Инфоурок Литература КонспектыУрок по литературе "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого "Бедные люди" (6 класс)

Урок по литературе "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого "Бедные люди" (6 класс)

Скачать материал

 

 

 

Урок литературы

Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

 

Ильченко Лариса Анатольевна, МАОУ

«Гимназия №11 «Гармония», Октябрьский район,

учитель русского языка и литературы,

педагогический стаж – 22 года,

высшая квалификационная категория,

УМК – Литература 6 класс, автор-составитель Г.С. Меркин,

в двух частях. Издательство «Русское слово», Москва, 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок.

ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения

ЗАДАЧИ:

1.     Образовательные:

 - познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»;

- проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа;

- посмотреть, какие  из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте;

       2. Развивающие:

- развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации  через систему творческих заданий);

- развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи);

- развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).

      3. Воспитательные:

-  создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания.

Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.

Методы и технологии организации образовательного процесса: технология критического мышления.

Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал.

 

                                                  ХОД УРОКА

                                             Во внутреннем мире человека доброта – это солнце                    

                                                                                   Виктор Гюго

На экране эпиграф (слайд 1)

- Как вы понимаете слова Виктора Гюго?

- Что такое, по-вашему, доброта?

( Один учащийся работает со словарём Ожегова)

Запись на доске:  Доброта  - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово?

(Составление кластера)

 

                                                ДОБРОТА

- Скажите, почему мы заговорили о доброте?

       Запись темы урока (слайд 2)

- Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?

( -Проанализировать рассказ;

  - Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?)

Чтобы достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого.

Подготовленный учащийся рассказывает творческую историю рассказа (слайд 3)

- Рассказ прочитан. Какие чувства он у вас вызвал?

- Определите тему рассказа.

Итак, главная героиня рассказа – Жанна.

Домашним заданием было найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.

( На партах лежит таблица с приёмами создания образа персонажа)

Работа в группах:

1 – Описание состояния героини (найти ключевые слова, эпитеты, средства синтаксической выразительности)

2 – Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые слова, олицетворения, детали синтаксиса) (слайд 4)

3 – Бытовые детали ( описание жилища, детей) (слайд 5)

4 – Действия и поступки героини  (синтаксические средства, лексические средства)

(Учащиеся в группах находят средства художественной выразительности)

В ходе обсуждения приходим к ответу на вопрос: Это ли не проявление доброты?

- Какую страшную картину увидела Жанна?

- Раздумывала ли она, как ей поступить?

( Найти в тексте подтверждение)

- На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине?

( Она  -  мать. У неё своих пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей)

- О чём думает потом?

( Мысли о муже)

- Почему боится мужа?

( Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с ним)

 - Сделайте вывод о поступке Жанны.

( Она проявила доброту, поступила милосердно по отношению к детям)

Давайте вернёмся к теме рассказа. Как можно обозначить тему рассказа одним словом?

                                           ДОБРОТА

- Какова главная мысль рассказа?

( Нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, любовь, если случится беда)

- Оцените поступок Жанны и её мужа.

(Они проявили милосердие)

Вернёмся к кластеру. Что обозначают слова , которые вы подобрали к слову «доброта»? ( Это чувства людей)

 - А как вы объясните слово милосердие?

( Работа одного учащегося со словарём Ожегова)

- Милосердие – не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.

Не случайно и имя героини. Что оно означает?

(Отвечает заранее подготовленный ученик)

 - Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо , добро.

Это ещё один из приёмов создания образа персонажа.

 - Кто из героев ещё имеет имя?

(Соседка Симон)

 - Как вы думаете,  почему автор соседке даёт имя, а рыбаку нет?

(Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина-мать-идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины-матери)

 - Подтвердите примером из текста, что Симон – заботливая и любящая мать)

Итак, стержень рассказа: Жанна и Симон.

- Вернёмся к поставленным целям.

 - Какие уроки доброты вы извлекли из рассказа?

 - Почему рассказ назван «Бедные люди»?

 - Какое бы название предложили вы?

Хочу предложить в качестве осмысления рассказа творческое задание.

(Учащиеся могут распределиться в группы по своему желанию)

Ответить на вопрос: Какой из приёмов, с вашей точки зрения, наиболее  раскрывает способность героини к добру?

Или продолжить фразу: Особенностью образа Жанны является……

(слайд 6)

 

Рефлексия: Что было интересно вам  на уроке?

                      А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.

- Актуальна ли тема рассказа в наше время?

 - Почему доброта так важна в нашем обществе?

Ответом на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.

 

Закончить урок я хочу стихотворением А. Дементьева, поэта 20 века.

Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, — так и остался хамом.

Этот вот — от чванства занемог.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературе "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого "Бедные люди" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди» Тип урока: урок усвоения новых знаний. Вид урока: комбинированный урок. ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: - познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»; - проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа; - посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте; 2. Развивающие: - развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий); - развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи); - развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации). 3. Воспитательные: - создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания. Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая. Методы и технологии организации образовательного процесса: технология критического мышления. Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.04.2020 1851
    • DOCX 19.3 кбайт
    • 59 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яковлева Валентина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яковлева Валентина Алексеевна
    Яковлева Валентина Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66498
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1536 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе