Автор разработки: Иванова Татьяна
Фёдоровна
учитель литературы МБОУ «Общеобразовательная
Хетовская средняя школа»
филиал Моржегорская основная школа
Виноградовского района Архангельской области
Урок
по рассказам Ф.А.Абрамова
«Трава-
мурава» 7 класс.
Тема урока: О вечных ценностях, ради
которых и стоит жить на свете.
Знакомство со сборником
рассказов Ф.А.Абрамова
«Трава-мурава»
Цели: 1.Познакомить учащихся с циклом коротких
рассказов Ф.А.Абрамова,
его жанровым разнообразием.
2.Развивать умения работать в
группе, давать аргументированный ответ
3. Воспитание чувства уважения к
людям труда, любви к нашему
северному краю
Оборудование: -книги для выставки
«Произведения писателя-земляка Ф.А.Абрамова»;
- Мультимедийный
проектор
Ход
урока:
1. Рассказ о писателе (презентация)
Вопрос, на который мне хотелось бы получить
ваши ответы, ребята, в конце урока:
Почему основные произведения
Ф.Абрамова посвящены родному Пинежью, землякам?
Вступительное слово:
Почти 30 лет работал Ф.А Абрамов над сборником
«Трава-мурава».
Этот труд - результат пристального наблюдения
за жизнью земляков, их речью, восторг и удивление перед их мудростью,
лукавством, безграничным терпением и добротой. Федор Абрамов не отделяет себя
от своих земляков. Они единое целое. Все, чем живет родная земля, бесконечно
дорого писателю. Книга Абрамова «Трава-мурава» писалась сердцем. В нее автор
вложил свою душу, боль и гордость за земляков. Здесь правда все - от первого до
последнего слова.
Сборник состоит из восьми частей.
Короткие произведения, входящие в него, разнообразны по жанрам: это и небольшие
рассказы, и зарисовки, и сценки из деревенской жизни, и притчи. Целая часть
представлена пословицами, афоризмами, которые придают всему циклу
завершенность. Сотни человеческих судеб показал писатель в этом сборнике.
«Трава-мурава» составляет как бы малую энциклопедию народной жизни во всем ее разнообразии.
Здесь все перемешано: радостное и горькое, смешное и трагичное, небывалое и
привычное, яркое и неброское. О себе с помощью меткого народного слова, юмора,
скоморошин рассказывает сам народ. Здесь целое созвездие чистых праведных душ.
«Трава-мурава», по признанию самого Ф.Абрамова, его любимый сборник. (
Знакомство со сборником, его разделами).
3. Работа над рассказами:
« О хлебе» ( читает учитель).
Вопросы для обсуждения: Как Ф.Абрамов
доказывает ценность хлеба? Кто считается покровителем хлебушка? Какие пословицы
о хлебе придумал народ? Чем автору не нравится современный хлеб кирпичиками?
Какой завет дает Ф.А.Абрамов читателям?
Работа над пословицами о хлебе.
«Хлеб всему голова». Почему народ отводит
такое важное место хлебу?
Почему так сложилось, что именно хлеб был
главным продуктом на крестьянском столе? Найдите пословицы, доказывающие это.
На уроке возможна работа в
группах:
Задания: - Подготовьте выразительное
чтение рассказа.
На какие особенности северного говора
следует обратить внимание при чтении рассказов? (оканье, твердые окончания
глаголов, диалектные слова )
- Ответьте на вопросы по
содержанию произведения.
- Определите жанр рассказа.
- Работа над слогом
писателя, составление «Словаря героев рассказов».
Федор Александрович восторгался народной
речью северян. Он не уставал вслушиваться в ее многообразие: «Чудо! Господи,
приближусь ли я когда-нибудь к тому языку, которым говорят мои земляки? Какая
свежесть, какая простота, безыскусственность, сердечность!»
Рассказы, предлагаемые
для чтения и обсуждения.
«Памятник»
Какая память остается о человеке? ( Память
о человеке зависит от тех дел, которые остались после него на земле).
Почему Пахомовне не нужен пышный памятник? ( Простая женщина
не видит смысла в пышных памятниках, ей гораздо дороже плуг, который был
ее главным орудием труда). Медали, ордена- знакомые награды. А как можно
было заработать именной плуг? ( Двадцать пять лет проходила за плугом
Пахомовна. И люди, оценив по достоинству ее труд, отдали плуг, как
награду).
«А на Севере теплее»
Чем южанина привлек Север? ( Удивительные
люди, готовые отдать последнюю рубашку. Они не сравнимы с земляками агронома).
Почему суровый край оказался милее, дороже теплого, благодатного климата
Украины? ( Трудная работа, тяжелые условия жизни, суровый климат -с
одной стороны- и люди, по-настоящему щедрые душой, с другой, делают этот край
привлекательным для южан). В чем особенность характера северян? ( Сдержанность,
немногословность и душевная доброта).
«Анна Степановна и Анюша»
Уважение людей нельзя купить, а можно только
заслужить. Благодаря чему девочку с детских лет называют по имени- отчеству? ( Девочка-подросток
заслужила уважение земляков самостоятельностью суждений, умом, смекалкой.
Возраст не имеет значения, если человек с малых лет проявляет самостоятельность
и взрослость)
А как вы можете заслужить уважение
окружающих? Объясните выражение : так сумела поставить себя, у ровни всегда
была заводилой, взрослых купила своим умом.
«Вкус победы»
Что было важным для маленьких девчонок в то
время? Почему хлеб и Победа для девочек стали синонимами? ( Голодные дети
понимают Победу, как сытую жизнь. Для них хлеб олицетворяет Победу).
Почему Санко называет хлеб Победой? Что он при этом имеет в виду?
«Почему ряб маленький»
Каким был рябчик в старину? Как вы
понимаете значение слова ересьливый?
Кто и каким образом решил наказать ряба за
его тиранство? Что приводит Ф.Абрамов в доказательстве справедливости этой
притчи?
«Афанасий, соври-ко»
1. Как между собой зовут жители деревни
Афанасия? Почему? Почему в очередной раз старухи поверили ему? Какие чувства
вызывает эта сценка из деревенской жизни у автора?( Ф.Абрамов по-доброму
смеется над находчивостью Афанасия и доверчивостью старух)
«Мартынов туес»
Как Мартын изготовлял туес? Чем украсил
мастер свое изделие? Для чего люди украшают предметы быта? ( Чтобы и в
повседневной жизни окружить себя красотой.)
«Расчищенный заулок»
По чему судили хороший или плохой хозяин
живет в доме? Какие слова Ивана Гавриловича стоит взять каждому из нас на
заметку?
4Слова в словарь героев:
Говаривала, кажной, животины, духмяный,
скус, смала, ровня, девочешечки, чесанули, малоросия, «в брюхо бы
запихать»,исть, ране, ересьливый,откудова и др.
5. Подведение итогов
-О каких качествах земляков-северян
говорит писатель в своих рассказах?
( Любовь к земле, крестьянскому труду,
скромность, простота в отношениях, терпение, находчивость, хозяйская жилка, умение
видеть и творить своими руками красоту).
-Какие на ваш взгляд чувства испытывает
Ф.Абрамов к героям своих рассказов?
( Уважение, переживает за судьбу деревни и ее
жителей, гордость, по-доброму смеется над курьезными случаями)
-
Кто герои рассказов? К чему призывает нас Федор Абрамов?
«Трава- мурава» составляет малую энциклопедию
народной жизни в ее многообразии. Здесь все перемешано - радостное и горькое,
смешное и трагическое. О себе рассказывает сам народ.
- Как вы думаете, почему так называется этот
сборник?
ДОМА: Расспросить своих родных о жизни
старшего поколения вашей семьи
и написать небольшой рассказ о
каком-то случае из их жизни.
МОУ
«Общеобразовательная Хетовская средняя школа»
структурное
подразделение Моржегорская основная школа
Виноградовского района
Урок
литературы в 7 классе по программе
регионального компонента Архангельской области
Тема: « О
вечных ценностях, ради которых
и стоит жить на свете»
(Знакомство
со сборником рассказов Ф.А.Абрамова
«Трава-мурава»)
Авторы :
учителя литературы
Горбачева Р.В. и Иванова Т.Ф.
Адрес:
Архангельская область,
Виноградовский
район,
дер. Моржегоры, дом 84 «А»
2008 год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.