Уроки доброты
(внеклассное чтение)
Тема:
В. Астафьев « И милосердия…»
Цель:
познакомить учащихся с рассказом В. Астафьева «И милосердия…».
Задачи:
- показать
необходимость для человека осознанного отношения к своим поступкам и действиям,
осмыслить понятие «милосердие»;
- подвести ребят к
тому, что природа и человек едины;
- включить
эмоциональную сферу учащихся, обратиться к их чувствам, пробудить
заинтересованность в изучении данного произведения.
Вид урока:
урок решения «ключевых» задач.
Технология:
развитие критического мышления через чтение и письмо.
Форма урока:
работа в группах.
Используемые
стратегии: мозговой штурм, эссе, синквейн,
прогнозирование, вопросы автору.
Ход урока:
1. Организационный
момент. Психологическая подготовка к уроку.
2. Проверка
домашнего задания.
3.Актуализация
знаний.
Прочитайте слово.
ЕИДРЕСОЛИМ
- Задумывались ли
вы когда-нибудь над словом «милосердие»
( кайырымдылык)?
- Из каких слов
состоит слово милосердие? Подберите ассоциации к данному слову.
- Милосердны ли
вы по отношению к другим? В чем проявляется ваше милосердие?
Целеполагание
- О чем мы будем
говорить сегодня на уроке?
4. Осмысление
- К
сожалению, мы не так уж часто употребляем это слово в нашей речи. А вот сегодня
я прошу вас составить предложения, включив в них это замечательное слово.
1 группа. В
милосердии я чувствую…
2 группа. В
слове милосердие я слышу…
3 группа.
Услышав слово милосердие, я представляю…
4 группа. Быть
милосердным – значит…
- Сверим
наше понимание слова с толкованием, которое дается в словаре Ожегова.
Милосердие- это готовность помочь кому-нибудь
или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Мы не
раз говорили о том, что писатели, поэты (впрочем, как и все творческие люди)
часто обращают наше внимание на то, что мы просто не замечаем в повседневной
жизни: им, как никому другому, дан особый дар- умение всматриваться,
вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что
остается незамеченным другими.
- Сегодня
нам предстоит познакомиться с рассказом В. Астафьева « И милосердия…». Как вы
думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?
- После
прослушивания подумайте над вопросами:
1 группа. Почему
рассказ так назван?
2 группа. Какова
позиция автора?
3 группа.
Выразите свое отношение к рассказу.
4 группа. Какова
тема этого рассказа?
Прослушивание рассказа (последний абзац не зачитывается)
(После работы в
группах выслушиваются мнения учащихся.)
-Отношение
человека к природе может быть милосердным и немилосердным. И у меня, и у вас, я
думаю, возникли вопросы к героям этого рассказа.
Работая в
группе, учащиеся составляют вопросы.
1 группа.
Вопрос к девочке.
2 группа
Вопрос к отцу.
3 группа.
Вопрос к автору.
4 группа.
Познакомьтесь с афоризмами. Какой из них вы могли бы использовать для оценки
поступка отца? Объясните, как вы понимаете выбранный афоризм.
« Одним
из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца
очевидцев» (Чарльз Бакстон, английский писатель).
« Мы
есть плод наших собственных деяний» (Мигель Сервантес де Сааведра, испанский
писатель).
« Смерть
– зло для всех» (Иоганн Вольфганг Гете, немецкий писатель).
- Как вы
считаете, закончено ли произведение? ( Текст зачитывается еще раз).
-Придумайте
концовку. Это, скорее всего, будут мысли автора о случившемся, его чувства, а,
может быть, обращение к людям. ( Озвучивание работ )
Прослушивание
концовки рассказа.
Но я шел,
шел, ослепленный слезами, и не мог проклинать, а молил каким- то полузабытым
отрывком из старой молитвы себя, детей своих, таких беззаботных и жестоких: «
Боже, дай мне милосердия… Боже, дай мне милосердия… Научи меня быть
милосердным… Милосердным…»
4.
Рефлексия
Написать
синквейн «Милосердие». (Работы заслушиваются)
-В.Астафьев,
поднимая тему милосердия, обращается к своим современникам с призывом защитить
природу, а значит и человека, потому что тот губит природу, губит самого себя.
Экология природы, экология души человека - вот о чем пишет писатель. Быть
милосердным - это значит быть, быть всегда.
5. Подведение
итогов, выставление оценок.
6. Домашнее
задание: Задания на выбор.
1.Написать эссе
(на выбор): « Я - девочка», « Я – отец девочки», «Я - голубь».
2.Привести
примеры милосердия из своей жизни и жизни близких вам людей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.