Главная / Начальные классы / Урок по литературному чтению для 3 класса "Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами"

Урок по литературному чтению для 3 класса "Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами"


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Использование технологий создания учебной ситуации на уроке литературного чтения в 3 классе


ФИО (полностью)

Зиновьева Елена Евгеньевна

Место работы

МБУ СОШ №56 г.о.Тольятти

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

3 класс

Тема и номер урока в теме

"Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами"

Базовый учебник

Литературное чтение 3 класс Чуракова Н.А. «Академкнига» Перспективная начальная школа. В комплекте: учебник в 2 частях, тетрадь для самостоятельной работы №1и №2, хрестоматия.

  1. Цель урока: показать ценность умения пристально вглядываться в окружающую действительность, осознание того, что можно реконструировать жизнь людей, глядя на предметы.

9. Задачи:

Обучающие: учить детей внимательно перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты, работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;

Умение пристально вглядываться в окружающую действительность, реконструировать жизнь людей, глядя на принадлежащие им предметы;

Развивающие: развивать устную речь детей, умение анализировать прочитанное и делать выводы, развивать и обогащать  речь учащихся,  творческое мышление, эмоциональную сферу;

Воспитательные: наблюдательность, бережное и внимательное отношение к окружающему нас миру способны приоткрыть его тайну.

  1. Тип урока: урок освоения новых знаний

  2. Формы работы учащихся фронтальная, групповая, индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование: Презентация этапов урока, компьютер, видеопроектор

  4. Структура и ход урока


В. Берестов «Плащ». Поход в «Музейный Дом»: В. Ван Гог «Ботинки»


Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс ваш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти.

  1. Актуализация знаний

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.


(Проверка домашнего задания.)

III. Тема урока, целеполагание 

Учитель: Мы продолжаем с вами учиться наблюдать.

  • Какие произведения помогли нам открыть то, что трудно увидеть глазами? (А. Пушкин «Зимнее утро» — герой хочет внутренние переживания от увиденного разделить со своей подругой.)

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами сделаем маленькое открытие. Мы познакомимся с вами с новым произведением

Слайд№1.(появляется портрет Валентина Берестова)

Вопрос: «Что вы можете сказать об этом человеке?»

Наводящие вопросы:

Какими чертами характера он может обладать? (Ответы учеников)

Предположите, кем он может работать? (Ответы учеников)

  • Чем может увлекаться?

- Знаком ли вам автор? (Читали его произведения “Большой мороз”, “Картинки в лужах”)


Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя произведениями. Первое — это стихотворение Валентина Берестова.

Второе — картина художника Винсента Ван Гога.

Слайд№2.(-автопортрет художника.)

  • Откройте учебник на с. 48. Найдите название стихотворе­ния. («Плащ».)

  • Как называется картина Винсента Ван Гога, с которой мы познакомимся? («Ботинки».)

  • Можно ли по названиям догадаться, о чем эти произведе­ния?

(Это названия вещей, значит, произведения о вещах, принадлежащих человеку.)

- Чтобы рассмотреть то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами, что нам необходимо?

(Внимательно читать текст, прислушиваться к словам друг друга, немного вообразить, делиться своими мыслями…)


- Что нам предстоит на уроке? 

(Дети находят в учебнике условные обозначения и рассказы­вают о плане работы: работа в парах, в группах, работа с толковым словарем, поход в «Музейный Дом».)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

- Как вы думаете, почему поэт Берестов создал стихотворение о плаще?

- Чтение кого из одноклассников вам хотелось бы послушать сначала? (Дети называют учеников)

(Три хорошо читающих ученика читают стихотворение нас. 48-49.)

  • Вам понравилось стихотворение?

(Учитель читает текст на с. 49.)

- Кому понравилось стихотворение?

- Мне тоже стихотворение понравилось, как и нашим героям, Мише, Маше и Косте. Миша говорит, что здесь 2 части и два совсем разных плаща.

- Согласны ли вы с Мишей?

- О каких плащах идет речь? (Один - из книги, плащ мушкетера, другой – из жизни, папин)

- Нашли ли вы границу частей?

2.Работа в парах. Самостоятельное чтение.

- Мы с Михаилом Потаповичем предлагаем вам поработать в парах.

 (Дети читают задание из учебника по условному знаку: работа в парах. )

- Договоритесь между собой, кто читает о героическом плаще, а кто о папином. (Дети читают друг другу вполголоса по очереди свою часть)

3.Анализ стихотворения. Выборочное чтение. Словарная работа. Работа над выразительностью чтения 

  • Что такое плащ? Смотреть словарь в конце учебника. (Плащ — легкое пальто из непромокаемой материи.) Слайд №3

  • Какой же плащ лучше?

- А теперь прочитаем вслух о героическом плаще.

- Какие предметы дополняют образ плаща? (Виды оружия: арбалет, копьё, мушкет)

- Уточним значения этих слов в словаре. В каком?

 (Условный знак: работа с толковым словарём)

- Выберите, значение, какого слова будет каждый из вас искать. 

(Спросить, как они определились)

  • (Дети по очереди зачитывают значение слова, учитель показывает - Виды оружия: арбалет, копье, мушкет.) Слайд №4

  • Красив ли плащ? Какие слова показывают, что мальчику он нравится? («Какое счастье...»)

  • Перечитайте так, чтобы передать восторг.

  • А теперь перечитаем другую часть — о папином плаще.

  • Новый ли он? Так ли красив? (Выборочное чтение.)

  • (Уточнение значения слова «линялый» в толковом словаре.)

  • А какой плащ лучше для мальчика?

  • Найдите строчки и те слова, которые подтверждают, что папин плащ лучше.

(Учащиеся читают строчки со словом «зато».)

  • Костя подметил, что вторая часть тоже делится на две части. Вы догадались, о чем речь?

  • (Папин плащ дома и папин плащ на природе.)

  • Почему же линялый и мятый плащ способен так сказоч­но преображаться?

  • (Герою очень нравится проводить время с отцом.)

  • Может быть, это стихотворение не только о плаще?

  • (Да, еще и о дружбе отца и сына.)

  • Перечитайте ту часть, где плащ — свидетель дружбы папы с сыном, того, что им хочется быть вместе.

  • Постарайтесь так прочитать, чтобы все поняли, что мятый и линялый плащ гораздо лучше. Выделяйте голосом необходимые слова.

(Чтение вслух 2-3 учеников, оценивание)

4. Обобщение

  • Почему же поэт написал стихотворение о плаще?

(Герой очень ценит дружбу с отцом.)

Плащ поведал нам о дружбе отца с сыном.

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

1. Поход в «Музейный Дом»

А теперь Анишит Йокоповна предлагает нам отправиться в «Музейный Дом», познакомиться с картиной художника Вин­сента Ван Гога.

  • Знаком ли вам этот художник? Какие его картины вам уже знакомы? («Подсолнухи», «Комната в Арле», «Церковь в Овере».) Слайд№5

  • На какой картине предметы рассказывают о человеке? («Комната в Арле».)

Отправимся в «Музейный Дом» и найдем там картину «Бо­тинки».

  • Всмотритесь в репродукцию. К какому жанру живописи можно отнести это произведение? Слайд №6

  • О чем могут рассказать обыкновенные ботинки? Давайте пофантазируем.

2. Самостоятельная работа в группах 

А теперь рассмотрите ещё одно его произведение – картину “Ботинки”. Всмотритесь в натюрморт.

- О чём могут рассказать обыкновенные ботинки? Давайте пофантазируем. Я предлагаю вам поработать в группах. Каждому высказать своё мнение. Договоритесь, кто в группе будет читать вопросы учебника на стр. 50: условный знак “выскажи своё мнение”.

- Определитесь, кто будет от группы рассказывать.

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника «Выскажи свое мнение» на с. 50.) Затем составляют рассказ с использованием во­просов.

3. Свободные высказывания детей по картине. (Проверка работы в группе) 

Примерный рассказ. Хозяин ботинок — мужчина, человек немо­лодой, бедный, он очень давно носит ботинки. Ботинки рваные, по­терявшие форму, шнурки потрепанные. Ботинки многое повидали на своем веку, а может быть, у них очень однообразные впечатления: все работа в поле да в поле. А когда-то эти ботинки были новыми, и их хозяин, молодой еще человек, носил их лишь по праздникам, они скрипели, блестели, наслаждались запахом цветов и трав. По­степенно они отслужили свой век, и теперь стоят в углу...

  • Чей рассказ вам особенно понравился?

  • hello_html_5cde778b.png


Смотрю на стоптанный башмак:

Один, второй. Как будто левых?

Крестьянский труд – нутра их мрак,

Тяжёлых дух гнездится в чревах.

Неведом им ухода воск;

Без формы - плачут ортопеды.

Вервей закрученных полос,

Жевали будто шнуркоеды.

Они ещё вместят в себя,

Узлами скрученные пальцы.

И погребут, судьбу терпя,

Сквозь жизни ад – неандертальцы.


Они как сироты жмутся посреди свободного пространства, где, казалось бы, достаточно места для менее тесного их расположения. Но они привыкли топтать землю, пашню, пол мастерской, всегда, будучи рядом, «впряженными» в тело и в работу одного человека, надетыми на его обе неразлучные ноги - труженицы. Их истерзанные насилием шнурования и стягивания, уплотнённые шнурки – верёвки, возможно, уже были заменены, не выдержав испытания временем, выглядят весьма плачевно и нечисто, как и сами ботинки. На картине нет даже земли, налипшей на башмаки в поле или по дороге с поля, а эта приставшая к башмакам земля могла бы, по крайней мере, указать на их применение. Нет частиц опилок или мелкой стружки, которые могли бы рассказать о работе их хозяина в мастерской. Нет и мучной пыли на них или шелухи с зерён, попавших на мельнице. Просто стоят крестьянские башмаки, и, кроме них, нет ничего. Такова была задумка художника…


  • Что же помогло нам увидеть в картине то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами? (Воображение и фантазия.)

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу. У кого оправдались надежды на сегодняшний урок?

- Что помогло нам добиться решения поставленной задачи: увидеть то, что трудно увидеть глазами?

  • Какой вывод мы можем сделать?

  • (Поэты и художники на са­мые обыкновенные вещи смотрят по-особенному и своими произведениями помогают нам разглядеть то, что трудно увидеть глазами.)

  • Вам понравился урок?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения или вы­учить его наизусть по желанию (учебник, с. 48—49).

Урок по литературному чтению для 3 класса "Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами" с использованием технологии создания учебной ситуации на уроке.  Цель урока: показать ценность умения пристально вглядываться в окружающую действительность, осознание того, что можно изменить жизнь людей, глядя на предметы.

Урок сопровождается показом презентации, виртуальным походом в Музейный дом, рассматриванием картин В.Ван Гога.

Форма работы: работа в группах. Учащиеся перечитывают текст и находят в нем нужные фрагменты, вглядываются в окружающую действительность, анализируют и делают выаоды.

В течении всего урока ученики постоянно обращаются к словарям (толковым, словарным), тем самым обогащают свою речь, учатся находить информацию самостоятельно.

Работа в группах позволяет каждому ученику проявить себя творчески.

В конце урока дети делают вывод, что поэты и художники на са­мые обыкновенные вещи смотрят по-особенному и своими произведениями помогают нам разглядеть то, что трудно увидеть глазами.

Автор Зиновьева Елена Евгеньевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1424
Номер материала 1903
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓