Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе "Последний срок" В.Распутин (9 класс)

Урок по литературе "Последний срок" В.Распутин (9 класс)

Урок литературы по повести В.Г. Распутина «Последний срок»

Тема: «Что с нами происходит?». Раздумья над страницами повести В.Распутина «Последний срок»

Цели и задачи работы

  1. Осмысление нравственных проблем современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок».

  2. Установление связей содержания прочитанного произведения с истоками жизни писателя, его наблюдениями, заботами и устремлениями.

Оборудование урока:

  • тексты повести В. Распутина «Последний срок», портрет писателя;

  • репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»;

  • аудиозаписи: «Ave Maria» в исполнении Селин Дион;

Эпиграфы на доске:«Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать…» (В.П. Астафьев).

«О, Господи, спаси и помилуй неразумные чада твоя!... Господи, дай им силы претерпеть все, что посылает судьба! Дай им ума понимать и не обижать друг друга». (В.Г. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»).

Предварительная подготовка к уроку

  1. Прочитать повесть В.Г. Распутина «Последний срок».

  2. Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути писателя, мультимедийную презентацию, отражающую разные стороны его творческой и общественной деятельности (групповое задание).

  3. Подобрать эпизод повести, который мог бы выполнить роль эпиграфа, т.е. наиболее точно передать тональность, главный мотив произведения (индивидуальное задание).

  4. Подготовить ролевое чтение одного из диалогов бабки Анны и ее подруги Миронихи (групповое задание).

  5. Доказать на примере старухи Анны афористичную мысль Л.Н. Толстого: «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти» (индивидуальное задание).

  6. Рассказать о каждом из детей Анны Степановны (Михаил, Люся, Варвара, Илья, Татьяна), отобрав эпизоды, ярко раскрывающие особенности характера героев (индивидуальные задания).

  7. Выучить наизусть стихотворение А. Маркова «Сикстинская мадонна» (индивидуальные задания).

  8. Поделиться впечатлениями от прочитанного в сочинении – эссе «Берегите матерей!» (письменное творческое задание).

Ход учебного занятия

1. Вступительное слово учителя.На фоне музыки (песня в исполнении Е. Мартынова «Мамины глаза») звучит стихотворение М. Сергеева:

Уходят наши матери от нас…
Уходят потихонечку, на цыпочках,
А мы спокойно спим, едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Но спохватившись вдруг в какой-то год,
Им отмечаем шумно дни рожденья,
Но это запоздалое раденье
Ни их, ни наши души не спасет.

2. Установление ассоциативных связей со словом «мама» (слова, рисунки): мама

Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в годы детства, взросления и зрелости. Мудрый башкир Мускай Карим сказал, что «человек не должен исчислять свою жизнь со дня своего рождения, исчисление это нужно вести от дня рождения его матери».

3. Объявление темы урока, целей работы.

Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о ней. У нас сегодня урок-раздумье по повести В.Распутина «Последний срок».

1. Сообщение о жизненном и творческом пути В.Г. Распутина, мультимедийная презентация.Сибирская земля – родина писателя. Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Уст-Уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары. Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все, что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил в тюрьму и на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы. Так что детство писателя не было безоблачным и безмятежным, и Валентин рано познал безотцовщину и нужду. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Окончив четыре класса в Атланке, Распутин, конечно же, хотел продолжить учебу. Но школа, где были старшие классы, находилась за 50 километров в районном центре. Каждый день не наездишься – надо было жить там одному. Так в 11 лет началась его самостоятельная жизнь, без семьи, без матери. Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод (мать раз в неделю посылала хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Но Распутин учился на совесть. Едва ли он осмеливался пойти в школу с невыученными уроками. Оценивали его знания только на “отлично”, кроме, разве только французского – не давалось произношение. Тем не менее были и в эту пору жизни моменты отрадные, и в основном, они связаны с книгой. “Я уверен,- писал позже Распутин,- что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо. А потом образование, книга. Жизненный опыт воспитывают в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”. Писатель вспоминал, как они с приятелем частенько забирались в местную библиотеку, вынимая стекло, и “ воровали” оттуда книги. За лето он так пристрастился к чтению, что, перейдя в 5-й класс, почувствовал себя несчастным человеком: читать стало нечего, а без книг он уже не мог.

Валентин Распутин и сейчас продолжает жить в родной ему Сибири, в городе Иркутске, тем самым показывая, что край ему дорог. В 1970 году в журнале “Наш современник” была опубликована его повесть“Последний срок”. Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы – дети своих матерей. Связь матери с детьми – самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни

2.1. Повесть «Последний срок» (1970 г.) писатель называет «главной из своих книг». Он приоткрыл завесу над основными темами мировой литературы и искусства: жизнь и смерть, след человека на Земле, материнская любовь.

2.2. Заочное путешествие в Дрезденскую галерею.

Звучит «Ave Maria» в исполнении Селин Дион.

1. “Сикстинская мадонна” — одно из прославленнейших произведений мирового искусства. Эта картина принадлежит к числу самых ярких поэтических образов, созданных художниками эпохи Возрождения. Картина является как бы итогом творчества великого художника того времени Рафаэля. История создания этого полотна до сих пор окутана тайной. Не сохранилось ни письменных свидетельств, ни эскизов. По официальной версии, картина Рафаэля была написана мастером для монастыря св. Сикста , где и находилась до покупки ее Дрезденской галереей в 1754 году. 
  2.  “Сикстинская мадонна” еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о “редчайшей и единственной в своем роде вещи”. 
    Известно также, что картина была полностью написана рукой Рафаэля, без помощи учеников, что было тогда редкостью. 
3..На картине изображена Мария с младенцем. Она как бы парит в облаках, спускаясь с неба навстречу людям. Перед нами молодая мать, которая держит на руках своего маленького сына, Христа. Ее красивое, ясное лицо выражает разные оттенки переживаний: и нежность, и едва уловимую тревогу за будущее своего ребенка. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его судьбу. Безграничная любовь к нему, душевная чистота сквозят во всем ее облике. С потрясающей силой здесь выражено представление о нравственной красоте человека.

4. Тема материнской любви во все века находила отражение в произведениях искусства. Ей посвятил свои шедевры великий итальянский художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти. Известно несколько картин, написанных его кистью, но только в «Сикстинской мадонне» художник нашел самое совершенное воплощение темы материнства.

Звучит стихотворение А. Маркова «Сикстинская мадонна».

Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводил с нее взгляда,
Покуда дымку облак накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула мадонна навстречу.
Не безгрешная та, не богиня,
О которой земные не судят,
Просто мать.
И спросила о сыне, ее отданном людям…

Рассмотрите фрагмент репродукции картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» (проецируется на экран). Можно ли считать его зрительным аналогом повести «Последний срок»? Почему?( Мадонна с младенцем - глубоко человеческий образ счастливого и здорового материнства. Воплощение темы материнства).

2. Беседа по содержанию прочитанной повести. Разберемся в прочитанном. Предлагаю поговорить о некоторых проблемах, которые поставил писатель перед читателями и которые нам интересны.

2.3. Повесть начинается с фразы: «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят», - и заканчивается коротким предложением: «Ночью старуха умерла». Бесхитростная ситуация! Сюжет повести прост, в ней очень мало событий, но произведение отличает философская насыщенность и тонкий психологизм.

Какое чувство у вас осталось после прочтения повести.

(Поражает равнодушие детей к матери. Возникает много вопросов: почему дети отказались от Анны, почему они не понимают друг друга? Откуда в людях так много черствости, ненависти, холодности? А где милосердие, доброта, элементарная порядочность? Почему любимая Танчора не приезжает проститься с матерью?)

1. Давайте определим сюжет повести. ( Он прост).Старуха Анна умирает. Михаил ( сын Анны) посылает брату и сестрам телеграммы. Приезжают почти все, нет только самой любимой – Танчоры (младшенькой). Но происходит чудо: обрадованная приездом детей, мать неожиданно оживает.

2. Тема жизни и смерти, вечная тема в русской литературе, волнует Распутина. Что человек оставит после себя? А когда-то у Анны была другая жизнь. Была и она молода. Как прожила Анна свою жизнь?

Чтение отрывка из 10 главы со слов: «… Но она не жаловалась на свою жизнь…» до слов «…И до того ей хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного…»

Иногда кажется, что жизнь Анны однообразна, так ли это?

Какое уж тут однообразие: тяжелая, непосильная колхозная работа, пятеро детей. Кажется, что красота земная проходит мимо. Нет, не проходит. Она хорошо помнит «послушные ягоды на берегу реки2, «ветки березы на опушке леса», она умеет слушать, как «дышит в ночи изба, освещенная колдовским, рясным светом звезд», чувствует «кружение неба над избой».

3. Обращает на себя внимание и дружба двух старух – Анны и Миронихи. ( гл. 7,10) Что их связывает? ( Зачитываем отрывок)

Долгие годы общения, дружба. Когда-то Мирониха была боевая, крикливая, «только в последние годы стала посмирней».На работу она « была жадной». Природа подарила ей крепкое здоровье, хлтя она жалуется на боли в ногах, но все еще бегает за своей часто теряющейся коровой. Мирониха понимает, что Анна скоро умрет, но продолжает говорить бодро, с юмором: «Да и что это за баба без коровы?». Сама Анна долго «хваталась за подойник, пока ей не запретили».

Старухи понимают, что скоро расстанутся навсегда. Анна просит Мирониху помочь детям «сподобить» ее, такткак понимает, что дети этого сделать не смогут – не умеют, а уйти «туда» хочется «по правилам», соблюдаемым на Руси испокон веков. Нельзя без слез читать строчки прощания старух. (Зачитываем).

Сама Анна прожила жизнь достойно: много трудилась, любила родителей, почитала мужа. Но вот с детьми что-то не получилось, не сладилось. Не слушали дети мудрого сердца матери, шли своей дорогой, искали свое счастье. И последние мысли Анны связаны с детьми.

4. Как сложились судьбы детей?

Старуха не идеализирует их, но в каждом видит доброе, каждого прощает. В том, что они порой грубоваты, невнимательны, ссорятся, обижаются по мелочам друг на друга, Анна винит только себя («не доглядела», «не уберегла»)

5. Антиподами старухе выступают ее дети: Варвара, Люся, Илья, Михаил. Какими же мы их видим на страницах повести?

Отмечаем, что каждый из них живет своими мелкими интересами, они словно плывут по течению жизни.

6. С какой целью приехали Люся, Илья, Варвара?

(Приезд в дом к умирающей матери для них – следование условностям, правилам; торопились успеть, стараясь как можно тщательнее исполнить внешний долг. Но миг смерти не рассчитаешь загодя, как остановку поезда на станции: «Меня будто в бок кто толкнул: ребяты приехали. Нет, думаю, я сперва на ребят на своих погляжу, а уж после помру - боле мине ничего не надо».)

7. Что вам бросилось в глаза во время встречи братьев и сестер? Что позволяет читателю усомниться в предельной искренности их чувств?

(Заранее настроились на приличествующий моменту скорбно-торжественный лад. Неожиданный проблеск надежды на выздоровление старухи вызывает у ее детей не облегчение, а скорее замешательство и досаду. Словно мать обманула их, словно вынудила попусту тратить нервы и время, перепутала планы. Душевные связи родных по крови людей прерваны. В постигшем несчастье они держатся порознь, каждый блюдёт свой интерес, свою выгоду. Приехавших Люсю, Илью, Варвару не покидает желание поскорее покончить с этой неопределенностью, с затянувшимся ожиданием развязки: «Напоминание об умирающей матери не отпускало, но сильно и не мучило их: то, что надо было сделать, они сделали – один дал известие, другой приехал, и вот водку вместе принесли – все остальное зависело от самой матери или от кого-то там еще, но не от них – не копать же в самом деле могилу неготовому человеку!»)

8. Почему так ждала своих взрослых детей старуха Анна, находясь «то ли в самом конце жизни, то ли в самом начале смерти»?(Словно сама материнская любовь выпросила у неизбежного короткую отсрочку, чтобы напутствовать и благословить близких на дальнейший путь по жизни: «Не иначе как человеку уж после, как он помрет, последняя радость дадена: ишо раз поглядеть, чё он от себя оставил, об чем его сердце болело».)

Какой эпизод, по-вашему, мог бы выполнить роль эпиграфа к повести? Объясните свой выбор

  • Выразительное чтение эпизодов.

9. Как вами понят смысл названия произведения? «Сегодня был последний срок…», зачем он отпущен главной героине?

Последний срок отпустила себе бабка Анна, дожидаясь младшей дочери Таньчоры: «Сегодня был последний срок: если до темноты Таньчора не приедет, значит, нечего больше и надеяться». Последний срок отпущен ей самой для решительного понимания себя, подведения жизненных итогов. Последний срок определен и для ее детей, чтобы они опомнились, задумались о равнодушном отношении к человеку, давшему им жизнь, о том, какую боль причиняют матери своей черствостью и эгоизмом.)

10. Смерть матери – серьезное моральное испытание для ее взрослых детей. Как его выдержали сыновья и дочери бабки Анны? Кто из них, на ваш взгляд, нравственно чище, лучше?

Именно Михаилу отводится роль связующего звена между прошлым и настоящим. В чертах характера Михаила есть много хорошего – это ответственность за мать, семью дом. Именно он будет хоронить Анну, именно он будет поддерживать дом. И хотя часто бывает груб, невнимателен, любит выпить, только Михаил еще способен удержать на своих плечах это нелегкое бремя. Он хозяин своей земли. Есть у него сын, который пока еще служит. Может, он явится тем звеном, которое и разорвать будет трудно, какие бы преобразования не сваливались на голову крестьянина. Наша земля давно ждет своего Хозяина, который сохранит ее, обиходит, защитит

Из всех детей только Михаил оказался в состоянии понять происходящее с матерью. Акт его жестокого милосердия: «Не приедет ваша Таньчора, и нечего ее ждать. Я ей телеграмму отбил, чтобы не приезжала», - продиктован желанием помочь матери, облегчить ее страдания. Что делать, если путь в данной ситуации только один, вот этот!)

11. Почему Таньчора, которая «больше всех маяла старухино сердце, не давая ему покоя ни днем, ни ночью», так и не приехала?

(Автор намеренно воздерживается от комментирования происходящего, предоставляя нам, читателям, право делать свои выводы и заключения. Может быть, судьба как раз и уберегла Анну Степановну от этой встречи, этого самого большого ее возможного разочарования.)

12. Анна в «Последнем сроке» - ярчайший пример художественного исследования писателем человеческой души. Какой видится вам героиня? Жизнь или смерть старухи в центре внимания автора?

(Последние дни старухи Анны заполнены размышлениями о прожитом. Разбегаются тропинки воспоминаний и в тридцатые, и в сороковые, и в недавние годы. В биографии героини безоблачно – праздничного очень мало, а трудного до горького невпроворот; «Всегда одно и то же: теребили с чем-нибудь ребятишки, кричала скотина, ждал огород, а еще работа в поле, в лесу, в колхозе – вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам». Но даже на смертном одре она устремлена к живому, к тому, что останется после нее. Все мечты героини о том, чтобы между сыновьями и дочерьми царило согласие. Мать не в состоянии осудить их даже тогда, когда они явно того заслуживают. Она может их только жалеть, хотя «почему жалела, она и сама не знала, не умела понять».)

13. Содержание «Последнего срока» связано с истоками жизни В.Г. Распутина, с его многолетними наблюдениями над судьбами людей, христианским проникновением в глубину человеческого бытия. Его старуха Анна воплощает в себе характерные черты и эпизоды жизни бабушки Валентина Григорьевича. А нашли ли вы в ней черты бабушек? Какие?

2.17. Сформулируйте нравственные проблемы, поднятые В. Распутиным в повести. Какие нравственные уроки вы извлекли из содержания прочитанной книги?

(Если рушится семья, рушатся элементарные фундаментальные нравственные устои личности, и внутренний мир человека превращается в руины. Последняя просьба матери: «Помру я, помру. От увидите. Сёдни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ничё боле не надо», - так и осталась неуслышанной ее уезжающими (или сбегающими?!) детьми. И это даром не пройдет ни Варваре, ни Илье, ни Люсе. Это был для них самый последний из последних сроков.)

3. Итоги урока.

  1. Обращение к эпиграфам на доске. Чтение отрывков из сочинений «Берегите матерей!».

  2. Заключительное слово учителя.

Повесть В.Г. Распутина написана более 40 лет назад, но и сегодня она заставляет нас задуматься о смысле жизни, о том, что значит быть Человеком. Героиня повести умерла, но мы-то с вами живы. Как зовут нас – не ее ли детьми: Люсями, Варварами, Таньчорами, Ильями? Да разве в имени дело?

Страшно подходить к родительскому очагу, верной, надежной пристани, когда нас там никто не ждет. Придя сегодня домой, загляните в глаза, верные вам, любящие, попросите прощения у мамы за свои ошибки, нерадивые поступки, за причиненную ей боль, и на сердце станет теплее.

Урок по литературе "Последний срок" В.Распутин (9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:
Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о ней. У нас сегодня урок-раздумье по повести В.Распутина «Последний срок».

Уходят наши матери от нас…
Уходят потихонечку, на цыпочках,
А мы спокойно спим, едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Но спохватившись вдруг в какой-то год,
Им отмечаем шумно дни рожденья,
Но это запоздалое раденье
Ни их, ни наши души не спасет.

Автор Волова Галина Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 722
Номер материала 42317
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓