Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе на тему: "В.А. Жуковский - сказочник. Сказка "Спящая царевна"

Урок по литературе на тему: "В.А. Жуковский - сказочник. Сказка "Спящая царевна"

План-конспект урока

составила Мухамедова Евгения Петровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 3 г. Вольска», г. Вольск Саратовская область

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2014 г

Название раздела, темы: Из русской литературы XIX века.

Тема мероприятия: «В.А. Жуковский — сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Цели урока: формировать представление о творчестве В.А. Жуковского; познакомиться со сказкой «Спящая царевна»; вспомнить виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев; развивать речь, творческие способности обучающихся, воспитывать интерес к изучению творчества В.А. Жуковского.

Планируемые результаты: научиться характеризовать героев и их поступки, находить в тексте черты литературной и народной сказки.

Предметные: познакомить с творчеством В.А. Жуковского, способствовать развитию речи учащихся.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.










План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


1. Речевая разминка.


личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик круглый бок:

вверх-вниз, прыг=скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-

Ведь у киски мех такой!


2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные УУД: целеполагание

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Слушание учителя.



3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.






Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

- Что такое сказка?





- Какие жанры русских народных сказок вы помните?



- Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок.

Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.


1. Сказки о животных

2. Бытовые сказки

3. Волшебные сказки


Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок



Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


1.Выборочная проверка домашнего задания



















Словесный, познавательный, эвристический


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.



Беседа о жизни В.А. Жуковского

-В каком году родился В.А. Жуковский?


-Где родился В.А. Жуковский?


- Кем были родители В.А. Жуковского?


- В каком возрасте были написаны первые стихи?


- В каком журнале В.А. Жуковский помещает своё первое произведение?


-Какое событие способствовало толчком к написанию сказки?




В 1783 году



в Тульской губернии.


Отец — тульский помещик, мать- пленная турчанка.


В возрасте 7-8 лет



"Вестник Европы"




спор с Пушкиным

2.Работа с литературоведческими понятиями.



Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.

Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка.











Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрад

3. Физ. минутка (пауза релаксации)


личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Активно выполняют физические упражнения


Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом


1. Работа с текстом сказки.









Проблемный, метод фронтальной организации учащихся







личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского?


- Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)







С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.




Как развиваются события дальше?



Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?


Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?




- Как она отомстила?











Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?


Расскажите

· о царе Матвее

· о царевне

· о царском сыне




Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?




Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?

(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске)

Волшебные




Наличие чуда

Столкновение с волшебной силой

Существование какого-либо запрета

Волшебные персонажи

Волшебные предметы

Символы


Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет так нет.


Царица сидела на берегу, к ней приполз рак - пророрк и сказал ей, что у неё родиться дочь.


Двенадцать месяцев года



у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.


И незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»


Да.

«...Будет то не смерть, а сон...»



ответы учащихся.

Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок.


Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.


Сходство

1. Идея – добро побеждает зло

2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)

3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.

4. Употребление устойчивых выражений

5. Волшебные «заколдованные» предметы

Различие

1. Автор

2. Более разнообразные приключения.

3. Стихотворная речь

4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

5. Жанр


2. Прослушивание записи выразительного чтения



Беседа о прослушанном

-Понравилось ли вам чтение сказки?

- Как чтец голосом передал характерные события сказки?



Слушают запись. Делятся впечатлением.



Дают развёрнутый ответ на вопрос учителя.



Этап 5. Закрепление полученных знаний


1.Выразительное чтение учащимися.










2. Словесное рисование.


выступление перед аудиторией.










Метод словесного рисования

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему?









-Какую иллюстрацию к сказке вы бы нарисовали?

2-3 ученика читают эпизоды











Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

Этап 6. Подведение итогов урока


1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.





Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.


А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?













Ответы учащихся

2.Самооценка

Самоанализ


Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание


Словесный, наглядный


1.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся событию сказки.


Записывают

задания в дневники.





















Урок по литературе на тему: "В.А. Жуковский - сказочник. Сказка "Спящая царевна"
  • Русский язык и литература
Описание:

Дана технологическая карта урока по литературе для 5 класса по теме: "В.А. Жуковский - сказочник. Сказка "Спящая царевна".

Целью урока является  формирование представления о творчестве В.А. Жуковского, ознакомление со сказкой "Спящая царевна", закрепление знаний о жанрах народных сказок, их особенностях и характерах героев; развитие речи, творческих способностей обучающихся, воспитание интереса к изучению творчества В.А. Жуковского.

планируемые результаты по окончанию урока:научиться характеризовать героев и их поступки, находить в тексте черты литературной и народной сказки.

Автор Мухамедова Евгения Петровна
Дата добавления 07.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 5702
Номер материала 6692
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓