Главная / Русский язык и литература / урок по литературе "Лирика Решетова"(10 класс)

урок по литературе "Лирика Решетова"(10 класс)

Открытый урок литературы в 10 классе

по творчеству А.Решетова « Когда прощально кружат журавли»

преподаватель литературы Серёдкина С.В.

Цели урока:

  • ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Решетова, наполненный любовью к Родине;

  • показать связь жизни Решетова с его творчеством.

Оборудование:

  1. портрет Решетова;

  2. мультимедиа;

  3. оформление классной доски.

ХОД УРОКА.

29 сентября не стало нашего земляка, великого поэта, прославившего наш край, Алексея Леонидовича Решетова. Сегодня, первого октября, мы вспомним его творчество. Осень- особое время для поэта, время размышлений, время подведения итогов.

Когда прощально кружат журавли

Когда прощально кружат журавли
над отдалённым призрачным строеньем
и лесом, лиловеющим вдали,
я полон журавлиным настроеньем.
Мой серый взор стремится в синеву,
и тяжело, и слабо машут веки,
и сам, подобно журавлю-калеке,
я падаю в осеннюю траву.
Я приникаю к матери-земле,
и вместе с ней горюю и мечтаю,
и привыкаю к медленной зиме,
и самообладанье обретаю.
Так славься та великая печаль,
которая на лике человека
стирает безмятежности печать
и мужеству предшествует от века.   1963г.

Вот народные названия октября. Грудень - из-за голой остывающей земли. Грязник - из-за осеннего бездорожья. Позимник, зазимник, первозимье - в честь наступающей зимы. Листопад, листопадник. Осень как состояние мира, когда проясняется сущность бытия, открывается глубь земли и мы ощущаем неизбывную печаль.


14 октября – день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, является в народном представлении границей между осенью и зимою. 14 октября прощались с осенью и встречали зиму. Говорили: «На Покров до обеда - осень, а после обеда - зима».

Осень кроткой была, как зорюшка,
работящей была, что Золушка.
На покое она не сидела:
окна мыла, пряжу пряла,
только платье поярче надела,
да смутилась и сразу сняла.
И тихонько исчезла ночью.
Где она? Зимний день - молчок...
Лишь лежит на снегу листочек,
как потерянный башмачок...      1961г


Поэзия Алексея Решетова- это мужество быть человеком . Мы приглашаем вас в удивительное путешествие: в мир А .Решетова- в мир доброты , истинной любви к дому, близким, к нашему городу.

Зеница ока, Родина моя,

Что без тебя на белом свете я?

Без белых рощ, без пушкинской строки

я не жилец, я сгину от тоски!

У кого искать защиты и помощи? Как зарождается покров доброты, нежности, признательности к людям ,любовь к месту ,где родился?

Эти истоки -в детстве: «Все мы родом из детства». А. Решетов родился 3 апреля 1937 г. в г. Хабаровске. Его отец, Леонид Сергеевич, журналист «Тихоокеанской звезды», был арестован в 1937 г. за публикацию в газете очерка о маршале В. Блюхере и расстрелян. Арестована была и мать поэта. До восьми лет он назвал бабу Олю мамой. Алешу и его брата Бетала до возвращения матери из сталинских застенков воспитывала бабушка Ольга Александровна Павчинская, которая была праправнучкой грузинской княжны. По воспоминаниям поэта, это были «несколько тяжелейших лет», которые и легли в основу повести «Зернышки спелых яблок».

А. Решетов однажды заметил: «Мы к бедам привыкли», имея в виду себя, своих близких. Жизнь началась с потери отца, матери.

Убитым хочется дышать.
Я был убит однажды горем
и не забыл, как спазмы в горле
дыханью начали мешать.
Убитым хочется дышать.
Лежат бойцы в земле глубоко,
и тяжело им ощущать
утрату выдоха и вдоха.
Глоточек воздуха бы им
на все их роты, все их части,
они бы плакали над ним,
они бы умерли от счастья!  1963г.

Потом холодные, голодные годы войны ,тяжёлая нужда: одну зиму братья Решетовы не ходили в школу потому, что не во что было обуться. Но тогда же Алексей понял, что нет ничего дороже душевного тепла и доброты

Импровизированная скамья, на ней , укрывшись одеялом спят два мальчика.

Ведущий:

Будь у меня волшебная палочка или фантастическая машина времени, я бы хоть ненадолго вернулся в своё детство. Всю зиму мы просидели дома -не в чем было выходить. И потом отвыкшие от нас мальчишки встретили нас градом насмешек.

Алёша: Скорей бы пришла бабушка. И зачем так быстро съели оставленные ею картошины?

Приходит бабушка: Замёрзли тут без меня? Не ссорились?

- Нет , мы читали.

- Вот и слава Богу. Братья не должны ссориться. Иначе, какие же они братья?

Никогда не забуду,

как во время войны

из картошки из мёрзлой

мать пекла деруны.

Деруны на олифе

и сластят, и горчат,

но и этому рады

я и старший мой брат.

Мы сидим в одеялах,

за окошком мороз.

Письмоносец соседке

«смертью храбрых...» — принёс.

И она прибежала к нам —

белее стены.

Мать ее утешает...

И горят деруны.

На сцене Мариша и бабушка.

-Будет тебе , Мариша. И твой найдётся. Инна фронте так же получиться может. Напишут эту страшную бумагу, пошлют людям, а потом выяснится, что с бухты-барахты её прислали.

- А тут? Тут ведь не врёт. Ой, не говори мне, Александровна.

Мариша рыдает. Бабушка её успокаивает.

Ищите без вести пропавших.
Ищите древних, молодых,
полотна дивные создавших,
в боях Россию отстоявших-
ищите их! Ищите их!
На душных стенах одиночек,
на полуистлевших письменах
ищите днём, ищите ночью
их золотые имена.
Ищите их по белу свету,
ищите мёртвых и живых!
И если всюду скажут : -Нету!-
найдите их в себе самих!  1962г


Ведущие:

Жалко Маришу бабушке . И нам её жалко. Были волосы у Мариши как смоль, черные – враз побелели: не то ещё от горя бывает.


Мы в детстве были много откровенней.

- Что у тебя на завтрак? - Ничего.

- А у меня хлеб с маслом и вареньем.

Возьми немного хлеба моего...

Года прошли, и мы иными стали,

Теперь никто не спросит никого:

- Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего.

Алёша: Как жалко, что такой сон кончился! Вставать не хочется. Надевай теперь эти гадские штаны с железными пуговицами, эти стоптанные ботинки…

Один ботинок надевается хорошо, другой как назло не лезет. У Петьки – то же самое. Нога упирается во что-то твердое и не идет дальше.

Там что-то есть. – Петька засовывает руку в ботинок и щупает. – Не достается…

Взяв за пятку и носок, мы с силой встряхиваем ботинки. И тут на пол, почти одновременно, падают, стуча, два больших спелых яблока.

Яблоко! У меня яблоко! – кричит брат.

Яблоко! – кричу я. – У меня тоже яблоко!

Яблоки! – Кричим мы, подбегая к бабушке.

Баба, яблоки… Посмотри, баб, яблоки… Тут красненькое, тут желтенькое… Баба, баб, а где ты яблоки взяла?

Мы, забыв обо всем на свете, носимся по не протопленной еще комнате.

Мы прижимаем яблоки к груди, заворачиваем их в подолы рубашек, лижем разноцветную пахучую кожицу:

Мое с веточкой!

Мое с полосочками!

Баб, это тебе в счет работы дали?

Бабушка в телогрейке, перехваченной тесемкой, выгребает из печки золу.

Не бегайте в одном ботинке – это нехорошая примета. Залезайте в постель – видите, какая холодина! – говорит бабушка, и изо рта у нее идет пар.

Холодина-дина-дина…

Мы залезаем под одеяло. Яблоки с нами. Им тоже холодно.

Холодина-дина-дина…

Светит лампа Аладдина.

Складно? – спрашиваю я Петьку. Мне очень приятно, что я сочинил стихотворение.

Бабушка выносит ведро, разжигает печь. Потом присаживается на край нашей кровати.

Баб, а правда, где ты яблоки достала?

Мы знаем, что на паек яблоки не дают и посылки с ними нам никто не присылает. Мы и видим-то яблоки впервые за столько лет.

Знаете что… – говорит бабушка. Голос у нее таинственный, будто она хочет рассказать сказку. – Я ведь у вас Баба-Яга.

Бабы-Ёги такие не бывают, – смеюсь я.

Бывают! Спрячьте руки под одеяло! Вот я такая Баба-Яга. Вы вчера спали, а я раз-раз – и полетела…

Куда? – в один голос спрашиваем мы.

Ну, полетела… м-м-м… в Москву!

Бабушка прячет руки в рукава и продолжает:

Прилетаю сразу в Кремль, спускаюсь через трубу, а там столы кругом, вазы на них стоят. Партизаны там в гостях. Ну, я потихоньку взяла два самых больших яблока и улетела.

МАМА.
Ты слышишь, мама, я пришёл-
твой милый мальчик, твой Алёша.
Нигде я, мама, не нашёл
таких людей, как ты, хороших.
Руками жёлтыми всплесни:
какое солнце над востоком!
Не бойся, мама, мы одни
на этом кладбище жестоком.
Уж сколько зим - не знаю сам-
скребётся вьюга по окошку.
А ты всё бродишь по лесам,
сбираешь ягоду морошку.     1965

Мы попытаемся накрыть вас сегодня покрывалом решетовской лирики , переполненной осенней печали.


Куда, куда вы, облака, 
Не ожидая потепленья, 
Без фонаря и посошка, 
Без хлеба и благословенья? 
И я таков, и я таков: 
Покой – беда моя и кара, 
Мой герб на фоне облаков 
Четыре пёрышка Икара. 
Мой город тих и невелик, 
Без шумных улиц с гаражами, 
И облаков прощальный клик 
Прекрасно слышат горожане…


Куда, куда вы, облака, 
Не ожидая потепленья, 
Без фонаря и посошка, 
Без хлеба и благословенья? 
И я таков, и я таков: 
Покой – беда моя и кара, 
Мой герб на фоне облаков 
Четыре пёрышка Икара. 
Мой город тих и невелик, 
Без шумных улиц с гаражами, 
И облаков прощальный клик 
Прекрасно слышат горожане…


Я с природы осенней 
Серых глаз не свожу, 
Словно с девушкой сенной 
Далеко захожу. 
Но уже не по воле 
Возвращаюсь домой, 
Но уже я помолвлен 
С нелюбимой зимой. 
И хожу я, поручик, 
И красив, и высок. 
И свинцовою тучей 
Продырявлен висок. 

Немного осталось точных сведений о жизни поэта. Мало дат, мало подробностей. Короткие воспоминания написали его друзья, товарищи.

Но сегодня уже очевидно, что поэзия Алексея Решетова не подлежит забвению; она принадлежит будущему.
Не искал, где живётся получше,
не молился чужим парусам:
за морями телушка - полушка,
да невесело русским глазам!
Может быть, и в живых я остался,
и беда не накрыла волной
оттого, что упрямо хватался
за соломинку с крыши родной.


Есть благодать исповеданья. 
Есть покаянья благодать. 
Есть неизбывное желанье 
свой дух кому-то передать. 
Волна стихов твоих и песен, 
твоих надежд за много лет- 
всё это превратится в плесень, 
не выходя на белый свет.


Использованная литература:

Решетов А.Л. Собрание сочинений в 3 тт. Банк культурной информации,2004.

Материалы интернета http://bujan.ru/kologod/gruden.html

урок по литературе "Лирика Решетова"(10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

литературно-музыкальная композиция по творчеству известного пермского поэта Алексея Решетова. Открытый урок проходил на сцене актового зала осенью. Был приурочен ко дню памяти поэта.Отобрана была  преимущественно поэзия, посвященная осени . Осень в лирике Решетова отражает состояние его поэтического мира,показывает неизбывную печаль от неразрешимой трагедии жизни вечного скитальца, от его бытовой неустроенности.  Помимо лирики поэта в композицию вошли рассказы о приметах осени, театральная инсценировка по автобиографической повести Решетова "Зернышки спелых яблок".

Автор Серёдкина Светлана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 354
Номер материала 31875
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓