УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 4 КЛАССЕ
Бараева Л.В.,
учитель школы-лицея «Туран» г. Алматы
Тема урока Г.Х.Андерсен. “ Русалочка”.
Удивительный мир сказки
ТЦУ:
образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по
сказке Андерсена «Русалочка», показать художественные достоинства и
нравственную глубину этого произведения;
совершенствовать навык работы с текстом;
выяснить авторский замысел, т.е. позицию автора по
отношению к героине и его понимание настоящей любви;
выйти на уровень обобщений (Русалочка-символ
самоотверженной любви)
развивающая: развивать монологическую речь (её содержательность,
точность), умения классифицировать материал и делать выводы;
воспитывающая: воспитывать нравственную культуру учащихся: доброту,
человеколюбие и пр.
Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности
Форма организации урока:
Оборудование: портрет писателя, видеоклип «Андерсен» фильм с
иллюстрациями отрывки из мультфильма, отрывок из фильма, полный текст сказки, индивидуальные
рабочие и оценочные листы (Приложение1), презентация к уроку (Приложение2),
выставка книг Г.Х.Андерсена, выставка проектных работ учеников, выставка
рисунков «Верность, любовь в литературных произведениях », выставка предметов,
которые связаны с образом Русалочки (игрушки, детские журналы и т.д.)
ХОД УРОКА
Я не знаю ничего величественнее моря,
разве что небо.
Ничто не может сравниться с небом
по беспредельности и величию, разве что
ГЛУБИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
В. Гюго
(Последняя строка закрыта, предполагается, что в конце урока дети сами ее
восстановят)
I.
Организационный этап
- Ребята, сегодня мы продолжаем с вами пребывать в
сказочном мире Г.Х.Андерсена. По предыдущему уроку я поняла, что это знакомый
вам с детства сказочник, чьи произведения вы хорошо знаете и любите, недаром вы
принесли так много его книг , проделали исследовательскую работу и готовы к
защите проектов. На этом уроке мы встретимся с очень необычной героиней его
сказки и попробуем по - другому взглянуть на уже знакомое нам произведение.
II.
Актуализация
1. УДИВительный мир сказки
- К слову «удивительный» подберите однокоренное
существительное
- К слову «диво» подберите синоним (чудо).
- А чудо – это что-то (необыкновенное, необычное неожиданное
).
- Подберите однокоренные прилагательные к слову «чудо»
(чудесный, чудовищный)
- Какие ассоциации возникают к слову «чудесный», а к
слову «чудовищный»? (прекрасный, красивый , добрый, ужасный, страшный,
безобразный, злой)
- Кем населен этот мир? (Бабой Ягой, Кощеем
Бессмертным, царевичами, принцессами, феями, колдунами и т.д.)
- Чем? (Чудесами, волшебными предметами…)
- Кто создает этот удивительный сказочный мир?(автор и
народ)
- С творчеством, какого писателя мы знакомимся?
- Почему Андерсен писал сказки?
- Какие качества сделали его великим сказочником?
Г.Х. Андерсен
- Что за человек был? (мужественный, доброжелательный,
умел услышать, увидеть, удивиться чудесному.)
- Какие из этих качеств сделали его великим
сказочником?
- Почему Андерсен писал сказки?
«Великое счастье дарить людям радость»
- Умеем ли мы видеть, слышать то, что видел и слышал
Андерсен?
- Умеем ли находить чудесное в сказках и в жизни?
- Этому мы будем учиться сегодня на уроке.
III.
Постановка
проблемного вопроса
- Ребята, а как вы думаете, русалки существуют? А
любовь?
IV.
Формулировка темы
урока
Озвучивание фразы, которая будет эпиграфом, но без
последнего слова.
V.
Проверка домашнего
задания
-
Дома вы в рабочем листе с левой стороны вы написали свои первые впечатления от
этой сказки. (в этом рабочем листе ребята продолжат работу на уроке) Приложение 1
Озвучиваем несколько ответов (комментируем,
дополняем.)
- О чём сказка? Кто такая Русалочка? Какой вы её
увидели? Что такое любовь?
Справка (из словаря ОЖЕГОВА):Русалка-существо с
женским телом и рыбьим хвостом, живущее в водоёмах.
Любовь-чувство самоотверженной сердечной привязанности
)
- Давайте послушаем ребят, которые занимались
исследованием русалок и готовы поделиться своими находками
Выступление двух ребят (презентация проектов
"Русалки")
VI.
Работа над
содержанием сказки.
1.Работа с текстом. Изучающее чтение.
- Вы сказали, что в сказке есть чудеса. С описания,
каких чудес начинается сказка?
Чудесное (море, подводное царство, русалочка)
- Прочитайте так, чтобы мы увидели эти чудеса. (выборочное
чтение)
-Какие чувства вызвало у вас начало сказки?
– Как автор описывает морское царство?
- Что мы узнаём о главной героине?
- Докажите текстом, как ей жилось в царстве подводного
царя?
– Как автор описывает русалочку? (Автор любуется ею)
- Зачем в русском языке используется суффикс ОЧК?
– Сколько сестёр было у русалочки?
-Чем она не похожа на своих сестёр? О чём она
мечтала? Что любила? Как её это характеризует?
- Если все так замечательно, то почему Русалочку так
тянуло наверх, к людям? (Хочется простора, необычного. Подводный мир холодный,
однообразный)
В литературе « верх» – это символ счастья, радости,
« низ» – это символ холода, печали, замкнутости.
– Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? (Когда
ей исполнилось 15 лет.)
И вот мечта Русалочки сбылась.
- Какие чудеса она увидела на поверхности?(Чудеса мира
людей : корабль, люди, принц)
- Что испытала Русалочка при встрече с миром людей?
(Восторг)
- Передайте при чтении восторг.
- Но случилось чудовищное : буря, крушение корабля, гибель людей, гибель
принца.
- Почему Андерсен передает именно в таком порядке
увиденное Русалочкой?
(Она беспокоилась за всех людей.)
- Почему?
– Почему русалочка, не думая о том, что сама может
погибнуть, бросилась спасать принца? (Он ей очень понравился, она не хотела,
чтобы он погиб.)
- Что совершила Русалочка?( Чудесный поступок
) Слайд 19
- Можно ли назвать это подвигом? Подвиг совершается с
риском для жизни.
- А разве Русалочка рисковала жизнью?
- Почему она рискует жизнью? Что лежит в основе
хорошего поступка? (Любовь, возвращение жизни, любовь творит чудеса, добро. Зло
разрушает чудеса)
- Куда Русалочка. понесла принца? (Наверх к
солнцу)
- Что получила Русалочка взамен? (Ничего.
Совсем ничего!)
«бескорыстный» (отсутствие выгоды),
награда- счастье любимого
– Как бы вы поступили на её месте?
– Почему русалочке пришлось оставить принца одного на
берегу?(Зазвонили колокола и в сад пришли девушки.)
– Найдите в тексте и прочитайте, какой стала русалочка
после этого случая? (Стала ещё тише, задумчивее, чем прежде. Каждый раз всё
печальнее...)
– Как вы думаете, почему она рассказала обо всём
сестрам?
– Чем они помогли ей? (Показали, где живёт прекрасный
принц.)
– Как вы считаете, обрадовало ли её это известие?
– Как теперь она проводила вечера? (Приплывала каждый
вечер, подолгу наблюдала за принцем.)
– Какие чувства у неё возникли к принцу? Что их
укрепило? (О нём хорошо отзывались рыбаки, значит он – хороший человек)
- На что пошла Русалочка ради принца? Выборочное
чтение
- Мечта сбылась? (Русалочка видит только
чудесное)
- Так ли все чудесно в мире людей?
- О чем предупреждает Русалочку бабушка и ведьма,
пугают? Почему? Что может произойти?
- Бабушка. Как относится она к Русалочке? ( Мудрая,
ею движет любовь)
- А Ведьма? (Ведает, знает)
- Предупреждали, но она послушалась? Почему? (Решилась ради
любви.)
- За любовь нужно платить, но не деньгами, а чем?
- Сравните «счастье-боль».
- Что может произойти? О чем предупреждает автор?
- Как относились? (Люди, принц судят по внешности,
нарядили в шелка.)
- Но почему Русалочка печальна? (Не было
любви. Счастье не в красоте и нарядах.)
- Вспомните, как страдал Андерсен, но любовь к людям
вызвала желание дарить людям радость.
- Но неужели принц не любил Русалочку? Сравните
любовь принца и Русалочки.
Любовь бывает разная.
- Как относился к ней принц?
- Почему автор отнял голос у Русалочки? (Разве нужны
слова, чтобы понять друг друга? А язык взглядов принц прочесть не сумел)
- Почему принц на ней не женился?
- Что он говорит по этому поводу? Выборочное чтение.
- Кто еще пошел на страдание?
- Ради чего? (Ради любви)
В сказке нет отрицательных героев. Они все разные.
Все они хорошие, но каждый живет сам по себе, не понимая друг друга.
-Был ли у Русалочки шанс остаться в живых? Что нужно
было для этого сделать?
- Смогла бы Русалочка убить принца? Почему?
- Почему Русалочка поступила так, как поступила?
- Что сделали ли бы вы на её месте?
- Умерла ли Русалочка? Видел ли ее кто-нибудь мертвой?
- Как относится автор к своей героине? Докажите
текстом.
- Почему же тогда он позволил ей умереть?
- Пена испаряется солнцем и поднимается куда? ( наверх
)
- А о чем всегда мечтала Русалочка?
- Давайте посмотрим, как интерпретировали сказку
режиссёры
2. Просмотр видеороликов. Беседа по ним.
- Кто из вас прочитал сказку до конца?
- Как она заканчивается?
- Если хотите узнать - слушайте…
3. Чтение концовки сказки
-Так что подарил автор своей любимой героине?
(бессмертную душу.)
В начале перед нами было СУЩЕСТВО, пусть и сказочное и
весьма привлекательное, но СУЩЕСТВО, а в конце сказки перед нами уже человек со
своей БЕССМЕРТНОЙ ДУШОЙ.
VII.
Подведение итогов
урока
- Возвратимся к эпиграфу. Оказывается, с небом
может сравниться только (глубина человеческой души)
- Так почему так изменилась Русалочка? (Её изменила
любовь)
- Андерсен утверждает и воспевает великую силу любви.
Он хочет сделать свою Русалочку бессмертной. Именно поэтому она не умирает, а
лишь переходит в иной мир: уходит к «дочерям воздуха», посылая свое
благословение молодой чете. Русалочке ведома великая сила любви и добра, ей
чужды зло, ненависть и чувство мести. Поэтому образ Русалочки так возвышенно
благороден, а сказка так нравственно чиста и глубока.
Презентация проекта "Любовь" (ученик «Легенда о любви»)
-А в какой ещё сказке любовь меняет героев? (У
Андерсена в сказке «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный
солдатик», «Огниво», в казахской легенде «Айша Биби и Карахан (работа с
выставкой рисунков)
-Может, кто-то ответит, почему именно Русалочке был
поставлен памятник в столице Дании?
VIII.
Рефлексия
- А теперь вернитесь к вашим рабочим листам и ответьте
на уже поставленные ранее вопросы, но в правой части листа. Приложение 1.
-Что-то изменилось в вашем представлении о сказке? Что
именно?
-Оцените свою работу на уроке. Напишите, какой вид
работы (чей ответ) вам более всего запомнился.
IX.
Этап информации о
домашнем задании:
Письменно ответить на вопрос в рабочей тетради
Почему именно Русалочке был поставлен памятник на
родине сказочника, используя тип речи – рассуждение.
Можно заслушать несколько ответов.
Приложение 1
Рабочий лист
ученика (цы)______________________________
1.О чём эта сказка?
левая
сторона правая
сторона
|
|
|
2.Русалочка-это…
|
|
|
3.Подберите слова, которые могут охарактеризовать
Русалочку:
|
|
иллюстрация:
|
мультфильм:
|
книга:
|
4. Что такое любовь?
|
|
|
5.Как, по-вашему, закончилась сказка?
|
|
|
6.Оцените свою работу на уроке ( нужное подчеркнуть)
|
1. Я узнал(а) или получил(а) новую информацию / ничего
нового не узнал(а)
2. Моё первое впечатление о сказке изменилось /
не изменилось.
3. Мне на уроке было интересно / скучно.
4. Больше всего мне запомнился ответ ученицы(ка)__________________________
5. Мне понравился такой вид работы как___________________________________
6. Я могу оценить свою работу на уроке отметкой__________________________
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.