ОТКРЫТЫЙ
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: П.П.Бажов «Серебряное
копытце»
Класс: 4
УМК: «Школа России».
Автор программы:
В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Авторы
учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,
М. В. Голованова.
Тип урока: Данный урок –
урок открытия новых знаний. Для достижения цели используется технология
деятельностного метода обучения, особенность которого заключается в том, что
дети самостоятельно «открывают» литературоведческие понятия в процессе
самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту
деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку этих
понятий. Используется технология развития критического мышления (этапы урока,
приемы)
Цель:
познакомиться с новым литературным жанром «сказ»
Задачи:
1.
Образовательные:
-
выявить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка»,
2. Развивающие:,
- формировать
читательскую самостоятельность учащихся ,
3.
Воспитательные:
-
воспитывать умение работать дружно, согласованно, воспитание взаимопонимания,
взаимовыручки.
Используемые
методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый,
эвристический; технология РКМ (сравнительная таблица, синквейн)
Формы
работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная, групповая.
Оборудование: карточки,
проектор, презентация, учебник «Родная речь. 4 класс
Ход
урока.
1.Вызов
- Начинаем урок
литературного чтения
- Ребята, скажите, от
чего будет зависеть качество выполняемой работы на уроке?.
- Я вам желаю сегодня на
уроке:
Читать – вдумчиво;
Писать – грамотно;
Слушать – внимательно;
Говорить – внятно,
доступно.
-
Сегодня вы работаете в группах, значит, что вы еще должны помнить?
Каждый может
высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
-
Сегодня, когда я поднималась по лестнице в класс, я услышала разговор двух
мальчиков. Один из них сказал, что ему очень понравился рассказ П.П.Бажова
«Серебряное копытце». Другой заспорил:
«Это
не рассказ, а сказка!» Как вы думаете, кто из них прав?
-Ученики
отвечают:
Я
думаю, что прав …
-
С каким произведением будем работаем уже не первый урок?
-
Почему у детей возник спор? (потому что похоже на сказку и на рассказ)
-
Исходя из этого сформулируйте цель урока? (к какому жанру относится
произведение)
-
Как мы это будем выяснять? (план работы)
2. Осмысление.
-Для дальнейшей работы нам
необходимо вспомнить содержание нашего произведения. Перед вами лежат
карточки, посмотрите и сформулируйте задание к данной работе. (нужно
восстановить текст)
Так
и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка
Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не
плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил,
Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на
охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.
-
Проверяем. Прочитайте, что у вас получилось? Согласны ли остальные группы?
-
А теперь сравните с отрывком из произведения.
-
Итак, характерные признаки рассказа, сказки мы будем с вами выявлять с помощью
плана исследования, который вы видите на экране.
1.
Место действия ( нет определенного места, есть определенное место)
2.
Рассказчик (есть, нет, участник события, сказочник)
3.
Герои (живущие в реальной жизни, вымышленные, волшебные)
4.
События (реальные, вымысел)
5.
волшебство (есть, нет)
6.
Повторы, цифра «3»
-
А теперь слушайте задание: 1 группа исследует литературный жанр сказку (по
сказке «Красная Шапочка», 2 группа – рассказ (Денискины рассказы) и 3 группа
исследует по произведению «Серебряное копытце».
У
вас на парте лежит план исследования. В скобках даны варианты ответов.
Выбираете нужный вариант ответа и заполняете сравнительную таблицу.
Линия
сравнения
|
сказка
|
рассказ
|
|
Где
происходят события?
|
Место
неопределенное
|
Есть
определенное место
|
Есть
определенное место
|
рассказчик
|
сказочник
|
Есть,
участник события
|
Есть,
участник события
|
герои
|
Волшебные,
вымышленные
|
Живущие
в реальной жизни
|
Живущие
в реальной жизни, волшебные
|
события
|
вымысел
|
Реальные
события
|
Реальные
события,вымысел
|
волшебство
|
есть
|
нет
|
есть
|
повторы
|
есть
|
нет
|
есть
|
-
Итак, 1 группа выступает, 2 группа, 3 группа.
-
серебряное копытце это рассказ? Сказка? Тогда что?
-
Давайте вернемся к нашему плану работы. Мы все сделали с вами?
урока
ответили?
-Попробуйте
в группах дать определение новому литературному жанру. У вас лежат на партах
карточки-помощники, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова из нашей
сравнительной таблицы.
Вывод:
это жанр, который описывает реальные события, как в рассказе, но имеет
элемент вымысла, таинственности, волшебства, как в сказке.
-
Посмотрите на экран, если это новый жанр, то как он называется?
рассказ
+ сказка = ?
-
Что общего в этих словах?
Это
сказ. А теперь посмотрим по словарю, что такое сказ.
Сказ
– жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, сочетающий точные
зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
-
А сейчас я хочу проверить, как вы поняли главную особенность сказа как жанра.
- Где
происходят события?
- Вы
отметили, что герои и реальные и волшебные, докажите.
- А почему вы
думаете, что козел волшебный? А может быть он самый обыкновенный? Докажите.
- Прочитайте
описание из текста.
- То что
серебряное копытце на ножке – ну и что. А может быть ему копытце кто-нибудь
подковал? Кто же меня убедит, что козленок - волшебный? (чтение отрывка «Тут
прыгнул…)
- А теперь
посмотрите на эти изображения? Кого описывает автор – козлика или оленя.
Прочитайте и докажите, что это был олень а не козлик?
- Видимо на
Урале их называют козлами.
- А кошка –
сказочный персонаж или она обыкновенная? Докажите словами из текста (вдруг
Муренка скок туда же…)
- О каких
реальных событиях рассказывает нам писатель с помощью сказочных персонажей? О
каких драгоценных камнях говорит?
+ Автор
поясняет появление камней хризолитов. Павел Петрович своими сказами открыл миру
уральские легенды. В его сказах – жизнь и работа уральских мастеров:
гранильщиков и камнерезов.
- Еще вы
отметили, что в сказе встречаются повторы. Назовите их.
- А как вы
думаете, для чего П.Бажов создавал такие произведения, в которых с реальными
событиями происходят волшебные превращения?
- Автор так
долго жил среди простых людей, занятых тяжелым посильным трудом, что создавая
свои чудесные произведения, он мечтал о том, чтобы в их жизни появилась хотя бы
маленькая искорка надежды на чудо.
3.
Рефлексия.
- Мы добились
цели урока?
- Какие
знания вы приобрели?
Оценивание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.