнем наш урок .

II. Деление на группы. На столе лежат пазлы  (Лебедь, Щука и Рак ), дети собирают картинки, и по три человека делятся на группы.

На столах лежат буквы (Л, Щ,Р) дети садятся каждый в свою группу.

Дети получают карточки 1,2,3 балла. И сами себя оценивают. Лебедь-Щука-Рак.

Оценивание

1 балл           2 балла          3 балла

 

«Лебедь»

«Щука»

«Рак»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Составление кластера. Оценивание .

 

короткий  рассказ

обычно про животных Басня  чаще стихотворный

 говорящих и действующих 

по-человечески

 

 

 

IV. Проверка домашнего задания.

Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей». От каждой группы выходит по одному человеку.(Автор, Стрекоза и Муравей.). Оценивание .

V. Изучение новой темы.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством этого автора. Он не пишет сказки, рассказы. Он – баснописец, пишет басни. Догадались, о ком идет речь?

Это – Крылов Иван Андреевич.

-Скажите, что такое басня? (короткий рассказ в стихах)

- А какую басню Крылова вы знаете?

– Над чем смеёмся мы? (Глупостью, зазнайством, грубостью, жадностью, хитростью, упрямством, лицемерием).

- Ребята,  назовите свою команду.

-Какое получилось название басни?

-Как называется басня?

-Как вы думаете, что хотел сказать автор?

VI. Работа с учебником.

 

 – Кто из вас, ребята, видел лебедя? Что вы о нем можете рассказать? (Красивый, гордый)

– Как передвигается рак?

– А кто расскажет о щуке?

Что общего между ними? (Их жизнь связана с водой)

– Басня, которую мы будем читать так и называется «Лебедь, Щука и Рак». Послушайте ее.

При прослушивании аудио записи, учащиеся подчеркивают незнакомые слова в тексте.

– Давайте еще раз послушаем эту басню в исполнении артиста Валерий Никитенко. Обратите внимание на высокое мастерство исполнителя: как голосом переданы особенности героев басни, раскрыты характеры, отражено отношение автора к событиям. (Грамзапись).

Физминутка.

VII. Словарная работа.

 

Согласье – единство, общность точки зрения.
Лад – согласие, мир, порядок.
Мука – физическое или нравственное страдание.
Поклажа – разг. – груз, багаж.
Впряглись – то же запрячь – упряжью соединить с повозкой для тяги.
Пятится – медленно идти, двигаться назад, задом.
Рвется – стремится куда-нибудь.
Тянет – тащить, направляя куда-нибудь)

– Вспомним, что общего мы отметили у героев басни?

– Так случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Нет)

– Смогли бы они свезти воз?

– Давайте обратимся к тексту басни. Как Крылов называет героев?

– Что решили сделать герои? (Однажды…)

– Как взялись за дело герои басни? (Дружно). Зачитать (Вместе, трое, все)

– А как шла у них работа? (плохо)

– Чем закончилось дело? (Воз остался стоять на том же месте)

– Почему не сумели герои сдвинуть воз с места? (Каждый тянул поклажу в свою сторону)

– Найдите и прочитайте слова, которые показывают нам, как действовали герои басни.

– Как это их характеризует?

·         Лебедь – рвется в облака. (Стремительный – быстрый, упрямый, целеустремленный.)

·         Рак – пятится назад. (Неповоротливый, нерасторопный, медлительный).

·         Щука – тянет в воду. Упрямо делает свое дело.

– Вы видите, как с помощью только одного слова – глагола – можно создать точный образ.

– А какими словами описал их усердие автор? (Из кожи лезут вон)

– Как понимаете смысл выражения? (Очень старались)

– Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Жалко. Если они друзья, то все надо делать дружно.)

– Как автор относится к героям басни? (Сожалеет, что в товарищах нет согласья).

– Чему нас учит эта басня? (Все надо делать сообща, если взялся за дело, делай его дружно).

– Какие недостатки высмеивает автор в этой басне? ( Несогласованность, разобщенность, не умение договориться).

– Давайте найдем мораль басни.

– Как вы думаете, в каких строчках она выражена?

– Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая? Оценивание .

VIII.Чтение басни учащимися.  Оценивание .

 

 

Чтение трудных слов:

1. Читай внимательно:

·         Мука – мука

·         С поклажей

·         Везти

·         Согласья

2. Читай правильно:

·         Взялись

·         Впряглись

·         Рвется

·         Пятится

Чтение 2-3 учащимися.

– Получилось прочитать выразительно?

– Басня уже прозвучала много раз. А кто-нибудь из вас услышал строчку, которая стала « крылатым выражением? («Да только воз и ныне там»)

 

В конце нашего урока, мне бы хотелось предложить вам, мудрые народные изречения – пословицы.

 

– Прочитайте их. Выберите те, которые подходят к нашей басне.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
В одиночку не сдвинешь и кочку.
Берись дружно – не будет грузно.

Почему вы выбрали именно эти пословицы? (Если за дело берутся все вместе, то не тяжело).

X. Домашнее задание.

стр.62-63  выучить басню.

XI.Выставление оценок.

 

XII. Заключение.

– Закончи предложение: «Сегодня на уроке я…» (Высказывания детей).

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

Сегодня на уроке я была очень довольна вашей работой, мне понравилось, как вы рассуждали, выразительно читали, общались друг с другом.

Вы дружно работали в группах. Не так как наши герои басни.

Рефлексия «Рефлексивный дневник учащихся»

XIII. Рефлексия

• Что я сделал или что я узнал

• Помощь, необходимая для того, чтобы узнать больше

• Эмоции: что мне понравилось/не понравилось или какие чувства я испытывал

• Полезные и интересные вещи

• Что показалось легким, или что я уже знаю.

Задания

«Лебедь»

«Щука»

«Рак»

1

Составление кластера

 

 

 

2

Инсценировка басни

 

 

 

4

Вопрос -ответ

 

 

 

5

Чтение басни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Овсяникова Наталья Юрьевна
Дата добавления 04.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1077
Номер материала 59194
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓