Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе по рассказам Ф.А. Абрамова "Трава-мурава"

Урок по литературе по рассказам Ф.А. Абрамова "Трава-мурава"

Автор разработки: Иванова Татьяна Фёдоровна

учитель литературы МБОУ «Общеобразовательная Хетовская средняя школа»

филиал Моржегорская основная школа Виноградовского района Архангельской области

Урок по рассказам Ф.А.Абрамова

«Трава- мурава» 7 класс.

Тема урока: О вечных ценностях, ради которых и стоит жить на свете.

Знакомство со сборником рассказов Ф.А.Абрамова

«Трава-мурава»

Цели: 1.Познакомить учащихся с циклом коротких рассказов Ф.А.Абрамова,

его жанровым разнообразием.

2.Развивать умения работать в группе, давать аргументированный ответ

3. Воспитание чувства уважения к людям труда, любви к нашему

северному краю

Оборудование: -книги для выставки «Произведения писателя-земляка Ф.А.Абрамова»;

- Мультимедийный проектор


Ход урока:

1. Рассказ о писателе (презентация)

Вопрос, на который мне хотелось бы получить ваши ответы, ребята, в конце урока:

Почему основные произведения Ф.Абрамова посвящены родному Пинежью, землякам?

Вступительное слово:

Почти 30 лет работал Ф.А Абрамов над сборником «Трава-мурава».

Этот труд - результат пристального наблюдения за жизнью земляков, их речью, восторг и удивление перед их мудростью, лукавством, безграничным терпением и добротой. Федор Абрамов не отделяет себя от своих земляков. Они единое целое. Все, чем живет родная земля, бесконечно дорого писателю. Книга Абрамова «Трава-мурава» писалась сердцем. В нее автор вложил свою душу, боль и гордость за земляков. Здесь правда все - от первого до последнего слова.

Сборник состоит из восьми частей. Короткие произведения, входящие в него, разнообразны по жанрам: это и небольшие рассказы, и зарисовки, и сценки из деревенской жизни, и притчи. Целая часть представлена пословицами, афоризмами, которые придают всему циклу завершенность. Сотни человеческих судеб показал писатель в этом сборнике. «Трава-мурава» составляет как бы малую энциклопедию народной жизни во всем ее разнообразии. Здесь все перемешано: радостное и горькое, смешное и трагичное, небывалое и привычное, яркое и неброское. О себе с помощью меткого народного слова, юмора, скоморошин рассказывает сам народ. Здесь целое созвездие чистых праведных душ. «Трава-мурава», по признанию самого Ф.Абрамова, его любимый сборник. ( Знакомство со сборником, его разделами).




3. Работа над рассказами:

« О хлебе» ( читает учитель).

Вопросы для обсуждения: Как Ф.Абрамов доказывает ценность хлеба? Кто считается покровителем хлебушка? Какие пословицы о хлебе придумал народ? Чем автору не нравится современный хлеб кирпичиками? Какой завет дает Ф.А.Абрамов читателям?

Работа над пословицами о хлебе.

«Хлеб всему голова». Почему народ отводит такое важное место хлебу?

Почему так сложилось, что именно хлеб был главным продуктом на крестьянском столе? Найдите пословицы, доказывающие это.

На уроке возможна работа в группах:

Задания: - Подготовьте выразительное чтение рассказа.

На какие особенности северного говора следует обратить внимание при чтении рассказов? (оканье, твердые окончания глаголов, диалектные слова )

- Ответьте на вопросы по содержанию произведения.

- Определите жанр рассказа.

- Работа над слогом писателя, составление «Словаря героев рассказов».

Федор Александрович восторгался народной речью северян. Он не уставал вслушиваться в ее многообразие: «Чудо! Господи, приближусь ли я когда-нибудь к тому языку, которым говорят мои земляки? Какая свежесть, какая простота, безыскусственность, сердечность!»

Рассказы, предлагаемые для чтения и обсуждения.

«Памятник»

Какая память остается о человеке? ( Память о человеке зависит от тех дел, которые остались после него на земле). Почему Пахомовне не нужен пышный памятник? ( Простая женщина не видит смысла в пышных памятниках, ей гораздо дороже плуг, который был ее главным орудием труда). Медали, ордена- знакомые награды. А как можно было заработать именной плуг? ( Двадцать пять лет проходила за плугом Пахомовна. И люди, оценив по достоинству ее труд, отдали плуг, как награду).


«А на Севере теплее»

Чем южанина привлек Север? ( Удивительные люди, готовые отдать последнюю рубашку. Они не сравнимы с земляками агронома). Почему суровый край оказался милее, дороже теплого, благодатного климата Украины? ( Трудная работа, тяжелые условия жизни, суровый климат -с одной стороны- и люди, по-настоящему щедрые душой, с другой, делают этот край привлекательным для южан). В чем особенность характера северян? ( Сдержанность, немногословность и душевная доброта).

«Анна Степановна и Анюша»

Уважение людей нельзя купить, а можно только заслужить. Благодаря чему девочку с детских лет называют по имени- отчеству? ( Девочка-подросток заслужила уважение земляков самостоятельностью суждений, умом, смекалкой. Возраст не имеет значения, если человек с малых лет проявляет самостоятельность и взрослость)

А как вы можете заслужить уважение окружающих? Объясните выражение : так сумела поставить себя, у ровни всегда была заводилой, взрослых купила своим умом.

«Вкус победы»

Что было важным для маленьких девчонок в то время? Почему хлеб и Победа для девочек стали синонимами? ( Голодные дети понимают Победу, как сытую жизнь. Для них хлеб олицетворяет Победу). Почему Санко называет хлеб Победой? Что он при этом имеет в виду?

«Почему ряб маленький»

Каким был рябчик в старину? Как вы понимаете значение слова ересьливый?

Кто и каким образом решил наказать ряба за его тиранство? Что приводит Ф.Абрамов в доказательстве справедливости этой притчи?

«Афанасий, соври-ко»

1. Как между собой зовут жители деревни Афанасия? Почему? Почему в очередной раз старухи поверили ему? Какие чувства вызывает эта сценка из деревенской жизни у автора?( Ф.Абрамов по-доброму смеется над находчивостью Афанасия и доверчивостью старух)

«Мартынов туес»

Как Мартын изготовлял туес? Чем украсил мастер свое изделие? Для чего люди украшают предметы быта? ( Чтобы и в повседневной жизни окружить себя красотой.)


«Расчищенный заулок»

По чему судили хороший или плохой хозяин живет в доме? Какие слова Ивана Гавриловича стоит взять каждому из нас на заметку?


4Слова в словарь героев:

Говаривала, кажной, животины, духмяный, скус, смала, ровня, девочешечки, чесанули, малоросия, «в брюхо бы запихать»,исть, ране, ересьливый,откудова и др.


5. Подведение итогов

-О каких качествах земляков-северян говорит писатель в своих рассказах?

( Любовь к земле, крестьянскому труду, скромность, простота в отношениях, терпение, находчивость, хозяйская жилка, умение видеть и творить своими руками красоту).

-Какие на ваш взгляд чувства испытывает Ф.Абрамов к героям своих рассказов?

( Уважение, переживает за судьбу деревни и ее жителей, гордость, по-доброму смеется над курьезными случаями)

- Кто герои рассказов? К чему призывает нас Федор Абрамов?

«Трава- мурава» составляет малую энциклопедию народной жизни в ее многообразии. Здесь все перемешано - радостное и горькое, смешное и трагическое. О себе рассказывает сам народ.

- Как вы думаете, почему так называется этот сборник?


ДОМА: Расспросить своих родных о жизни старшего поколения вашей семьи

и написать небольшой рассказ о каком-то случае из их жизни.

















МОУ «Общеобразовательная Хетовская средняя школа»

структурное подразделение Моржегорская основная школа

Виноградовского района








Урок литературы в 7 классе по программе

регионального компонента Архангельской области


Тема: « О вечных ценностях, ради которых

и стоит жить на свете»

(Знакомство со сборником рассказов Ф.А.Абрамова

«Трава-мурава»)





Авторы : учителя литературы

Горбачева Р.В. и Иванова Т.Ф.

Адрес: Архангельская область,

Виноградовский район,

дер. Моржегоры, дом 84 «А»















2008 год

Урок по литературе по рассказам Ф.А. Абрамова "Трава-мурава"
  • Русский язык и литература
Описание:

       Урок литературы по сборнику рассказов Фёдора Александровича Абрамова  "Трава-мурава" для  7 класса.                                                             Почти 30 лет работал Ф.А Абрамов над сборником «Трава-мурава». Это результат пристального наблюдения за жизнью крестьян северной глубинки, их певучей речью,  удивлениежизненной  мудростью, народным юмором, огромным  терпением , трудолюбием, добротой.                                    Федор Абрамов чувствует себя частью этого простого деревенского люда. Он и его односельчане - единое целое. Все, чем живет родная земля, бесконечно дорого писателю.  Книга Абрамова «Трава-мурава» писалась сердцем. В нее автор вложил свою душу, боль и гордость за земляков. Здесь правда все - от первого до последнего слова.                                          Сборник  состоит из восьми частей. Короткие произведения, входящие в него, разнообразны по жанрам: это и небольшие рассказы, и зарисовки, и сценки из деревенской жизни, и притчи. Целая часть представлена пословицами, афоризмами, которые придают всему циклу завершенность.    Сотни человеческих судеб показал писатель в этом сборнике. «Трава-мурава»  составляет как бы малую энциклопедию народной жизни во всем ее  разнообразии. Здесь все перемешано:  радостное и горькое, смешное и трагичное, небывалое и привычное, яркое и неброское. О себе с помощью меткого народного слова, юмора, скоморошин  рассказывает сам народ. Здесь целое созвездие чистых праведных душ. «Трава-мурава», по признанию самого Ф.Абрамова, его любимый сборник. ( Знакомство со сборником, его разделами).произведений включённых автором в этот сборник имеет большое воспитательное значениепредусматривает

Автор Иванова Татьяна Фёдоровна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1722
Номер материала 1596
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓