Главная / Начальные классы / Урок по литературному чтению А.С.Пушкин

Урок по литературному чтению А.С.Пушкин

Открытый урок по литературному чтению

Тема : А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Цель: раскрыть нравственную коллизию текста (учиться видеть добро, ценить дружбу, взаимопомощь, любить ближнего своего, уметь прощать)

Задачи 1. Обучающая: расширять читательский кругозор учащихся, формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучать анализу художественного текста; эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом; продолжить работу над формированием навыка правильного сознательного чтения целыми словами.

2. Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся, выразительному чтению, работать над уточнением значения слов и выражений.

3. Воспитательная : способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся, эмоционально- ценностному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу.

Ожидаемый результат:

1.Осмысленное восприятие произведения.

2.Мотивация к познанию культуры и традиций русского народа.

3.Мотивация к чтению литературных произведений.

4.Хорошее настроение обучающихся.

Оборудование: выставка книг, материал для речевой разминки, презентация, аудиозапись сказки



ХОД УРОКА

1.Орг. момент (1мин.)

-Здравствуйте, ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и начнем работать.

Каждый урок литературного чтения у нас открытие. Мы открываем новых для себя авторов, поэтов, писателей, героев произведений. Узнаем себя, рассуждаем, сопереживаем, выражаем отношение к героям, к автору произведения . Мне бы хотелось, чтобы и сегодняшний урок был таким же. Начнем наш урок с речевой разминки:

  1. Вдох носом, выдох через рот 3 раза

  2. Вдох, задержка дыхания на счет 10, выдох 3 раза

  3. Вдох, выдох по порциям счет до 10 3 раза

Работа с пословицей:

Тьма света не любит, а злой доброго не терпит. Пословица на доске

  1. Будем читать с нарастанием:

  • Тьма света

  • Тьма света

  • Тьма света не любит,

  • Тьма света не любит, а

  • Тьма света не любит, а злой

  • Тьма света не любит, а злой доброго

  • Тьма света не любит, а злой доброго не терпит.

  1. Будем читать с дыханием

  • Вдохнули воздух и на выдохе читаем первую часть пословицы.

  • Остановились

  • Вдохнули воздух и на выдохе читаем вторую часть пословицы.

  1. Как понимаете смысл этой пословицы? Спросить несколько человек

2.Постановка темы урока (2 мин.)

-На сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством известного русского поэта, сказки и стихотворения которого хорошо вам известны с раннего детства.

-Дети, мы живем в век информатизации, компьютеров всем известно, что в компьютерах живут вирусы: добрые и злые. Добрые - нам помогают, а злые – устраивают мелкие пакости. Вот и у нас злые вирусы похитили некоторые буквы, а при помощи наших таблиц мы должны расшифровать фамилию, имя, отчество этого писателя.


Пу (74) ш ки(46) н Але(102)кса(12)ндр Се (112)рге(105)еви(49)ч



- Показ слайда №1 Портрет А.С.Пушкина. Подготовленные ученики рассказывают его биографию.

Великий русский поэт А.С.Пушкин родился 6 июня 1799года в Москве в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Отец, Сергей Львович, принадлежал к небогатому, но старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала –знаменитого «арапа Петра Великого», который был не только любимцем Петра 1, но и боевым офицером, военным инженером государственным деятелем. У А. С. Пушкина были: старшая сестра Ольга и младший брат Лев. Дядя А. С. Пушкина, Василий Львович, был известным поэтом своего времени. В доме Пушкиных часто устраивались литературные и музыкальные вечера, в которых маленький Пушкин с восторгом принимал участие. К восьми годам он уже начал писать стихи и эпиграммы. слайд 7 С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Слайд 8 Но особенно заботилась о нём его няня. Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому читателю, не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену. а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Когда Александр Сергеевич был совсем ещё маленьким ребёнком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя француза ему наняли. А всё же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнёт она сказки рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить . Говор у неё был особый певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково матушкой. Именно от няни услышал Пушкин много сказок. Возможна, одна из них натолкнула его на создание произведения с которым мы сегодня познакомимся . слайд 9 В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров. Лицей был не обычной школой, а чем-то особенным. Никто, правда, не знал, чем именно, но все понимали, что Лицей - это не гимназия какая-нибудь. Слайд 13 В Лицее Пушкин подружился с Антоном Дельвигом, Иваном Пущиным и другими лицеистами. Вместе они шалили, сочиняли стихи. Пушкина в Лицее дразнили Французом, хотя он был русско-африканского происхождения. В это время случилась Отечественная война 1812 года. Наполеон вторгся в Россию, сжег Москву и вынужден был бежать. В 1815 году Отечественная война закончилась. Слайд 14 А вскоре Пушкин вышел из Лицея, окончив курс учебы. К этому времени он был уже известным поэтом. Его даже благословил поэт Державин, услыхавший стихотворение "Воспоминания в Царском Селе". Державин был уже старенький, но что к чему - понимал. слайд 17 -18 В царское время дворян отправляли в ссылку и Пушкин был не исключением, за написание одного стихотворения он был отправлен в ссылку по приказу царя в родовое село Михайловское. слайд 19 В ссылке он не просто слушает сказки своей няни, но делает краткие записи этих сказок. Говорю я Тогда, летом 1831 г., он пишет «Сказку о царе Салтане...».
      Спустя два года, осенью 1833 г. (т. е. в знаменитую Болдинскую осень), Пушкин закончил одно из самых лучших своих произведений . Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.

Слайд 22

У. С отдельными произведениями А.С.Пушкина – сказками, стихотворениями почти каждый из вас познакомился до школы, когда вам читали дома или в детском саду. 6 июня в день рождения Александра Сергеевича в селе Михайловском родовом имении Пушкиных проходят всероссийские дни поэзии.

III Работа по теме урока:

Вспомним какие произведения этого великого поэта мы знаем? Викторина

1.Узнай сказку по сказочным предметам и персонажам. По группам предметы на отдельных листах: слайд 24

Берем конверт №1

ПЕРВАЯ ГРУППА

  • Откуп

  • Дурачина

  • Изба

  • Терем

  • Жемчуг

  • Царица

  • Корыто «Сказка о рыбаке и рыбке»

ВТОРАЯ ГРУППА 25

  • Базар

  • Жадность

  • Лошадь

  • Печка

  • Работа

  • Оброк

  • Море

  • Веревка

  • Наказание «Сказка о попе и о работнике его Балде»

ТРЕТЬЯ ГРУППА26

  • Царь

  • Бочка

  • Кораблик

  • Лебедь

  • Гонец

  • Зависть «Сказка о царе Салтане ,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
    ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА27

  • Рать

  • Воевода

  • Царь

  • Мудрец

  • Шатер

  • Шамаханская царица «Сказка о золотом петушке»

2.Угадай, из каких сказок эти строки. По группам

Конверт №2

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

...30

Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
– Что ты, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?

«Сказка о попе и работнике его Балде»
....31

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во все время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему…

«Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

……………33

Петушок спорхнул

со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя

сел, Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился…

«Сказка о золотом петушке»

………

Чтение стихотворений

- Ребята, а у нас есть представители от каждой группы, которые подготовили стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. Давайте их послушаем. После прослушивания:

- Давайте оценим каждого чтеца хлопками.

Физминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

В основе произведения с которым мы будем работать – народная сказка, рассказанная няней. Эта сказка – одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок. Может кто то знает эту сказку или сможет догадаться по предметам. слайд 36

Показать слайд со сказкой «Спящая царевна»

Как вы думаете, какова наша задача?

  • Прочитать

  • Доказать, что это произведение относится к сказке. Кто герои этого произведения?

В сказке встретятся слова, которые мы в наше современное время не употребляем в своей речи. Называть слово, а дети, называют его значение и это проверяется на слайде.

Словарная работа слайд № 34

Очи – глаза

Сочельник – канун Рождества Христова

Своенравна – капризна

Персты – пальцы

Сенная девушка – девушка, которая находится в услужении у господ

Кручиниться – горевать

Святой – чистый, божественный

Изразец – тонкая плитка из обожженной глины, покрытая глазурью

Полати – место для спальни под потолком между печью и стеной

Тешить - развлечь

Чтение сказки стр. 85 -95

  1. Прослушать грамзапись. Послушаем запись этой сказка в исполнении мастера литературного слова. До слов стр.90 «Легче будет умереть»

  2. Со страницы 90 « И молва трезвонить стала….» Читают ученики до стр.95 «Аль товар не по купцам?»

  • Вернемся к нашим задачам. Докажем, что это сказка. Особенности сказки вспоминаем: .. Зачин, завязка, развитие действий, концовка, волшебство, трёхкратные повторы (на доске карточки)

Работа по вопросам. Беседа о прочитанном.

У. С какими героями сказки вы познакомились?

Д. Царь, царица, дочь.

У. на уроке ОРЦ вы говорили, что такое добро и зло. Кто ОЛИЦЕТВОРЯЕТ зло, а кто добро? ВЕРНЕМСЯ К НАШЕЙ ПОСЛОВИЦЕ.

Привидите примеры из сказки

У. Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

Д. Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

У. Как повела себя царица с зеркалом?

У. О каком качестве царицы этот поступок говорит?

Д. Злость, зависть.

У. Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

У. Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?

Д. Злые, низкие, мстительные.

- Эта сказка еще о любви и верности.

- Где эту тему видим? (вначале)

Итог урока:



  • Почему история о царевне и о семи богатырях названа сказкой? Да, потому что есть: Зачин ( как царица беременная ждала царя) 
    Завязка ( ненависть мачехи, появление царевны в лесу) 
    Развитие действия( появление царевны в домике богатырей, поиски Елисея) 
    Развязка ( оживление царевны, гибель мачехи, свадьба Елисея царевны) 

  • Сегодня мы начали знакомство со сказкой. Над чем мы работали? Читали, узнали о биографии Пушкина, познакомились с главными героями. Говорили, что такое зло и добро.

  • У. С каким настроением уходим с урока?

  • Д. Прекрасным, радостным, весёлым.

Домашнее задание: Дочитать сказку до конца. Найти в сказке трехкратные повторы и концовку, отметить. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку из сказки.

Оценить работу : Кто читал стихотворения, читал сказку, отвечал на вопросы.



Приемы народной сказки:

1) концовка: «Я там бы, мёд, пиво пил, усы лишь обмочил»;

2)     трехкратные повторы: обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру;

3)     использование постоянных эпитетов: «красная девица», «красно солнце», «месяц ясный», «ветер буйный»;

4)     использование народных пословиц, присловий: «Аль товар не по купцам?»;

5)     конфликт добра и зла;

6)     мотив «мертвый – живой» (ср. живая – мёртвая вода, мертвый – спящий).

Черты литературной сказки:

1)     время, пространство уточнены: сочельник, девичник, подворье, царство, терем в лесу, забавы богатырей («сорочина в поле спешить», отсечь башку у татарина, «вытравить из леса пятигорского черкеса»);

2)     наличие конкретных подробностей: описание горницы богатырей («лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой», полати, печка, приданое царевны: «семь торговых городов да сто сорок теремов»);

3)     индивидуализированная речь героев: царевна: «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица? А как буду я царица, я пожалую тебя», «Постой, бабушка, постой немножко…», «Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои родные». Царица: «Как ты смела обмануть меня? И в чем!..», «Ах ты, мерзкое стекло!»;

4)     авторская трактовка народного сюжета (тема следующего урока);

5)     стихотворная форма.

Можно ли сказку А. С. Пушкина назвать литературной?







(74)ш(46)н

А(102)к(12)ндр

(112)р(105)е

(49)ч









ПЕРВАЯ ГРУППА

  • Откуп

  • Дурачина

  • Изба

  • Терем

  • Жемчуг

  • Царица

  • Корыто













ВТОРАЯ ГРУППА

  • Базар

  • Жадность

  • Лошадь

  • Печка

  • Работа

  • Оброк

  • Море

  • Веревка

  • Наказание













ТРЕТЬЯ ГРУППА

  • Царь

  • Бочка

  • Кораблик

  • Лебедь

  • Гонец

  • Зависть











ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА

  • Рать

  • Воевода

  • Царь

  • Мудрец

  • Шатёр

  • Шамаханская царица



Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.







Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
– Что ты, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?























Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во все время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему…



Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился…













ЗАВЯЗКА



КОНЦОВКА

ВОЛШЕБСТВО

ТРЁХКРАТНЫЕ

ПОВТОРЫ

РАЗВИТИЕ

ДЕЙСТВИЙ





ЗАЧИН























































































Урок по литературному чтению А.С.Пушкин
  • Начальные классы
Описание:

Урок по литературному чтению 4 класс. А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Цель урока: раскрыть нравственную коллизию текста (учиться видеть добро, ценить дружбу, взаимопомощь, любить ближнего своего, уметь прощать)

Задачи 1. Обучающая: расширять читательский кругозор учащихся, формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучать анализу художественного текста; эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом; продолжить работу над формированием навыка правильного сознательного чтения целыми словами.

2. Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся, выразительному чтению, работать над уточнением значения слов и выражений.

3. Воспитательная : способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся, эмоционально- ценностному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу.

Автор Кравченко Галина Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 411
Номер материала 49067
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓