Русская
народная сказка «Иван-
царевич и Серый волк»
Цель: воспитание
интереса к произведениям устного народного творчества на основе сказки «Иван-
царевич и Серый волк» .
Задачи:
-
выявить отличительные черты волшебной сказки;
- развивать умение
анализировать текст, давать характеристику главным героям;
- развивать речь,
внимание, творческие способности, умение критически мыслить, аргументировать
свою точку зрения и учитывать точку зрения других;
- воспитывать у
учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу,
взаимовыручку; формирование представлений о подлинных ценностях.
Планируемые
результаты:
- осмысление особенностей волшебной сказки,
- характеристика героев волшебной сказки,
- выявление причинно-следственных связей,
- формирование
умения находить необходимую информацию в тексте, репродукции картины;
- осмысление правил взаимодействия в группе.
Используемая технология: развитие критического мышления
через чтение и письмо.
Используемые
приемы: «Верные и неверные утверждения», «толстые» вопросы, синквейн,
письмо по кругу.
Тип урока: урок актуализации ранее усвоенных знаний.
Оборудование:
презентация, репродукция картины В.Васнецова «Иван-царевич
на Сером волке», рисунки детей, видео, лист
самооценивания.
Ход
урока
І.
Организационный момент. Психологический
настрой на урок.
-
Здравствуйте, ребята. А что я вам
сейчас пожелала? Правильно, здоровья.
- У некоторых
учащихся на спинке стула есть смайлик со словами приветствия. Тот, кто нашел
смайлик, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке
приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке.
- Я начну на казахском.
-Сәлеметсіздер ме?
- Нихао!(Китай)
- ГомарДжоба ! (Грузия)
- Хэллоу! (Англия)
- Бонжур! (Франция)
- Здравей! (Болгария)
- Здоровэньки булы! (Украина)
- Ola! (Португалия)
- Namaste! (Индия)
- Merhaba! (Турецкий)
- Спасибо всем. И
если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно
удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы? Тогда приступим к нашему уроку.
II.
Сообщение темы и цели. Самоопределение к деятельности:
- Все вы знаете игру
«Четыре картинки- одно слово» . Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если
скажете, какое слово здесь зашифровано.
- Правильно, это слово
сказка.
-Проверим вашу внимательность. Что изменилось?
- Какие ассоциации у
вас возникают при слове – сказка?
Целеполагание.
-Попробуйте
сформулировать тему сегодняшнего урока. (Мы будем говорить о
сказке).
- А о
какой?
- На
уроке мы продолжим знакомство с замечательной сказкой «Иван-царевич
и Серый волк».Понравилась ли вам сказка?
-
Откройте тетради и запишите тему урока.
III.
Актуализация
знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.
-Домашнее
задание было сложным и творческим.
1
группа.- Найдите слова и выражения, присущие такому жанру фольклора,
как сказка. Составьте план пересказа.
- К какому виду
сказок относится эта сказка?
2
группа.– Выделите признакии особенности волшебной сказки.
3
группа.
- На
доске иллюстрации к сказке . Посмотрите, они все
перепутаны. Давайте расставим иллюстрации по ходу развития событий сказки. О
чем рассказывает каждая иллюстрация?
4
группа. Вживаемся в образ. Репродукция
картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».
-Поставьте
себя на место героев сказки. Как вы думаете, что они чувствуют?
IY.
Осмысление.
- Что вы можете
сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает
Ивану -царевичу)
- Как вы думаете,
почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом?
(Хорошее отношение).
- Может ли Иван быть
примером для вас?
- Актуальна
ли эта сказка сегодня?
«Верные
и неверные утверждения». Обсуждение в группах.
1
группа
1.
Ивану-
царевичу с самого начала пути сопутствовала удача.
2.
При встрече
волк спросил у Ивана, как его зовут?
3.
Действие
сказки происходит осенью.
2
группа
4. Волк, съев коня,
убегает и прячется от Ивана.
5.Волк учит Ивана
воровству.
6.Клетка Жар-птицы была
алмазная.
3группа
7.Братьев Ивана звали
Семён и Фёдор.
8.Елена Прекрасная
досталась царю Кусману.
9.Серый волк
по-хорошему попросил ворона о помощи.
4
группа
10.Иван-царевич
препятствует убийству волком своих братьев.
11.В конце сказки Иван
простился с Серым волком навечно.
12. В сказках всегда
добро торжествует над злом.
Составить
«Толстые» вопросы к тексту произведения. Обсуждение в группах.
- Ребята, чем
примечательна эта сказка, что русский народ пронес ее через века и сохранил до
наших дней?
- Какие из предложенных
вашему вниманию пословиц подходят к этой сказке?
Друзья
познаются в беде.
Что отдал- к тебе вернется, что не отдал- потерял.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
За добро злом не платят .
Лихо
помнится, а добро не забудется.
Худо
тому ,кто добра не делает никому.
Жизнь
дана на добрые дела.
Учись
доброму- дурное на ум не пойдет.
- Какие пословицы о
доброте вы знаете?
Y
Рефлексия.
1 группа. Синквейн
«Иван-царевич».
2 группа. Синквейн
«Серый волк».
3, 4 группы. Письмо
по кругу «Чему учит сказка «Иван- царевич и Серый волк»»?»
(Звучит фоновая музыка
«В гостях у сказки»)
-
Да, ребята, мир сказок гармоничен и прекрасен . Каждая
сказка обогащает нас жизненным опытом. Ненависть, корысть,
зависть - все зло в мире - обречены на гибель. Первоначально в жизни не зло, а
доброта и справедливость, щедрость и взаимопонимание. Конечно, в
реальной жизни мы не можем
надеяться на помощь Серого волка, но рядом с нами всегда есть наши верные
друзья. И если наши друзья добры
к нам, к окружающим, то в любую минуту протянут нам руку помощи.
Достается
недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Видеопрезентация
(слайды- фотографии класса- сопровождаются
песней «Песня о доброте».)
YI.
Подведение итогов.
-Наш урок близится к
завершению. Возьмите ленты
достижений и выполните
самооценку.
- Заполните
таблицу «Рефлексия».
- Поднимите руку те, кто набрал 5 баллов.
Молодцы, вы прекрасно поняли тему. А кто набрал 5 (4,3,2,1,0 ) баллов? О чем
это говорит?
YII.Комментирование
оценок
YIII.Домашнее задание.
Прочитать сказку «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка», составить 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.