Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе "Сравнение народной и литературной сказки" (5 класс)

Урок по литературе "Сравнение народной и литературной сказки" (5 класс)

ВОЛОВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №4 г. МОЖАЙСКА

«Сравнение народной сказки с литературной сказкой» 5 класс.

Цели:

  • Организовать учащихся на исследовательскую работу по сопоставлению народной сказки с литературной сказкой.

  • Показать им (через сопоставление сказок), что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

  • В ходе работы подвести их к выводу, что А.С. Пушкин, развивая в сказке традиции устного народного творчества, создаёт самобытное произведение, утверждающее общечеловеческие ценности.

Оборудование: компьютер, книжная выставка.

Метод: Использование игровой, проблемной технологии.

Форма: коллективная, групповая. Ученики распределяются по группам.

Каждая группа получает задание.

1. Перечитать известные с детства сказки Пушкина, вспомнить героев «Сказки о царе Салтане…»
Задача учителя: Помочь учащимся вспомнить знакомые сказки, составить «перечень» героев «Сказки о царе Салтане…»

2. Сопоставить «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу солнце...». Найти сходства и различия.
Задача учителя: Помочь выявить сходства и различия в сказках. Представить материл в виде таблицы «Сопоставление народной сказки с литературной сказкой».

3.Найти определения (пояснения) предложенным словам.
Задача учителя: Повторить с учениками изученные ранее понятия «эпитет», «постоянный эпитет», «сюжет, зачин и т.д. Объяснить новые определения (лубок, лубочные повествования, гипотеза и др.).

Ход урока

Музыка. На доске «В гостях у сказки» Книжонок Проша.

Учитель: Как вы думаете, ребята, чему будет посвящен наш урок? (Сказкам)

И, конечно, с нами книжонок Проша.

Вы рисовали, сочиняли сказки. И сегодня мы подводим итог того, что мы знаем о сказке.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И наверное, ребята, вам родители иногда говорят: «Как бы я хотела сейчас оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты». Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если они перед сном рассказывают сказки.

Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Через сказки мы постигаем жизнь. Один маленький мальчик, которого звали Ганс Христиан Андерсен, задал вопрос своему отцу: «Что такое сказка? Настоящая сказка?». Тот ему ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».

Сказки возникли в глубокой древности и передавались из уст в уста. Представьте себе деревенскую избу в Древней Руси. Зимний вечер тянется долго, тускло светит лучина, женщины сидят за прялками. И кто-то из них неторопливо сказывает сказки. Как приятно слушать задушевное повествование о вымышленных невероятных событиях.

Сказкаэто не просто интересный рассказ, это особое создание.

Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил особенность сказки. Наверное, вам не раз приходилось слышать или самим говорить тем, кто сообщает о чем-то,- «в это трудно поверить», «все это сказки», «не рассказывай мне сказки». Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней: «Сказка — складка, песня — быль», «Сказка — ложь, а песня — правда».

О каком свойстве сказок все это говорит? ( О таком, что сказка повествует о событиях, которые в жизни не могут быть, в основе сказки — всегда вымысел.

И в самом деле, разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу в поруби, царевич женился на лягушке.)

Постановка проблемного вопроса.

Так что же сказка говорит нам только о том, чего никогда не было и не может быть? Неужели она нужна только за тем, чтобы удивить нас, поразить наше воображение? Или еще за чем то?

Об этом нам и предстоит поразмыслить сегодня на уроке. А потому мы с вами побываем сегодня в гостях у сказки.

(Слайд №1)

Откройте тетради. Запишите тему урока: «Народная и литературная сказка».

«Создаем не мы, создает народ, мы только записываем», - писал Михаил Глинка.

В часы горя, радости, наш народ не терял душевной теплоты. А народ наш был поистине талантлив. Каких только сказок не создал он? Надежды и ожидания, мечты о счастье — все отразилось в творчестве наших далеких предков. О каких сказках писал Михаил Глинка? (о р.н.с.)

Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду р.н.с. прорастут стремлением созидать. А нам важно сохранять традиции своего народа.

Дайте определение слову сказка? (сказка — особый жанр фольклора, вымысел)

Я давала вам задание найти определение сказки в различных словарях. Кто нашел?

Владимир Иванович Даль — это эпическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Ожегов — сказка повествовательная, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях. Сказка — выдумка, неправда, ложь.

Назовите виды народных сказок? (волшебные, бытовые, о животных).

Мы знаем, что герои сказок носители положительного начала. Они всегда оказываются победителями.

Назовите положительных (отрицательных) героев р.н.с.?

Что торжествует в сказке? (Победа добра над злом)

Вы назвали виды сказок. А в чем их особенность? Как начинаются и как заканчиваются сказки? Каковы сказочные премудрости?

Волшебные сказки — наделяют природу магическими силами, волшебство, превращение, троекратные повторы, волшебные числа, фантастические существа, чудесные силы, предметы.

Бытовые сказки — недостатки людей и общества.

Сказки о животных — качества людей.

Молодцы, Проша очень рад за вас, что вы освоили приметы народных сказок.

Фольклор и литература живут рядом, постоянно обогащая и дополняя друг друга.

А.С. Пушкин ценил многие черты, связанные с самовыражением народа, его «веселое лукавство ума», «русское раздолье языка».

Красота русского фольклора, народных сказок воздействовали на создание в литературе Пушкина сказочных традиций.

Так появилась литературная сказка.

Кто был первым литературным сказочником? (Пушкин)

С его сказками мы знакомы с детства. Назовите их?

Кто явился продолжателем сказочных традиций в литературе? (Жуковский)

О ком сказал Пушкин «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». (О Ершове)

Сегодня я предлагаю вам провести исследование, т.е. научную работу. В любом исследовании есть гипотеза, т.е. предположение. За гипотезу возьмем слова детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. (Слайд №2.)

Прочитайте «Пушкинская сказка — прямая наследница сказки народной».

Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.

Вспомним название русских сказок, заданных на дом. Это народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературная сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеде».

У вас у каждой группы на парте таблица «Сопоставление волшебной народной сказке с литературной сказкой».

Давайте понаблюдаем, что общего и в чем различия между сказками? Обратите внимание на длинное название сказок.( Слайд №3.) (это типичное заглавие лубочных повествований в 18 веке. А лубочной повествование — это промежуточный жанр между фольклором и литературой.

Кто авторы сказок?( Слайд №4.)

Какова композиция сказок? (Слайд №5).

Зачин. Волшебная сказка начинается с традиционного зачина «в некотором царстве...». В сказке Пушкина этого зачина нет. ( Слайд №6.)

Завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после которого начинают стремительно развиваться действия. Например. В народной — это зло и зависть старших сестер по отношению к младшей «а старшие стали ей завидовать да зло творить», а у Пушкина «и завидуют о не государевой жене». (Слайд №7.)

Развитие сюжета. Это повествование о трудностях выпавших на долю главных героев, об их борьбе со злом, добрых делах, чудесах и волшебных силах. Все действия сюжета ведут к кульминации.(Слайд№8)

Кульминация — представляет собой основную проблему произведения, характеры героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина - «тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел», а в народной сказке - «выслушал Иван Царевич и задумался, взял меткую стрелу, оседлал коня, полетел во дворец». (Слайд №9.)

После нее действие ослабевает, наступает развязка. У Пушкина - «тут во всем они признались, повинились, разрыдались», а в народной сказке - «очутился там, глянул на детей, глянул на жену — узнал, и душа его просветлела». (Слайд №10.)

Добрая, счастливая концовка присуща сказкам, она оставляет светлое чувство в душе. У Пушкина - «и я там был, мед, пиво пил и усы лишь обмочил», а в народной сказке - «в это время я там была, мед, вино пила, все видела, всем было очень весело, горько только одной старшей сестре». (Слайд №11.)

Мы видим, что композиция сказок схожа: завязка и т.д., но нашлись и отличия — вольная обработка народной сказке Пушкина. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.

Какова форма изложения сказок? Народная сказка написана в прозе, что ближе к УНТ, а у Пушкина поэтическим литературным языком. (Слайд №12.)


Определим основные приметы сказок. (запись на доске).

Народная Литературная

Имена, костюмы, приключения характеры, мысли

Чувства, шутки

время и место действия сюжет, развитие, действие

мораль


Я и Проша надеемся, что вы никогда не спутаете народную сказку с литературной.

Подражая устному творчеству Пушкин использовал эпитеты, постоянные эпитеты «на добра коня садяся», «видит холм в широком поле». Приведите примеры эпитетов?

Сопоставляя сказки вы ребята, конечно ,же заметили одно качество, которое родник сказку Пушкина с народной. Что всегда побеждает в народной сказке? (добро всегда побеждает зло, каждый получает по заслугам). Царь Салтан всех прощает, в сказке — во лбу солнце, все счастливы.

Подводим детей к выводу о том, что сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у нее идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти.

Мы провели исследовательскую работу и сравнили 2 сказки. В начале урока нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина — прямая наследница сказки народной.

Согласны вы с этой гипотезой?

Как вы думаете ребята сказка Пушкина это пересказ народной сказки или авторская сказка? (создает свою неповторимую литературную сказку, в которой многое изменил, так как хотел выразить свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни.

Сегодня на уроке звучала традиционная сказочная концовка «и я там был...», но поэт вносит некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений - «я был, сидел, видел, кот мне сказки говорил». Для чего? (поэт хотел сказать, что в чудесный мир сказки он вошел навсегда и уже никогда с ним не расстанется).

А теперь вместе с Прошей мы хотим проверить, как внимательно вы читали все сказки.

Из мира сказок к вам пришла

Венок с собою принесла.

В венке есть сила волшебства —

Он дарит людям чудеса.

Страницы книг он оживит,

Героев к жизни воскресит

Ты лишь загадку отгадай,

Я помогу тебе, дерзай!


Шкатулка. Из какой это сказки? Что связано с этим предметом?

Зеркало — «Снегурочка».

Капуста — Владимир Даль «У тебя самого свой ум».

Перстень — Ершов «Конек — Горбунок».

Льдинки в коробке — Писахов «Морожены песни».

Шашки — Саша Черный «мирная война».

Пузырек «Волшебные слюньки» - Жуковский «Сказка о царе Берендее».


Домашним заданием у вас было подготовить задание для команды соперников. Давайте посмотрим что подготовили (команды задают вопросы).


С какими еще литературными сказками нас познакомил Проша?

«Солдатские сказки», «Мирная война» - это Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг).

Солдат — балагур - бахарь — душа солдатского коллектива, особенность — простонародная речь.

Писахов Степан Григорьевич «Морожены песни» - слова рождаются в процессе рассказывания «Рифмы со мной живут, две придут сами, третью приведу».

Работа с кроссвордами. Один общий на доске.

Зачитывают свои сказки.

Говорю что сегодня мы прощаемся с первой частью учебника.

Заключительное слово учителя.

Некоторые сказки заканчиваются словами: «Стали жить-поживать и добра наживать». «Добрый», «добро» - слова одного корня. Доброе чувство — это то, в чем все нуждаются. Добро — это богатство, имущество. А добро в душе? Это тоже богатство! Богатство души. У доброго человека — богатая душа, он всегда может одарить человека любовью, вниманием, добрым словом.

Присмотритесь к себе: не спят ли ваши чувства? К кому вы испытали сегодня доброе чувство? Как его проявили? Помните, когда отдают деньги, их становится меньше. Когда проявляют добрые чувства — их становиться больше. Становитесь богаче душой, щедро проявляйте добрые чувства!

Я верю, что впереди вас ждут чудесные минуты, часы общения с героями любимых книг, которые помогут вам стать щедрыми и добрыми.


Урок по литературе "Сравнение народной и литературной сказки" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

«Сравнение народной сказки с литературной сказкой» 5 класс.

Цели:

  • Организовать учащихся на исследовательскую работу по сопоставлению народной сказки с литературной сказкой.

  • Показать им (через сопоставление сказок), что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

  • В ходе работы подвести их к выводу, что А.С. Пушкин, развивая в сказке традиции устного народного творчества, создаёт самобытное произведение, утверждающее общечеловеческие ценности.

Оборудование: компьютер, книжная выставка.

Метод: Использование игровой, проблемной технологии.

Форма: коллективная, групповая. Ученики распределяются по группам.

Каждая группа получает задание.

1. Перечитать известные с детства сказки Пушкина, вспомнить героев «Сказки о царе Салтане…»
Задача учителя: Помочь учащимся вспомнить знакомые сказки, составить «перечень» героев «Сказки о царе Салтане…»

2. Сопоставить «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу солнце...». Найти сходства и различия.
Задача учителя: Помочь выявить сходства и различия в сказках. Представить материл в виде таблицы «Сопоставление народной сказки с литературной сказкой».

 

3.Найти определения (пояснения) предложенным словам.
Задача учителя: Повторить с учениками изученные ранее понятия «эпитет», «постоянный эпитет», «сюжет, зачин и т.д. Объяснить новые определения (лубок, лубочные повествования, гипотеза и др.).

 

 

Автор Волова Галина Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 6382
Номер материала 42239
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓