Главная / Начальные классы / Урок по литературному чтению для 2 класса Н.Н.Носов "Заплатка"

Урок по литературному чтению для 2 класса Н.Н.Носов "Заплатка"

Урок литературного чтения

во 2 классе

Н.Н. Носов «Заплатка».

Подготовила Петрова Н. А.

учитель начальных классов

ГБОУ №1584 г. Москвы

Урок чтения во 2 классе.

Цели:

образовательные:

  1. Познакомить учащихся с новым произведением.

  2. Вспомнить и повторить ранее изученные произведения Н.Носова.

  3. Учить анализировать текст.

  4. Обобщить знания детей о значении труда в жизни человека.

  5. Формировать умение давать характеристику главному герою произведения.

развивающие:

  1. Развивать умственную деятельность: умение анализировать, рассуждать, доказывать свою точку зрения.

  2. Развивать навыки выразительного чтения, выборочного, по себя, вслух.

  3. Содействовать развитию коммуникатикной культуры учащихся.

  4. Развивать творческие способности учащихся и чувство юмора.

воспитывающие:

  1. Воспитывать потребность в посильном труде; личностные качества характера ( на примере героя).

  2. Вырабатывать активную жизненную позицию; умение объективно оценивать свои и чужие поступки.



Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Оборудование:

  1. Компьютер.

  2. Телевизор.

  3. Презентация к уроку.

  4. Учебник «Литературное чтении» 2 класс Л.А.Ефросинина

  5. Рабочая тетрадь 2 класс Л.А.Ефросинина

  6. Шляпа

  7. Выставка книг Н.Н.Носова

  8. Выставка рисунков к произведениям Н.Н.Носова

  9. Карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Слайд 1

Учитель: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок. (под музыку)

У нас урок литературного чтения.

Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст: Слайд № 2

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтоб ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Слайд 3

Учитель: Сегодня на уроке мы будем думать, размышлять, на вопросы отвечать.



2. Разминка.

Слайд 4

Упражнение для развития напора воздуха.

Встаньте ровно, дышите свободно.

Слайд 5

Выберите листик на слайде «Осень». С силой выдыхайте воздух через губы, вытянутые вперёд «трубочкой», дуйте на листик.

Слайд 6

Ра-ра-ра – начинается игра (произносят все девочки)

Ро-ро-ро – на полу стоит ведро (произносят все мальчики)

Ры-ры-ры – в руках шары (девочки)

Ру-ру-ру – бью рукою по шару (мальчики)

Ра-ра-ра – очень рада детвора (все вместе)



Слайд 7



Терпение и труд всё перетрут.

Прочитайте пословицу

печально,

радостно
удивлённо,

Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.

3. . Подготовка к активной познавательной деятельности



Учитель: Домы вы перечитали известные вам рассказы Н.Н.Носова.

Слайд 8

- А вот чтобы проверить, как вы знаете произведения Н.Носова, мы с вами проведем сейчас викторину.

1) Отрывок из какого произведения сейчас прозвучит? (подготовленные ученики)

« Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждем, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась и из-под нее каша лезет.

- Мишка,-говорю,-что это? Почему каша лезет?

- Куда?

- Шут ее знает куда! Из кастрюли лезет!

Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать.» ( Мишкина каша).

Слайд 9

2) Загадка:

Лежит меж грядок

 Зелен и сладок.

- Поставьте слово во множественном числе.

( Огурцы). Слайд 10

3) Отгадайте произведение по предмету. («Живая шляпа»).

Слайд 11

4) Из какого произведения этот диалог? (подготовленные ученики)

Алло!

Слышно что-нибудь?

Слышно. А тебе слышно?

Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

Хорошо. А тебе?

И мне хорошо! Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь?

Слышно. Ха-ха-ха! А тебе слышно?

Слышно. («Телефон») Слайд 12

5) Отгадайте произведение по ключевым словам. Слайд 13

Море, акулы, Африка, крокодил, автобус, Луна, мороженое

(«Фантазёры») Слайд 14

- Молодцы! А теперь задание для работы в парах.

Ребята, попробуйте смоделировать  обложку этих книг. (Работа  в парах).

Проверка работы. Слайд 15

Все книги Н.Носова наполнены весёлыми и забавными историями из жизни детей

4. Слово о писателе

Учитель: Как вы думаете чей это портрет? Слайд 16 Рассмотрите внимательно и попробуйте понять каким был этот человек. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Глаза – зеркало души. Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов относится и Николай Носов.

Слайд 17

Подготовленный ученик.

Николай Николаевич Носов родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он работал почти 20 лет режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях нашего возраста.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям очень понравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить детской литературе.

Учитель: Посмотрите на выставку книг.

- А что появлялось на ваших лицах, когда вы их читали? ( Улыбка).

- Конечно. Веселые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. Но смех, ребята, дело серьезное. Совсем не смешно, если ребенок смеется над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой, Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком-либо забавном случае. Этому и учат нас рассказы Н.Носова.

- И сегодня на уроке мы продолжаем работать над рассказами Носова

5. Постановка проблемы  

Отгадайте, что спряталось в этой записи? (Щелчок)

(зал – л) + (платок – о) + а =

- Что такое «заплатка?»

Подготовленный ученик рассказывает и показывает заплатку, сделанную своими руками. Слайд 18

Заплатка – это кусок ткани. В основе этого слова лежит  древнерусское слово плат, что означает кусок ткани. От этого слова образовались слова платок, платье, заплатка.

6. Первичное восприятие текста Слайд 19

- Прочитаем рассказ Носова «Заплатка».

Подумайте, что смешного в этом рассказе?

Чтение учителем и сильными учениками.

Понравился рассказ?
– Назовите героев рассказа.

Как вы думаете, кому в рассказе отводится главная роль? Почему?
– Что же смешного в этом рассказе? (Поведение мальчика, его поступки)

- Бобка поступил правильно, пришив заплатку?

Вывод учителя: Ребята, вы молодцы! Действительно, Бобка – главный герой, он маленький мальчик, ваш ровесник. Он учится быть самостоятельным. «Сам порвал, сам и зашивает!» Он поступил правильно, ответил за свой поступок.

7. Физкультминутка. Слайд 20

Учитель: Каждый из вас сейчас побудет Бобкой. Будем

Пришивать заплатку. Берем иголку, вставляем

нитку, завязываем узелок, возьмем лоскуток и

пришьем заплатку. Повторяйте за мной.

Движения выполняются под музыку.



8. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.



Словарная работа. Слайд 21

Защитный цвет – цвет серовато-зеленый (военная форма)

Чернильный карандаш – карандаш. который при смачивании пишет как чернила.

Досада – чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.

9. Выразительное чтение и анализ эпизодов

Работа над текстом

Ребята, у некоторых из вас на столах  лежит листочек с заданием. Вы читаете произведение и находите в книге ответ на поставленный вопрос:

- Почему зеленые штаны очень нравились мальчику? Прочитай.

- Почему мама не помогла сыну?
- Почему Бобка решил сам пришить заплатку на свои штаны?

Зачитайте, какой заплатка была сначала?

- Как Бобка исправил свою заплатку?



Скажите, с чего начинается история?
– Какие они были?
– Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Зачитайте его. Слайд 22

(1 кирпичик к схеме)

hello_html_69451f6e.png
hello_html_m2fb20555.png 

Почему мама не помогла сыну? Найдите в тексте и зачитайте. (2 кирпичик к схеме)

Чтение диалога в паре.

- Почему же мама не захотела зашить Бобке штаны? ( Мама хотела, чтобы Бобка сам зашил штаны, чтобы он сам умел исправлять свои ошибки).

- Знаете, ребята, а вот мне интересно, а как бы вы поступили на месте Бобки? ( Зашили бы штаны сами, не лазили по заборам).



Что сделал  Бобка?

Найдите и зачитайте слова, что сказали ребята в ответ?

Как поступил мальчик?

 

Зачитайте, какой заплатка была сначала? (3 кирпичик в схеме)

Мальчик остался доволен своей работой?

Зачитайте, что же он сделал?

Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе? (4 кирпичик в схеме)
– И тогда Бобка сказал…  А что он сказал?


10. Итог урока:

- Ребята, вспомните пословицу, с которой мы работали на разминке. Слайд 23 Подходит ли она к рассказу «Заплатка»?

Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое- как.

- Прочитаем слова С. Михалкова о творчестве Н. Носова

Слайд 24



"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".

(Сергей Михалков)

11 . Домашнее задание по выбору: Слайд 25

Краткий пересказ текста или пересказ от имени Бобки, тетрадь стр. 20.

12. Оценивание работы учащихся.

13. Рефлексия.

- Довольны ли вы своей работой на уроке? Слайд 26

- Хочется ли вам познакомиться с новыми произведениями Н. Носова?

Слайд 27

-Спасибо за урок!



Урок по литературному чтению для 2 класса Н.Н.Носов "Заплатка"
  • Начальные классы
Описание:

  Урок литературного чтения

во 2 классе

Н.Н. Носов «Заплатка».

        Подготовила  Петрова Н. А.

        учитель начальных классов

        ГБОУ  №1584 г. Москвы

                                        Урок чтения во 2 классе.

Цели:

           образовательные:

1.         Познакомить учащихся с новым произведением.

2.          Вспомнить и повторить ранее изученные произведения Н.Носова.

3.         Учить анализировать текст.

4.         Обобщить знания детей о значении труда в жизни человека.

5.         Формировать умение давать характеристику главному герою произведения.

            развивающие:

1. Развивать умственную деятельность: умение анализировать, рассуждать, доказывать свою точку зрения.

2.  Развивать навыки выразительного чтения, выборочного, по себя, вслух.

3. Содействовать развитию коммуникатикной культуры учащихся.

4. Развивать творческие способности учащихся и чувство юмора.

                  воспитывающие:

1.                  Воспитывать потребность в посильном труде; личностные качества характера ( на примере героя).

2.                 Вырабатывать активную жизненную позицию; умение объективно оценивать свои и чужие поступки.

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

          

Оборудование:

1.  Компьютер.

2.  Телевизор.

3.  Презентация к уроку.

4.  Учебник «Литературное чтении» 2 класс Л.А.Ефросинина

5.  Рабочая тетрадь 2 класс Л.А.Ефросинина

6.  Шляпа

7.  Выставка книг Н.Н.Носова

8.  Выставка рисунков к произведениям Н.Н.Носова

9.  Карточки  с  разноуровневыми заданиями. 

                                  Ход урока:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Слайд 1

Учитель: Долгожданный дан звонок,

                  Начинается урок.    (под музыку)

                  У нас урок литературного чтения.

   Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст: Слайд № 2

                   Привет, сосед!

                   Улыбнись мне в ответ.

                   Я хочу, чтоб ты не грустил,

                   Всем улыбки сегодня дарил.

Слайд 3

Учитель: Сегодня на уроке мы будем думать, размышлять, на вопросы отвечать.

 

2. Разминка.

        Слайд 4

Упражнение для развития напора воздуха.

Встаньте ровно, дышите свободно.

Слайд 5

Выберите листик на слайде «Осень». С силой выдыхайте воздух через губы, вытянутые вперёд «трубочкой», дуйте на листик.

Слайд 6

Ра-ра-ра – начинается игра (произносят все девочки)

Ро-ро-ро – на полу стоит ведро (произносят все мальчики)

Ры-ры-ры – в руках шары (девочки)

Ру-ру-ру – бью рукою по шару (мальчики)

Ра-ра-ра – очень рада детвора (все вместе)

 

Слайд 7

 

       Терпение и труд всё перетрут.

– Прочитайте пословицу

печально,

радостно
удивлённо,

– Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.

3. . Подготовка к активной познавательной деятельности

 

 Учитель: Домы вы перечитали известные вам рассказы Н.Н.Носова.

 Слайд 8

- А вот чтобы проверить, как вы знаете произведения Н.Носова, мы с вами проведем сейчас викторину.

1) Отрывок из какого произведения сейчас прозвучит? (подготовленные ученики)

« Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждем, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась и из-под нее каша лезет.

- Мишка,-говорю,-что это? Почему каша лезет?

- Куда?

- Шут ее знает куда! Из кастрюли лезет!

Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать.» ( Мишкина каша).

 Слайд 9

2) Загадка:

 Лежит меж грядок

 Зелен и сладок.

- Поставьте слово во множественном числе.

 ( Огурцы). Слайд 10

3) Отгадайте произведение по предмету. («Живая шляпа»).

Слайд 11

4)   Из какого произведения этот диалог? (подготовленные ученики)

— Алло!

— Слышно что-нибудь?

— Слышно. А тебе слышно?

— Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

— Хорошо. А тебе?

— И мне хорошо! Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь?

— Слышно. Ха-ха-ха! А тебе слышно?

— Слышно. («Телефон») Слайд 12

5) Отгадайте произведение по ключевым словам. Слайд 13

Море, акулы, Африка, крокодил, автобус, Луна, мороженое

(«Фантазёры») Слайд 14

- Молодцы! А теперь задание для работы  в парах.

– Ребята, попробуйте смоделировать  обложку этих книг. (Работа  в парах).

Проверка работы. Слайд 15

– Все книги Н.Носова наполнены весёлыми и забавными историями из жизни детей

4. Слово о писателе   

 Учитель:   Как вы думаете чей это портрет? Слайд 16  Рассмотрите внимательно и попробуйте понять каким  был этот человек. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Глаза – зеркало души. Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов относится и Николай Носов.

Слайд 17

Подготовленный ученик.

Николай Николаевич Носов  родился в городе Киеве  в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он работал почти 20 лет режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях нашего возраста.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям очень понравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить детской литературе.

 Учитель: Посмотрите на выставку книг.

- А что появлялось на ваших лицах, когда вы их читали? ( Улыбка).

- Конечно. Веселые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. Но смех, ребята, дело серьезное. Совсем не смешно, если ребенок смеется над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой, Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком-либо забавном случае. Этому и учат нас рассказы Н.Носова.

 - И сегодня на уроке мы продолжаем работать над рассказами Носова

5. Постановка проблемы  

Отгадайте, что спряталось в этой записи? (Щелчок)

(зал – л) + (платок – о) + а =

 - Что такое «заплатка?»

Подготовленный ученик рассказывает и показывает заплатку, сделанную своими руками. Слайд 18

– Заплатка – это кусок ткани. В основе этого слова лежит  древнерусское слово плат, что означает кусок ткани. От этого слова образовались слова платок, платье, заплатка.

6. Первичное восприятие  текста  Слайд 19

 - Прочитаем рассказ Носова «Заплатка».

– Подумайте, что смешного в этом рассказе?

Чтение учителем и сильными учениками.

– Понравился рассказ?
– Назовите героев рассказа.

Как вы думаете, кому в рассказе отводится главная роль? Почему?
– Что же смешного в этом рассказе? (Поведение мальчика, его поступки)

- Бобка поступил правильно, пришив заплатку?

Вывод учителя: Ребята, вы молодцы! Действительно, Бобка – главный герой, он маленький мальчик, ваш ровесник. Он учится быть самостоятельным. «Сам порвал, сам и зашивает!» Он поступил правильно, ответил за свой поступок.

7. Физкультминутка. Слайд 20

Учитель: Каждый из вас сейчас побудет Бобкой. Будем

                       Пришивать заплатку. Берем иголку, вставляем

                       нитку, завязываем узелок, возьмем лоскуток и

                       пришьем заплатку. Повторяйте за мной.

Движения выполняются под музыку.

 

8. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

Словарная работа. Слайд 21

Защитный цвет – цвет серовато-зеленый (военная форма)

Чернильный карандаш – карандаш. который при смачивании пишет как чернила.

Досада – чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.

9. Выразительное чтение и анализ эпизодов

Работа над текстом

– Ребята, у некоторых из вас на столах  лежит листочек с заданием. Вы читаете произведение и находите в книге ответ на поставленный вопрос:

 - Почему зеленые штаны очень нравились мальчику? Прочитай.

 - Почему мама не помогла сыну?
 -  Почему Бобка решил сам пришить  заплатку на свои штаны?

– Зачитайте, какой заплатка была сначала?

 - Как Бобка исправил свою заплатку?

 

– Скажите, с чего начинается история?
– Какие они были?
– Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Зачитайте его. Слайд 22

(1 кирпичик к схеме)


 

– Почему мама не помогла сыну? Найдите в тексте и зачитайте. (2 кирпичик к схеме)

Чтение диалога в паре.

- Почему же мама не захотела зашить Бобке штаны? ( Мама хотела, чтобы Бобка сам зашил штаны, чтобы он сам умел исправлять свои ошибки).

- Знаете, ребята, а вот мне интересно, а как бы вы поступили на месте Бобки? ( Зашили бы штаны сами, не лазили по заборам).

 

– Что сделал  Бобка?

– Найдите и зачитайте слова, что сказали ребята в ответ?

– Как поступил мальчик?

 

– Зачитайте, какой заплатка была сначала? (3 кирпичик в схеме)

– Мальчик остался доволен своей работой?

– Зачитайте, что же он сделал?

– Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе? (4 кирпичик в схеме)
– И тогда Бобка сказал…  А что он сказал?


10. Итог урока:

  - Ребята, вспомните пословицу, с которой мы работали на разминке. Слайд 23  Подходит ли она к рассказу «Заплатка»?

 Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое- как.

             -   Прочитаем слова С. Михалкова о творчестве  Н. Носова

Слайд 24

 

"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".

(Сергей Михалков)

11 . Домашнее задание по выбору: Слайд 25

 Краткий пересказ текста  или пересказ от имени Бобки, тетрадь стр. 20.

12. Оценивание работы учащихся.

13. Рефлексия.

 - Довольны ли вы своей работой на уроке? Слайд 26

 - Хочется ли вам познакомиться с новыми произведениями Н. Носова?

Слайд 27 

-Спасибо за урок!

 

 

Автор Петрова Наталия Александровна
Дата добавления 01.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 3034
Номер материала 6094
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓