Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого "Бедные люди" (6 класс)

Урок по литературе "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого "Бедные люди" (6 класс)







Урок литературы

Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»



Ильченко Лариса Анатольевна, МАОУ

«Гимназия №11 «Гармония», Октябрьский район,

учитель русского языка и литературы,

педагогический стаж – 22 года,

высшая квалификационная категория,

УМК – Литература 6 класс, автор-составитель Г.С. Меркин,

в двух частях. Издательство «Русское слово», Москва, 2013 г.























Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок.

ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные:

- познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»;

- проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа;

- посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте;

2. Развивающие:

- развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий);

- развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи);

- развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).

3. Воспитательные:

- создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания.

Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.

Методы и технологии организации образовательного процесса: технология критического мышления.

Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал.



ХОД УРОКА

Во внутреннем мире человека доброта – это солнце

Виктор Гюго

На экране эпиграф (слайд 1)

- Как вы понимаете слова Виктора Гюго?

- Что такое, по-вашему, доброта?

( Один учащийся работает со словарём Ожегова)

Запись на доске: Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово?

(Составление кластера)



ДОБРОТА

- Скажите, почему мы заговорили о доброте?

Запись темы урока (слайд 2)

- Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?

( -Проанализировать рассказ;

- Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?)

Чтобы достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого.

Подготовленный учащийся рассказывает творческую историю рассказа (слайд 3)

- Рассказ прочитан. Какие чувства он у вас вызвал?

- Определите тему рассказа.

Итак, главная героиня рассказа – Жанна.

Домашним заданием было найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.

( На партах лежит таблица с приёмами создания образа персонажа)

Работа в группах:

1 – Описание состояния героини (найти ключевые слова, эпитеты, средства синтаксической выразительности)

2 – Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые слова, олицетворения, детали синтаксиса) (слайд 4)

3 – Бытовые детали ( описание жилища, детей) (слайд 5)

4 – Действия и поступки героини (синтаксические средства, лексические средства)

(Учащиеся в группах находят средства художественной выразительности)

В ходе обсуждения приходим к ответу на вопрос: Это ли не проявление доброты?

- Какую страшную картину увидела Жанна?

- Раздумывала ли она, как ей поступить?

( Найти в тексте подтверждение)

- На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине?

( Она - мать. У неё своих пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей)

- О чём думает потом?

( Мысли о муже)

- Почему боится мужа?

( Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с ним)

- Сделайте вывод о поступке Жанны.

( Она проявила доброту, поступила милосердно по отношению к детям)

Давайте вернёмся к теме рассказа. Как можно обозначить тему рассказа одним словом?

ДОБРОТА

- Какова главная мысль рассказа?

( Нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, любовь, если случится беда)

- Оцените поступок Жанны и её мужа.

(Они проявили милосердие)

Вернёмся к кластеру. Что обозначают слова , которые вы подобрали к слову «доброта»? ( Это чувства людей)

- А как вы объясните слово милосердие?

( Работа одного учащегося со словарём Ожегова)

- Милосердие – не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.

Не случайно и имя героини. Что оно означает?

(Отвечает заранее подготовленный ученик)

- Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо , добро.

Это ещё один из приёмов создания образа персонажа.

- Кто из героев ещё имеет имя?

(Соседка Симон)

- Как вы думаете, почему автор соседке даёт имя, а рыбаку нет?

(Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина-мать-идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины-матери)

- Подтвердите примером из текста, что Симон – заботливая и любящая мать)

Итак, стержень рассказа: Жанна и Симон.

- Вернёмся к поставленным целям.

- Какие уроки доброты вы извлекли из рассказа?

- Почему рассказ назван «Бедные люди»?

- Какое бы название предложили вы?

Хочу предложить в качестве осмысления рассказа творческое задание.

(Учащиеся могут распределиться в группы по своему желанию)

Ответить на вопрос: Какой из приёмов, с вашей точки зрения, наиболее раскрывает способность героини к добру?

Или продолжить фразу: Особенностью образа Жанны является……

(слайд 6)



Рефлексия: Что было интересно вам на уроке?

А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.

- Актуальна ли тема рассказа в наше время?

- Почему доброта так важна в нашем обществе?

Ответом на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.



Закончить урок я хочу стихотворением А. Дементьева, поэта 20 века.

Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, — так и остался хамом.

Этот вот — от чванства занемог.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.


Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.





Урок по литературе "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого "Бедные люди" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок.

ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения

ЗАДАЧИ:

1.     Образовательные:

 - познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»;

- проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа;

- посмотреть, какие  из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте;

       2. Развивающие:

- развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации  через систему творческих заданий);

- развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи);

- развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).

      3. Воспитательные:

-  создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания.

Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.

Методы и технологии организации образовательного процесса: технология критического мышления.

Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал.

 

 

Автор Ильченко Лариса Анатольевна
Дата добавления 20.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 4243
Номер материала 58443
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓