Главная / Начальные классы / Урок по литературе на тему "Г.Х.Андерсен. “ Русалочка”. Удивительный мир сказки".

Урок по литературе на тему "Г.Х.Андерсен. “ Русалочка”. Удивительный мир сказки".

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 4 КЛАССЕ


Бараева Л.В.,

учитель школы-лицея «Туран» г. Алматы


Тема урока Г.Х.Андерсен. “ Русалочка”.

Удивительный мир сказки

ТЦУ:

образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Андерсена «Русалочка», показать художественные достоинства и нравственную глубину этого произведения;

совершенствовать навык работы с текстом;

выяснить авторский замысел, т.е. позицию автора по отношению к героине и его понимание настоящей любви;

выйти на уровень обобщений (Русалочка-символ самоотверженной любви)

развивающая: развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения классифицировать материал и делать выводы;

воспитывающая: воспитывать нравственную культуру учащихся: доброту, человеколюбие и пр.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности

Форма организации урока:

Оборудование: портрет писателя, видеоклип «Андерсен» фильм с иллюстрациями отрывки из мультфильма, отрывок из фильма, полный текст сказки, индивидуальные рабочие и оценочные листы (Приложение1), презентация к уроку (Приложение2), выставка книг Г.Х.Андерсена, выставка проектных работ учеников, выставка рисунков «Верность, любовь в литературных произведениях », выставка предметов, которые связаны с образом Русалочки (игрушки, детские журналы и т.д.)


ХОД УРОКА

Я не знаю ничего величественнее моря,

разве что небо.

Ничто не может сравниться с небом

по беспредельности и величию, разве что

ГЛУБИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

В. Гюго

(Последняя строка закрыта, предполагается, что в конце урока дети сами ее восстановят)


  1. Организационный этап

- Ребята, сегодня мы продолжаем с вами пребывать в сказочном мире Г.Х.Андерсена. По предыдущему уроку я поняла, что это знакомый вам с детства сказочник, чьи произведения вы хорошо знаете и любите, недаром вы принесли так много его книг , проделали исследовательскую работу и готовы к защите проектов. На этом уроке мы встретимся с очень необычной героиней его сказки и попробуем по - другому взглянуть на уже знакомое нам произведение.

  1. Актуализация

1. УДИВительный мир сказки

- К слову «удивительный» подберите однокоренное существительное

- К слову «диво» подберите синоним (чудо).

- А чудо – это что-то (необыкновенное, необычное неожиданное ).

- Подберите однокоренные прилагательные к слову «чудо» (чудесный, чудовищный)

- Какие ассоциации возникают к слову «чудесный», а к слову «чудовищный»? (прекрасный, красивый , добрый, ужасный, страшный, безобразный, злой)

- Кем населен этот мир? (Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, царевичами, принцессами, феями, колдунами и т.д.)

- Чем? (Чудесами, волшебными предметами…)

- Кто создает этот удивительный сказочный мир?(автор и народ)

- С творчеством, какого писателя мы знакомимся?

- Почему Андерсен писал сказки?

- Какие качества сделали его великим сказочником?

Г.Х. Андерсен

- Что за человек был? (мужественный, доброжелательный, умел услышать, увидеть, удивиться чудесному.)

- Какие из этих качеств сделали его великим сказочником?

- Почему Андерсен писал сказки?

«Великое счастье дарить людям радость»

- Умеем ли мы видеть, слышать то, что видел и слышал Андерсен?

- Умеем ли находить чудесное в сказках и в жизни?

- Этому мы будем учиться сегодня на уроке.


  1. Постановка проблемного вопроса

- Ребята, а как вы думаете, русалки существуют? А любовь?


  1. Формулировка темы урока

Озвучивание фразы, которая будет эпиграфом, но без последнего слова.


  1. Проверка домашнего задания

- Дома вы в рабочем листе с левой стороны вы написали свои первые впечатления от этой сказки. (в этом рабочем листе ребята продолжат работу на уроке) Приложение 1

Озвучиваем несколько ответов (комментируем, дополняем.)

- О чём сказка? Кто такая Русалочка? Какой вы её увидели? Что такое любовь?

Справка (из словаря ОЖЕГОВА):Русалка-существо с женским телом и рыбьим хвостом, живущее в водоёмах.

Любовь-чувство самоотверженной сердечной привязанности )

- Давайте послушаем ребят, которые занимались исследованием русалок и готовы поделиться своими находками

Выступление двух ребят (презентация проектов "Русалки")


  1. Работа над содержанием сказки.

1.Работа с текстом. Изучающее чтение.

- Вы сказали, что в сказке есть чудеса. С описания, каких чудес начинается сказка?

Чудесное (море, подводное царство, русалочка)

- Прочитайте так, чтобы мы увидели эти чудеса. (выборочное чтение)

-Какие чувства вызвало у вас начало сказки?

Как автор описывает морское царство?

- Что мы узнаём о главной героине?

- Докажите текстом, как ей жилось в царстве подводного царя?

Как автор описывает русалочку? (Автор любуется ею)

- Зачем в русском языке используется суффикс ОЧК?

Сколько сестёр было у русалочки?

-Чем она не похожа на своих сестёр? О чём она мечтала? Что любила? Как её это характеризует?

- Если все так замечательно, то почему Русалочку так тянуло наверх, к людям? (Хочется простора, необычного. Подводный мир холодный, однообразный)

В литературе « верх» – это символ счастья, радости,

« низ» – это символ холода, печали, замкнутости.

Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? (Когда ей исполнилось 15 лет.)

И вот мечта Русалочки сбылась.

- Какие чудеса она увидела на поверхности?(Чудеса мира людей : корабль, люди, принц)

- Что испытала Русалочка при встрече с миром людей? (Восторг)

- Передайте при чтении восторг.

- Но случилось чудовищное : буря, крушение корабля, гибель людей, гибель принца.

- Почему Андерсен передает именно в таком порядке увиденное Русалочкой?

(Она беспокоилась за всех людей.)

- Почему?

Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца? (Он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб.)

- Что совершила Русалочка?( Чудесный поступок ) Слайд 19

- Можно ли назвать это подвигом? Подвиг совершается с риском для жизни.

- А разве Русалочка рисковала жизнью?

- Почему она рискует жизнью? Что лежит в основе хорошего поступка? (Любовь, возвращение жизни, любовь творит чудеса, добро. Зло разрушает чудеса)

- Куда Русалочка. понесла принца? (Наверх к солнцу)

- Что получила Русалочка взамен? (Ничего. Совсем ничего!)

«бескорыстный» (отсутствие выгоды),

награда- счастье любимого

Как бы вы поступили на её месте?

Почему русалочке пришлось оставить принца одного на берегу?(Зазвонили колокола и в сад пришли девушки.)

Найдите в тексте и прочитайте, какой стала русалочка после этого случая? (Стала ещё тише, задумчивее, чем прежде. Каждый раз всё печальнее...)

Как вы думаете, почему она рассказала обо всём сестрам?

Чем они помогли ей? (Показали, где живёт прекрасный принц.)

Как вы считаете, обрадовало ли её это известие?

Как теперь она проводила вечера? (Приплывала каждый вечер, подолгу наблюдала за принцем.)

Какие чувства у неё возникли к принцу? Что их укрепило? (О нём хорошо отзывались рыбаки, значит он – хороший человек)

- На что пошла Русалочка ради принца? Выборочное чтение

- Мечта сбылась? (Русалочка видит только чудесное)

- Так ли все чудесно в мире людей?

- О чем предупреждает Русалочку бабушка и ведьма, пугают? Почему? Что может произойти?

- Бабушка. Как относится она к Русалочке? ( Мудрая, ею движет любовь)

- А Ведьма? (Ведает, знает)

- Предупреждали, но она послушалась? Почему? (Решилась ради любви.)

- За любовь нужно платить, но не деньгами, а чем?

- Сравните «счастье-боль».

- Что может произойти? О чем предупреждает автор?

- Как относились? (Люди, принц судят по внешности, нарядили в шелка.)

- Но почему Русалочка печальна? (Не было любви. Счастье не в красоте и нарядах.)

- Вспомните, как страдал Андерсен, но любовь к людям вызвала желание дарить людям радость.

- Но неужели принц не любил Русалочку? Сравните любовь принца и Русалочки.

Любовь бывает разная.

- Как относился к ней принц?

- Почему автор отнял голос у Русалочки? (Разве нужны слова, чтобы понять друг друга? А язык взглядов принц прочесть не сумел)

- Почему принц на ней не женился?

- Что он говорит по этому поводу? Выборочное чтение.

- Кто еще пошел на страдание?

- Ради чего? (Ради любви)

В сказке нет отрицательных героев. Они все разные. Все они хорошие, но каждый живет сам по себе, не понимая друг друга.

-Был ли у Русалочки шанс остаться в живых? Что нужно было для этого сделать?

- Смогла бы Русалочка убить принца? Почему?

- Почему Русалочка поступила так, как поступила?

- Что сделали ли бы вы на её месте?

- Умерла ли Русалочка? Видел ли ее кто-нибудь мертвой?

- Как относится автор к своей героине? Докажите текстом.

- Почему же тогда он позволил ей умереть?

- Пена испаряется солнцем и поднимается куда? ( наверх )

- А о чем всегда мечтала Русалочка?

- Давайте посмотрим, как интерпретировали сказку режиссёры

2. Просмотр видеороликов. Беседа по ним.

- Кто из вас прочитал сказку до конца?

- Как она заканчивается?

- Если хотите узнать - слушайте…

3. Чтение концовки сказки

-Так что подарил автор своей любимой героине? (бессмертную душу.)

В начале перед нами было СУЩЕСТВО, пусть и сказочное и весьма привлекательное, но СУЩЕСТВО, а в конце сказки перед нами уже человек со своей БЕССМЕРТНОЙ ДУШОЙ.


  1. Подведение итогов урока

- Возвратимся к эпиграфу. Оказывается, с небом может сравниться только (глубина человеческой души)

- Так почему так изменилась Русалочка? (Её изменила любовь)

- Андерсен утверждает и воспевает великую силу любви. Он хочет сделать свою Русалочку бессмертной. Именно поэтому она не умирает, а лишь переходит в иной мир: уходит к «дочерям воздуха», посылая свое благословение молодой чете. Русалочке ведома великая сила любви и добра, ей чужды зло, ненависть и чувство мести. Поэтому образ Русалочки так возвышенно благороден, а сказка так нравственно чиста и глубока.

Презентация проекта "Любовь" (ученик «Легенда о любви»)

-А в какой ещё сказке любовь меняет героев? (У Андерсена в сказке «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», в казахской легенде «Айша Биби и Карахан (работа с выставкой рисунков)

-Может, кто-то ответит, почему именно Русалочке был поставлен памятник в столице Дании?


  1. Рефлексия

- А теперь вернитесь к вашим рабочим листам и ответьте на уже поставленные ранее вопросы, но в правой части листа. Приложение 1.

-Что-то изменилось в вашем представлении о сказке? Что именно?

-Оцените свою работу на уроке. Напишите, какой вид работы (чей ответ) вам более всего запомнился.


  1. Этап информации о домашнем задании:

Письменно ответить на вопрос в рабочей тетради

Почему именно Русалочке был поставлен памятник на родине сказочника, используя тип речи – рассуждение.

Можно заслушать несколько ответов.










Приложение 1


Рабочий лист ученика (цы)______________________________


1.О чём эта сказка?

левая сторона правая сторона



2.Русалочка-это…



3.Подберите слова, которые могут охарактеризовать Русалочку:


иллюстрация:

мультфильм:

книга:

4. Что такое любовь?



5.Как, по-вашему, закончилась сказка?



6.Оцените свою работу на уроке ( нужное подчеркнуть)


1. Я узнал(а) или получил(а) новую информацию / ничего нового не узнал(а)

2. Моё первое впечатление о сказке изменилось / не изменилось.

3. Мне на уроке было интересно / скучно.

4. Больше всего мне запомнился ответ ученицы(ка)__________________________

5. Мне понравился такой вид работы как___________________________________

6. Я могу оценить свою работу на уроке отметкой__________________________



Урок по литературе на тему "Г.Х.Андерсен. “ Русалочка”. Удивительный мир сказки".
  • Начальные классы
Описание:

ТЦУ:

образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Андерсена «Русалочка», показать художественные достоинства и нравственную глубину этого произведения;

совершенствовать навык работы с текстом;

выяснить авторский замысел, т.е. позицию автора по отношению к героине и его понимание настоящей любви;

выйти на уровень обобщений  (Русалочка-символ самоотверженной любви)

развивающая: развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения классифицировать материал и делать выводы;

воспитывающая: воспитывать нравственную культуру учащихся: доброту, человеколюбие и пр.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности

Форма организации урока:

Оборудование: портрет писателя, видеоклип «Андерсен» фильм с иллюстрациями отрывки из мультфильма, отрывок из фильма, полный текст  сказки, индивидуальные рабочие и оценочные листы (Приложение1), презентация к уроку (Приложение2), выставка книг Г.Х.Андерсена, выставка проектных работ учеников, выставка рисунков «Верность, любовь в литературных произведениях », выставка предметов, которые связаны с образом Русалочки (игрушки, детские  журналы 

Автор Бараева Лариса Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 878
Номер материала 47999
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓