Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе на тему: " Н. В. Гоголь. Повесть "Ночь перед Рождеством". Противоборство добрых и злых сил в повести"..

Урок по литературе на тему: " Н. В. Гоголь. Повесть "Ночь перед Рождеством". Противоборство добрых и злых сил в повести"..

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 40»







Литература. 6 класс.

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Урок по теме: «Противоборство добрых и злых сил в повести».

Урок – исследование.





Урок подготовлен и проведён учителем русского языка и литературы Шведовой Светланой Владимировной.



































Астрахань, 2014год





Цели урока.

  1. Содержательная. Рассмотреть образы героев повести в их сопоставлении.

  2. Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст повести. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям, знать изобразительно-выразительные средства.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал.



Ход урока.

1-ый этап. Организационный.

Вступительное слово учителя.

Добрый день. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать, но хочу еще раз в это убедиться.

Кричалка

-Парам – парей!

-Хэй!

-Парам-парей!

-Хэй, хэй, хэй!

-Настроение каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Да!

-Все без исключения?

-Да!

-К уроку все готовы?

-Да!

-Молодцы!

-Ура!

Учитель: вот так же весело и задорно справляют Рождество герои повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», которые искренне верили в предания «старины глубокой».

II. Мотивация учащихся к деятельности.

Давайте перенесемся в то местечко на Украину, где происходили события, описанные автором.

Видеорепортаж.

-Какие традиции украинского народа показаны?

-Какие чувства, мысли вызвал у вас репортаж?

 Обратитесь к слайду, на котором вашему вниманию представлены пословицы. Внимательно их прочитайте, найдите ключевые слова и попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

  • «Добро не лихо: бродит по миру тихо»

  •  «Час в добре пробудешь - всё горе забудешь»

  • «Добрым путем Бог правит»

  • «Тому тяжело, кто помнит зло»

  • «Чем сердиться, так лучше помириться».

(Учащиеся после знакомства с пословицами должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о добре и зле).

2-ой этап. Постановка учебной задачи.

- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (мы будем говорить о добрых и злых героях в повести Н. В. Гоголя). Сформулируем тему нашего урока («Добро и зло в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» - записать её в тетрадь).

Предлагаю поработать и в парах, и в группах. Помним о правилах работы. Следим за временем и не забываем о культуре поведения.

Поработаем в парах. 1-я пара определяет слово «добро»

2-я определяет слово « зло»

Секретарь записывает вывод.

Учитель: заглянем в словари и посмотрим, как определяются там понятия «добра» и «зла». (Выводятся на слайд толкования слов из словаря С.Ожегова, В. И. Даля).

   Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное.

   Зло – это нечто дурное, вредное.

Учитель:  Ребята, совпали ваши представления  о добре и зле с тем, что предлагает словарь? Как эти понятия связаны с повестью? (Злые и добрые герои). Почему накануне Рождества обостряется борьба добрых и злых сил, света и тьмы? (Злые силы накануне Рождества ведут себя наиболее активно, стараются заставить людей в последнюю ночь перед Рождением Христа нарушить христианские заповеди.)

 А теперь давайте подумаем вместе, каковы цели нашей работы? (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

  - проследить, как проявляют себя добро и зло на страницах повести;

  - кто из героев является олицетворением добра, а кто - зла;

  - что побеждает в финале – добро или зло?)

- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере повести.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

 Учитель: Вспомните героев повести. Какие поступки они совершают?

Задание группам: попробуйте распределить героев в зависимости от того, олицетворением добра или зла они, на ваш взгляд, являются. (учитель записывает на доске со слов детей)

Добро – Вакула, Оксана, Пацюк.

Зло-Солоха, Черт, Оксана, Пацюк.

Учитель: давайте теперь разберемся, правильный ли выбор мы сделали?

Для этого послушаем ребят, которые внимательно поработали с текстом повести, проследили за поступками героев и отобрали материал для их характеристики. Ваша задача: внимательно слушать одноклассников, а также оценить их работу.

4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения. Индивидуальные домашние задания. (2 минуты на выступление, группы ставят отметки).

1 пара. Портрет Солохи

2 пара. Портрет Черта.

 3 пара. Портрет Пацюка.

4 пара. Портрет Вакулы

5 пара. Портрет Оксаны

Оцените работу ребят. Посоветуйтесь, кому вы отдадите звезду.

5-й этап. Физкультминутка.

6-й этап. Контроль. Итак, правильно ли мы соотнесли героев с понятиями добра и зла?

Поскольку мы сегодня говорим о событиях, происходивших в Рождественскую ночь, то мы должны помнить о том, что поступки героев, прежде всего, оцениваются с точки зрения Христианских заповедей, следовательно, проследите, как эти герои соблюдают христианские заповеди.

Итогом вашей работы станет заполненная таблица. Дополнительный материал перед вами «Христианские заповеди».

Вывод: Что помогает добру победить зло в повести? (Глубокая вера в бога).

7-й этап. Самооценка и оценка других групп. (По плану)

8-й этап. Рефлексия.

Учитель: А теперь, ребята, вернемся к пословицам, с которых мы начинали наш урок.

- Какие пословицы наиболее созвучны с нашим сегодняшним разговором, с нашими героями?

- Есть ли среди них такая, которую вы бы взяли для себя как жизненный девиз?
- Какой урок вы извлекли из повести?

-Какой совет вы дадите тем, кто ещё не прочитал эту повесть?

Таким образом, ребята, мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь. 

  • Красотою гордилась Оксана,

  • Родом важным и стройностью стана,

  • А Вакула, он жил лишь мечтою,

  • Скромный парень с открытой душою,

  • Он с небес черевички достал,

  • Тьму и черта подальше прогнал,

  • А потом воскресил и любовь! Торжествует она вновь и вновь!



Домашнее задание. 

1)Перечитать последний диалог Оксаны и Вакулы, подготовить его пересказ.

2)Выписать пословицы и поговорки из повести

3)Попробуйте написать стихотворение о прочитанной повести , где первыми буквами стали буквы слова Добро.

Д-

О-

Б-

Р-

О-



Урок по литературе на тему: " Н. В. Гоголь. Повесть "Ночь перед Рождеством". Противоборство добрых и злых сил в повести"..
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок «Противоборство добра и зла в повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством»» разработан для учащихся 6  класса и является одним из системы уроков по изучению повести писателя «Ночь перед Рождеством». Урок построен в соответствии с технологией системно - деятельностного обучения, что позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке, способствует развитию мышления и аналитических способностей, а также в большей мере позволяет учащимся самостоятельно открывать новые знания. Этот урок соответствует требованиям, предъявляемым к современному уроку в рамках реализации ФГОС. поэтому первостепенной целью является воспитание высоконравственной личности с развитой системой ценностного отношения к миру. На уроке ребята рассматривают  образы героев повести Н. В. Гоголя с точки зрения нравственных категорий "добра" и "зла", сопоставляют героев повести: Вакулу, Оксану, Солоху, Черта, Чуба, находят их положительные и отрицательные черты, делают выводы. Ребята заполняют таблицу «Добро или зло?», где отмечают поступки, соответствующие христианским заповедям, поступки, не соответствующие христианским заповедям. Делают  вывод о том:  добро или зло олицетворяет герой данной повести

 Рассматривают пословицы о добре и зле, учатся находить ключевые слова, подбирать пословицы, которые могли бы стать выводом из урока. Ученики сами определяют цель урока, тему урока, планируют свою деятельность, распределяют  роли в группе. Это «аналитики», «плановики», «хранители времени», «докладчики», «содокладчики», «капитаны». Различные виды работы, используемые на уроке, помогают учащимся  научиться анализировать текст повести, развивать навыки монологической, диалогической речи и навыки выразительного чтения. Ребятам предложены интересные задания, например, сочинение акростиха, так как они уже научились таким приемам мышления, как синквейн, кластер и т.д. На уроке используются элементы исследовательской работы, связанные с умением составлять учениками характеристику художественного образа. Работа на уроке построена в форме индивидуальной, парной и групповой. Ученики учатся оценивать свою деятельность по критериям, делать выводы, выполнять работу над ошибками. Данный урок формирует  нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты в этом непростом мире. Мудрые уроки Гоголя, столь важные и нужные нам сегодня,— это уроки любви к Родине, уважения и восхищения ее историей, природой, людьми, это предостережение о той грозной опасности, которую несет с собой утрата нравственных критериев, бездуховность. Гоголь прокладывал новые пути в литературе, продолжая и развивая ее замечательные традиции: связь с жизнью, народность, гуманизм.

 

 

Автор Шведова Светлана Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1810
Номер материала 3047
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓