Инфоурок Литература КонспектыУрок по литературе "Герои и обстоятельства в рассказе Л. Н. толстого "Кавказский пленник" (7 класс)

Урок по литературе "Герои и обстоятельства в рассказе Л. Н. толстого "Кавказский пленник" (7 класс)

Скачать материал

Бондарчук Анжелина Витальевна

Учитель русского языка и литературы

Родниковский учебно-воспитательный комплекс

Симферопольского  района Республики Крым

 

(0652)  0662379475

 

  anzhelinabondarchuk@mail.ru

 

Урок литературы в 7 классе «Герои  и обстоятельства в  рассказе Л. Н. Толстого  «Кавказский пленник»

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ! ПОЖАЛУЙСТА!

 

 

Тема:  Герои и обстоятельства в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

 

Цели урока:

  

 образовательная: анализируя текст рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»,  научить обучающихся характеризовать героев литературного произведения  по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке;

развивающая: развивать умение обучающихся ориентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

воспитательная: воспитывать интерес семиклассников к духовному миру героев литературы, литературных произведений о духовной красоте и внутреннем богатстве личности;

формировать нравственную позициюобучающихъся, заложить основы нравственного поведения;
развивать эмпатию как способность сочувствовать, сопереживать, прививать эстетические ценности,
воспитывать толерантное отношение к представителям разных культур и  народов;

воспитывать  интерес к творчествуЛ. Н. Толстого–классика русской и мировой  литературы.

 

                    

                        

 

Эпиграф:         Насколько человек побеждает страх, настолько он человек.

                                                                                                  Томас Карлейль

 

 

Оформление:   на одной из досок мелом нарисованы Жилин и Дина на фоне гор;

                          на второй -  написаны тема урока, эпиграф; начерчены два

                          пересекающихся круга («Диаграмма Венна»);

                          тексты рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», рабочие тетради,

                          цветная бумага, клей, ножницы.

 

                                       

 

                                                            ХОД УРОКА

                         

 

I.   Организационный момент.

         Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока

 

           В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат великие творения классика русской в мировой литературы Льва Толстого.

         Максим Горький однажды сказал о Толстом: «Нет человека более достойного имени гения, более сложного,  противоречивого и во всем прекрасного…». Согласиться или оспаривать эту мысль можно только знакомясь с творчеством писателя, которое огромно и возвышается как одна из вершин мировой культуры. Сегодня мы будем говорить о замечательном произведении, в котором автор поднимает важные нравственные проблемы, - рассказе «Кавказский пленник», написанном  в марте 1872 года.

 

II.  Мотивация учебной деятельности обучающихся (психологический эксперимент)

      

           Прежде чем начать обсуждение эпиграфа учитель просит выйти к доске несколько человек, не называя фамилий обучающихся. Обычно выходят немногие, ведь остается непонятным, зачем. Учитель, беседуя с этими ребятами, акцентирует внимание на том, что решение они приняли самостоятельно, оказавшись перед выбором: выходить к доске или остаться за партой. Таким образом подводим обучающихся к мысли о том, что в жизни человека часто возникает проблема выбора. Какое решение он принимает в сложной ситуации, зависит исключительно от его духовных качеств и от того, насколько он может побороть страх. Далее зачитываем эпиграф, слова  Томаса Карлейля, британского писателя, публициста, историка и философа, и предлагаем обучающимся разобраться в справедливости этого высказывания, работая с текстом рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

 

III.   Актуализация опорных знаний обучающихся.  

·         Ролевая игра «Интервью с писателем» позволит восстановить в памяти учащихся моменты биографии известного русского писателя, связанные с историей написания рассказа «Кавказский пленник».  Один учащийся играет роль Л. Н. Толстого, другие – задают вопросы

                                     Перечень возможных вопросов и   предполагаемых ответов:

        1.Какие исторические события легли в основу произведения?

        В середине ХIХ века на Кавказе шла кровопролитная война. Она продолжалась более 20 лет. Царь Николай I отправил свои войска завоевывать кавказские земли. Однако жившие там горские народы оказывали серьезное сопротивление. На крутых горных дорогах, в ущельях и лесах, на переправах горцы нападали на  русских солдат и офицеров и брали их в плен. Эти события и легли в основу многих моих кавказских рассказов, в частности рассказа «Кавказский пленник»

 

       2. Вы принимали участие в боевых действиях на Кавказе?

         Да, именно в это время я служил на Кавказе и однажды  чуть-чуть не попал в плен к горцам.

       3. Расскажите, пожалуйста, как это произошло.

         Однажды я отъехал далеко от отряда и почти попал в беду. Выручил меня мой спутник, чеченский друг Садо. Незадолго до этого случая мы с Садо по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Когда нас стали настигать чеченцы, я вполне мог уйти от погони на резвом скакуне, подаренном моим другом, но ни за что не согласился бы оставить  в беде Садо. У Садо в руках было незаряженное ружье, он грозно им размахивал  и кричал. Чеченцы хотели взять нас в плен живыми. Особенно они были злы на своего соплеменника, дружившего со мной, русским офицером. Когда мы приблизились к крепости Грозной, преследователи повернули назад, потому что из крепости выехали конные казаки. В память об этом случае Садо подарил мне свою саблю.

        4. Можно считать, что именно этот случай послужил толчком для написания рассказа «Кавказский пленник»?

         Я бы не стал так утверждать, но начало рассказа, когда по вине Костылина Жилин попадает в плен, очень напоминает преследование меня и Садо горцами.

        5. В вашем рассказе «Кавказский пленник» очень подробно описано пребывание Жилина и Костылина в плену. Вы встречались с людьми, которые действительно побывали в плену у чеченцев?

          Да, и неоднократно. В то время газеты часто публиковали  рассказы о русских солдатах и офицерах, побывавших в плену. Встречаясь с таким людьми, я расспрашивал их об условиях жизни, об отношении к ним горцев. Все это помогло мне при создании кавказских рассказов.

           6. Кого и за что вы осуждаете в этом рассказе?

        Прежде всего я выступал против царского самодержавия, которое вело эту кровопролитную войну на Кавказе. И, конечно же, против межнациональной розни, против тех, кто натравливает один народ против другого. 

 

      

IV.   Работа по теме урока

 

·        Работа в группах. Повторение теории литературы

Предлагаем обучающимся следующее задание с использованием метода «Мозговой штурм»:

---  восстановите правильный порядок элементов, составляющих сюжет рассказа

(На отдельных листах напечатаны названия: «Экспозиция», «Завязка», «Развитие действия», «Кульминация», «Развязка», расположены непоследовательно)

--- подберите эпизоды из рассказа, соответствующие сюжету произведения.

 

           Заслушиваем ответы представителей трех групп и фиксируем на доске следующую схему, которая позволит представить сюжет рассказа Л. Н. Толстого

 

 

 

Экспозиция                Завязка               Развитие действия                Кульминация              Развязка

               

 

Знакомство                   Захват         Пребывание героев                     2 побег               Возвращение

с  героями                     Жилина                     в плену                                                          Жилина

                                      горцами                     1 побег                                                           к своим

 

·        Анализ отдельных эпизодов рассказа.

 Фронтальная беседа.

          1. С чего начинаются события в рассказе?

           2. Какой уговор был у Жилина и Костылина, когда они решили ехать без обоза?

           3. Кто нарушил уговор и при каких обстоятельствах?

           4. Как вел себя Жилин при встрече с врагом? Какое решение он принял? (« Не дамся, не дамся же живой»)

 

Вывод:

             Несмотря на то что название рассказа -  « Кавказский пленник» -  относится к

одному лицу,  уже в первой главе намечаются два героя: Жилин и Костылин, которые по-разному относятся к жизни, к испытаниям, выпавшим на их долю. В этом мы убедимся, анализируя материал произведения.

  

 

·         Анализ поведения героев в плену

        Выразительное чтение по ролям  диалога Жилина и переводчика-татарина.

 

        Поели татары блины, пришла татарка в рубахе такой же, как и девка, и в штанах; голова платком покрыта. Унесла масло, блины, подала лоханку хорошую и кувшин с узким носком. Стали мыть руки татары, потом сложили руки, сели на коленки, подули во все стороны и молитвы прочли. Поговорили по-своему. Потом один из гостей-татар повернулся к Жилину, стал говорить по-русски.

- Тебя, - говорит, - взял Кази-Мугамет, - сам показывает на красного татарина, - и отдал тебя Абдул-Мурату, - показывает на черноватого. Абдул-Мурат теперь твой хозяин.

     Жилин молчит. Заговорил Абдул-Мурат и всё показывает на Жилина, и смеётся, и приговаривает:

   - Солдат, урус, корошо, урус.

   Переводчик говорит:

   - Он тебе велит домой письмо писать, чтобы за тебя выкуп прислали. Как пришлют деньги, он тебя пустит.

   Жилин подумал и говорит:

   - А много ли он хочет выкупа?

   Поговорили татары; переводчик и говорит:

   - Три тысячи монет.

   - Нет, - говорит Жилин, - я этого заплатить не могу.

   Вскочил Абдул, начал руками махать, что-то говорит Жилину - всё думает, что он поймёт. Перевёл переводчик, говорит:

   - Сколько же ты дашь?

   Жилин подумал и говорит:

   - Пятьсот рублей.

   Тут татары заговорили часто, все вдруг. Начал Абдул кричать на красного, залопотал так, что слюни изо рта брызжут.

   А красный только жмурится да языком пощёлкивает.

   Замолчали они, переводчик говорит:

   - Хозяину выкупа мало пятьсот рублей. Он сам за тебя двести рублей заплатил. Ему Кази-Мугамет был должен. Он тебя за долг взял. Три тысячи рублей, меньше нельзя пустить. А не напишешь, в яму посадят, наказывать будут плетью.

   «Эх, - думает Жилин, - с ними что робеть, то хуже».

   Вскочил на ноги и говорит:

   - А ты ему, собаке, скажи, что, если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак.

   Пересказал переводчик, опять заговорили все вдруг.

   Долго лопотали, вскочил чёрный, подошёл к Жилину.

   - Урус, - говорит, - джигит, джигит урус!

   Джигит по-ихнему значит «молодец». И сам смеётся; сказал что-то переводчику, а переводчик говорит:

   - Тысячу рублей дай.

   Жилин стал на своём:

   - Больше пятисот рублей не дам. А убьёте - ничего не возьмёте.

   Поговорили татары, послали куда-то работника, а сами то на Жилина, то на дверь поглядывают. Пришёл работник, и идёт за ним человек какой-то, высокий, толстый, босиком и ободранный; на ноге тоже колодка.

   Так и ахнул Жилин - узнал Костылина. И его поймали. Посадили их рядом; стали они рассказывать друг другу, а татары молчат, смотрят.

   Рассказал Жилин, как с ним дело было; Костылин рассказал, что лошадь под ним стала и ружьё осеклось и что этот самый Абдул нагнал его и взял.

   Вскочил Абдул, показывает на Костылина, что-то говорит. Перевёл переводчик, что они теперь оба одного хозяина и кто прежде деньги даст, того прежде отпустят.

   - Вот, - говорит Жилину, - ты всё серчаешь, а товарищ твой смирный; он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют. Вот его и кормить будут хорошо и обижать не будут.

   Жилин и говорит:

   - Товарищ как хочет, он, может, богат, а я не богат. Я, - говорит, как сказал, так и будет. Хотите - убивайте, пользы вам не будет, а больше пятисот рублей не напишу.

   Помолчали. Вдруг как вскочит Абдул, достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину, хлопнул по плечу, показывает: «Пиши». Согласился на пятьсот рублей.

   - Погоди ещё, - говорит Жилин переводчику, - скажи ты ему, чтоб он нас кормил хорошо, одел-обул, как следует, чтоб держал вместе, - нам веселее будет, и чтобы колодку снял.

   Сам смотрит на хозяина и смеётся. Смеётся и хозяин. Выслушал и говорит:

   - Одёжу самую лучшую дам: и черкеску, и сапоги, хоть жениться. Кормить буду, как князей. А коли хотят жить вместе, пускай живут в сарае. А колодку нельзя снять, - уйдут. На ночь только снимать буду. - Подскочил, треплет по плечу. - Твоя хорош, моя хорош!

   Написал Жилин письмо, а на письме не так написал - чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду».

 

        В ходе комментирование диалога обучающимися обращаем внимание детей на то, что когда татары предлагают написать письмо домой, Жилин смело торгуется, тверд в решении не давать больше 500 рублей и этим вызывает уважение даже у врагов. Написав вымышленный адрес, он надеется только на себя. Трусливый, безвольный Костылин полагается только на выкуп. Семиклассники на этом этапе урока смогут самостоятельно сделать вывод о  том, что оба героя рассказа, оказавшись в плену, ведут себя  по-разному. Жилин предстает перед читателями смышленым, смелым, гордым, способным бороться за свою свободу. Костылин же совершенно лишен волевых качеств характера. Он плывет по течению, сам не прилагая никаких усилий, и даже не пытается бороться.

   

 

·         «Узнай героя!» 

       Предлагаем обучающимся прослушать два монолога, составленные их одноклассниками на основании прочитанного эпизод, и узнать героев. Ответы аргументировать.

 

 

      1 ученик ( Жилин)

                       Писать письмо домой? Или нет?

                       Кому его писать? Матери? Откуда у нее деньги?

                       Она и живет-то  тем, что я ей  посылаю.         

                       Если ей 500 руб собрать, надо разориться вконец!

                                     Бог даст – сам выберусь!

                      Обману их! Адрес напишу неверный, чтобы письмо не дошло!

                                    Бог даст - сам выберусь!

 

                                                      2 ученик (Костылин)

 

                                                    Писать письмо домой?  Или нет? Конечно, писать!

                                                    Пусть высылают 5000  монет и побыстрее!

                                                    Скорее бы прислали! Сил  нет терпеть!

                                                    Ноги ободраны, колодки разодрали их в кровь!

                                                    Кормят плохо, да и в яме надоело сидеть.

                                                              Скорее бы прислали деньги!  

 

 

·        Пребывание героев в плену

 

 

 - Работа в группах. Создание мини-проектов

       Учащиеся в группах готовят сообщения о том, как складывались отношения Жилина с хозяином, местными жителями, со стариком-татарином, девочкой Диной и детьми из аула.

     Учащиеся, создавая проект, обращают внимание на следующие детали.

 

Мини-проект «Жители аула и Жилин»»

        Жилин был взят в плен ногайскими татарами и увезен в горный аул. Отношение жителей не всегда было одинаковое. Сначала они смотрели со страхом на пленника.  «Как на зверя косятся»,- говорит Толстой. Но вскоре привыкли к Жилину, стали ценить его за веселый, общительный характер, за ум, за трудолюбие.

 

Мини-проект «Хозяин Абдул-Мурат и Жилин»у»

         Отношение хозяина Абдул-Мурата к герою тоже со временем изменилось. Если в начале рассказа Абдул-Мурат видел  только возможность обогатиться, требуя выкуп за Жилина ( 3000 руб), то уже в первой беседе с Жилиным, торгуясь с ним, хозяин несколько раз повторяет: « Солдат, урус, корошо, урус!». Вероятно, хозяину понравилась смелость русского, его настойчивость и упорство. А в четвертой главе Абдул-Мурат говорит Жилину: «Я тебя, Иван, полюбил…. Я тебя и не отпустил бы, кабы слова не дал».

 

 Мини-проект «Жилин и старик- татарин»

         Отношение старика-татарина к Жилину было пропитано испепеляющей ненавистью. Автор не только показал эту ненависть, но и объяснил  ее. Длительная война на Кавказе породила в старике озлобленность против русских. И его можно понять, семь сыновей погибли на войне, а восьмого старик убил сам за измену. Старик искренне ненавидел русских, и эта ненависть вылилась на Жилина. Старик категорически требовал убить пленников, не дожидаясь выкупа за них. В отличие от других жителей аула, изменивших свое отношение к трудолюбивому Жилину, старик оставался непоколебимым.

 

Мини-проект «Дина и Жилин»

           Дочь хозяина Дина стала другом Жилину и спасла ему жизнь. При первой встрече Дина принесла кувшин с водой и, когда Жилин напился и подал ей кувшин, она отскочила прочь, как дикая коза. Но с каждой новой  встречей страх Дины проходил. Кукла, сделанная Жилиным, окончательно растопила сердце девочки. Добрая и отзывчивая, она всем сердцем привязалась к пленнику, жалела его и помогала чем могла. То молока в кувшине принесет, то лепешек. Но самый главный поступок Дина совершила, рискуя своей жизнью. Она спасла Жилина, когда принесла ему шест, чем  помогла выбраться из ямы. И главный герой до конца жизни был благодарен ей

 

           По мере ответов на доске, где нарисованы Жилин и Дина, приклеиваем надписи «Жители аула», «Хозяин», «Старик-татарин»,  «Дина».

       Постепенно подводим учащимся к выводу, который необходимо сделать на данном этапе урока:

         Жилин страстно стремится вырваться из плена. Он входит в доверие  к татарам, отличается наблюдательностью, решительностью, сочетаемой с добротой, трудолюбием, и самое главное – готовит побег. Показывая отношения Жилина с жителями аула, хозяином, Диной, стариком, Толстой говорит нам о недопустимости межнациональной розни, о толерантном отношении к разным народам.

         Костылин же безволен, пассивен, труслив, он покорно ждет, что родные выкупят его из плена. 

     

 

·        1 попытка бегства Жилина и Костылина

    Пересказ обучающимися эпизодов рассказа, связанных с первым побегом героев из плена.

Детально анализируется эпизод, когда обессилевший Костылин уговаривает Жилина: «Иди один, что тебе за меня пропадать?».

 

Пошли дальше. Уж высожары спускаться стали, до утра недалеко. А туда ли идут, нет ли,— не знают. Думается так Жилину, что по этой самой дороге его везли и что до своих — верст десять еще будет; а приметы верной нет, да и ночь — не разберешь. Вышли на полянку. Костылин сел и говорит:

— Как хочешь, а я не дойду,— у меня ноги не идут.

Стал его Жилин уговаривать.

— Нет,— говорит,— не дойду, не могу.

Рассердился Жилин, плюнул, обругал его.

— Так я же один уйду,— прощай!

Костылин вскочил, пошел. Прошли они версты четыре. Туман в лесу еще гуще сел, ничего не видать перед собой, и звезды уж чуть видны.

Вдруг слышат, впереди топает лошадь. Слышно — подковами за камни цепляется. Лег Жилин на брюхо, стал по земле слушать.

— Так и есть,— сюда, к нам конный едет.

Сбежали они с дороги, сели в кусты и ждут. Жилин

подполз к дороге, смотрит — верховой татарин едет, корову гонит, сам себе под нос мурлычет что-то. Проехал татарин. Жилин вернулся к Костылину.

— Ну, пронес бог,— вставай, пойдем.

Стал Костылин вставать и упал.

— Не могу,— ей-богу, не могу; сил моих нет.

Мужчина грузный, пухлый, запотел; да как обхватило его в лесу туманом холодным, да ноги ободраны,— он и рассолодел. Стал его Жилин силой поднимать. Как закричит Костылин:

— Ой, больно! Жилин так и обмер.

— Что кричишь? Ведь татарин близко — услышит.— А сам думает: «Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится».

— Ну,— говорит,— вставай, садись на закорки, снегу, коли уж идти не можешь.

Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок.

— Только,— говорит,— не дави ты меня руками за глотку, ради Христа. За плечи держись.

Тяжело Жилину,— ноги тоже в крови и уморился. Нагнется, подправит, подкинет, чтоб повыше сидел на нем Костылин, тащит его по дороге.

 

         Обучающиеся отметят, что Жилин устал не меньше товарища, но он твердо отвечает: «Нет, не пойду: не годится товарища бросать!». Не смог герой бросить человека, попавшего вместе с ним в плен. Чувство долга, ответственности перед товарищем, который не может двигаться самостоятельно, искреннее желание помочь ему прекрасно характеризуют Жилина. Хотя относится к его поступку можно по-разному, в чем убеждаемся далее на уроке, используя метод «Займи позицию»

 

·         Метод «Займи позицию».

           Учащиеся отвечают на вопрос: «Правильно сделал Жилин, что взял с собой трусливого, безвольного Костылина? Ведь без него у главного героя было больше шансов спастись?»

         Мнения обучающихся различны. Одни считают, что Жилин, настоящий товарищ, и не мог поступить иначе. Человек чести, он прекрасно понимал, что Костылин тоже имеет право на свободу. Вдвоем легче совершить побег.

         Другие обучающиеся считают, что Жилин зря взял с собой Костылина, который стал обузой для героя. Костылин не только не способен принимать какие-то решения, он совершенно безвольный человек, который и постоять за себя не может.

         Выслушав мнения семиклассников, подводим их к мысли о том, что мнение ребят первой группы совпадает с авторским. Л. Толстой показывает нам настоящего русского человека, которому не чужды сострадание и милосердие, чувство ответственности за ближнего.

 

·        Анализ эпизодов, рассказывающих о 2 попытке бегства

 

Учащиеся отмечают, что Жилина плен не сломил, он ищет и находит выход. Помогает ему верный друг Дина.

1.      Почему Дина помогла Жилину? (Девочка видит в пленном офицере не врага, а доброго, внимательного к ней человека, которому так хочется доставить радость ей и всей детворе – Жилин делал для них разные игрушки.)

2.      Каким показан Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной?  (Жилин верен в дружбе, он предлагает  Костылину вторично бежать с ним, заботится о безопасности девочки, на всю жизнь  сохранил чувство благодарности к ней.)

3.      Выразительное чтение наизусть  ученицей описания природы во время второго побега героя.

         Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке, чтобы не бренчал, пошёл по дороге, ногу волочит, а сам всё на зарево поглядывает, где месяц встаёт. Дорогу он узнал. Прямиком идти вёрст восемь. Только бы до лесу дойти прежде, чем месяц совсем выйдет. Перешёл он речку: побелел уже свет за горой. Пошёл лощиной, идёт, сам поглядывает: не видать ещё месяца. Уж зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится. Ползёт под гору тень, всё к нему приближается.

          Идёт Жилин, всё тени держится. Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор - бело, светло, совсем как днём. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам: как вымерло всё. Только слышно, внизу речка журчит.

            Дошёл до лесу - никто не попался. Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать.

   Отдохнул, лепёшку съел. Нашёл камень, принялся опять колодку сбивать. Все руки избил, а не сбил. Поднялся, пошёл по дороге. Прошёл с версту, выбился из сил - ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, - думает, - буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветёт, лягу в лесу, переднюю, и ночью опять пойду».

          Всю ночь шёл. Только попались два татарина верхами, да Жилин издалека их услышал, схоронился за дерево.

         Уж стал месяц бледнеть, роса пала, близко к свету, а Жилин до края леса не дошёл. «Ну, - думает, - ещё тридцать шагов пройду, сверну в лес и сяду». Прошёл тридцать шагов, видит - лес кончается. Вышел на край - совсем светло; как на ладонке перед ним степь и крепость, и налево, близёхонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется, и люди у костров.

 

       Прослушав отрывок из рассказа Л. Н. Толстого, учащиеся отмечают, что  природа живет одной жизнью с героем. Все движется в нарисованной автором картине: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под горой. Кажется, природа создает все возможные условия для того, чтобы Жилин достиг своей цели, вырвался из плена и доказал, что человек способен и должен бороться за свободу. Только тогда он остается человеком.

 

     Далее  предлагаем обучающимся обобщить сведения о Жилине и Костылине и сравнить их черты характера. Целесообразно, на наш взгляд, использовать диаграмму Венна

 

·         Диаграмма Венна

      Учащиеся, делая обобщающие выводы, сравнивают героев и заносят общие и отличительные черты в диаграмму

 

Черты характера                                                                         Черты характера

Жилина                                           Общее для героев              Костылин

 

смелость                                       офицеры                                     трусость

решительность                                                                                 безволие

целеустремленность                   попали в плен                            пассивность

настойчивость                                                                                  слабость духа

наблюдательность                                                                            страх

стойкость

мужество

доброта

благодарность

трудолюбие.   

 

·        Работа с эпиграфом

         На этом этапе урока целесообразно вновь вернуться к эпиграфу. Обучающиеся читают слова Т. Карлейля и высказывают свою точку зрения, соглашаясь или опровергая мысль британского писателя. Чаще всего семиклассники, опираясь на текст рассказа, соглашаются  с мнением Т. Карлейля и приводят в пример мужество и целеустремленность Жилина, называют его настоящим героем и человеком, который до конца боролся за свою свободу и доказал что человек способен достичь любую цель.

 

·         Обсуждение проблемного вопроса

После высказываний обучающихся считаем закономерным задать проблемный вопрос: «Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Естественно, дети смело высказываются о том, что, несмотря на то что автор показывает судьбы двух русских офицеров, оказавшихся в плену, уже в названии рассказа заложена доминирующая мысль – герой только один, Жилин.

 

Параллельно с обсуждением проблемного вопроса даем индивидуальное задание двум-трем учащимся попробовать передать сюжет и свое видение главного героя с помощью аппликации.

·        Итог создания аппликации.

Ребята презентуют свою работу, объясняя выбор цветовой гаммы и расположение  на листах бумаги.

 

1 кусок цветной бумаги – голубой с розовыми вкраплениями (благополучное начало рассказа с мечтой героя побывать дома, увидеть мать и, может быть, даже жениться.)

2 кусок бумаги – темно-фиолетовый (неожиданный поворот событий – плен, долгое и мучительное пребывание в ауле, но и здесь – вкрапления розового цвета. Это символ того, что Жилин продолжает надеяться на освобождение из плена.)

3 кусок – розовый (благополучное возвращение в крепость).

 

Через всю аппликацию – ярко-красная комета, символизирующая главного  героя, не сломавшегося в плену, боровшегося за свою свободу и достигнувшего цели.

 

 

 

 

V. Рефлексия

 Один из учащихся берет у одноклассников интервью

 «Хотели бы вы, чтобы вашими товарищами стали Жилин и Костылин?»

          Ответы семиклассников удивляют глубиной понимания содержания рассказа, понимания авторской позиции. Приводим наиболее удачные высказывания:

·        «Мне бы хотелось, чтобы мой друг был таким же, как Жилин. На него можно было бы положиться во всем, даже попав  в критическую  ситуацию…»

·        «Конечно, счастливым можно считать человека, у которого такой друг, как Жилин, надежный, рассудительный, думающий, волевой…»

·        «Даже подумать боюсь о том, что мой друг окажется таким же бесхарактерным и трусливым, как Костылин. Настоящий мужчина не может быть таким. Как же он будет нести ответственность за своих родных и близких? Или это они должны его всю жизнь нянчить?...»

·        «Мне жаль Костылина. Но такого товарища я не хочу. Он слабый и безвольный. Непонятно, как он воевал с горцами. Судьба подарила ему в лице Жилина настоящего товарища, способного рисковать, совершать героические поступки. Но, увы, Костылина, ничто уже не изменит. Он трус, не желающий бороться даже за свою жизнь».

·        «Автор рассказа показал нам главного героя, русского офицера, носителя лучших человеческих качеств: гордости, уверенности в своих силах, непоколебимости духа, стремлении к свободе, чувства товарищества, сострадания к ближнему. Мы должны воспитывать в себе эти качества, чтобы и нашим родным и друзьям рядом с нами было спокойно и надежно»

·        «Да, Костылин оказался антигероем. Но он тоже человек. Только человек, которым нельзя восхищаться, как Жилиным. Когда читал рассказ, даже стыдно было за его немужскую позицию. Спасение он видел только в помощи близких, а сам? Не способен принять решение, смирился,  даже не хочет бороться ради своего спасения. И ведь не один же был. Рядом – умный, надежный товарищ. Но панический страх сломал Костылина. И остался этот герой для нас жалким, безвольным, не заслуживающим уважения… Да и за что его уважать?»

·        «К сожалению, очень мало рядом с нами таких людей, как Жилин. Он вызывает мое искреннее восхищение! Я уважаю его за то, что ни на минуту не сдался, даже не подумал о смирении! Настоящий мужчина! Настоящий товарищ! Настоящий русский офицер! Если бы у меня был такой друг, уверен, и я бы стал лучше!»

·        «Я думаю, никто бы из нас не захотел себе такого товарища, как Костылин. Надеяться на его помощь нельзя, в любой момент может подвести…»

                 Учитель завершая урок, подводит итог тому, что было сказано детьми в процессе интервью, и обязательно отмечает, что жизнь сложна и часто человеку приходится совершать выбор, от которого во многом зависит его последующая судьба. Этот выбор часто определяется и ситуацией, и личными качествами человека,  и теми людьми, которые оказались рядом. Но все зависит исключительно от человека и от того, насколько он смог преодолеть страх, опасения, тревоги. Конечно, хорошо, когда рядом надежные, верные товарищи, способные помочь в трудную минуту и решить чужие проблемы. Такие, как Жилин. Но ведь рядом часто оказываются и те, кто нуждается в помощи. И вот тогда становится понятным, что представляет из себя каждый из нас.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по литературе "Герои и обстоятельства в рассказе Л. Н. толстого "Кавказский пленник" (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат великие творения классика русской в мировой литературы Льва Толстого. Максим Горький однажды сказал о Толстом: «Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного…». Согласиться или оспаривать эту мысль можно только знакомясь с творчеством писателя, которое огромно и возвышается как одна из вершин мировой культуры. анная разработка звлит говорить о замечательном произведении, в котором автор поднимает важные нравственные проблемы, - рассказе «Кавказский пленник», написанном в марте 1872 года. Сочетание классических и инновационных методов позволит раскрыть способности каждого ребенка и подвести детей к пониманию важных философских истин

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 116 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2020 939
    • DOCX 54.7 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ершова Наталья Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ершова Наталья Валерьевна
    Ершова Наталья Валерьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83386
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе