Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе "Герои и обстоятельства в рассказе Л. Н. толстого "Кавказский пленник" (7 класс)

Урок по литературе "Герои и обстоятельства в рассказе Л. Н. толстого "Кавказский пленник" (7 класс)

hello_html_m2e7b5f1a.gifhello_html_4517a0bf.gifhello_html_m4f6a60a4.gifhello_html_m339fc01e.gifhello_html_m5764ecaf.gifhello_html_m3518fa5e.gifhello_html_m3518fa5e.gifhello_html_m3518fa5e.gifБондарчук Анжелина Витальевна

Учитель русского языка и литературы

Родниковский учебно-воспитательный комплекс

Симферопольского района Республики Крым


(0652) 0662379475


anzhelinabondarchuk@mail.ru


Урок литературы в 7 классе «Герои и обстоятельства в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»




































ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ! ПОЖАЛУЙСТА!



Тема: Герои и обстоятельства в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цели урока:

образовательная: анализируя текст рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», научить обучающихся характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке;

развивающая: развивать умение обучающихся ориентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

воспитательная: воспитывать интерес семиклассников к духовному миру героев литературы, литературных произведений о духовной красоте и внутреннем богатстве личности;

формировать нравственную позициюобучающихъся, заложить основы нравственного поведения;
развивать эмпатию как способность сочувствовать, сопереживать, прививать эстетические ценности, воспитывать толерантное отношение к представителям разных культур и народов;

воспитывать интерес к творчествуЛ. Н. Толстого–классика русской и мировой литературы.



Эпиграф: Насколько человек побеждает страх, настолько он человек.

Томас Карлейль



Оформление: на одной из досок мелом нарисованы Жилин и Дина на фоне гор;

на второй - написаны тема урока, эпиграф; начерчены два

пересекающихся круга («Диаграмма Венна»);

тексты рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», рабочие тетради,

цветная бумага, клей, ножницы.



ХОД УРОКА


I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока


В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат великие творения классика русской в мировой литературы Льва Толстого.

Максим Горький однажды сказал о Толстом: «Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного…». Согласиться или оспаривать эту мысль можно только знакомясь с творчеством писателя, которое огромно и возвышается как одна из вершин мировой культуры. Сегодня мы будем говорить о замечательном произведении, в котором автор поднимает важные нравственные проблемы, - рассказе «Кавказский пленник», написанном в марте 1872 года.


II. Мотивация учебной деятельности обучающихся (психологический эксперимент)

Прежде чем начать обсуждение эпиграфа учитель просит выйти к доске несколько человек, не называя фамилий обучающихся. Обычно выходят немногие, ведь остается непонятным, зачем. Учитель, беседуя с этими ребятами, акцентирует внимание на том, что решение они приняли самостоятельно, оказавшись перед выбором: выходить к доске или остаться за партой. Таким образом подводим обучающихся к мысли о том, что в жизни человека часто возникает проблема выбора. Какое решение он принимает в сложной ситуации, зависит исключительно от его духовных качеств и от того, насколько он может побороть страх. Далее зачитываем эпиграф, слова Томаса Карлейля, британского писателя, публициста, историка и философа, и предлагаем обучающимся разобраться в справедливости этого высказывания, работая с текстом рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»


III. Актуализация опорных знаний обучающихся.

  • Ролевая игра «Интервью с писателем» позволит восстановить в памяти учащихся моменты биографии известного русского писателя, связанные с историей написания рассказа «Кавказский пленник». Один учащийся играет роль Л. Н. Толстого, другие – задают вопросы

Перечень возможных вопросов и предполагаемых ответов:

1.Какие исторические события легли в основу произведения?

В середине ХIХ века на Кавказе шла кровопролитная война. Она продолжалась более 20 лет. Царь Николай I отправил свои войска завоевывать кавказские земли. Однако жившие там горские народы оказывали серьезное сопротивление. На крутых горных дорогах, в ущельях и лесах, на переправах горцы нападали на русских солдат и офицеров и брали их в плен. Эти события и легли в основу многих моих кавказских рассказов, в частности рассказа «Кавказский пленник»


2. Вы принимали участие в боевых действиях на Кавказе?

Да, именно в это время я служил на Кавказе и однажды чуть-чуть не попал в плен к горцам.

3. Расскажите, пожалуйста, как это произошло.

Однажды я отъехал далеко от отряда и почти попал в беду. Выручил меня мой спутник, чеченский друг Садо. Незадолго до этого случая мы с Садо по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Когда нас стали настигать чеченцы, я вполне мог уйти от погони на резвом скакуне, подаренном моим другом, но ни за что не согласился бы оставить в беде Садо. У Садо в руках было незаряженное ружье, он грозно им размахивал и кричал. Чеченцы хотели взять нас в плен живыми. Особенно они были злы на своего соплеменника, дружившего со мной, русским офицером. Когда мы приблизились к крепости Грозной, преследователи повернули назад, потому что из крепости выехали конные казаки. В память об этом случае Садо подарил мне свою саблю.

4. Можно считать, что именно этот случай послужил толчком для написания рассказа «Кавказский пленник»?

Я бы не стал так утверждать, но начало рассказа, когда по вине Костылина Жилин попадает в плен, очень напоминает преследование меня и Садо горцами.

5. В вашем рассказе «Кавказский пленник» очень подробно описано пребывание Жилина и Костылина в плену. Вы встречались с людьми, которые действительно побывали в плену у чеченцев?

Да, и неоднократно. В то время газеты часто публиковали рассказы о русских солдатах и офицерах, побывавших в плену. Встречаясь с таким людьми, я расспрашивал их об условиях жизни, об отношении к ним горцев. Все это помогло мне при создании кавказских рассказов.

6. Кого и за что вы осуждаете в этом рассказе?

Прежде всего я выступал против царского самодержавия, которое вело эту кровопролитную войну на Кавказе. И, конечно же, против межнациональной розни, против тех, кто натравливает один народ против другого.


IV. Работа по теме урока


  • Работа в группах. Повторение теории литературы

Предлагаем обучающимся следующее задание с использованием метода «Мозговой штурм»:

--- восстановите правильный порядок элементов, составляющих сюжет рассказа

(На отдельных листах напечатаны названия: «Экспозиция», «Завязка», «Развитие действия», «Кульминация», «Развязка», расположены непоследовательно)

--- подберите эпизоды из рассказа, соответствующие сюжету произведения.


Заслушиваем ответы представителей трех групп и фиксируем на доске следующую схему, которая позволит представить сюжет рассказа Л. Н. Толстого




Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка


Знакомство Захват Пребывание героев 2 побег Возвращение

с героями Жилина в плену Жилина

горцами 1 побег к своим


  • Анализ отдельных эпизодов рассказа.

Фронтальная беседа.

1. С чего начинаются события в рассказе?

2. Какой уговор был у Жилина и Костылина, когда они решили ехать без обоза?

3. Кто нарушил уговор и при каких обстоятельствах?

4. Как вел себя Жилин при встрече с врагом? Какое решение он принял? (« Не дамся, не дамся же живой»)

Вывод:

Несмотря на то что название рассказа - « Кавказский пленник» - относится к

одному лицу, уже в первой главе намечаются два героя: Жилин и Костылин, которые по-разному относятся к жизни, к испытаниям, выпавшим на их долю. В этом мы убедимся, анализируя материал произведения.


  • Анализ поведения героев в плену

Выразительное чтение по ролям диалога Жилина и переводчика-татарина.


Поели татары блины, пришла татарка в рубахе такой же, как и девка, и в штанах; голова платком покрыта. Унесла масло, блины, подала лоханку хорошую и кувшин с узким носком. Стали мыть руки татары, потом сложили руки, сели на коленки, подули во все стороны и молитвы прочли. Поговорили по-своему. Потом один из гостей-татар повернулся к Жилину, стал говорить по-русски.

- Тебя, - говорит, - взял Кази-Мугамет, - сам показывает на красного татарина, - и отдал тебя Абдул-Мурату, - показывает на черноватого. Абдул-Мурат теперь твой хозяин.

   Жилин молчит. Заговорил Абдул-Мурат и всё показывает на Жилина, и смеётся, и приговаривает:

   - Солдат, урус, корошо, урус.

   Переводчик говорит:

   - Он тебе велит домой письмо писать, чтобы за тебя выкуп прислали. Как пришлют деньги, он тебя пустит.

   Жилин подумал и говорит:

   - А много ли он хочет выкупа?

   Поговорили татары; переводчик и говорит:

   - Три тысячи монет.

   - Нет, - говорит Жилин, - я этого заплатить не могу.

   Вскочил Абдул, начал руками махать, что-то говорит Жилину - всё думает, что он поймёт. Перевёл переводчик, говорит:

   - Сколько же ты дашь?

   Жилин подумал и говорит:

   - Пятьсот рублей.

   Тут татары заговорили часто, все вдруг. Начал Абдул кричать на красного, залопотал так, что слюни изо рта брызжут.

   А красный только жмурится да языком пощёлкивает.

   Замолчали они, переводчик говорит:

   - Хозяину выкупа мало пятьсот рублей. Он сам за тебя двести рублей заплатил. Ему Кази-Мугамет был должен. Он тебя за долг взял. Три тысячи рублей, меньше нельзя пустить. А не напишешь, в яму посадят, наказывать будут плетью.

   «Эх, - думает Жилин, - с ними что робеть, то хуже».

   Вскочил на ноги и говорит:

   - А ты ему, собаке, скажи, что, если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак.

   Пересказал переводчик, опять заговорили все вдруг.

   Долго лопотали, вскочил чёрный, подошёл к Жилину.

   - Урус, - говорит, - джигит, джигит урус!

   Джигит по-ихнему значит «молодец». И сам смеётся; сказал что-то переводчику, а переводчик говорит:

   - Тысячу рублей дай.

   Жилин стал на своём:

   - Больше пятисот рублей не дам. А убьёте - ничего не возьмёте.

   Поговорили татары, послали куда-то работника, а сами то на Жилина, то на дверь поглядывают. Пришёл работник, и идёт за ним человек какой-то, высокий, толстый, босиком и ободранный; на ноге тоже колодка.

   Так и ахнул Жилин - узнал Костылина. И его поймали. Посадили их рядом; стали они рассказывать друг другу, а татары молчат, смотрят.

   Рассказал Жилин, как с ним дело было; Костылин рассказал, что лошадь под ним стала и ружьё осеклось и что этот самый Абдул нагнал его и взял.

   Вскочил Абдул, показывает на Костылина, что-то говорит. Перевёл переводчик, что они теперь оба одного хозяина и кто прежде деньги даст, того прежде отпустят.

   - Вот, - говорит Жилину, - ты всё серчаешь, а товарищ твой смирный; он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют. Вот его и кормить будут хорошо и обижать не будут.

   Жилин и говорит:

   - Товарищ как хочет, он, может, богат, а я не богат. Я, - говорит, как сказал, так и будет. Хотите - убивайте, пользы вам не будет, а больше пятисот рублей не напишу.

   Помолчали. Вдруг как вскочит Абдул, достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину, хлопнул по плечу, показывает: «Пиши». Согласился на пятьсот рублей.

   - Погоди ещё, - говорит Жилин переводчику, - скажи ты ему, чтоб он нас кормил хорошо, одел-обул, как следует, чтоб держал вместе, - нам веселее будет, и чтобы колодку снял.

   Сам смотрит на хозяина и смеётся. Смеётся и хозяин. Выслушал и говорит:

   - Одёжу самую лучшую дам: и черкеску, и сапоги, хоть жениться. Кормить буду, как князей. А коли хотят жить вместе, пускай живут в сарае. А колодку нельзя снять, - уйдут. На ночь только снимать буду. - Подскочил, треплет по плечу. - Твоя хорош, моя хорош!

   Написал Жилин письмо, а на письме не так написал - чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду».


В ходе комментирование диалога обучающимися обращаем внимание детей на то, что когда татары предлагают написать письмо домой, Жилин смело торгуется, тверд в решении не давать больше 500 рублей и этим вызывает уважение даже у врагов. Написав вымышленный адрес, он надеется только на себя. Трусливый, безвольный Костылин полагается только на выкуп. Семиклассники на этом этапе урока смогут самостоятельно сделать вывод о том, что оба героя рассказа, оказавшись в плену, ведут себя по-разному. Жилин предстает перед читателями смышленым, смелым, гордым, способным бороться за свою свободу. Костылин же совершенно лишен волевых качеств характера. Он плывет по течению, сам не прилагая никаких усилий, и даже не пытается бороться.


  • «Узнай героя!»

Предлагаем обучающимся прослушать два монолога, составленные их одноклассниками на основании прочитанного эпизод, и узнать героев. Ответы аргументировать.



1 ученик ( Жилин)

Писать письмо домой? Или нет?

Кому его писать? Матери? Откуда у нее деньги?

Она и живет-то тем, что я ей посылаю.

Если ей 500 руб собрать, надо разориться вконец!

Бог даст – сам выберусь!

Обману их! Адрес напишу неверный, чтобы письмо не дошло!

Бог даст - сам выберусь!

2 ученик (Костылин)


Писать письмо домой? Или нет? Конечно, писать!

Пусть высылают 5000 монет и побыстрее!

Скорее бы прислали! Сил нет терпеть!

Ноги ободраны, колодки разодрали их в кровь!

Кормят плохо, да и в яме надоело сидеть.

Скорее бы прислали деньги!



  • Пребывание героев в плену



- Работа в группах. Создание мини-проектов

Учащиеся в группах готовят сообщения о том, как складывались отношения Жилина с хозяином, местными жителями, со стариком-татарином, девочкой Диной и детьми из аула.

Учащиеся, создавая проект, обращают внимание на следующие детали.


Мини-проект «Жители аула и Жилин»»

Жилин был взят в плен ногайскими татарами и увезен в горный аул. Отношение жителей не всегда было одинаковое. Сначала они смотрели со страхом на пленника. «Как на зверя косятся»,- говорит Толстой. Но вскоре привыкли к Жилину, стали ценить его за веселый, общительный характер, за ум, за трудолюбие.


Мини-проект «Хозяин Абдул-Мурат и Жилин»у»

Отношение хозяина Абдул-Мурата к герою тоже со временем изменилось. Если в начале рассказа Абдул-Мурат видел только возможность обогатиться, требуя выкуп за Жилина ( 3000 руб), то уже в первой беседе с Жилиным, торгуясь с ним, хозяин несколько раз повторяет: « Солдат, урус, корошо, урус!». Вероятно, хозяину понравилась смелость русского, его настойчивость и упорство. А в четвертой главе Абдул-Мурат говорит Жилину: «Я тебя, Иван, полюбил…. Я тебя и не отпустил бы, кабы слова не дал».


Мини-проект «Жилин и старик- татарин»

Отношение старика-татарина к Жилину было пропитано испепеляющей ненавистью. Автор не только показал эту ненависть, но и объяснил ее. Длительная война на Кавказе породила в старике озлобленность против русских. И его можно понять, семь сыновей погибли на войне, а восьмого старик убил сам за измену. Старик искренне ненавидел русских, и эта ненависть вылилась на Жилина. Старик категорически требовал убить пленников, не дожидаясь выкупа за них. В отличие от других жителей аула, изменивших свое отношение к трудолюбивому Жилину, старик оставался непоколебимым.

Мини-проект «Дина и Жилин»

Дочь хозяина Дина стала другом Жилину и спасла ему жизнь. При первой встрече Дина принесла кувшин с водой и, когда Жилин напился и подал ей кувшин, она отскочила прочь, как дикая коза. Но с каждой новой встречей страх Дины проходил. Кукла, сделанная Жилиным, окончательно растопила сердце девочки. Добрая и отзывчивая, она всем сердцем привязалась к пленнику, жалела его и помогала чем могла. То молока в кувшине принесет, то лепешек. Но самый главный поступок Дина совершила, рискуя своей жизнью. Она спасла Жилина, когда принесла ему шест, чем помогла выбраться из ямы. И главный герой до конца жизни был благодарен ей


По мере ответов на доске, где нарисованы Жилин и Дина, приклеиваем надписи «Жители аула», «Хозяин», «Старик-татарин», «Дина».

Постепенно подводим учащимся к выводу, который необходимо сделать на данном этапе урока:

Жилин страстно стремится вырваться из плена. Он входит в доверие к татарам, отличается наблюдательностью, решительностью, сочетаемой с добротой, трудолюбием, и самое главное – готовит побег. Показывая отношения Жилина с жителями аула, хозяином, Диной, стариком, Толстой говорит нам о недопустимости межнациональной розни, о толерантном отношении к разным народам.

Костылин же безволен, пассивен, труслив, он покорно ждет, что родные выкупят его из плена.

  • 1 попытка бегства Жилина и Костылина

Пересказ обучающимися эпизодов рассказа, связанных с первым побегом героев из плена.

Детально анализируется эпизод, когда обессилевший Костылин уговаривает Жилина: «Иди один, что тебе за меня пропадать?».


Пошли дальше. Уж высожары спускаться стали, до утра недалеко. А туда ли идут, нет ли,— не знают. Думается так Жилину, что по этой самой дороге его везли и что до своих — верст десять еще будет; а приметы верной нет, да и ночь — не разберешь. Вышли на полянку. Костылин сел и говорит:

Как хочешь, а я не дойду,— у меня ноги не идут.

Стал его Жилин уговаривать.

Нет,— говорит,— не дойду, не могу.

Рассердился Жилин, плюнул, обругал его.

Так я же один уйду,— прощай!

Костылин вскочил, пошел. Прошли они версты четыре. Туман в лесу еще гуще сел, ничего не видать перед собой, и звезды уж чуть видны.

Вдруг слышат, впереди топает лошадь. Слышно — подковами за камни цепляется. Лег Жилин на брюхо, стал по земле слушать.

Так и есть,— сюда, к нам конный едет.

Сбежали они с дороги, сели в кусты и ждут. Жилин

подполз к дороге, смотрит — верховой татарин едет, корову гонит, сам себе под нос мурлычет что-то. Проехал татарин. Жилин вернулся к Костылину.

Ну, пронес бог,— вставай, пойдем.

Стал Костылин вставать и упал.

Не могу,— ей-богу, не могу; сил моих нет.

Мужчина грузный, пухлый, запотел; да как обхватило его в лесу туманом холодным, да ноги ободраны,— он и рассолодел. Стал его Жилин силой поднимать. Как закричит Костылин:

Ой, больно! Жилин так и обмер.

Что кричишь? Ведь татарин близко — услышит.— А сам думает: «Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится».

Ну,— говорит,— вставай, садись на закорки, снегу, коли уж идти не можешь.

Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок.

Только,— говорит,— не дави ты меня руками за глотку, ради Христа. За плечи держись.

Тяжело Жилину,— ноги тоже в крови и уморился. Нагнется, подправит, подкинет, чтоб повыше сидел на нем Костылин, тащит его по дороге.


Обучающиеся отметят, что Жилин устал не меньше товарища, но он твердо отвечает: «Нет, не пойду: не годится товарища бросать!». Не смог герой бросить человека, попавшего вместе с ним в плен. Чувство долга, ответственности перед товарищем, который не может двигаться самостоятельно, искреннее желание помочь ему прекрасно характеризуют Жилина. Хотя относится к его поступку можно по-разному, в чем убеждаемся далее на уроке, используя метод «Займи позицию»


  • Метод «Займи позицию».

Учащиеся отвечают на вопрос: «Правильно сделал Жилин, что взял с собой трусливого, безвольного Костылина? Ведь без него у главного героя было больше шансов спастись?»

Мнения обучающихся различны. Одни считают, что Жилин, настоящий товарищ, и не мог поступить иначе. Человек чести, он прекрасно понимал, что Костылин тоже имеет право на свободу. Вдвоем легче совершить побег.

Другие обучающиеся считают, что Жилин зря взял с собой Костылина, который стал обузой для героя. Костылин не только не способен принимать какие-то решения, он совершенно безвольный человек, который и постоять за себя не может.

Выслушав мнения семиклассников, подводим их к мысли о том, что мнение ребят первой группы совпадает с авторским. Л. Толстой показывает нам настоящего русского человека, которому не чужды сострадание и милосердие, чувство ответственности за ближнего.


  • Анализ эпизодов, рассказывающих о 2 попытке бегства


Учащиеся отмечают, что Жилина плен не сломил, он ищет и находит выход. Помогает ему верный друг Дина.

  1. Почему Дина помогла Жилину? (Девочка видит в пленном офицере не врага, а доброго, внимательного к ней человека, которому так хочется доставить радость ей и всей детворе – Жилин делал для них разные игрушки.)

  2. Каким показан Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? (Жилин верен в дружбе, он предлагает Костылину вторично бежать с ним, заботится о безопасности девочки, на всю жизнь сохранил чувство благодарности к ней.)

  3. Выразительное чтение наизусть ученицей описания природы во время второго побега героя.

Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке, чтобы не бренчал, пошёл по дороге, ногу волочит, а сам всё на зарево поглядывает, где месяц встаёт. Дорогу он узнал. Прямиком идти вёрст восемь. Только бы до лесу дойти прежде, чем месяц совсем выйдет. Перешёл он речку: побелел уже свет за горой. Пошёл лощиной, идёт, сам поглядывает: не видать ещё месяца. Уж зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится. Ползёт под гору тень, всё к нему приближается.

   Идёт Жилин, всё тени держится. Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор - бело, светло, совсем как днём. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам: как вымерло всё. Только слышно, внизу речка журчит.

   Дошёл до лесу - никто не попался. Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать.

   Отдохнул, лепёшку съел. Нашёл камень, принялся опять колодку сбивать. Все руки избил, а не сбил. Поднялся, пошёл по дороге. Прошёл с версту, выбился из сил - ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, - думает, - буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветёт, лягу в лесу, переднюю, и ночью опять пойду».

   Всю ночь шёл. Только попались два татарина верхами, да Жилин издалека их услышал, схоронился за дерево.

   Уж стал месяц бледнеть, роса пала, близко к свету, а Жилин до края леса не дошёл. «Ну, - думает, - ещё тридцать шагов пройду, сверну в лес и сяду». Прошёл тридцать шагов, видит - лес кончается. Вышел на край - совсем светло; как на ладонке перед ним степь и крепость, и налево, близёхонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется, и люди у костров.


Прослушав отрывок из рассказа Л. Н. Толстого, учащиеся отмечают, что природа живет одной жизнью с героем. Все движется в нарисованной автором картине: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под горой. Кажется, природа создает все возможные условия для того, чтобы Жилин достиг своей цели, вырвался из плена и доказал, что человек способен и должен бороться за свободу. Только тогда он остается человеком.

Далее предлагаем обучающимся обобщить сведения о Жилине и Костылине и сравнить их черты характера. Целесообразно, на наш взгляд, использовать диаграмму Венна


  • Диаграмма Венна

Учащиеся, делая обобщающие выводы, сравнивают героев и заносят общие и отличительные черты в диаграмму


Черты характера Черты характера

Жилина Общее для героев Костылин


смелость офицеры трусость

решительность безволие

целеустремленность попали в плен пассивность

настойчивость слабость духа

наблюдательность страх

стойкость

мужество

доброта

благодарность

трудолюбие.


  • Работа с эпиграфом

На этом этапе урока целесообразно вновь вернуться к эпиграфу. Обучающиеся читают слова Т. Карлейля и высказывают свою точку зрения, соглашаясь или опровергая мысль британского писателя. Чаще всего семиклассники, опираясь на текст рассказа, соглашаются с мнением Т. Карлейля и приводят в пример мужество и целеустремленность Жилина, называют его настоящим героем и человеком, который до конца боролся за свою свободу и доказал что человек способен достичь любую цель.


  • Обсуждение проблемного вопроса

После высказываний обучающихся считаем закономерным задать проблемный вопрос: «Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Естественно, дети смело высказываются о том, что, несмотря на то что автор показывает судьбы двух русских офицеров, оказавшихся в плену, уже в названии рассказа заложена доминирующая мысль – герой только один, Жилин.

Параллельно с обсуждением проблемного вопроса даем индивидуальное задание двум-трем учащимся попробовать передать сюжет и свое видение главного героя с помощью аппликации.

  • Итог создания аппликации.

Ребята презентуют свою работу, объясняя выбор цветовой гаммы и расположение на листах бумаги.


1 кусок цветной бумаги – голубой с розовыми вкраплениями (благополучное начало рассказа с мечтой героя побывать дома, увидеть мать и, может быть, даже жениться.)

2 кусок бумаги – темно-фиолетовый (неожиданный поворот событий – плен, долгое и мучительное пребывание в ауле, но и здесь – вкрапления розового цвета. Это символ того, что Жилин продолжает надеяться на освобождение из плена.)

3 кусок – розовый (благополучное возвращение в крепость).


Через всю аппликацию – ярко-красная комета, символизирующая главного героя, не сломавшегося в плену, боровшегося за свою свободу и достигнувшего цели.





V. Рефлексия

Один из учащихся берет у одноклассников интервью

«Хотели бы вы, чтобы вашими товарищами стали Жилин и Костылин?»

Ответы семиклассников удивляют глубиной понимания содержания рассказа, понимания авторской позиции. Приводим наиболее удачные высказывания:

  • «Мне бы хотелось, чтобы мой друг был таким же, как Жилин. На него можно было бы положиться во всем, даже попав в критическую ситуацию…»

  • «Конечно, счастливым можно считать человека, у которого такой друг, как Жилин, надежный, рассудительный, думающий, волевой…»

  • «Даже подумать боюсь о том, что мой друг окажется таким же бесхарактерным и трусливым, как Костылин. Настоящий мужчина не может быть таким. Как же он будет нести ответственность за своих родных и близких? Или это они должны его всю жизнь нянчить?...»

  • «Мне жаль Костылина. Но такого товарища я не хочу. Он слабый и безвольный. Непонятно, как он воевал с горцами. Судьба подарила ему в лице Жилина настоящего товарища, способного рисковать, совершать героические поступки. Но, увы, Костылина, ничто уже не изменит. Он трус, не желающий бороться даже за свою жизнь».

  • «Автор рассказа показал нам главного героя, русского офицера, носителя лучших человеческих качеств: гордости, уверенности в своих силах, непоколебимости духа, стремлении к свободе, чувства товарищества, сострадания к ближнему. Мы должны воспитывать в себе эти качества, чтобы и нашим родным и друзьям рядом с нами было спокойно и надежно»

  • «Да, Костылин оказался антигероем. Но он тоже человек. Только человек, которым нельзя восхищаться, как Жилиным. Когда читал рассказ, даже стыдно было за его немужскую позицию. Спасение он видел только в помощи близких, а сам? Не способен принять решение, смирился, даже не хочет бороться ради своего спасения. И ведь не один же был. Рядом – умный, надежный товарищ. Но панический страх сломал Костылина. И остался этот герой для нас жалким, безвольным, не заслуживающим уважения… Да и за что его уважать?»

  • «К сожалению, очень мало рядом с нами таких людей, как Жилин. Он вызывает мое искреннее восхищение! Я уважаю его за то, что ни на минуту не сдался, даже не подумал о смирении! Настоящий мужчина! Настоящий товарищ! Настоящий русский офицер! Если бы у меня был такой друг, уверен, и я бы стал лучше!»

  • «Я думаю, никто бы из нас не захотел себе такого товарища, как Костылин. Надеяться на его помощь нельзя, в любой момент может подвести…»

Учитель завершая урок, подводит итог тому, что было сказано детьми в процессе интервью, и обязательно отмечает, что жизнь сложна и часто человеку приходится совершать выбор, от которого во многом зависит его последующая судьба. Этот выбор часто определяется и ситуацией, и личными качествами человека, и теми людьми, которые оказались рядом. Но все зависит исключительно от человека и от того, насколько он смог преодолеть страх, опасения, тревоги. Конечно, хорошо, когда рядом надежные, верные товарищи, способные помочь в трудную минуту и решить чужие проблемы. Такие, как Жилин. Но ведь рядом часто оказываются и те, кто нуждается в помощи. И вот тогда становится понятным, что представляет из себя каждый из нас.


Урок по литературе "Герои и обстоятельства в рассказе Л. Н. толстого "Кавказский пленник" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

           В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат великие творения классика русской в мировой литературы Льва Толстого.

         Максим Горький однажды сказал о Толстом: «Нет человека более достойного имени гения, более сложного,  противоречивого и во всем прекрасного…». Согласиться или оспаривать эту мысль можно только знакомясь с творчеством писателя, которое огромно и возвышается как одна из вершин мировой культуры. анная разработка звлит  говорить о замечательном произведении, в котором автор поднимает важные нравственные проблемы, - рассказе «Кавказский пленник», написанном  в марте 1872 года.

             Сочетание классических и инновационных методов позволит раскрыть способности каждого ребенка и подвести детей к пониманию важных философских истин

Автор Бондарчук Анжелина Витальевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1570
Номер материала 2809
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓