Главная / Русский язык и литература / Урок по литературному чтению для 5 класса "Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый волк"

Урок по литературному чтению для 5 класса "Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый волк"

Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк»

Цель: воспитание интереса к произведениям устного народного творчества на основе сказки «Иван- царевич и Серый волк» .

Задачи:
- выявить отличительные черты волшебной сказки;

- развивать умение анализировать текст, давать характеристику главным героям;

- развивать речь, внимание, творческие способности, умение критически мыслить, аргументировать свою точку зрения и учитывать точку зрения других;

- воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку; формирование представлений о подлинных ценностях.

Планируемые результаты:
- осмысление особенностей волшебной сказки,
- характеристика героев волшебной сказки,
- выявление причинно-следственных связей,

- формирование умения находить необходимую информацию в тексте, репродукции картины;
- осмысление правил взаимодействия в группе.

Используемая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Используемые приемы: «Верные и неверные утверждения», «толстые» вопросы, синквейн, письмо по кругу.

Тип урока: урок актуализации ранее усвоенных знаний.

Оборудование:    презентация, репродукция картины В.Васнецова  «Иван-царевич на Сером волке», рисунки детей, видео, лист самооценивания.



Ход урока



І. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята. А что я вам сейчас пожелала? Правильно, здоровья.

-  У некоторых учащихся на спинке стула есть смайлик со словами приветствия. Тот, кто нашел смайлик, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке. 
-
Я начну на казахском.

-Сәлеметсіздер ме?
- Нихао!(Китай)
- ГомарДжоба ! (Грузия)
- Хэллоу! (Англия)
- Бонжур! (Франция)
- Здравей! (Болгария)
- Здоровэньки булы! (Украина)
- Ola! (Португалия)
- Namaste! (Индия)
- Merhaba! (Турецкий)


- Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы? Тогда приступим к нашему уроку.



II. Сообщение темы и цели. Самоопределение к деятельности:

- Все вы знаете игру «Четыре картинки- одно слово» . Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если скажете, какое слово здесь зашифровано.

hello_html_71735567.png



- Правильно, это слово сказка.



hello_html_136600d.gif



-Проверим вашу внимательность. Что изменилось?

- Какие ассоциации у вас возникают при слове – сказка?


Целеполагание.

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Мы будем говорить о сказке).

- А о какой?

- На уроке мы продолжим знакомство с   замечательной сказкой «Иван-царевич и Серый волк».Понравилась ли вам сказка?

- Откройте тетради и запишите тему урока.

III. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

-Домашнее задание было сложным и творческим.

1 группа.- Найдите слова и выражения, присущие такому жанру фольклора, как сказка. Составьте план пересказа.

- К какому виду сказок относится эта сказка? 

2 группа. Выделите признакии особенности волшебной сказки.





3 группа.

- На доске иллюстрации к сказке . Посмотрите, они все перепутаны. Давайте расставим иллюстрации по ходу развития событий сказки. О чем рассказывает каждая иллюстрация?

4 группа. Вживаемся в образ. Репродукция картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».

-Поставьте себя на место героев сказки. Как вы думаете, что они чувствуют?

IY. Осмысление.

 - Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк    помогает Ивану -царевичу)

- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

- Может ли Иван быть примером для вас?

- Актуальна ли эта сказка сегодня?

«Верные и неверные утверждения». Обсуждение в группах.

1 группа

  1. Ивану- царевичу с самого начала пути сопутствовала удача.

  2. При встрече волк спросил у Ивана, как его зовут?

  3. Действие сказки происходит осенью.


2 группа

4. Волк, съев коня, убегает и прячется от Ивана.

5.Волк учит Ивана воровству.

6.Клетка Жар-птицы была алмазная.



3группа

7.Братьев Ивана звали Семён и Фёдор.

8.Елена Прекрасная досталась царю Кусману.

9.Серый волк по-хорошему попросил ворона о помощи.



4 группа

10.Иван-царевич препятствует убийству волком своих братьев.

11.В конце сказки Иван простился с Серым волком навечно.

12. В сказках всегда добро торжествует над злом.



Составить «Толстые» вопросы к тексту произведения. Обсуждение в группах.


- Ребята, чем примечательна эта сказка, что русский народ пронес ее через века и сохранил до наших дней?

- Какие из предложенных вашему вниманию пословиц подходят к этой сказке?

Друзья познаются в беде.
Что отдал- к тебе вернется, что не отдал- потерял. 
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
За добро злом не платят .

Лихо помнится, а добро не забудется.

Худо тому ,кто добра не делает никому.

Жизнь дана на добрые дела.

Учись доброму- дурное на ум не пойдет.



- Какие пословицы о доброте вы знаете?

Y Рефлексия.



1 группа. Синквейн «Иван-царевич».

2 группа. Синквейн «Серый волк».

3, 4 группы. Письмо по кругу «Чему учит сказка «Иван- царевич и Серый волк»»?»

(Звучит фоновая музыка «В гостях у сказки»)

  • Да, ребята, мир сказок гармоничен и прекрасен . Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом. Ненависть, корысть, зависть - все зло в мире - обречены на гибель. Первоначально в жизни не зло, а доброта и справедливость, щедрость и взаимопонимание. Конечно, в реальной жизни мы не можем надеяться на помощь Серого волка, но рядом с нами всегда есть наши верные друзья. И если наши друзья добры к нам, к окружающим, то в любую минуту протянут нам руку помощи.

Достается недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!



Видеопрезентация (слайды- фотографии класса- сопровождаются песней «Песня о доброте».)



YI. Подведение итогов.

-Наш урок близится к завершению. Возьмите ленты достижений и выполните самооценку.

- Заполните таблицу «Рефлексия».

- Поднимите руку те, кто набрал 5 баллов. Молодцы, вы прекрасно поняли тему. А кто набрал 5 (4,3,2,1,0 ) баллов? О чем это говорит?

YII.Комментирование оценок

YIII.Домашнее задание.

Прочитать сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», составить 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса.

























































Урок по литературному чтению для 5 класса "Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый волк"
  • Русский язык и литература
Описание:

        Урок  по литературному чтению для 5 класса "Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый волк" ориентирован на привитие интереса к устному народному творчеству, развитие мыслительных навыков учащихся. Используемая технология развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму дает возможность заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, предоставить ему условия для осмысления материала, помочь ему обобщить приобретенные знания.

Автор Адаева Карлыгаш Тлеугалиевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 6159
Номер материала 2585
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы