Конспект урока
литературного чтения
1 класс
УМК «Школа
2100»
Тема:
М.
Пришвин «Медведь»
Цель: создать условия для развития
умения работать с текстом художественного произведения.
Задачи:
1.
Помочь в развитии умений осмысливать заглавие произведения,
прогнозировать по нему содержание текста; формулировать главную мысль текста;
находить слова и выражения, используемые автором для описания характеристики
героев, отношения рассказчика к героям.
2.
Учить умению анализировать текст, чувствовать красоту слова,
работать над выразительностью, правильность и осознанностью чтения.
3.
Развивать устную и письменную речь, творческие способности и
коммуникативную культуру, умение работать в сотрудничестве с другими.
4.
Содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Формируемые
УУД
Метапредметные
результаты
Регулятивные УУД;
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
- высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией
учебника
Познавательные УУД;
- ориентироваться в учебнике (находить нужную страницу,
иллюстрацию)
- находить ответы на вопросы в тексте
- делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения
(удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск
фактов и суждений, аргументации, иной информации).
Коммуникативные УУД;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- слушать и понимать речь других
- выразительно читать и пересказывать текст
-договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения
и следовать им
-
аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
Личностные
результаты
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции
- высказывать свое отношение к героям произведения и к их
поступкам.
Тип
урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
- Бунеев Р.Н., Бунеева
Е.В. Литературное чтение «Капельки солнца»;
- мультимедийная презентация;
- аудиозапись рассказа М. Пришвина «Медведь» из аудиокниги Пришвин
Михаил, Рассказы, Детская проза, Издательство Равновесие, 2009 г;
- голоса птиц в аудиозаписи для организации физминутки;
- карточки для организации фронтальной и групповой работы;
- раздаточный материал для организации дифференцированной работы и для
проведения этапа рефлексии.
Ход
урока.
1. Организационный
момент. Психологический настрой.
Встали ровно, подтянулись,
Все друг другу улыбнулись,
Друг на друга посмотрели,
И на место тихо сели.
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята! Давайте вспомним, над каким разделом учебника
мы начали работу?
«Ребятам о зверятах»
- С какими произведениями мы уже познакомились? Кто их автор?
«Автобус номер двадцать шесть». Азбука
в стихах С.Маршака, «Мохнатая азбука» Б.Заходера.
- О какой интересной особенности «Мохнатой азбуки» мы с вами
говорили на прошлом уроке?
На каждую букву русского алфавита автор придумал
стихотворение.
- А кто из вас выучил стихи про животных из «Мохнатой азбуки»
Бориса Заходера и сможет сейчас нам рассказать?
Дети рассказывают наизусть некоторые отрывки из
произведения Б.Заходера.
3.
Введение в тему урока. Подготовка к восприятию
нового.
- Я тоже знаю одно стихотворение. Послушайте и скажите, о
ком оно.
Есть в лесах могучий зверь,
Ты, дружок, уж мне
поверь!
Ест малину, любит мёд.
Кто его мне назовёт?
- Да, это медведь. А что вы знаете об этом животном? Мы
сегодня познакомимся с произведением Михаила Пришвина, в котором тоже рассказывается
о медведе. А вы читали произведения этого писателя? Что вы знаете о Михаиле
Пришвине? Полина и
Миша приготовили небольшие сообщения об этом удивительном человеке.
Послушайте ребят.
Два человека рассказывают о
писателе.
Слайд № 1.
1. За годы своей
жизни Михаил Михайлович Пришвин был агрономом, охотником, землепроходцем,
учителем, библиотекарем, писателем. Он написал много книг для детей и взрослых. Михаил Михайлович очень любил природу, любил наши
леса, поля, реки и озера, птиц и зверей. С
наступлением весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера.
Слайд № 2.
2. На спине – ружье, за спиной – охотничья сумка, в
которой блокнот и карандаш, рядом любимая собака – так совершал свои
путешествия Пришвин. Особенно писатель любил наш русский лес. Он
умел видеть необыкновенное и волшебное в самом простом. Сколько чудес видел
Пришвин в лесу! Об этом он писал в своих рассказах.
- Михаил Пришвин был
удивительным человеком. Он подмечал каждый звук, каждый шорох в лесу, понимал
язык птиц и зверей, сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал, и
с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил… Природа может открыть свои
секреты только очень наблюдательному человеку. Таким и был писатель.
4
Формулирование темы урока, постановка учебной цели.
-
Назовите тему нашего урока.
Слайд № 3.
Тема
урока – Михаил Пришвин, «Медведь»
- Прежде, чем познакомиться с
рассказом, мы должны поставить перед собой цель. Я предлагаю вам выбрать ту,
которая больше подойдет к нашему уроку.
Слайд
№ 4.
1. Познакомиться
с писателем Михаилом Пришвиным.
2. Узнать
больше о медведе.
3. Прочитать
рассказ «Медведь».
Цель
урока – узнать больше о медведе.
5
Первичное восприятие текста.
- Послушайте начало рассказа «Медведь».
Звучит аудиозапись 1 части
рассказа.
- Что нового вы узнали о медведе, прослушав эту запись?
- Что имеет в виду автор, когда говорит «Такая это
неправда!»?
Люди считают, что с медведем в лесу лучше не
встречаться, он обязательно набросится на человека.
- А вы как считаете?
6
Работа с текстом до начала чтения. Создание проблемной ситуации.
- Откройте учебник на странице 126. Рассмотрите иллюстрацию.
Соответствует ли она названию рассказа?
Нет, на иллюстрации изображен охотник,
а рассказ называется «Медведь».
- Ребята, а почему же тогда художник изобразил охотника?
- Что же будет делать охотник: стрелять в медведя или
наблюдать за ним?
- Как проверить нашу догадку?
- Послушайте продолжение рассказа.
7
Работа
с текстом во время чтения. Открытие нового знания.
А. Чтение
текста рассказа учителем. Комментирование во внешней речи.
После
чтения 2 части.
- Зачем
рассказчик отправился на то место, где водилось много медведей?
Охотник
будет наблюдать. Он любит природу, животных.
- Как вел
себя рассказчик, выслеживая медведя?
- Зачем
охотник взял с собой ружье?
- Почему
же ему не удалось встретить медведя?
- Видели
ли вы сами медведя? Где? Встречаются ли в нашей местности медведи?
- Ребята,
а теперь вы можете объяснить, почему же художник изобразил охотника?
-
Зачитайте предложение, которое подходит к иллюстрации.
Выборочное чтение.
После
чтения 3 и 4 частей.
- Почему
охотник собрался уезжать?
- Отчего могла закачаться еловая ветка?
- Что
рассказал автору охотник, который жил в маленькой избушке?
-
Что значит «вымахнул» из тайги?
-
Почему рассказчик опять вспомнил про еловую ветку?
После
чтения 5 части.
- Как
медведь посмеялся над рассказчиком?
- Кто же
оказался терпеливее – человек или медведь?
-
Попробуйте найти в 5 части такое предложение, которое можно отнести к
иллюстрации.
Выборочное чтение.
После самостоятельного
чтения детьми 6 части.
- Почему
было досадно охотнику?
Потому, что медведь перехитрил человека, и потому, что некоторые люди
пугают детей лесными зверями.
- Что по- настоящему расстроило рассказчика –
что медведь над ним посмеялся или рассказы болтунов?
- Понравилось вам произведение?
- Что больше всего понравилось?
8. Работа
с текстом после чтения. Первичное закрепление.
- Ребята, а вы запомнили последовательность событий, которые
происходят в рассказе? Хотите проверить?
- На доске расположены карточки с описанием событий.
Посмотрите внимательно. Что заметили?
Последовательность
событий нарушена.
- Расположите события в порядке их следования.
В маленькой избушке.
Такая это неправда!
Рассказ охотника.
В поисках медведя.
Досадно мне было!
Терпение мое кончилось.
9. Физминутка.
Аудиозапись звуков леса.
-
Сейчас мы с вами отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Представьте, что мы сейчас
оказались в том лесу, где происходят события рассказа «Медведь», и идем по
лесной тропинке, залитой солнечным светом, оглядываемся по сторонам. Вокруг
слышны голоса птиц. И тут мы замечаем, как сквозь землю пробивается первая
зеленая травка. Мы наклоняемся, чтобы рассмотреть это чудо. Идем дальше. На
деревьях распускаются листочки. Мы встаем на носочки и вдыхаем аромат
распускающихся почек. А это кто? Да это ежик! Мы присели, рассмотрели лесного
жителя и пошли дальше. Возле тонкой березки останавливаемся, гладим ладонями
белый ствол деревца, Полной грудью вдыхаем свежий воздух. Как хорошо в лесу!
10. Закрепление
изученного. Включение в систему знаний.
А. Словарная
работа.
- В тексте
встретились непонятные и малознакомые слова. Вы сможете объяснить их значение?
Давайте попробуем.
Слайд № 5.
Зачуять
– уловить чутьем, почуять, почувствовать.
Верховье
– часть реки, близкая к ее началу, а также прилегающая к ней местность.
Продовольствие
– продукты питания.
Тайга
– дикий, труднопроходимый лес на севере нашей страны.
Досада
– неприятность, огорчение.
Выворотень
– дерево, выдернутое из земли с корнями бурей или сильным ветром.
- Как
сказать по-другому?
Слайд № 6.
Затаивался
(прятался)
Ускользнул
(скрылся)
Вымахнул
(резко выскочил)
Дрогнула
(шевельнулась)
Подшумел
(спугнул)
Б. Самостоятельная работа в
парах с самопроверкой по эталону.
- Следующее задание я
предлагаю вам выполнить, поработав в паре. Давайте напомним себе правила
дружной работы.
- Какие правила не назвали?
Слайд
№ 7.
1. Называйте
друг друга по имени, при этом смотрите в лицо друг другу.
2. Если один
говорит, то другой не перебивает.
3. Умейте без
ссоры отстаивать свое мнение.
4. Не
обижайте друг друга.
5. Разговаривайте
очень тихо, чтобы не мешать другим ребятам.
6. Отвечайте
четко.
- Перед вами лежат карточки с
заданием. Там написаны предложения из текста рассказа, но в них есть ошибки. Вы
должны эти ошибки исправить, а для этого нужно найти эти предложения в
учебнике. Зачеркните неправильные слова на карточке и напишите правильные.
1.
Я направился к тому месту, где был спрятан у меня корабль
и продовольствие. (спрятана лодка)
2.
Вдруг вижу: большая сосновая лапка передо мной дрогнула и
закачалась сама. (еловая лапка)
3.
«Птичка какая-нибудь», - подумал я. (зверушка)
4.
А после, когда я для него закрылся, зашёл за дерево и долго
следил за мной, как я спускаюсь по Коде. (влез на дерево)
Взявшись за руки, пары
сигнализируют об окончании работы.
Самопроверка проходит с опорой
на слайд презентации.
Слайд № 8.
В. Дифференцированная работа
-
Перед вами два задания. Послушайте их и выберите для себя то задание, с
которым вы справитесь.
Слайд № 9.
1. Из данных
слогов составь слова. Как можно назвать эти слова?
ВЕДЬ
МЕД (медведь)
ХОТ О
НИК (охотник)
НА
ДАТЬ БЛЮ (наблюдать)
ТО
НОСТЬ РОЖ ОС (осторожность)
ТАЛ СЯ СПРЯ (спрятался)
САД НО ДО (досадно)
2.
Выбери
предложение, которое раскрывает главную мысль рассказа. Объясни свой выбор.
1. Как хорошо
отдыхать в лесу!
2.
Природа
может открыть свои секреты только наблюдательному человеку, любящему природу.
3. Охотники –
смелые люди.
4. Нельзя
утверждать то, о чем точно не знаешь.
-
Перед вами лежат синие и красные кружки. Покажите синий кружок, если вы выбрали
первое задание, и красный кружок - если выбрали второе задание.
Проверка с опорой на содержание слайда.
Г. Закрепление изученного.
Слайд № 10.
-
Посмотрите на эти иллюстрации. Какие из них относятся к
рассказу
М.
Пришвина, а какие не имеют отношение к произведению?
Относятся:
домик охотника на берегу реки, охотник, еловая лапка, лодка, выворотень.
Не
относятся: лиса, следы птиц, высотное здание, осенний пейзаж.
11. Подведение
итогов.
-
Как вы думаете, почему М. Пришвин решил рассказать нам эту историю?
-
Давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
Слайд № 11.
-
Удалось ли нам достичь эту цель?
-
Что же нового вы узнали о медведе?
- Согласны
ли вы с утверждением писателя, что у зверей есть характер? Какой характер был у
медведя?
Слайд № 12.
Так какой же он – медведь?
страшный
осторожный
с чувством юмора
МЕДВЕДЬ забавный
находчивый
трусливый
хитрый
терпеливый
12. Рефлексия
учебной деятельности.
-
Пришло время подвести итоги своей работы. Перед вами – начало предложения.
Закончите его.
Слайд № 13.
Я
сегодня узнал …
Я
научился …
Мне
было …
Я
рад …
- На ваших
партах лежат смайлики. Выберите тот, который показывает ваше настроение, и
прикрепите его к доске.
Дети крепят к доске
соответствующий смайлик.
- Михаил
Пришвин любил природу, умел ее видеть и слышать. Этому он учил и нас, своих
читателей. Закончить наш урок мне хочется словами писателя.
Слайд № 14.
«Для
рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах
разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода,
птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять
природу - значит охранять Родину!»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.