Тема:
И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
Цель:
повторение изученных басен Крылова, знакомство с басней «Лебедь, Щука и Рак»,
донести юмор и иронию басни, научить находить мораль-поучение в произведении,
развивать творческое воображение, умение анализировать и делать выводы,
отработка навыка выразительного чтения.
Оборудование:
портрет И.А. Крылова , ИКТ, грамзапись.
Ход
урока:
I.
Оргмомент.
Вот звонок нам дал
сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
На
любом уроке, в любом деле необходимо внимание, старание, дружелюбие. А на уроке
чтения мы будем учиться анализировать произведения, будем общаться, высказывать
свое мнение.
Давайте
улыбнемся друг другу, пожелаем хорошей, плодотворной работы и начнем наш урок .
II. Деление на
группы. На столе лежат пазлы (Лебедь, Щука и Рак
), дети собирают картинки, и по три человека делятся на группы.
На столах лежат
буквы (Л, Щ,Р) дети садятся каждый в свою группу.
Дети получают
карточки 1,2,3 балла. И сами себя оценивают. Лебедь-Щука-Рак.
Оценивание
1 балл 2 балла 3 балла
III.
Составление кластера. Оценивание .
короткий рассказ
обычно про животныхБасня чаще стихотворный
говорящих и действующих
по-человечески
IV. Проверка
домашнего задания.
Инсценировка
басни «Стрекоза и Муравей». От каждой группы выходит по одному
человеку.(Автор, Стрекоза и Муравей.). Оценивание .
V. Изучение
новой темы.
-Сегодня мы
продолжим знакомиться с творчеством этого автора. Он не пишет сказки, рассказы.
Он – баснописец, пишет басни. Догадались, о ком идет речь?
Это –
Крылов Иван Андреевич.
-Скажите, что
такое басня? (короткий рассказ в стихах)
- А какую
басню Крылова вы знаете?
– Над чем смеёмся
мы? (Глупостью, зазнайством, грубостью, жадностью, хитростью, упрямством,
лицемерием).
- Ребята,
назовите свою команду.
-Какое получилось
название басни?
-Как называется
басня?
-Как вы
думаете, что хотел сказать автор?
VI. Работа с
учебником.
– Кто из вас,
ребята, видел лебедя? Что вы о нем можете рассказать? (Красивый, гордый)
– Как
передвигается рак?
– А кто расскажет
о щуке?
– Что общего
между ними? (Их жизнь связана с водой)
– Басня, которую
мы будем читать так и называется «Лебедь, Щука и Рак». Послушайте ее.
При прослушивании
аудио записи, учащиеся подчеркивают незнакомые слова в тексте.
– Давайте еще раз
послушаем эту басню в исполнении артиста Валерий Никитенко. Обратите внимание
на высокое мастерство исполнителя: как голосом переданы особенности героев
басни, раскрыты характеры, отражено отношение автора к событиям. (Грамзапись).
Физминутка.
VII. Словарная
работа.
Согласье – единство,
общность точки зрения.
Лад – согласие, мир, порядок.
Мука – физическое или нравственное страдание.
Поклажа – разг. – груз, багаж.
Впряглись – то же запрячь – упряжью соединить с повозкой для тяги.
Пятится – медленно идти, двигаться назад, задом.
Рвется – стремится куда-нибудь.
Тянет – тащить, направляя куда-нибудь)
– Вспомним, что
общего мы отметили у героев басни?
– Так случайно ли
подобрал Крылов именно этих героев? (Нет)
– Смогли бы они
свезти воз?
– Давайте
обратимся к тексту басни. Как Крылов называет героев?
– Что решили
сделать герои? (Однажды…)
– Как взялись за
дело герои басни? (Дружно). Зачитать (Вместе, трое, все)
– А как шла у них
работа? (плохо)
– Чем закончилось
дело? (Воз остался стоять на том же месте)
– Почему не сумели
герои сдвинуть воз с места? (Каждый тянул поклажу в свою сторону)
– Найдите и
прочитайте слова, которые показывают нам, как действовали герои басни.
– Как это их
характеризует?
·
Лебедь – рвется
в облака. (Стремительный – быстрый, упрямый, целеустремленный.)
·
Рак – пятится
назад. (Неповоротливый, нерасторопный, медлительный).
·
Щука – тянет в
воду. Упрямо делает свое дело.
– Вы видите, как с
помощью только одного слова – глагола – можно создать точный образ.
– А какими словами
описал их усердие автор? (Из кожи лезут вон)
– Как понимаете
смысл выражения? (Очень старались)
– Какое отношение
вызвали у вас эти герои? (Жалко. Если они друзья, то все надо делать
дружно.)
– Как автор
относится к героям басни? (Сожалеет, что в товарищах нет согласья).
– Чему нас учит
эта басня? (Все надо делать сообща, если взялся за дело, делай его дружно).
– Какие недостатки
высмеивает автор в этой басне? ( Несогласованность, разобщенность, не умение
договориться).
– Давайте найдем мораль
басни.
– Как вы думаете,
в каких строчках она выражена?
– Как, по вашему
мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь,
раздумывая и рассуждая? Оценивание .
VIII.Чтение
басни учащимися. Оценивание .
Чтение трудных слов:
1. Читай
внимательно:
·
Мука
– мука
·
С
поклажей
·
Везти
·
Согласья
2. Читай
правильно:
·
Взялись
·
Впряглись
·
Рвется
·
Пятится
Чтение 2-3
учащимися.
– Получилось
прочитать выразительно?
– Басня уже
прозвучала много раз. А кто-нибудь из вас услышал строчку, которая стала «
крылатым выражением? («Да только воз и ныне там»)
– В конце
нашего урока, мне бы хотелось предложить вам, мудрые народные изречения –
пословицы.
– Прочитайте их.
Выберите те, которые подходят к нашей басне.
Дружно –
не грузно, а врозь – хоть брось.
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
В одиночку не сдвинешь и кочку.
Берись дружно – не будет грузно.
– Почему вы выбрали
именно эти пословицы? (Если за дело берутся все вместе, то не тяжело).
X. Домашнее
задание.
стр.62-63
выучить басню.
XI.Выставление
оценок.
XII.
Заключение.
– Закончи
предложение: «Сегодня на уроке я…» (Высказывания детей).
«Сегодня на уроке
мне понравилось…»
Сегодня на уроке я
была очень довольна вашей работой, мне понравилось, как вы рассуждали,
выразительно читали, общались друг с другом.
Вы дружно работали
в группах. Не так как наши герои басни.
Рефлексия
«Рефлексивный дневник учащихся»
XIII. Рефлексия
•
Что я сделал или что я узнал
•
Помощь, необходимая для того, чтобы узнать больше
•
Эмоции: что мне понравилось/не понравилось или какие чувства я испытывал
•
Полезные и интересные вещи
•
Что показалось легким, или что я уже знаю.
№
|
Задания
|
«Лебедь»
|
«Щука»
|
«Рак»
|
1
|
Составление
кластера
|
|
|
|
2
|
Инсценировка
басни
|
|
|
|
4
|
Вопрос
-ответ
|
|
|
|
5
|
Чтение
басни
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.