Урок литературы
Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н.
Толстого «Бедные люди»
Ильченко Лариса Анатольевна, МАОУ
«Гимназия №11 «Гармония», Октябрьский
район,
учитель русского языка и литературы,
педагогический стаж – 22 года,
высшая квалификационная категория,
УМК – Литература 6 класс,
автор-составитель Г.С. Меркин,
в двух частях. Издательство «Русское
слово», Москва, 2013 г.
Тема:
Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Тип
урока: урок усвоения новых знаний.
Вид
урока: комбинированный урок.
ЦЕЛЬ
УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства
обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа
художественного произведения
ЗАДАЧИ:
1.
Образовательные:
- познакомить
обучающихся с рассказом «Бедные люди»;
-
проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа;
-
посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте;
2. Развивающие:
-
развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности
реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих
заданий);
-
развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний,
аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение
культуры речи);
-
развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).
3. Воспитательные:
-
создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской
позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить
учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания.
Виды
деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная,
проблемно-поисковая.
Методы
и технологии организации образовательного процесса: технология критического
мышления.
Оборудование
и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация,
раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце
Виктор Гюго
На
экране эпиграф (слайд 1)
-
Как вы понимаете слова Виктора Гюго?
-
Что такое, по-вашему, доброта?
( Один
учащийся работает со словарём Ожегова)
Запись
на доске: Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро.
-
Какие ассоциации вызывает у вас слово?
(Составление
кластера)
ДОБРОТА
-
Скажите, почему мы заговорили о доброте?
Запись темы урока (слайд 2)
-
Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?
(
-Проанализировать рассказ;
-
Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?)
Чтобы
достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого.
Подготовленный
учащийся рассказывает творческую историю рассказа (слайд 3)
-
Рассказ прочитан. Какие чувства он у вас вызвал?
-
Определите тему рассказа.
Итак,
главная героиня рассказа – Жанна.
Домашним
заданием было найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.
( На
партах лежит таблица с приёмами создания образа персонажа)
Работа
в группах:
1 –
Описание состояния героини (найти ключевые слова, эпитеты, средства
синтаксической выразительности)
2 –
Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые слова, олицетворения,
детали синтаксиса) (слайд 4)
3 –
Бытовые детали ( описание жилища, детей) (слайд 5)
4 –
Действия и поступки героини (синтаксические средства, лексические средства)
(Учащиеся
в группах находят средства художественной выразительности)
В
ходе обсуждения приходим к ответу на вопрос: Это ли не проявление доброты?
-
Какую страшную картину увидела Жанна?
-
Раздумывала ли она, как ей поступить?
(
Найти в тексте подтверждение)
- На
что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине?
(
Она - мать. У неё своих пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей)
- О
чём думает потом?
(
Мысли о муже)
-
Почему боится мужа?
(
Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Патриархальность
семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с ним)
-
Сделайте вывод о поступке Жанны.
(
Она проявила доброту, поступила милосердно по отношению к детям)
Давайте
вернёмся к теме рассказа. Как можно обозначить тему рассказа одним словом?
ДОБРОТА
-
Какова главная мысль рассказа?
(
Нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, любовь,
если случится беда)
-
Оцените поступок Жанны и её мужа.
(Они
проявили милосердие)
Вернёмся
к кластеру. Что обозначают слова , которые вы подобрали к слову «доброта»? (
Это чувства людей)
- А
как вы объясните слово милосердие?
(
Работа одного учащегося со словарём Ожегова)
- Милосердие
– не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.
Не случайно
и имя героини. Что оно означает?
(Отвечает
заранее подготовленный ученик)
-
Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо , добро.
Это
ещё один из приёмов создания образа персонажа.
-
Кто из героев ещё имеет имя?
(Соседка
Симон)
-
Как вы думаете, почему автор соседке даёт имя, а рыбаку нет?
(Жанна
и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина-мать-идеал. Он восхищается
милосердием и самоотверженностью женщины-матери)
- Подтвердите
примером из текста, что Симон – заботливая и любящая мать)
Итак,
стержень рассказа: Жанна и Симон.
-
Вернёмся к поставленным целям.
-
Какие уроки доброты вы извлекли из рассказа?
-
Почему рассказ назван «Бедные люди»?
-
Какое бы название предложили вы?
Хочу
предложить в качестве осмысления рассказа творческое задание.
(Учащиеся
могут распределиться в группы по своему желанию)
Ответить
на вопрос: Какой из приёмов, с вашей точки зрения, наиболее раскрывает
способность героини к добру?
Или
продолжить фразу: Особенностью образа Жанны является……
(слайд
6)
Рефлексия:
Что было интересно вам на уроке?
А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?
Рассказ
написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.
-
Актуальна ли тема рассказа в наше время?
- Почему
доброта так важна в нашем обществе?
Ответом
на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.
Закончить
урок я хочу стихотворением А. Дементьева, поэта 20 века.
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как
был, — так и остался хамом.
Этот вот — от чванства занемог.
Видимо, порой
образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта
была вначале?…
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы
помочь людям, попавшим в беду.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.