Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок по литературе на тему "Г.Х.Андерсен. “ Русалочка”. Удивительный мир сказки".

Урок по литературе на тему "Г.Х.Андерсен. “ Русалочка”. Удивительный мир сказки".

Скачать материал

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 4 КЛАССЕ

 

Бараева Л.В.,

учитель школы-лицея «Туран» г. Алматы

 

Тема урока Г.Х.Андерсен. “ Русалочка”.

Удивительный мир сказки

ТЦУ:

образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Андерсена «Русалочка», показать художественные достоинства и нравственную глубину этого произведения;

совершенствовать навык работы с текстом;

выяснить авторский замысел, т.е. позицию автора по отношению к героине и его понимание настоящей любви;

выйти на уровень обобщений  (Русалочка-символ самоотверженной любви)

развивающая: развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения классифицировать материал и делать выводы;

воспитывающая: воспитывать нравственную культуру учащихся: доброту, человеколюбие и пр.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности

Форма организации урока:

Оборудование:  портрет писателя, видеоклип «Андерсен» фильм с иллюстрациями отрывки из мультфильма, отрывок из фильма, полный текст  сказки, индивидуальные рабочие и оценочные листы (Приложение1), презентация к уроку (Приложение2), выставка книг Г.Х.Андерсена, выставка проектных работ учеников, выставка рисунков «Верность, любовь в литературных произведениях », выставка предметов, которые связаны с образом Русалочки (игрушки, детские  журналы и т.д.)

 

ХОД УРОКА

Я не знаю ничего величественнее моря,

разве что небо.

Ничто не может сравниться с небом

по беспредельности и величию, разве что

ГЛУБИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

В. Гюго

(Последняя строка закрыта, предполагается, что в конце урока дети сами ее восстановят)

 

       I.             Организационный этап

- Ребята, сегодня мы продолжаем с вами пребывать в сказочном мире Г.Х.Андерсена. По предыдущему уроку я поняла, что это знакомый вам с детства сказочник, чьи произведения вы хорошо знаете и любите, недаром вы принесли так много его книг ,  проделали  исследовательскую работу и готовы к защите проектов.  На  этом уроке мы встретимся с очень необычной героиней его сказки и попробуем по - другому взглянуть на уже знакомое нам произведение.

    II.            Актуализация

1. УДИВительный мир сказки

- К слову «удивительный» подберите однокоренное существительное

- К слову «диво»  подберите синоним  (чудо).

- А чудо – это что-то (необыкновенное, необычное неожиданное ).

- Подберите однокоренные прилагательные к слову «чудо» (чудесный, чудовищный)

- Какие ассоциации возникают к слову «чудесный», а к слову «чудовищный»? (прекрасный, красивый , добрый, ужасный, страшный, безобразный, злой)

- Кем населен этот мир?  (Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, царевичами, принцессами, феями, колдунами и т.д.)

- Чем? (Чудесами, волшебными предметами…)

- Кто создает этот удивительный сказочный мир?(автор и народ)

- С творчеством, какого писателя мы знакомимся?

- Почему Андерсен писал сказки?

- Какие качества сделали его великим сказочником?

Г.Х. Андерсен

- Что за человек был? (мужественный, доброжелательный, умел услышать, увидеть, удивиться  чудесному.)

- Какие из этих качеств  сделали его великим сказочником? 

- Почему Андерсен писал сказки?

«Великое счастье дарить людям радость»

- Умеем ли мы  видеть, слышать то, что видел и слышал Андерсен?

- Умеем ли находить чудесное в сказках и в жизни?

- Этому мы будем учиться сегодня на уроке.

 

 III.            Постановка проблемного вопроса

- Ребята, а как вы думаете, русалки существуют? А любовь?

 

  IV.            Формулировка темы урока

Озвучивание фразы, которая будет эпиграфом, но без последнего слова.

 

    V.             Проверка домашнего задания

- Дома вы в рабочем листе с левой стороны вы написали свои первые впечатления от этой сказки.  (в этом рабочем листе ребята продолжат работу на уроке) Приложение 1

Озвучиваем несколько ответов (комментируем, дополняем.)

- О чём сказка? Кто такая Русалочка? Какой вы её увидели? Что такое любовь?

Справка (из словаря ОЖЕГОВА):Русалка-существо с женским телом и рыбьим хвостом, живущее в водоёмах.

Любовь-чувство самоотверженной сердечной привязанности )

- Давайте послушаем ребят, которые занимались исследованием русалок и готовы поделиться своими находками

Выступление двух ребят (презентация проектов "Русалки")

 

  VI.            Работа над содержанием сказки.

1.Работа с текстом. Изучающее чтение.

- Вы сказали, что в сказке есть чудеса. С описания, каких чудес начинается сказка?

Чудесное (море, подводное царство, русалочка)

- Прочитайте так, чтобы мы увидели эти чудеса. (выборочное чтение)

-Какие чувства вызвало у вас начало сказки?

– Как автор описывает морское царство?

- Что мы узнаём о главной героине?

- Докажите текстом, как ей жилось в царстве подводного царя?

– Как автор описывает русалочку? (Автор любуется ею)

- Зачем в русском языке используется суффикс ОЧК?

– Сколько сестёр было у русалочки?

 -Чем она не похожа на своих сестёр?  О чём она мечтала? Что любила? Как её это характеризует?

- Если все так замечательно, то почему Русалочку так тянуло наверх, к людям? (Хочется простора, необычного. Подводный мир холодный, однообразный)

В литературе « верх» – это символ счастья, радости,

 « низ» – это символ холода, печали, замкнутости. 

– Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? (Когда ей исполнилось 15 лет.)

И вот мечта Русалочки сбылась.

- Какие чудеса она увидела на поверхности?(Чудеса мира людей : корабль, люди, принц)      

- Что испытала Русалочка при встрече с миром людей? (Восторг)

- Передайте при чтении восторг.

- Но случилось чудовищное : буря, крушение корабля, гибель людей, гибель принца.

- Почему Андерсен передает именно в таком порядке увиденное Русалочкой?

(Она беспокоилась за всех людей.)

- Почему?

– Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца? (Он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб.)

- Что совершила Русалочка?( Чудесный  поступок ) Слайд 19

- Можно ли назвать это подвигом? Подвиг совершается с риском для жизни.

- А разве Русалочка  рисковала жизнью?

- Почему она рискует жизнью? Что лежит в основе хорошего поступка? (Любовь, возвращение жизни, любовь творит чудеса, добро. Зло разрушает чудеса)

- Куда Русалочка. понесла принца? (Наверх к солнцу)

- Что получила Русалочка взамен? (Ничего. Совсем ничего!)

«бескорыстный» (отсутствие выгоды),  

награда- счастье любимого

– Как бы вы поступили на её месте?

– Почему русалочке пришлось оставить принца одного на берегу?(Зазвонили колокола и в сад пришли девушки.)

– Найдите в тексте и прочитайте, какой стала русалочка после этого случая? (Стала ещё тише, задумчивее, чем прежде. Каждый раз всё печальнее...)

– Как вы думаете, почему она рассказала обо всём сестрам?

– Чем они помогли ей? (Показали, где живёт прекрасный принц.)

– Как вы считаете, обрадовало ли её это известие?

– Как теперь она проводила вечера? (Приплывала каждый вечер, подолгу наблюдала за принцем.)

– Какие чувства у неё возникли к принцу? Что их укрепило? (О нём хорошо отзывались рыбаки, значит он –  хороший человек)

- На что пошла Русалочка ради принца? Выборочное чтение

- Мечта сбылась?  (Русалочка  видит только чудесное)

- Так ли все чудесно в мире людей?

- О чем предупреждает Русалочку бабушка и ведьма, пугают? Почему? Что может произойти?

- Бабушка. Как относится она к Русалочке? ( Мудрая, ею движет любовь)

- А Ведьма? (Ведает, знает)

- Предупреждали, но она послушалась? Почему? (Решилась ради любви.)

- За любовь нужно платить, но не деньгами, а чем?

- Сравните  «счастье-боль».

- Что может произойти? О чем предупреждает автор?

- Как относились? (Люди, принц  судят по внешности, нарядили в шелка.)

- Но почему Русалочка печальна?  (Не было любви. Счастье не в красоте и нарядах.)

- Вспомните, как страдал Андерсен, но любовь к людям вызвала желание дарить людям радость.

- Но неужели принц не любил Русалочку? Сравните любовь принца и Русалочки.

Любовь бывает разная.

- Как относился к ней принц?

- Почему автор отнял голос у Русалочки?  (Разве нужны слова, чтобы понять друг друга? А язык взглядов принц прочесть не сумел)

- Почему принц  на ней не женился?

- Что он говорит по этому поводу? Выборочное чтение.

 - Кто еще пошел на страдание?

- Ради чего? (Ради любви)

В сказке нет отрицательных героев.  Они все разные. Все они хорошие, но каждый живет сам по себе, не понимая друг друга.

-Был ли у Русалочки шанс остаться в живых? Что нужно было для этого сделать?

- Смогла бы Русалочка убить принца? Почему?

- Почему Русалочка поступила так, как поступила?

- Что сделали ли бы вы на её месте?

- Умерла ли Русалочка? Видел ли ее кто-нибудь мертвой?

- Как относится автор к своей героине? Докажите текстом.

- Почему же тогда он позволил ей умереть?

- Пена испаряется солнцем и поднимается куда? ( наверх )

- А о чем всегда мечтала Русалочка?

- Давайте посмотрим, как интерпретировали сказку режиссёры

2. Просмотр видеороликов. Беседа по ним.

- Кто из вас прочитал сказку до конца?

- Как она заканчивается?

- Если хотите узнать - слушайте…

3. Чтение концовки сказки

-Так что подарил автор своей любимой героине? (бессмертную душу.)

В начале перед нами было СУЩЕСТВО, пусть и сказочное и весьма привлекательное, но СУЩЕСТВО, а в конце сказки перед нами уже человек со своей БЕССМЕРТНОЙ ДУШОЙ.

 

VII.            Подведение итогов урока

- Возвратимся к эпиграфу. Оказывается, с небом может сравниться только (глубина человеческой души)

- Так почему так изменилась Русалочка? (Её изменила любовь)

- Андерсен утверждает и воспевает великую силу любви. Он хочет сделать свою Русалочку бессмертной. Именно поэтому она не умирает, а лишь переходит в иной мир: уходит к «дочерям воздуха», посылая свое благословение молодой чете. Русалочке ведома великая сила любви и добра, ей чужды зло, ненависть и чувство мести. Поэтому образ Русалочки так возвышенно благороден, а сказка так нравственно чиста и глубока.

Презентация проекта "Любовь" (ученик «Легенда о любви»)

-А в какой ещё сказке любовь меняет героев? (У Андерсена в сказке «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», в казахской легенде «Айша Биби и Карахан (работа с выставкой рисунков)

-Может, кто-то ответит, почему именно Русалочке был поставлен памятник в столице Дании?

 

VIII.             Рефлексия

- А теперь вернитесь к вашим рабочим листам и ответьте на уже поставленные ранее вопросы, но в правой части листа. Приложение 1.

-Что-то изменилось в вашем представлении о сказке? Что именно?

-Оцените свою работу на уроке. Напишите, какой вид работы (чей ответ) вам более всего запомнился.

 

  IX.            Этап информации о домашнем задании:

Письменно ответить на вопрос в рабочей тетради

Почему именно Русалочке был поставлен памятник на родине сказочника, используя тип речи – рассуждение.

Можно заслушать несколько ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Рабочий лист ученика (цы)______________________________

 

1.О чём эта сказка?

левая сторона                                                         правая сторона

 

 

2.Русалочка-это…

 

 

3.Подберите слова, которые могут охарактеризовать Русалочку:

 

 иллюстрация:

 мультфильм:

 книга:

4. Что такое любовь?

 

 

5.Как, по-вашему,  закончилась  сказка?

 

 

6.Оцените свою работу на уроке ( нужное подчеркнуть)

 

1. Я узнал(а) или получил(а) новую информацию / ничего нового не узнал(а)

2. Моё первое впечатление о сказке изменилось / не изменилось.

3. Мне на уроке было интересно / скучно.

4. Больше всего мне запомнился ответ ученицы(ка)__________________________

5. Мне понравился такой вид работы как___________________________________

6. Я могу оценить свою работу на уроке  отметкой__________________________

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературе на тему "Г.Х.Андерсен. “ Русалочка”. Удивительный мир сказки"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-перинатолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ТЦУ:

образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Андерсена «Русалочка», показать художественные достоинства и нравственную глубину этого произведения;

совершенствовать навык работы с текстом;

выяснить авторский замысел, т.е. позицию автора по отношению к героине и его понимание настоящей любви;

выйти на уровень обобщений  (Русалочка-символ самоотверженной любви)

развивающая: развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения классифицировать материал и делать выводы;

воспитывающая: воспитывать нравственную культуру учащихся: доброту, человеколюбие и пр.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности

Форма организации урока:

Оборудование: портрет писателя, видеоклип «Андерсен» фильм с иллюстрациями отрывки из мультфильма, отрывок из фильма, полный текст  сказки, индивидуальные рабочие и оценочные листы (Приложение1), презентация к уроку (Приложение2), выставка книг Г.Х.Андерсена, выставка проектных работ учеников, выставка рисунков «Верность, любовь в литературных произведениях », выставка предметов, которые связаны с образом Русалочки (игрушки, детские  журналы 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 337 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 669
    • DOCX 71 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бараева Лариса Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бараева Лариса Владимировна
    Бараева Лариса Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7413
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы маркетинговых исследований в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов