Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе в 8 классе на тему: Обсуждение повести И. Чеснокова «Иду в неизвестность»

Урок по литературе в 8 классе на тему: Обсуждение повести И. Чеснокова «Иду в неизвестность»

Урок на тему: Обсуждение повести И. Чеснокова «Иду в неизвестность»

«Кто стремится к великой цели, тот уже не должен думать о себе»

( И.С. Тургенев)



Цели урока: 1. Обсудить прочитанное произведение, упорядочить факты из

жизни Г.Я. Седова и экспедиции к Северному полюсу.

2. Показать историческое значение Архангельска в исследовании

Арктики.

3. Развивать умения учащихся строить развёрнутый,

аргументированный ответ, оценивать поступки героев.

4. Способствовать развитию интереса к чтению, истории родного

края

3. Воспитывать чувство уважения к людям, готовым

на любые жертвы ради славы России, чувство


Ход урока:


Вступление учителя: Ещё в октябре, в преддверии 300-летия М.В. Ломоносова, вам была предложена повесть Игоря Чеснокова «Иду в неизвестность», которая вошла в Ломоносовскую библиотеку, выпущенную к этой знаменательной для всей России и , конечно, для нас, земляков Михаила Васильевича дате. Эта книга современного автора написана для детей и юношества. А мне кажется, все восьмиклассники должны с ней обязательно познакомиться, потому что на уроках географии вы изучаете российскую Арктику, немного касались и вклада Георгия Седова в её исследование, а ещё 2012 год- это год 100-летия, начала экспедиции Седова к Северному полюсу.


Показ видео «Арктика» На фоне музыки слова

Арктика- с географической точки зрения – это самый северный район нашей планеты, в пределах которого простирается Северный Ледовитый океан и арктические острова. Арктика- это царство вечных снегов и льдов, которые словно панцирь укрывают океанские глубины и горные хребты. Это туманы и ледяной морозный воздух, плотной пеленой встающие на пути кораблей в любое время года. Морозы в 30 - 40 градусов, пронизывающие ветры, которые и сегодня крайне затрудняют освоение и исследование этих территорий- это обычные явления здешних мест.

Природа Арктики сурова, но завораживающе красива. Всеми цветами радуги вспыхивают в полярной ночи сполохи северного сияния.

Но как радуют первые лучи пусть не греющего, но такого долгожданного солнца.

Хозяин здешних мест- белый медведь. Встреча с этим хищником опасна для человека.

Лишь на короткое время в более низких широтах тают снега и льды.

Только отчаянно смелые и беззаветно любящие крайний Север люди отправлялись на в Арктику, к Серному полюсу, чтобы присоединить новые территории и славу своей родине.



Итак, повесть прочитана, что бы вы хотели сегодня предложить для обсуждения, о чём поговорить?

Детство и жизнь Г. Седова до экспедиции великая цель ( качества характера)

Начало экспедиции, трудности

Зимовки на Новой Земле и Земле Франца Иосифа

Путь к полюсу- последние дни жизни

Любовь в жизни Седова.


Сообщение учащегося на тему «Биография Г.Я. Седова»

- Какие качества характера позволили сыну рыбака стать капитаном, выдающимся исследователем и первооткрывателем? ( Величайшая целеустремлённость, трудолюбие, жажда познания неизведанного, умение не пасовать перед трудностями, выносливость )


- Назовите дату начала экспедиции? ( 27 августа 1912 года)

- Как восприняли архангелогородцы это событие?

С. 14 Седов во время отправления экспедиции


- Кто рядом с Седовым во время отправления экспедиции? Какие чувства и мысли?

С. 22-23 зачитать


- Что и почему беспокоит Георгия Яковлевича?

- позднее отправление экспедиции- слишком мало времени, чтобы добраться до ЗФИ, где намечена зимовка;

- команда собрана в последний момент, мало опытных моряков, много случайных людей;


Какие новые неприятности обнаруживаются уже в первые дни экспедиции?

- Треска и солонина, поставленные в последний момент оказались протухшими;

- Разлилась единственная бочка машинного масла ( восполнили на одном из маяков);

- собаки не приспособлены к работе в условиях крайнего Севера ;

- обшивка «Св. великомученика Фоки» в местах снесённых перегородок очень тонка, что

может привести в любой момент к гибели ( поэтому хозяин и прежний капитан Дикин

отказался отправиться в экспедицию; в случае затопления застрахованного судна всё

можно списать на льды и шторма);

- Судно старое, не всегда хватало мощности противостоять штормам.

- Часть экипажа оказалась больна .


Начало октября- «Фока» во льдах. Первая зимовка

Какая подготовка была проделана командой?

Седов ставит 2 задачи в области исследований:

- съёмка побережья, уточнение карт;

- исследование внутренних районов Новой Земли- там никто ещё не был.



Вместо физминутки будем отвечать на вопросы. Если Вы утвердительно ответили бы на заданный вопрос- вам необходимо встать, если отрицательно- сесть.


- Кушаков отвечал за хозяйство на корабле? (ДА)

- По профессии он был врач? (НЕТ- ветеринар)

- Седов для поднятия настроения устраивал праздники? (ДА)

- Полярники подобрали и стали выхаживать двух белых медвежат? (НЕТ – ТРЁХ)

ВАСЬКА, ТОРОС , ПОЛЫНЬЯ

- Было сформировано три группы по изучению Новой Земли? ( ДА)

- Седов был недоволен тем, как группы справились с поставленными задачами? (НЕТ)

- Самочувствие некоторых членов экипажа ухудшалось? (ДА)

- Седов не мог ничем помочь заболевшим! (НЕТ)

Стр 159- 167 Как отмечали праздник на «Фоке»?


Подготовка к переходу на ЗФИ ( заготовка дров, мяса- охота на медведя)


Стр. 184-185- зачитать

«Большинство зимовщиков, вялых и бледных, с радостью заметили положительные перемены в себе после появления солнца. Теперь улыбки на лицах стали появляться чаще, несмотря на туманы, висевшие над бухтой вот уже три недели…»


Георгия Яковлевич отправляет письмо Вере с пятью членами экипажа, чьё самочувствие и само пребывание не считает необходимым.

Капитана Захарова он отправляет под предлогом необходимости доставить результаты исследований побережья, уточнённые карты и т.д.

Также он отправляет письмо в комитет, в котором просит послать судно к мысу Флора ЗФИ с углём, провизией и собаками. Седов в письме просит Веру ускорить, подтолкнуть отправление судна для его экспедиции.



К ЗФИ смогли выйти только в начале сентября, но для этого пришлось выкалывать канал во льдах.

- судно останавливается тёмными ночами;

- на 5-е сутки кончился уголь, дров мало…

- Пинегин передаёт Седову мнение офицеров. Каково было предложение?


С 204- 205 зачитать


Непросто давалось это решение Седову, автор показывает его душевное состояние, размышления….- Рассказ учащегося.



ЗФИ . Остров Гукера- новая зимовка.

- Нашла ли экспедиция на ЗФИ то, что ожидала?

- Как справлялись со сложностями?

(- использовали моржовое мясо, сало в том числе и для отопления;

- почти не выходили из корабля- вся жизнь проходила на судне;)

Затеял подготовку к Новому году. Что на этот раз придумал Георгий Седов? ( строительство снежного дворца)


Седов в ясную погоду вычислил координаты корабля- 80 гр 19 мин С.Ш. 52 гр. 43 мин. В.Д.- до полюса 1076 км

Заболел Седов: температура, слабость, распухли и болели ноги, но он крепился изо всех сил.


Письмо Вере:

Заметил, что и люди, и собаки стали раздражительнее

- Кого берёт с собой к полюсу?

( Линника и Шуру Пустошного).

зачитать с 256

15 февраля 1914 г. Георгий Седов со своими спутниками отправляется к полюсу. Рассказ учащегося о попытке Седова достичь Северного полюса и последних днях его жизни.

Возвращение экспедиции на большую землю.


Домашнее задание: написать сочинение – размышление на тему «Г.Я. Седов. В стремлении к великой цели…»



Урок по литературе в 8 классе на тему: Обсуждение повести И. Чеснокова «Иду в неизвестность»
  • Русский язык и литература
Описание:

           Урок  на тему: Обсуждение повести И. Чеснокова  «Иду  в неизвестность» Цели урока: Обсудить прочитанное произведение, упорядочить факты из  жизни Г.Я. Седова и экспедиции к Северному полюсу. Показать историческое значение Архангельска  в исследовании Арктики. Развивать умения учащихся  строить развёрнутый,  аргументированный ответ, оценивать поступки героев. Способствовать развитию интереса  к чтению, истории родного края. Воспитывать чувство  уважения  к людям, готовым на любые жертвы  ради славы России.                       Повесть Игоря Чеснокова «Иду в неизвестность»вошла в  Ломоносовскую библиотеку, выпущенную к 300-летию М.В. Ломоносова.   Это книга современного автора написана  для  детей и юношества. А мне кажется, все восьмиклассники должны с ней обязательно познакомиться, потому что на уроках географии вы изучаете  российскую Арктику,  немного касались и вклада Георгия  Седова в её исследование, а ещё 2012 год- это год  100-летия, начала экспедиции Седова к Северному полюсу. 

Автор Иванова Татьяна Фёдоровна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 576
Номер материала 1643
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓