Главная / Начальные классы / Урок по литературному чтению 4 класс К.Паустовский

Урок по литературному чтению 4 класс К.Паустовский







Разработка

урока литературы в 4 классе

на тему:

К.Г. Паустовский

«Дремучий медведь».

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcShaXvyvJgj0vRKmSWAVcfwi2xHDIT5wxy9RWvI27cZiU1Yx84K







Составила

учитель начальных классов

Александрова Н.Н.





г. Балхаш 2014 г.

Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь»

Цель: обучение основам анализа литературного произведения с точки зрения композиции.

Задачи:

- формировать навыки чтения, слушания, рассказывания;

- учить чувствовать и понимать язык художественного произведения;

- развивать речь;

- воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.



Проблема: Как нужно строить отношения с природой?

Ход:

1. Психологический настрой.

- Давайте друг другу улыбнемся, и пожелаем успехов в получении знаний.

2. Мотивация.

- Я предлагаю вам прослушать мелодию, помечтать и ответить, куда может перенести нас эта мелодия?

3. Составление кластера «Природа».

- Опираясь на наши ассоциации, напишем на картинках, изображающих предмет природы, небольшой рассказ, используя слова: мальчик, беда, медведь помощь.

4. Самостоятельная работа (3 минуты).

- Прочитайте сочинение в парах, затем в группах, выберите лучшее.

(Зачитывание лучших сочинений и оформление картины к рассказу)

- Кого нет на нашей картине? Какой человек может быть помещен на такую картину? Почему? Человек – это часть природы. Мы черпаем из природы физические, нравственные силы, природа дарит нам красоту и любовь. Как же нужно строить отношения с природой? Эту проблему мы попробуем решить, прочитав рассказ К.Г. Паустовского.

3. Биографическая справка о писателе (сообщение детей).

- К.Г.Паустовский родился в Москве (1892 – 1968) в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете. Переменил много профессий – был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, металлургом на заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром, журналистом, преподавателем. Этот мягкий, отзывчивый, интеллигентный человек много путешествовал. Особенно Паустовский полюбил Мещёру. Здесь он встретил друга – Рувима Исаевича Фраермана. Вместе они бродили по лесам, лугам, рыбачили, встречались с местными жителями, наблюдали за разными животными. В его рассказах реальность украшается выдумкой, а героями становятся люди, которые окружают писателя. Чему посвящены рассказы Паустовского? А чему, на ваш взгляд, учат эти произведения? Одну такую историю мы с вами сегодня прочитаем.

- Чтобы прочитать рассказ, вспомним правило о построении литературного произведения. Какие части в рассказе мы можем выделить?

(Вывешивание слов «экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)

4. Словарная работа.

- Перед началом чтения давайте познакомимся со словами, значение которых может быть непонятно.

Крутоя´р - крутой, обрывистый берег.

Осоко´рь – вид тополя

Шпенёк - тонкий стержень

5. Чтение с остановками (объяснение стратегии).

- И так, сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя – большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года.

- Предположите, что может произойти с Петей и бабкой Анисьей?

Самостоятельное чтение (отрывок 1)

- Что же произошло с Петей? Как он относился к родной природе? Подтвердите. Какие приемы использует автор? (Эпитет, олицетворение).

- Кто может жить на берегах реки?


Чтение вслух (отрывок 2; часть 1)

- Так кто жил на берегу реки?

- Как животные и растения могут относиться к Пете? А как мальчик может относиться к ним?

Чтение вслух (часть 2)

- Как животные и растения относились к Пете? Какой прием использует автор для описания отношений человека и природы? Почему он это делает? Какие черты характера мальчика мы можем назвать? Какие чувства у вас возникают? Каким цветом вы их обозначите?

- Что произойдет дальше?

Самостоятельное чтение про себя (часть 3)

- Какое чувство у вас возникло? Каким цветом вы бы его обозначили? Каким был медведь? Почему его назвали дремучим? Чего он хотел? Почему медведь был сердитым? Как реагировала природа на появление медведя? Почему?

6. Физминутка (театрализация стихотворения)

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу,

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:

- Не ешь наш мед, воришка!

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.


Чтение учителем (начало отрывка 3).

- Неужто все испугались и никто не поможет? Ответьте на этот вопрос. Почему вы думаете, что природа заступится за Петю? Как же она это сделает?

Чтение вслух.

- Почему природа так поступила с медведем? Какой прием использовал автор? Чем может закончиться рассказ?

Чтение «про себя» (4 отрывка).

- Что случится с Петей?

Самостоятельное чтение (2 часть; 4 отрывок).

- Какую пословицу вспомнила бабка Анисья? Почему звери заступились за пастушка?

- В каких словах, по-вашему, заключается главная мысль рассказа? Чем поучителен этот рассказ? В начале урока мы с вами попробовали сами написать рассказики. У кого-нибудь совпал сюжет с сюжетом рассказа Паустовского?

7.Рефлексия.

- Понравился ли вам рассказ? Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было интересно читать?

- Давайте выстроим композиционную линию рассказа.

8. Работа в группах.

Экспозиция. Мы знакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.

Завязка. Между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.

Развитие. Но в лесу живет злой и голодный медведь Дремучий, который хочет съесть телят.

Кульминация. Природа защищает своего друга доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.

Развязка. Медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.


- Прочитайте проблему. Как же нужно строить отношения с природой? А как еще можно озаглавить это произведение? Какой жанр напомнил рассказ?

9. Домашнее задание.

- Прочитайте этот рассказ в учебнике «Литература» и подумайте, быль это или сказка. - Докажите свою точку зрения.


Урок по литературному чтению 4 класс К.Паустовский
  • Начальные классы
Описание:

Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь»

 Цель: обучение основам анализа литературного произведения с точки зрения композиции.

 Задачи:

 - формировать навыки чтения, слушания, рассказывания;

 - учить чувствовать и понимать язык художественного произведения;

 - развивать речь;

 - воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

 

Проблема: Как нужно строить отношения с природой?

Ход:

 1. Психологический настрой.

 - Давайте друг другу улыбнемся, и пожелаем успехов в получении знаний.

 

2. Мотивация.

 - Я предлагаю вам прослушать мелодию, помечтать и ответить, куда может перенести нас эта мелодия?

 

3. Составление кластера «Природа».

- Опираясь на наши ассоциации, напишем на картинках, изображающих предмет природы, небольшой рассказ, используя слова: мальчик, беда, медведь помощь.

 4. Самостоятельная работа (3 минуты).

 - Прочитайте сочинение в парах, затем в группах, выберите лучшее.

 (Зачитывание лучших сочинений и оформление картины к рассказу)

-  Кого нет на нашей картине? Какой человек может быть помещен на такую картину? Почему? Человек – это часть природы. Мы черпаем из природы физические, нравственные силы, природа дарит нам красоту и любовь. Как же нужно строить отношения с природой? Эту проблему мы попробуем решить, прочитав рассказ К.Г. Паустовского. 

 3. Биографическая справка о писателе (сообщение детей).

 - К.Г.Паустовский родился в Москве (1892 – 1968) в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете. Переменил много профессий – был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, металлургом на заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром, журналистом, преподавателем. Этот мягкий, отзывчивый, интеллигентный человек много путешествовал. Особенно Паустовский полюбил Мещёру. Здесь он встретил друга – Рувима Исаевича Фраермана. Вместе они бродили по лесам, лугам, рыбачили, встречались с местными жителями, наблюдали за разными животными. В его рассказах реальность украшается выдумкой, а героями становятся люди, которые окружают писателя. Чему посвящены рассказы Паустовского? А чему, на ваш взгляд, учат эти произведения? Одну такую историю мы с вами сегодня прочитаем.

- Чтобы прочитать рассказ, вспомним правило о построении литературного произведения. Какие части в рассказе мы можем выделить?

 (Вывешивание слов «экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)

 

4. Словарная работа.

- Перед началом чтения давайте познакомимся со словами, значение которых может быть непонятно.

 Крутоя´р - крутой, обрывистый берег.

 Осоко´рь – вид тополя

 Шпенёк - тонкий стержень

 

5. Чтение с остановками (объяснение стратегии).

 - И так, сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя – большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года.

 - Предположите, что может произойти с Петей и бабкой Анисьей?

 

Самостоятельное чтение (отрывок 1)

 - Что же произошло с Петей? Как он относился к родной природе? Подтвердите. Какие приемы использует автор? (Эпитет, олицетворение).

- Кто может жить на берегах реки?

 

Чтение вслух (отрывок 2; часть 1)

- Так кто жил на берегу реки?

 - Как животные и растения могут относиться к Пете? А как мальчик может относиться к ним?

 Чтение вслух (часть 2)

- Как животные и растения относились к Пете? Какой прием использует автор для описания отношений человека и природы? Почему он это делает? Какие черты характера мальчика мы можем назвать? Какие чувства у вас возникают? Каким цветом вы их обозначите?

 - Что произойдет дальше?

 Самостоятельное чтение про себя (часть 3)

- Какое чувство у вас возникло? Каким цветом вы бы его обозначили? Каким был медведь? Почему его назвали дремучим? Чего он хотел? Почему медведь был сердитым? Как реагировала природа на появление медведя? Почему?

 6. Физминутка (театрализация стихотворения)

 Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит,

 Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

 Облизывает лапу,

Сластена косолапый,

 А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

 А пчелы жалят мишку:

 - Не ешь наш мед, воришка!

 Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

 Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.

 Чтение учителем (начало отрывка 3).

- Неужто все испугались и никто не поможет? Ответьте на этот вопрос. Почему вы думаете, что природа заступится за Петю? Как же она это сделает?

 Чтение вслух.

- Почему природа так поступила с медведем? Какой прием использовал автор? Чем может закончиться рассказ?

 Чтение «про себя» (4 отрывка).

- Что случится с Петей?

 Самостоятельное чтение (2 часть; 4 отрывок).

- Какую пословицу вспомнила бабка Анисья? Почему звери заступились за пастушка?

 - В каких словах, по-вашему, заключается главная мысль рассказа? Чем поучителен этот рассказ? В начале урока мы с вами попробовали сами написать рассказики. У кого-нибудь совпал сюжет с сюжетом рассказа Паустовского?

 7.Рефлексия.

 - Понравился ли вам рассказ? Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было интересно читать?

 - Давайте выстроим композиционную линию рассказа.

8.  Работа в группах.

 Экспозиция. Мы знакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.

 Завязка. Между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.

 Развитие. Но в лесу живет злой и голодный медведь Дремучий, который хочет съесть телят.

 Кульминация. Природа защищает своего друга доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.

 Развязка. Медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.

 - Прочитайте проблему. Как же нужно строить отношения с природой? А как еще можно озаглавить это произведение? Какой жанр напомнил рассказ?

 9. Домашнее задание.

- Прочитайте этот рассказ в учебнике «Литература» и подумайте, быль это или сказка. - Докажите свою точку зрения.

 

Автор Александрова Наталья Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1710
Номер материала 22405
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓