Главная / Начальные классы / Урок по литературному чтению А.П. Чехов "Степь"

Урок по литературному чтению А.П. Чехов "Степь"



МБОУ Хмелевицкая СОШ























Урок литературного чтения

в 3 классе















учитель: Дружинина Валентина Сергеевна











Тема: Чтение фрагмента из произведения А.П.Чехова «Степь»

Цель: познакомить с отрывком из произведения А.П.Чехова «Степь»;



Образовательные задачи:

- продолжить обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов;

Развивающие:

- способствовать развитию правильности чтения (чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения);

- развивать умения использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выполнять выборочное чтение по конкретному заданию;

Воспитательная:

- воспитывать коммуникативные умения.



Ход урока:



1. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «С добрым утром!» (по желанию детей)



2. Чтение авторского текста на с. 88.

Вопросы после чтения:

- Какой секрет открыл папа Насте и нам с вами? (Кто такой настоящий читатель.)

- Как он об этом говорит?

- Почему Настя, которая читает быстрее папы, еще не очень хорошо умеет читать? Что имел в виду ее отец, когда сказал об этом? (Она кое-что пропускает: описания природы...)



3. Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте полное имя автора, чье произведение мы сейчас начнем читать. Знакомо ли оно вам? (Дети могут вспомнить рассказы для детей «Каштанка» и «Белолобый».)

- Антон Павлович Чехов - один из лучших русских писателей. С его творчеством вы подробно будете знакомиться в старших классах, ведь специально для детей он не писал. Но много писал о детях. К тому же из его взрослых произведений вполне можно выбрать отрывки, которые будут близки и понятны детям, как это сделали авторы нашего учебника, предлагая нам прочитать отрывок из произведения.

-Можете определить жанр этого произведения: повесть или рассказ? Почему?

- Каким словом можно заменить слово отрывок? (Фрагмент.)

- Лев Толстой назвал Антона Павловича Чехова «несравненным художником жизни», и нам предстоит в этом убедиться на уроке во время чтения.

- Что, по-вашему, будет рисовать писатель в этом отрывке, что описывать словами?

- Кто знает, что такое степь? В этом может помочь иллюстрация. (Степь - широкие участки земли, поросшие травой, ковылем.)

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию. О чем она вам рассказала? (Телега с лошадью называлась - подвода. Несколько подвод -обоз.)

- Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту иллюстрацию? Почему?

- Что может предвещать это небо, какую опасность?

- Что же еще будет описывать А.П. Чехов в этом фрагменте рассказа. Проверим наши предположения.



4. Работа с текстом во время чтения.



а) Комбинированное чтение: читает учитель и хорошо читающие ученики.

- Подтвердились ли наши предположения, высказанные перед чтением?



- А если бы вам предложили нарисовать картину «Гроза в степи», какую бы вы выбрали палитру красок? (Ответы детей, словесное рисование.)

- Вы почувствовали общее настроение отрывка? Какое оно? (Неуютное, беспокойное, тревожное, охватывает страх перед силами природы, волнение…)



б) Самостоятельное чтение отрывка с заданием (вопрос 1 на с. 91 учебника.)

- А.П.Чехов, чтобы передать страх людей перед грозой, использует прием оживления природы. Отыщите выражения, в которых говорится о молнии, громе, ветре, даже рогожке, как о живых существах. Отметьте карандашом эти места.

Вопросы, предваряющие чтение:

- Что предвещало дождь и грозу?

- Дождь обложной - это какой?

- Летали перекати-поле - это сухие круглые степные растения, которые срываются ветром и катаются по степи.



в) Выборочное чтение. (Комментарии учителя в ходе чтения).



5. Работа с текстом после чтения.



- Чьими глазами мы видим приближение грозы? (Глазами мальчика Егорушки.)

- Какого он примерно был возраста? Почему так решили? (Может, наш ровесник, его называет автор ласково : «Егорушка».}

Повторное обращение к иллюстрации:

- Найдите строчки в отрывке, которые можно подписать под иллюстрацией.

- Как вы думаете, почему мальчик оказался в поле со всеми, случайно ли это? Докажите. (Он помощник деда Пантелея. Для него он взрослый, Егорий.)

- Случалось ли вам когда-нибудь оказаться во время летней грозы вдали от дома? Какие чувства вы испытывали, похожи ли они на чувства Егорушки?



6. Рефлексия.

- Как вы думаете, вы уже стали настоящими читателями?

- Согласны ли вы с мнением Л. Толстого, что А.П. Чехов «несравненный художник жизни»? Что заставило вас согласиться? (А.П.Чехов нарисовал очень яркую картину грозы, сумел так правдиво ее описать, что нам, читателям, было жутко. Мы все очень живо представили: и природу, и небо, и Егорушку, и слышали дождь...)

- Вам придется убедиться еще не раз в истинности слов Льва Толстого, если вы будете читать произведения А.П. Чехова. Несмотря на то, что написаны они в большинстве своем в XIX веке, они близки, понятны и дороги современным людям. На нашей классной выставке вы сможете познакомиться с книгами А.П. Чехова. Рассказы «Каштанка», «Белолобый». «Ванька», «Мальчики» вы можете прочитать самостоятельно.



7. Домашнее задание.

1) В отрывке «Степь» подчеркнуть цитаты, которые содержат сравнения.

2) Прочитать главу «В купальне» из повести А. Н. Толстого «Детство»( с. 92-94 учебника). Попробовать самостоятельно провести работу с текстом до чтения и попробовать задать вопросы автору по ходу чтения (тетрадь с. 12-13).



СОШ



Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе



На уроке реализованы следующие принципы :

  1. Принцип развития реализовался на этапе изучения новых знаний:

  2. Принцип психологической комфортности (атмосфера творчества и доверии):

  3. Принцип целостности содержания образования (прослеживалась связь с темой
    предыдущего урока)

Это второй урок в разделе «Природа летом»

Тема: Чтение фрагмента из произведения А.П.Чехова «Степь»

Цель: познакомить с отрывком из произведения А.П.Чехова «Степь»;



Образовательные задачи:

- продолжить обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов;

Развивающие:

- способствовать развитию правильности чтения (чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения);

- развивать умения использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выполнять выборочное чтение по конкретному заданию;

Воспитательная:

- воспитывать коммуникативные умения.



По структуре урок комбинированный. Использован деятельностный метод обучения. Урок построен в соответствии с технологией формирования типа правильной читательской деятельности, которая предполагает особую работу с текстом на уроке:

  • до начала чтения (развитие механизма антиципации - предугадывания);

  • во время чтения (создание собственной читательской интерпретации);

основные приёмы анализа текста – диалог с автором и комментированное чтение;

  • после чтения (корректировка интерпретации объективным авторским смыслом).

В течении всего урока прослеживается связь с жизнью и опора на собственный опыт детей.



2. Чтение авторского текста на с. 88.

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью в семье третьеклассницы Насти. Вместе с Настей читают и думают ученики.

Цель этапа – настроить детей на вдумчивое внимательное чтение текста.



3. Работа с текстом до чтения.

Развитие умения работать с заглавием произведения , обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, фамилии автора.

Развитие умений:

Отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;



4. Работа с текстом во время чтения.

Словесное рисование картин к художественному тексту.

Использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение

по конкретному заданию.





Развитие умения самостоятельно находить слова и выражения, которые использует автор для описания.

Видеть в художественном тексте сравнение, олицетворение.



  1. Работа с текстом после чтения.



Высказывание своего отношения к написанному автором.

Высказывание и аргументированное своего отношения к прочитанному.





Урок по литературному чтению А.П. Чехов "Степь"
  • Начальные классы
Описание:

Урок литературного чтения

в 3 классе

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        учитель: Дружинина Валентина Сергеевна  

                                                                                            

 

 

 

 

 

Тема: Чтение фрагмента из произведения А.П.Чехова «Степь»

Цель: познакомить с отрывком из произведения А.П.Чехова «Степь»;

 

Образовательные задачи:

- продолжить обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов;

Развивающие:

- способствовать развитию правильности чтения (чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения);

- развивать умения использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выполнять выборочное чтение по конкретному заданию;

Воспитательная:

 

- воспитывать коммуникативные умения.

Автор Дружинина Валентина Сергеевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1555
Номер материала 16213
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓