Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе в 9 классе

Урок по литературе в 9 классе


Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова



Цели урока: расширить знания учащихся о лирическом герое; раскрыть тему жизни и смерти в лирике поэта; понять, каков лирический герой в поэзии Лермонтова.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, сборники стихотворений поэта, презентация к стихотворениям.


Ход урока


I. Эмоциональный настрой.

II. Целеполагание.

III. Фронтальная беседа.

-Назовите основные темы и мотивы в лирике Лермонтова. (Свободолюбивая лирика, гражданская лирика, тема поэта и поэзии, философская лирика)

-Какое настроение чаще всего преобладает в стихотворениях поэта? (Грусть, одиночество, тоска)

IV. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения «Валерик» или «Как часто пестрою толпою окружен…» или «Сон».

V. Беседа по теме урока.


-Назовите вечные темы в мировой литературе (тема жизни и смерти, взаимоотношения поколений, любовь и ненависть ит. д.).

-Тема жизни и смерти - вечная во всей литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. Вот некоторые из них, например, "И скучно и грустно", "Любовь мертвеца", "Эпитафия" ("Простосердечный сын свободы..."), "Смерть" и другие .


VI. Работа в группах.

1 группа

Анализ стихотворения «Валерик».

Необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. "С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста "Журнала военных действий" и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами "Журнала военных действий" видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения "Журнала" и строки стихотворения. <...> Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова.





Вопросы и задания к стихотворению "Валерик" (1840)


1. К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?


2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?


3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?


4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?


5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического "я" особую достоверность?


6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?


7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, "прозаической" речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?


2 группа

Анализ стихотворения «Сон».

Вопросы и задания к стихотворению "Сон" (1841)


1. В чем особенности композиции этого стихотворения?


2. Докажите, что лирический герой и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?


3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который "в родимой стороне" видит его подруга?


4. В чем трагичность общения их душ?


5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?


VII. Итог урока.

-Что общего в стихотворениях, которые мы проанализировали?

В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает "чужое" сознание, мысли и чувства иных людей. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни.

Домашнее задание - прочитать статью в учебнике о поэзии Лермонтова.

Урок по литературе в 9 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 9 классе "Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова" 

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

 

 

Цели урока: расширить знания учащихся о лирическом герое; раскрыть тему жизни и смерти в лирике поэта; понять, каков  лирический герой в поэзии Лермонтова.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, сборники стихотворений поэта, презентация к стихотворениям.

 

Ход урока

 

I. Эмоциональный настрой.

II. Целеполагание.

III. Фронтальная беседа.

-Назовите основные темы и мотивы в лирике Лермонтова. (Свободолюбивая лирика, гражданская лирика, тема поэта и поэзии, философская лирика)

-Какое настроение чаще всего преобладает в стихотворениях поэта? (Грусть, одиночество, тоска)

IV. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения «Валерик» или «Как часто пестрою толпою окружен…»  или «Сон».

V. Беседа по теме урока.

 

-Назовите вечные темы в мировой литературе (тема жизни и смерти, взаимоотношения поколений, любовь и ненависть ит. д.).

-Тема жизни и смерти - вечная во всей литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. Вот некоторые из них, например, "И скучно и грустно", "Любовь мертвеца", "Эпитафия" ("Простосердечный сын свободы..."), "Смерть" и другие .

 

VI. Работа в группах.

1 группа

Анализ стихотворения «Валерик».

Необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. "С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста "Журнала военных действий" и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами "Журнала военных действий" видно, что совпадает в них  не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения "Журнала" и строки стихотворения. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова.

 

 

 

 

Вопросы и задания к стихотворению "Валерик" (1840)

 

1.          К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?

 

2.          Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?

 

3.          Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: . В чем они противопоставлены?

 

4.          Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?

 

5.          Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического "я" особую достоверность?

 

6.          Какой смысл привносят в текст описания картин природы?

 

7.          Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, "прозаической" речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?

 

2 группа

Анализ стихотворения «Сон».

Вопросы и задания к стихотворению "Сон" (1841)

 

1.                В чем особенности композиции этого стихотворения?

 

2.                Докажите, что лирический герой и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?

 

3.                Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который "в родимой стороне" видит его подруга?

 

4.                В чем трагичность общения их душ?

 

5.                В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?

 

VII. Итог урока.

-Что общего в стихотворениях, которые мы проанализировали?

В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает "чужое" сознание, мысли и чувства иных людей. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни.

 

Домашнее задание - прочитать статью в учебнике о поэзии Лермонтова.

Автор Зубакина Наталья Валерьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 6885
Номер материала 36808
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓