Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе в 9 классе на тему " Портрет литературного героя"( по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"души")

Урок по литературе в 9 классе на тему " Портрет литературного героя"( по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"души")



КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ



ТЕМА:

Портрет литературного героя”

(Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 14 с. Кочкарь Пластовского района Челябинской области




Подготовила:

учитель русского языка и литературы Костина Винера Амрулловна

Категория: «Литература  9 класс » 


2015 год.































Тема: “Портрет литературного героя ”

(Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

Цели:

Сопоставить характеры помещиков; проследить их постепенную духовную деградацию; выяснить, почему помещики – «мёртвые души».

Обобщение материала по теме “ Портрет литературного героя ”(на примере портретной характеристики героев поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).



Задачи:

   образовательные:

- систематизировать и обобщить материал по прочитанному произведению;

    развивающие:

- развивать навыки исследовательской работы с текстом, умение находить в тексте изобразительно - выразительные средства языка писателя; анализировать и соотносить разные виды портретов (литературный, художественный, музыкальный);

- развивать образное и аналитическое мышление обучающихся, творческое воображение; устную и письменную речь;

     воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека;

- воспитание гражданской позиции и гуманистического мировоззрения;

- воспитание чувства ответственности и сознательное отношение к учебному труду; воспитание уважения к мнению своих товарищей протест;

- воспитывать протест против пошлости и деградации.



Оборудование: портрет писателя, рабочие тетради, иллюстрации П.Боклевского, рабочие листы, таблица с опорной схемой; компьютер, проектор, проигрыватель.







Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-экскурсия)

Дидактическая модель: поисковая

Методы и приёмы обучения: слово учителя, творческие задания, дидактический материал, фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в группах.



Ход урока:

I. Эпиграф (читает ученик):

Герои мои не злодеи, прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель бы помирился с ними всеми…

Н.В.Гоголь “Выбранные места…”



IIВступительное слово учителя.   (Объявляется тема урока, цель):

  - Вот мы и закончили изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», свое мнение о прочитанном произведении вы изложите в домашних сочинениях.

Ну, а сегодня на уроке я предлагаю вам попутешествовать точно так, как когда-то путешествовал Чичиков во время прогулки по городу NN.

Во время путешествия  вы покажете свои знания о произведении.

Класс разделен на 5 групп. Каждая группа представляет своего героя.

IIIСообщение подготовленного ученика по теории литературы

Портрет литературного героя”:

IV. Виды портрета:

V. Анализ литературного и художественного портретов:

Манилов (1 ГРУППА).

1. Выразительное чтение описания внешности (ученик).

2. Какие художественные приёмы помогают Н.В.Гоголю в изображении портрета Манилова? (выделить курсором на экране).

Работа над 2 главой. Выявление особенностей образа Манилова в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

2 ГРУППА. Работа над 3 главой. Выявление особенностей образа Коробочки в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

3 ГРУППА. Работа над 4 главой. Выявление особенностей образа Ноздрева в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

4 ГРУППА. Работа над 5 главой. Выявление особенностей образа Собакевича в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

(Подробный план работы каждой группы смотрите на рабочих листах в приложении к уроку)



VI. Экскурсия в картинную галерею (ученик):

- Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мёртвые души».  Они выполнены известным мастером кисти П. М. Боклевским.

Пётр Михайлович Боклевский (1811 - 1897) — русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

Боклевский — известный иллюстратор «Мёртвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

3. Какие характерные черты Манилова отразил в своей работе художник Боклевский? (слащавость, мечтательность)

4. В чём эта мечтательность проявлялась?

5. Что мы можем сказать, судя по портрету, о Манилове как хозяине имения?

6. Вывод: Исходя из всего сказанного, кратко охарактеризуем помещикаМанилова как человека слащавого, сентиментального, бесплодного фантазёра.

Коробочка (2 ГРУППА).

1. Выразительное чтение описания внешности (ученик).

2. Какие художественные приёмы использует автор при описании внешности Коробочки? (выделить курсором на экране)

3. Какие характерные черты Коробочки мы можем выделить, глядя на портрет, выполненный художником Боклевским?

4. Что подсказало художнику изобразить её такой?

5. В чём выразилась умственная ограниченность и нравственное уродство Коробочки?

6. Вывод:

(выступление представителя 1 группы)

Кратко охарактеризуем Коробочку как человека, для которого характерно бессмысленное накопительство, полная духовная нищета.“Дубинноголовая”, как сказал о ней автор.

Ноздрев (выступление представителя 3 группы)

1. Выразительное чтение описания внешности (ученик).

2. Какие художественные приёмы помогают Н.В.Гоголю в изображении внешности Ноздрёва? (выделить курсором на экране)

3. Какие характерные черты помещика Ноздрёва отразил художник Боклевский в портрете?

4. Приведите примеры, что это действительно так и мы не ошиблись в своих выводах.

5. Вывод: Исходя из всего сказанного, кратко охарактеризуем помещика Ноздрёва как человека пустого, вздорного прожигателя жизни. Автор иронически назвал его “историческим человеком”.

Собакевич (4 ГРУППА)

1. Выразительное чтение описания внешности (ученик).

2. Какие художественные средства использует Н.В.Гоголь в изображении этого помещика? (выделить курсором на экране)

3. Какие характерные черты Собакевича изображены в его портрете? (слайд №11)

4. Приведите примеры, что это действительно так.

5. Находим художественные средства на слайде №12:

6. Вывод (выступление представителя 2 группы):

 Для Собакевича характерна грубая сила, напористость, неуклюжесть.

Он – “патриот русского желудка”.

Плюшкин (выступление представителя 5 группы)

1. Ученик: Завершает галерею помещиков Плюшкин, человек, на примере которого духовная смерть хозяев жизни показана в полную силу. Портретная характеристика даётся писателем несколько раз.

2. Выразительное чтение первой части описания внешности (ученик).

3. Художественные особенности.

4. Выразительное чтение второй части описания внешности (ученик).

5. Художественные особенности.

6. Выразительное чтение третьей части описания внешности (ученик).

7. Художественные особенности.

8. Работа с портретом художника Агина. Как можно охарактеризовать героя, исходя из его внешнего облика?

9. Какие эпизоды из жизни Плюшкина подтверждают эти выводы?

10.Вывод: Плюшкина автор изображает, как человеконенавистника, “живого мертвеца”, как “какую-то прореху на человечестве”.

VIIОбщий вывод: Итак, мы рассмотрели портреты помещиков, литературные и художественные, и можем заметить одну закономерность: образы помещиков даны по принципу их всё более глубокого духовного оскудения и морального падения.

2. Выразительное чтение слайда №18. (ученик)

VIII. Музыкальные портреты (на фоне слайда №18).

1. Определить, какому из литературных героев может соответствовать услышанный музыкальный фрагмент. Мнение обосновать.Звучат музыкальные фрагменты известных композиторов:

• Э. Григ. “Пер Гюнт” “Утро” (Манилов);

• С.Прокофьев. Музыка из к/ф “Иван Грозный” (Ноздрев);

• Ф.Лист. “Погребальное шествие” (Плюшкин).

  1. Два музыкальных фрагмента определяем методом от обратного

(Учитель просит назвать, , кому из гоголевских персонажей «соответствует» данная музыка. Учащиеся аргументируют свой ответ)

• Ф.Шуберт. “Лесной царь” (Собакевич);

• И.Штраус. “Вальс” (Коробочка).

. Интеллектуальная игра «Чёрная шкатулка».

В выкрашенных в тёмную краску шкатулках расположены различные предметы, которые принадлежат героям поэмы.

Задание: назовите предмет, установите, кому принадлежат вещи. Мнение обосновать.


1. Чернослив – Чичиков (в гостинице тараканы как чернослив).
2. Трубка – Манилов (курит трубку, пепел на подоконнике).
3. Связка ключей – Плюшкин (Наконец, он «заключил, что это, вероятно, ключница»).
4. Собачка или медведь – Собакевич (фамилия или схожесть).
5. Шашки – Ноздрёв (играл с Чичиковым в шашки).
6. Коробочка – Коробочка (фамилия, скопидомство)



Х. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

 Итак, мы подошли к заключению. Подведём итоги словами А.И.Герцена.



Приложение 1

ПМК русского языка и литературы МКОУ работает по программе по литературе для 5-11-х классов (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной и учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений под редакцией Коровиной В.Я., Збарского И.С., Коровина В.И. для 9 класса (М: Просвещение).

В зависимости от распределения часов по теме, уровню учебных возможностей воспитанников, возможно и иное наполнение содержания урока, использование иных форм и методов работы, привлечения иллюстраций других художников и их сопоставление.

Так, например, группы могут работать над образом одного помещика, работая над одним видом детали (детали портрета, предметно-бытовые детали, детали интерьера, детали пейзажа), находить их в тексте, исследовать, делать обобщения и выводы.

При работе над иллюстрациями можно сопоставить работы художников П.Боклевского, А.Лаптева, Кукрыниксов и др., определяя, какую сторону героя Гоголя каждый художник считает основной и почему.



При подготовке к уроку использовалась следующая литература:



1. Золотарева И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2008

2.Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование. М.: Экзамен, 2003.

3.Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний. М, 2004.

4.Турьянская Б.И. Русская литература Х1Х века. Материалы для подготовки к экзаменам. М.: Русское слово, 2003.

5. Шапошникова В.В. “Открой мне глубокую тайну свою…” М.: Московский лицей,1998.

6. Шадрина С.Б. Литература. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2008.




Урок по литературе в 9 классе на тему " Портрет литературного героя"( по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"души")
  • Русский язык и литература
Описание:

КОНСПЕКТ  УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ 

 

ТЕМА:

“ Портрет литературного героя”

(Образы помещиков  в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

 

  Муниципальное казенное         общеобразовательное  учреждение основная общеобразовательная школа  № 14  с. Кочкарь    Пластовского района Челябинской области   

 

Подготовила:

учитель русского языка и литературы  Костина  Винера  Амрулловна

Категория: «Литература  9 класс » 

2015 год.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

                            Тема: “Портрет литературного героя ”

                       (Образы помещиков  в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

Цели:

Сопоставить характеры помещиков; проследить их постепенную духовную деградацию; выяснить, почему помещики – «мёртвые души».

 Обобщение материала по теме “ Портрет литературного героя ”(на примере портретной характеристики героев поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

 

Задачи:

   образовательные:

- систематизировать и обобщить материал по прочитанному произведению;

    развивающие:

    -  развивать  навыки исследовательской  работы с текстом, умение   находить в тексте изобразительно - выразительные средства языка писателя;  анализировать и соотносить разные виды портретов (литературный, художественный, музыкальный);

- развивать образное и аналитическое мышление обучающихся, творческое воображение; устную и письменную речь;

     воспитательные:

 -воспитывать  бережное отношение  к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека;

- воспитание гражданской позиции и гуманистического мировоззрения;

- воспитание чувства ответственности и сознательное отношение к учебному труду; воспитание уважения к мнению своих товарищей протест;

- воспитывать протест  против пошлости и деградации.

 

Оборудование: портрет писателя, рабочие тетради, иллюстрации П.Боклевского, рабочие листы, таблица с опорной схемой;   компьютер, проектор, проигрыватель.

 

 

 

                   

Тип урока:  повторительно-обобщающий (урок-экскурсия)

Дидактическая модель: поисковая

Методы и приёмы обучения: слово учителя, творческие задания, дидактический материал, фронтальный опрос, индивидуальная работа,  работа в группах.

 

Ход урока:

I. Эпиграф (читает ученик):

 Герои мои не злодеи, прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель бы помирился с ними всеми…

                                                                              Н.В.Гоголь “Выбранные места…”

 

IIВступительное слово учителя.   (Объявляется тема урока, цель):

  -  Вот мы и закончили изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», свое мнение о прочитанном произведении вы изложите в домашних сочинениях.

Ну,  а сегодня на уроке я предлагаю вам попутешествовать точно так, как когда-то путешествовал Чичиков во время прогулки по городу NN.

Во время путешествия  вы покажете свои знания о произведении.

 Класс разделен на  5 групп. Каждая группа представляет своего героя.

IIIСообщение   подготовленного ученика по теории литературы

 “Портрет литературного героя”:

IV. Виды портрета:

V. Анализ литературного и художественного портретов:

Манилов     (1 ГРУППА).

1. Выразительное чтение описания внешности (ученик).

2. Какие художественные приёмы помогают Н.В.Гоголю в изображении портрета Манилова? (выделить курсором на экране).

 Работа над 2 главой. Выявление особенностей образа Манилова в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

2 ГРУППА. Работа над 3 главой. Выявление особенностей образа Коробочки в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

3 ГРУППА. Работа над 4 главой. Выявление особенностей образа Ноздрева в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

4 ГРУППА. Работа над 5 главой. Выявление особенностей образа Собакевича в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

(Подробный план работы каждой группы смотрите на рабочих листах в приложении к уроку)

 

VI.   Экскурсия в картинную галерею (ученик):

- Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мёртвые души».  Они выполнены известным мастером кисти П. М. Боклевским.

Пётр Михайлович Боклевский (1811 - 1897) — русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

 Боклевский — известный иллюстратор «Мёртвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

3. Какие характерные черты Манилова отразил в своей работе художник Боклевский? (слащавость, мечтательность)

4. В чём эта мечтательность проявлялась?

5. Что мы можем сказать, судя по портрету, о Манилове как хозяине имения?

6. Вывод: Исходя из всего сказанного, кратко охарактеризуем помещикаМанилова как человека слащавого, сентиментального, бесплодного фантазёра.

    Коробочка (2 ГРУППА).

1. Выразительное чтение описания внешности (ученик).

2. Какие художественные приёмы использует автор при описании внешности Коробочки? (выделить курсором на экране)

3. Какие характерные черты Коробочки мы можем выделить, глядя на портрет, выполненный художником Боклевским?

4. Что подсказало художнику изобразить её такой?

5. В чём выразилась умственная ограниченность и нравственное уродство Коробочки?

6. Вывод:

(выступление представителя 1 группы)

 Кратко охарактеризуем Коробочку как человека, для которого характерно бессмысленное накопительство, полная духовная нищета.“Дубинноголовая”, как сказал о ней автор.

Ноздрев (выступление представителя  3  группы)

1. Выразительное чтение описания внешности (ученик).

2. Какие художественные приёмы помогают Н.В.Гоголю в изображении внешности Ноздрёва? (выделить курсором на экране)

3. Какие характерные черты помещика Ноздрёва отразил художник Боклевский в портрете?

4. Приведите примеры, что это действительно так и мы не ошиблись в своих выводах.

5. Вывод: Исходя из всего сказанного, кратко охарактеризуем помещика Ноздрёва как человека пустого, вздорного прожигателя жизни. Автор иронически назвал его “историческим человеком”.

Собакевич   (4 ГРУППА)

1. Выразительное чтение описания внешности (ученик).

2. Какие художественные средства использует Н.В.Гоголь в изображении этого помещика? (выделить курсором на экране)

3. Какие характерные черты Собакевича изображены в его портрете?  (слайд №11)

4. Приведите примеры, что это действительно так.

5. Находим художественные средства на слайде №12:

6. Вывод (выступление представителя 2 группы):

 Для Собакевича характерна грубая сила, напористость, неуклюжесть.

Он – “патриот русского желудка”.

Плюшкин (выступление представителя  5 группы)

1. Ученик: Завершает галерею помещиков Плюшкин, человек, на примере которого духовная смерть хозяев жизни показана в полную силу. Портретная характеристика даётся писателем несколько раз.

2. Выразительное чтение первой части описания внешности (ученик).

3. Художественные особенности.

4. Выразительное чтение второй части описания внешности (ученик).

5. Художественные особенности.

6. Выразительное чтение третьей части описания внешности (ученик).

7. Художественные особенности.

8. Работа с портретом художника Агина. Как можно охарактеризовать героя, исходя из его внешнего облика?

9. Какие эпизоды из жизни Плюшкина подтверждают эти выводы?

10.Вывод: Плюшкина автор изображает, как человеконенавистника, “живого мертвеца”, как “какую-то прореху на человечестве”.

VIIОбщий вывод: Итак, мы рассмотрели портреты помещиков, литературные и художественные, и можем заметить одну закономерность: образы помещиков даны по принципу их всё более глубокого духовного оскудения и морального падения.

2. Выразительное чтение слайда №18. (ученик)

VIII. Музыкальные портреты (на фоне слайда №18).

1. Определить, какому из литературных героев может соответствовать услышанный музыкальный фрагмент. Мнение обосновать.Звучат музыкальные  фрагменты известных композиторов:

• Э. Григ. “Пер Гюнт” “Утро” (Манилов);

• С.Прокофьев. Музыка из к/ф “Иван Грозный” (Ноздрев);

• Ф.Лист. “Погребальное шествие” (Плюшкин).

1.     Два музыкальных фрагмента определяем методом от обратного

(Учитель  просит назвать,  , кому  из гоголевских  персонажей «соответствует» данная музыка.   Учащиеся  аргументируют  свой ответ)

• Ф.Шуберт. “Лесной царь” (Собакевич);

• И.Штраус. “Вальс” (Коробочка).

. Интеллектуальная игра «Чёрная  шкатулка».

 В выкрашенных в тёмную краску   шкатулках   расположены различные предметы, которые принадлежат героям поэмы.

Задание:  назовите  предмет, установите, кому принадлежат  вещи. Мнение обосновать.


1. Чернослив – Чичиков (в гостинице тараканы как чернослив).
2. Трубка – Манилов (курит трубку, пепел на подоконнике).
3. Связка  ключей – Плюшкин  (Наконец,  он «заключил, что это, вероятно, ключница»).
4. Собачка или медведь – Собакевич (фамилия или схожесть).
5. Шашки – Ноздрёв (играл с Чичиковым в шашки).
6. Коробочка – Коробочка (фамилия, скопидомство)

 

Х. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

 Итак, мы подошли к заключению. Подведём итоги словами А.И.Герцена.

 

  Приложение 1

 ПМК русского языка и литературы МКОУ работает по программе по литературе для 5-11-х классов (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной и учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений под редакцией Коровиной В.Я., Збарского И.С., Коровина В.И. для 9 класса (М: Просвещение).

В зависимости от распределения часов по теме, уровню учебных возможностей воспитанников, возможно и  иное наполнение содержания урока, использование иных форм и методов работы, привлечения иллюстраций других художников и их сопоставление.

 Так, например, группы могут работать над образом одного помещика, работая над одним видом детали (детали портрета, предметно-бытовые детали, детали интерьера, детали пейзажа), находить их в тексте, исследовать, делать обобщения и выводы.

 При работе над иллюстрациями можно сопоставить работы художников П.Боклевского, А.Лаптева, Кукрыниксов и др., определяя, какую сторону героя Гоголя каждый художник считает основной и почему.

 

            При подготовке к уроку использовалась следующая литература:

 

1. Золотарева И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2008

2.Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование. М.: Экзамен, 2003.

3.Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний. М, 2004.

4.Турьянская Б.И. Русская литература Х1Х века. Материалы для подготовки к экзаменам. М.: Русское слово, 2003.

      5. Шапошникова В.В. “Открой мне глубокую тайну свою…” М.: Московский   лицей,1998.

      6. Шадрина С.Б. Литература. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2008.

 



Автор Костина Винера Амрулловна
Дата добавления 15.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2041
Номер материала 58091
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓