Главная / Русский язык и литература / урок по литературе на тему "Психологический портрет"( 6 класс)

урок по литературе на тему "Психологический портрет"( 6 класс)


Разработка урока

Отражение моральных ценностей человека в психологическом портрете по отрывку «Козетта» из романа Гюго «Отверженные»(главы 3,4,5 книга 3 «Исполнение обещания, данного умершей) ».

преподаватель Серёдкина С.В.

Форма урока: суд над литературным героем.

Ключевые понятия: аргумент, мораль, портрет, психологический портрет, художественная деталь.

Словарь литературоведческих терминов:

(франц. portrait — портрет, изображение) — воссоздание внешности персонажей эпических и драматургических произведений, внешнего облика людей в лирических стихотворениях (лицо, фигура, одежда, походка, жесты, манера держаться). Это один из основных приемов изображения человека в литературном произведении. Портрет, подчеркивая в человеке индивидуальные, неповторимые черты, является важным средством создания его образа. Психологический портрет — один из вариантов изображения внешности людей в литературе. В отличие от обычного портрета, главная цель которого — представить человека, психологический портрет связывает внешность героя с особенностями его внутреннего мира. (**Материал из Википедии)

Цель: формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности.

Задачи:

-вырабатывать навыки анализа литературных произведений,

-учить определять проблему в данном тексте, подбирать аргументы

-формировать навыки творческого применения полученных знаний по анализу художественного текста

Обвинение следствия : хитрые и злобные супруги Терандье намеренно заставляют страдать Козетту. Обвинение и защита строятся на материале гл 2. «Два законченных портрета» ,гл.3 «Жаворонок» романа Гюго «Отверженные».

Предварительное домашнее задание группам.

УЭ1.

1.Гюго в самом начале главы дает внутреннюю и внешнюю характеристики супругам Терандье. Отметьте, какие эпитеты, метафоры, сравнения использует автор, чтобы показать свое негативное отношение к этим персонажам.

2.Найдите сходства между сказкой «Золушка» и отношением мадам Терандье к приёмной девочке.

3.Объясните, почему Козетту назвали жаворонком.

УЭ2. На уроке.

.Представим, что супруги Терандье попали в суд за свое жестокое отношение к малышке. Продумайте все детали этого суда и инсценируйте. Обвинения прокурора. Слово защиты. Выступление свидетелей, обвиняемых .

УЭ 3.Домашнее задание. Проанализировав материал урока , составьте таблицу, которая разграничивает понятия портрет и психологический портрет.

Герои

Портрет

Психологическое состояние. Моральные ценности

Отношение к Козетте

Терандье (трактирщик)

Казался болезненным, тщедушный»; приятно-добродушное и простое выражение лица», холодный смех

Мошенник-философ, негодяй смешанной масти, скрытен, жаден, ленив, хитёр, «постоянно пылало горнило глубочайшей ненависти

Ходила зимой босая в лохмотьях

Терандье (его жена)

«красное и свирепое лицо», горящие гневом глаза, «широкое лицо напоминало шумовку», росла борода; когда она молчала, изо рта её торчал зуб, всё дрожало от звука её голоса: стёкла, мебель, люди; «гора мяса»

Мастерски умела ругаться, разговаривала как жандарм, пила, как извозчик,; была и грозой, и ясным днём, и злым духом трактира

Избивала и заставляла работать до полусмерти;

«дрянь», «скотина», «щенок», «жаба»- так называла Козетту

Козетта

Большие голубые глаза, ей было восемь лет, но на вид можно было дать только шесть; одевали только в старые платья; худа, бледна

Терпение, смирение («бедный ребёнок всё терпел и молчал»)

«одолевали тяжкие думы», «сжавшееся в комок сердце»


«Мышонок В Услужении У Слона»; «испытывала двойной гнёт: её словно дробили мельничным жёрновом и терзали клещами»,; «харчевня была словно паутина, в которой билась и запутывалась Козетта

Вывод: проанализировав психологические портреты героев, можно утверждать, что «Супруги Терандье воплощают собой зло («их единодушие имело конечной целью зло»), а Козетта несчастна только потому, что по воле судьбы оказалась у этих людей и вынуждена жить с ними. Рисуя ужасную картину жизни Козетты в харчевние у Терандье, Гюго призывает людей быть человечными, не проходить мимо чужого горя, помнить о «слезинке ребёнка».



урок по литературе на тему "Психологический портрет"( 6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

урок внеклассного чтения в 6 классе после изучения повести Короленко "Дети подземелья".Портрет, подчеркивая в человеке индивидуальные, неповторимые черты, является важным средством создания его образа. Психологический портрет — один из вариантов изображения внешности людей в литературе. В отличие от обычного портрета, главная цель которого — представить человека, психологический портрет связывает внешность героя с особенностями его внутреннего мира. (**Материал из Википедии)

Цель: формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности.

Задачи:вырабатывать навыки анализа литературных произведений,учить определять проблему в данном тексте, подбирать аргументыформировать навыки творческого применения полученных знаний  по анализу художественного текста

Автор Серёдкина Светлана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 862
Номер материала 31780
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓