2
4 2 1 3
I.
Чтение фрагмента из повести А. Чехова «Степь».
1.
Работа
с текстом до чтения.
–
Прочитайте имя автора, чьё произведение мы сейчас начнём читать. Знакомо ли
оно вам? (Дети могут вспомнить рассказы для детей «Каштанка» и «Белолобый».)
–
Антон Павлович Чехов – один из великих русских писателей. С его творчеством
вы подробно будете знакомиться в старших классах, ведь специально для детей
он не писал. Но много писал о детях. К тому же из его «взрослых» произведений
вполне можно выбрать отрывки, которые будут близки и понятны детям, как это
сделали авторы нашего учебника, предлагая нам прочитать отрывок из
произведения.
–
Каким словом можно заменить слово отрывок? (Фрагмент.)
–
Что, по-вашему, будет рисовать писатель в этом отрывке, что описывать
словами?
–
Кто знает, что такое степь? (Степь – широкие участки земли, поросшие
травой, ковылём.)
–
Внимательно рассмотрите иллюстрацию. О чём она вам рассказала? (Телега с
лошадью называлась подвода. Несколько
подвод – обоз.)
–
Что может предвещать это небо, какую опасность? Проверим наши предположения.
2.
Работа
с текстом во время чтения.
1.
Первичное
чтение.
Читает
учитель, по ходу чтения делая необходимые комментарии, помогающие детям
увидеть мастерство Чехова, представить картины грозы в степи. Кроме того, по
ходу чтения учитель объясняет значения слов: рогожа – грубая плетёная
ткань из мочала; фосфорическая – светящаяся бледным светом; обложной
(дождь) – продолжительный, затяжной, во время которого всё небо покрыто
тучами; перекати-поле – сухие круглые степные растения, которые
срываются ветром и катаются по степи.
2.
Повторное
самостоятельное чтение детей, выполнение задания 1 учебника (с. 91).
–
Рисуя грозу, Чехов как бы оживляет природу. Найдите в тексте и отметьте, где
говорится о ветре, туче, громе, рогожке, как о живых существах. (Выборочное
чтение.)
3.
Обобщающая
беседа.
а)
Как
вы думаете, для чего А.П. Чехов использует такой приём – оживляет природу?
б)
В
каком стихотворении мы совсем недавно тоже встречались с этим приёмом? (С.
Есенина.)
в)
А
какой ещё приём вы заметили? (Сравнение. Благодаря ему картины грозы
мы представляем очень отчётливо.)
г)
Чьими
глазами мы видим картину грозы? Что чувствует мальчик?
д)
А
вам случалось оказаться во время грозы вдали от дома? Что вы испытывали?
Похожи ли были ваши чувства, переживания на те, что испытывает Егорушка?
В
отрывке из повести А.П. Чехова «Степь» мы увидели картины летней грозы.
Давайте посмотрим, какие картины летней природы нарисовал Михаил Пришвин.
II.
Чтение рассказа «Золотой луг».
1.
Работа
с текстом до чтения (учебники
закрыты).
–
Что можно предположить о теме, содержании рассказа, если автор его – Михаил
Пришвин, а название – «Золотой луг»? (Обращаем внимание на запись темы урока
на доске. Дети высказывают предположения, вспоминаем рассказы Пришвина,
которые читали раньше, – «Медведь», «Берестяная трубочка» и др.)
–
Откройте с. 106 учебника, посмотрите на иллюстрацию, уточните свои
предположения.
2.
Работа
с текстом во время чтения.
1.
Первичное
чтение (читают учащиеся, вслух). Учитель помогает вести диалог с автором.
Михаил
Пришвин
ЗОЛОТОЙ
ЛУГ
У
нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. (Можете
предположить, какая забава, т.е. какое развлечение?)
Бывало,
идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту. («В
пяту» – т.е. за братом очень близко, след в след, буквально: за его пятками.
А какой промысел мог быть у ребят, за какой «добычей» они отправлялись?)
«Серёжа!»
– позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в
лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет.
(Проверим
себя: у нас такое же было предположение?) И так мы эти
неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать
открытие. (О
чём хочется спросить? (Какое открытие?) А что
можно предположить?)
Мы
жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих
одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг
золотой». (Уточняем
наши предположения по поводу названия рассказа. А золотой луг – он какого
цвета?) Однажды
я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. (Догадались
почему?) Когда
же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. (Что же
произошло?) Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.
Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как
всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак,
мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики
раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.
С
тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов (Был
неинтересным, а стал одним из самых интересных цветов. Можете объяснить
почему?),
потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами
вставали. (А
вот как автор отвечает на этот вопрос.)
2.
Выявление
первичного восприятия.
–
Так одуванчики – интересные или неинтересные цветы?
–
Вас что-то удивило в этом рассказе?
3.
Обобщающая
беседа, выборочное чтение.
а)
Какое
же открытие сделал рассказчик, когда был ещё мальчиком? Можно ли считать это
открытием?
б)
С
чем сравнивает рассказчик цветок одуванчика? (С человеческой
ладонью.)
в)
Что
можно сказать о герое-рассказчике, какой он?
г)
А
вам случалось делать свои открытия в природе? Расскажите.
3.
Работа
с текстом после чтения.
Творческое
задание (выполняется по вариантам, в группах, парах или как домашнее):
выписать (подчеркнуть) слова, выражения, с помощью которых поэты и писатели
передают краски (I вариант) и звуки (II вариант) лета. Задание выполняется на
текстах А.П. Чехова, М.И. Пришвина, С.А. Есенина, Б.Л. Пастернака.
– Что мы
делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё
отношение к героям.)
–
Какое умение формировали?
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.