Инфоурок Русский язык КонспектыУрок по литературе по рассказам Ф.А. Абрамова "Трава-мурава"

Урок по литературе по рассказам Ф.А. Абрамова "Трава-мурава"

Скачать материал

   Автор  разработки:  Иванова Татьяна Фёдоровна

 учитель литературы МБОУ «Общеобразовательная Хетовская средняя школа»

филиал  Моржегорская основная школа Виноградовского района  Архангельской области

             

Урок по  рассказам  Ф.А.Абрамова

«Трава- мурава» 7 класс.

   

Тема урока: О вечных   ценностях, ради которых и стоит жить на свете.

                    Знакомство со сборником рассказов Ф.А.Абрамова

                                          «Трава-мурава»

Цели: 1.Познакомить учащихся с циклом коротких рассказов Ф.А.Абрамова,

              его жанровым разнообразием.

          2.Развивать умения работать в группе, давать аргументированный ответ

           3. Воспитание чувства уважения к людям труда, любви к нашему

              северному краю

Оборудование: -книги для выставки «Произведения писателя-земляка Ф.А.Абрамова»;

                          - Мультимедийный проектор

 

                                    Ход урока:

1. Рассказ о писателе (презентация) 

  

Вопрос, на который мне хотелось бы получить ваши ответы, ребята,   в конце урока:

  Почему основные произведения Ф.Абрамова посвящены родному  Пинежью, землякам?

        Вступительное слово:

Почти 30 лет работал Ф.А Абрамов над сборником «Трава-мурава».

Этот труд - результат пристального наблюдения за жизнью земляков, их речью, восторг и удивление перед их мудростью, лукавством, безграничным терпением и добротой. Федор Абрамов не отделяет себя от своих земляков. Они единое целое. Все, чем живет родная земля, бесконечно дорого писателю.  Книга Абрамова «Трава-мурава» писалась сердцем. В нее автор вложил свою душу, боль и гордость за земляков. Здесь правда все - от первого до последнего слова.    

    Сборник  состоит из восьми частей. Короткие произведения, входящие в него, разнообразны по жанрам: это и небольшие рассказы, и зарисовки, и сценки из деревенской жизни, и притчи. Целая часть представлена пословицами, афоризмами, которые придают всему циклу завершенность.    Сотни человеческих судеб показал писатель в этом сборнике. «Трава-мурава»  составляет как бы малую энциклопедию народной жизни во всем ее  разнообразии. Здесь все перемешано:  радостное и горькое, смешное и трагичное, небывалое и привычное, яркое и неброское. О себе с помощью меткого народного слова, юмора, скоморошин  рассказывает сам народ. Здесь целое созвездие чистых праведных душ. «Трава-мурава», по признанию самого Ф.Абрамова, его любимый сборник. ( Знакомство со сборником, его разделами).

 

 

 

3. Работа над рассказами:

  « О хлебе» ( читает учитель).

   Вопросы для обсуждения: Как Ф.Абрамов доказывает ценность хлеба? Кто считается покровителем хлебушка?  Какие пословицы о хлебе придумал народ?  Чем  автору  не нравится современный хлеб кирпичиками? Какой завет дает Ф.А.Абрамов читателям?

Работа над пословицами о хлебе.

«Хлеб всему голова». Почему народ отводит такое важное место хлебу?

Почему так сложилось, что именно хлеб был главным продуктом на крестьянском столе? Найдите пословицы, доказывающие это.

     На уроке возможна работа в группах:

      Задания: - Подготовьте выразительное чтение рассказа.

 На какие особенности  северного говора следует обратить внимание при чтении рассказов? (оканье, твердые окончания глаголов, диалектные слова )

                  - Ответьте на вопросы по содержанию произведения.

                 - Определите жанр рассказа.

                  - Работа над слогом писателя, составление  «Словаря героев  рассказов».

  Федор Александрович восторгался народной речью северян. Он не уставал вслушиваться в ее многообразие: «Чудо! Господи, приближусь ли я когда-нибудь к тому языку, которым говорят мои земляки? Какая свежесть, какая простота, безыскусственность, сердечность!»

 

                     Рассказы, предлагаемые для чтения и обсуждения.

      «Памятник»

 Какая память остается о человеке? ( Память о человеке зависит от тех дел, которые остались после него на земле). Почему Пахомовне не нужен пышный памятник?                 ( Простая женщина не видит смысла в пышных памятниках, ей гораздо дороже плуг, который был ее главным орудием труда). Медали, ордена- знакомые награды. А как можно было заработать именной плуг? ( Двадцать пять лет проходила за плугом Пахомовна. И люди, оценив по достоинству ее труд, отдали плуг, как награду).

 

«А на Севере теплее»

   Чем южанина привлек Север? ( Удивительные люди,  готовые отдать последнюю рубашку. Они не сравнимы с земляками  агронома).  Почему суровый край оказался милее, дороже теплого, благодатного климата Украины? ( Трудная  работа, тяжелые условия жизни, суровый климат -с одной стороны- и люди, по-настоящему щедрые душой, с другой, делают этот край привлекательным для южан).  В чем особенность характера северян? ( Сдержанность, немногословность и душевная доброта).

   

    «Анна Степановна и Анюша»

 Уважение людей нельзя купить, а можно только заслужить. Благодаря чему девочку с детских лет называют по имени- отчеству? ( Девочка-подросток заслужила уважение земляков самостоятельностью суждений, умом, смекалкой. Возраст не имеет значения, если человек с малых лет проявляет самостоятельность и взрослость)

 А как вы можете заслужить уважение окружающих? Объясните выражение : так  сумела поставить себя, у ровни всегда была заводилой, взрослых купила своим умом.

     

    «Вкус победы»

 Что было важным для маленьких девчонок в то время?  Почему хлеб и Победа для девочек стали синонимами? ( Голодные дети понимают Победу, как сытую  жизнь. Для них хлеб олицетворяет Победу). Почему Санко называет хлеб Победой? Что он при этом имеет в виду?

   

   «Почему ряб маленький»

  Каким  был рябчик в старину?  Как вы понимаете значение слова ересьливый?

  Кто и каким образом решил  наказать  ряба за его тиранство?  Что приводит Ф.Абрамов  в  доказательстве справедливости этой притчи?

  

   «Афанасий, соври-ко»

  1. Как между собой зовут жители деревни Афанасия?  Почему? Почему в очередной раз старухи поверили ему? Какие чувства вызывает эта сценка из деревенской жизни у автора?( Ф.Абрамов по-доброму смеется над находчивостью Афанасия и доверчивостью старух)

        

      «Мартынов туес»

  Как Мартын изготовлял туес?  Чем украсил мастер свое изделие? Для чего люди украшают предметы быта? ( Чтобы и в повседневной жизни окружить себя красотой.)

 

  «Расчищенный заулок»

  По чему судили хороший или плохой хозяин живет в доме?  Какие слова Ивана Гавриловича стоит взять каждому из нас на заметку?

 

4Слова в словарь героев:

Говаривала, кажной, животины, духмяный, скус,  смала, ровня, девочешечки, чесанули, малоросия, «в брюхо бы запихать»,исть, ране, ересьливый,откудова и др.                  

 

  5. Подведение итогов

     -О каких качествах земляков-северян  говорит писатель в своих рассказах?

  ( Любовь к земле, крестьянскому труду, скромность, простота в отношениях, терпение, находчивость, хозяйская жилка,  умение видеть и творить своими руками красоту).

       -Какие на ваш взгляд чувства испытывает Ф.Абрамов к героям своих рассказов?

 ( Уважение, переживает за судьбу деревни и ее жителей, гордость, по-доброму смеется над курьезными случаями)

    - Кто герои рассказов? К чему призывает нас Федор Абрамов?

 «Трава- мурава» составляет малую энциклопедию народной жизни в ее многообразии. Здесь все перемешано - радостное и горькое, смешное и трагическое. О себе рассказывает сам народ.

  - Как вы думаете, почему так называется этот сборник?

 

ДОМА: Расспросить своих родных о жизни старшего поколения вашей семьи

               и  написать небольшой рассказ о каком-то случае из их жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

             МОУ «Общеобразовательная Хетовская средняя школа»

          структурное подразделение Моржегорская основная школа

                                       Виноградовского района

 

  

                  

 

 

 

 

 

 

 

                     Урок литературы  в 7 классе по программе

            регионального компонента Архангельской области

 

       Тема: « О вечных   ценностях, ради которых

                    и стоит жить на свете»

                    (Знакомство со сборником рассказов Ф.А.Абрамова

                                          «Трава-мурава»)

 

 

 

 

                                              Авторы : учителя литературы

                                                                     Горбачева Р.В. и Иванова Т.Ф.

                                               Адрес: Архангельская область,

                                                                       Виноградовский район,

                                                                          дер. Моржегоры, дом 84 «А»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          2008 год

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературе по рассказам Ф.А. Абрамова "Трава-мурава""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       Урок литературы по сборнику рассказов Фёдора Александровича Абрамова  "Трава-мурава" для  7 класса.                                                             Почти 30 лет работал Ф.А Абрамов над сборником «Трава-мурава». Это результат пристального наблюдения за жизнью крестьян северной глубинки, их певучей речью,  удивлениежизненной  мудростью, народным юмором, огромным  терпением , трудолюбием, добротой.                                    Федор Абрамов чувствует себя частью этого простого деревенского люда. Он и его односельчане - единое целое. Все, чем живет родная земля, бесконечно дорого писателю.  Книга Абрамова «Трава-мурава» писалась сердцем. В нее автор вложил свою душу, боль и гордость за земляков. Здесь правда все - от первого до последнего слова.                                          Сборник  состоит из восьми частей. Короткие произведения, входящие в него, разнообразны по жанрам: это и небольшие рассказы, и зарисовки, и сценки из деревенской жизни, и притчи. Целая часть представлена пословицами, афоризмами, которые придают всему циклу завершенность.    Сотни человеческих судеб показал писатель в этом сборнике. «Трава-мурава»  составляет как бы малую энциклопедию народной жизни во всем ее  разнообразии. Здесь все перемешано:  радостное и горькое, смешное и трагичное, небывалое и привычное, яркое и неброское. О себе с помощью меткого народного слова, юмора, скоморошин  рассказывает сам народ. Здесь целое созвездие чистых праведных душ. «Трава-мурава», по признанию самого Ф.Абрамова, его любимый сборник. ( Знакомство со сборником, его разделами).произведений включённых автором в этот сборник имеет большое воспитательное значениепредусматривает

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Лексикология" и презентация с материалами к уроку
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
  • Тема: Лексикология
  • 30.09.2020
  • 431
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
ЕГЭ по русскому языку. Как запомнить разряды местоимений для решения заданий 2 и 25?
  • Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  • Тема: § 45. Местоимение как часть речи
  • 29.09.2020
  • 4762
  • 133
«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.11.2014 1417
    • DOCX 46.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Татьяна Фёдоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Татьяна Фёдоровна
    Иванова Татьяна Фёдоровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 19209
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе