Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по литературному чтению А.П. Чехов "Степь"

Урок по литературному чтению А.П. Чехов "Степь"

Скачать материал

 

МБОУ Хмелевицкая СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения

в 3 классе

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        учитель: Дружинина Валентина Сергеевна  

                                                                                            

 

 

 

 

 

Тема: Чтение фрагмента из произведения А.П.Чехова «Степь»

Цель: познакомить с отрывком из произведения А.П.Чехова «Степь»;

 

Образовательные задачи:

- продолжить обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов;

Развивающие:

- способствовать развитию правильности чтения (чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения);

- развивать умения использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выполнять выборочное чтение по конкретному заданию;

Воспитательная:

- воспитывать коммуникативные умения.

 

Ход урока:

 

1.  Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «С добрым утром!» (по желанию детей)

 

2. Чтение авторского текста на с. 88.

Вопросы после чтения:

- Какой секрет открыл папа Насте и нам с вами? (Кто такой насто­ящий читатель.)

- Как он об этом говорит?

- Почему Настя, которая читает быстрее папы, еще не очень хоро­шо умеет читать? Что имел в виду ее отец, когда сказал об этом? (Она кое-что пропускает: описания природы...)

 

3.  Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте полное имя автора, чье произведение мы сейчас начнем читать. Знакомо ли оно вам? (Дети могут вспомнить расска­зы для детей «Каштанка» и «Белолобый».)

- Антон Павлович Чехов - один из лучших русских писателей. С его творчеством вы подробно будете знакомиться в старших классах, ведь специально для детей он не писал. Но много писал о детях. К тому же из его взрослых произведений вполне можно выбрать отрывки, кото­рые будут близки и понятны детям, как это сделали авторы нашего учебника, предлагая нам прочитать отрывок из произведения.

-Можете определить жанр этого произведения: повесть или рассказ? Почему?

- Каким словом можно заменить слово отрывок? (Фрагмент.)

- Лев Толстой назвал Антона Павловича Чехова «несравненным художником жизни», и нам предстоит в этом убедиться на уроке во время чтения.

- Что, по-вашему, будет рисовать писатель в этом отрывке, что описывать словами?

- Кто знает, что такое степь? В этом может помочь иллюстрация. (Степь - широкие участки земли, поросшие травой, ковылем.)

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию. О чем она вам расска­зала? (Телега с лошадью называлась - подвода. Несколько подвод -обоз.)

- Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту иллю­страцию? Почему?

- Что может предвещать это небо, какую опасность?

- Что же еще будет описывать А.П. Чехов в этом фрагменте расска­за. Проверим наши предположения.

 

4. Работа с текстом во время чтения.

 

а) Комбинированное чтение: читает учитель и хорошо читающие ученики.

- Подтвердились ли наши предположения, высказанные перед чте­нием?

 

- А если бы вам предложили нарисовать картину «Гроза в степи», какую бы вы выбрали палитру красок? (Ответы детей, словесное ри­сование.)

- Вы почувствовали общее настроение отрывка? Какое оно? (Не­уютное, беспокойное, тревожное, охватывает страх перед силами природы, волнение…)

 

б) Самостоятельное чтение отрывка с заданием (вопрос 1 на с. 91 учебника.)

- А.П.Чехов, чтобы передать страх людей перед грозой, использу­ет прием оживления природы. Отыщите выражения, в которых гово­рится о молнии, громе, ветре, даже рогожке, как о живых существах. Отметьте карандашом эти места.

Вопросы, предваряющие чтение:

- Что предвещало дождь и грозу?

- Дождь обложной - это какой?

- Летали перекати-поле - это сухие круглые степные растения, ко­торые срываются ветром и катаются по степи.

 

в) Выборочное чтение. (Комментарии учителя в ходе чтения).

 

5.  Работа с текстом после чтения.

 

- Чьими глазами мы видим приближение грозы? (Глазами мальчи­ка Егорушки.)

- Какого он примерно был возраста? Почему так решили? (Может, наш ровесник, его называет автор ласково : «Егорушка».}

Повторное обращение к иллюстрации:

- Найдите строчки в отрывке, которые можно подписать под иллю­страцией.

- Как вы думаете, почему мальчик оказался в поле со всеми, слу­чайно ли это? Докажите. (Он помощник деда Пантелея. Для него он взрослый, Егорий.)

- Случалось ли вам когда-нибудь оказаться во время летней грозы вдали от дома? Какие чувства вы испытывали, похожи ли они на чув­ства Егорушки?

 

6. Рефлексия.

- Как вы думаете, вы уже стали настоящими читателями?

- Согласны ли вы с мнением Л. Толстого, что А.П. Чехов «несрав­ненный художник жизни»? Что заставило вас согласиться? (А.П.Чехов нарисовал очень яркую картину грозы, сумел так правдиво ее опи­сать, что нам, читателям, было жутко. Мы все очень живо представи­ли: и природу, и небо, и  Егорушку, и слышали дождь...)

- Вам придется убедиться еще не раз в истинности слов Льва Тол­стого, если вы будете читать произведения А.П. Чехова. Несмотря на то, что написаны они в большинстве своем в XIX веке, они близки, по­нятны и дороги современным людям. На нашей классной выставке вы сможете познакомиться с книгами А.П. Чехова. Рассказы «Каштанка», «Белолобый». «Ванька», «Мальчики» вы можете прочитать самостоя­тельно.

 

7.  Домашнее задание.

1) В отрывке «Степь» подчеркнуть цитаты, которые содержат срав­нения.

2) Прочитать главу «В купальне» из повести А. Н. Толстого «Детство»( с. 92-94 учебника). Попробовать самостоятельно провести работу с текстом до чтения и попробовать задать вопросы автору по ходу чтения (тетрадь с. 12-13).

 

 СОШ

 

Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе

 

На уроке реализованы следующие принципы :

1)      Принцип развития реализовался на этапе изучения новых знаний:

2)              Принцип психологической комфортности (атмосфера творчества и доверии):

3)             Принцип   целостности   содержания   образования   (прослеживалась  связь  с  темой
предыдущего урока)

Это второй урок в разделе «Природа летом»

Тема: Чтение фрагмента из произведения А.П.Чехова «Степь»

Цель: познакомить с отрывком из произведения А.П.Чехова «Степь»;

 

Образовательные задачи:

- продолжить обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов;

Развивающие:

- способствовать развитию правильности чтения (чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения);

- развивать умения использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выполнять выборочное чтение по конкретному заданию;

Воспитательная:

- воспитывать коммуникативные умения.

 

По структуре урок комбинированный. Использован деятельностный метод обучения. Урок построен в соответствии с технологией формирования типа правильной читательской деятельности, которая предполагает особую работу с текстом на уроке:

*    до начала чтения (развитие механизма антиципации - предугадывания);

*    во время чтения (создание собственной читательской интерпретации);

основные приёмы анализа текста – диалог с автором и комментированное чтение;

*    после чтения (корректировка интерпретации объективным авторским смыслом).

В течении всего урока прослеживается связь с жизнью и опора на собственный опыт детей.

 

2. Чтение авторского текста на с. 88.

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью в семье третьеклассницы Насти. Вместе с Настей читают и думают ученики.

   Цель этапа – настроить детей на вдумчивое внимательное чтение текста.

 

3.  Работа с текстом до чтения.

Развитие умения работать с заглавием произведения , обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, фамилии автора.

Развитие умений:

Отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

 

4. Работа с текстом во время чтения.

Словесное рисование картин к художественному тексту.

Использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение

 по конкретному заданию.

 

 

Развитие умения самостоятельно находить слова и выражения, которые использует автор для описания.

Видеть в художественном тексте сравнение, олицетворение.

 

  1. Работа с текстом после чтения.

 

Высказывание своего отношения к написанному автором.

Высказывание и аргументированное своего отношения к прочитанному.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературному чтению А.П. Чехов "Степь""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок литературного чтения

в 3 классе

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        учитель: Дружинина Валентина Сергеевна  

                                                                                            

 

 

 

 

 

Тема: Чтение фрагмента из произведения А.П.Чехова «Степь»

Цель: познакомить с отрывком из произведения А.П.Чехова «Степь»;

 

Образовательные задачи:

- продолжить обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов;

Развивающие:

- способствовать развитию правильности чтения (чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения);

- развивать умения использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выполнять выборочное чтение по конкретному заданию;

Воспитательная:

 

- воспитывать коммуникативные умения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 573
    • DOCX 22.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дружинина Валентина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дружинина Валентина Сергеевна
    Дружинина Валентина Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 470021
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2690 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 490 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе