Конспект урока
Цели урока:
1.Выявить своеобразие романтического
мироощущения в повести А.И.Куприна «Олеся».
2.Проследить отражение руссоистской
концепции в повести Куприна.
3.Провести параллель между повестью
А.И.Куприна «Олеся» и рассказом «Гранатовый браслет».
Домашнее задание к уроку:
1.Выписать из текста цитаты,
характеризующие внешность, душевные качества героини, её отношение к природе, к
любви. Попытаться с помощью выписанных цитат «составить» портрет Олеси.
2.Вспомнить основные признаки романтизма.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы, целей урока.
III.Слово учителя.
Художественным утверждением
духовной полноценности и нравственной красоты человека из народа явились
произведения, созданные Куприным между 1898 и 1901 годами на материале
полесских впечатлений. Для Куприна поездка в 1897 году в Полесье была
своеобразной «творческой командировкой», которая преследовала совершенно
очевидную цель – поведать другим об увиденном и пережитом. В полесском цикле
имеется тенденция противопоставить деревенскую жизнь жизни капиталистического
города, который выглядит скопищем голодного и нищего люда, буржуазной сытости и
мещанского благополучия – синонимом социального неравенства людей. Эта
тенденция нашла своё отражение и на страницах повести «Олеся» – пожалуй, самого
значительного произведения полесского цикла (1898 год).
IV. Сам Александр Иванович Куприн в разговоре с Горьким назвал
свою повесть «Олеся» «наивной романтикой».
– Какие же черты
романтизма мы встречаем в «Олесе»? Проверим домашнее задание и запишем кратко
на доске основные признаки романтизма:
1.Протест против
пошлости, обыденности и прозаичности жизни.
2.Общая
пессимистическая направленность.
3.В центре
романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность,
противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам.
4. «Двоемирие»,
то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются
друг другу (романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе»
творческую активность художника с его правом на преображение реального мира:
художник создаёт свой, особый мир, более прекрасный и истинный).
5. «Местный
колорит» (противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с
природой, её стихией).
– Назовите из
перечисленных выше признаков романтизма те, которые мы можем увидеть в
произведении невооруженным взглядом. Прокомментируйте свои ответы.
(1.В центре произведения стоит сильная, исключительная
личность,
противостоящая обществу, его законам и морально – нравственным нормам. Это
Олеся. Она не похожа на перебродских баб и девушек. Она выносливая, сильная,
сумевшая не только воспитать в себе лучшие душевные качества, но и сохранить
их, несмотря ни на что.
2. «Двоемирие», т.е. разделение мира на реальный и
идеальный.
Обо всех
событиях, происходящих в повести, мы узнаём
от Ивана Тимофеевича. Именно он и является своеобразной «границей»,
разделяющей реальный и идеальный миры. Реальный мир – это перебродские жители,
Петербург, его «высший свет». Идеальный же – это лес, в котором живёт Олеся с
бабушкой, тот самый лес, в котором и зародилась любовь главных героев повести.
Эти два мира действительно противопоставлены друг другу в произведении Куприна.
3.Так называемый
«местный колорит», то есть описание природы. Олеся не только чувствует
духовную близость с природой, она сама является её
неотъемлемой частью.
Можно отметить ещё и деятельно-активную роль пейзажа в развитии
темы любви, и он чутко меняется одновременно с изменением душевного состояния
Олеси.
Вспомним, как описывает время любви Иван Тимофеевич: «Почти целый
месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор
вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти
пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные
бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские
дни…»).
– Итак, можем ли
мы назвать Олесю романтической героиней?
(Да,
можем. Олеся – это новый, романтически окрашенный, поэтический образ простой
деревенской девушки, нравственно и физически красивой, своенравной по
характеру, смело принимающей вызов перебродских баб. Олеся совсем не похожа на
дам «благородного» общества. Этот романтический образ создан Куприным с большой
симпатией и любовью).
«В «Олесе» одинаково пленительны и свежий голос с неожиданными низкими
бархатными нотами, и врожденное изящество движений, и отсутствие жеманства и
кокетничанья, и умение держать себя скромно и непринужденно…», – пишет
Ф.И.Кулешов в своей монографии «Творческий путь А. И. Куприна».
V. Теперь обратимся к концепции Жан
Жака Руссо, которая вошла в историю общественной мысли под названием руссоизма.
Вопрос к
классу:
–
Что вам
известно о Жан Жаке Руссо и руссоизме?
С помощью учителя называются основные
положения в руссоизме:
–
противопоставление буржуазной цивилизации простой
жизни людей на лоне природы, вдали от городов, в которых царит эгоизм и
лицемерие;
–
цивилизация
не дает людям счастья;
–
идея
«естественного человека», человека природы, то есть противопоставление человеку
природы «человека, созданного обществом».
–
Кто в
повести А.И.Куприна является «естественным человеком»? Как изображает своего
«человека природы» Куприн?
Здесь пригодятся
цитаты, выписанные в тетради, подтверждающие мысль о том, что Олеся является
«естественным человеком».
(«Естественным человеком» в повести А.И.Куприна
является Олеся. Она живет в лесу. Это ее дом, ее мир, а она – часть этого мира,
часть природы. Вспомним первое появление Олеси в повести: «Голос, певший песню,
вдруг оборвался совсем близко около хаты, громко звякнула железная клямка, и в
просвете быстро распахнувшейся двери показалась рослая смеющаяся девушка.
Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого
выглядывали три крошечные головки с красными шейками и черными блестящими
глазенками.
– Смотри,
бабушка, зяблики опять за мной увязались, –воскликнула она, громко смеясь…»
(К.,81).
Из этого отрывка
видно, что Олеся неразрывно связана с природой. Она пришла из леса и принесла с
собой частичку леса, частичку природы – зябликов.)
–
На что
обращает внимание Куприн, описывая свою героиню?
(Куприн обращает
внимание на физическую крепость Олеси. Она сильна, красива, здорова.)
–
Кому
противопоставлена Олеся в повести?
(Олеся в повести
противопоставлена толпе – перебродским крестьянам.)
– Можем ли мы эту толпу отнести к «знакам
цивилизации»? Аргументируйте свой ответ.
(Вряд ли мы можем отнести перебродскую толпу к «знакам» цивилизации,
так как крестьяне у Куприна невежественны, темны, тупы и неразвиты: во всей
деревне нет ни одного грамотного крестьянина. Нередко в них проявляется слепая
жестокость и даже зверство. Вспомним, как Олеся отзывается о местных жителях:
«Злой у нас народ здесь, безжалостный…» (К.,90). Большинство перебродских
крестьян слепо верит в чертей и ведьм; их фанатизм религиозных и суеверных
людей, их жестокость проявились в гонениях против старой Мануйлихи, которую они
однажды чуть не убили камнями, приняв ее за ведьму.)
– Каким представлен город (Петербург) в
повести? Как отзываются о нем Иван Тимофеевич и Олеся?
(Иван Тимофеевич: «Так вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты
людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по
десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут,
под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате
круглый год не видят» (К.,98).
Олеся: «Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда»
(К.,98).)
– Определите степень важности для Куприна
изображения «естественного человека», человека природы в повести «Олеся».
Следует ли А.И.Куприн руссоистским традициям?
(Образ Олеси в повести очень важен. Писатель хочет всячески «отделить»
Олесю от внешнего мира, показать ее в естественной для нее обстановке
прекрасной и могучей природы. Образ Олеси, ее любовь, окрашенные в
пантеистические тона, отражают эстетическое отношение писателя к
действительности. Подлинно прекрасное может торжествовать лишь вдали от мира,
от цивилизации, где царит лицемерие. Поэтому столь большая роль в повести
отводится описанию природы. Безусловно, Куприн следует руссоистским
традициям.Мы видим, что и Иван Тимофеевич был счастлив с Олесей тоже вдали от
городской и сельской суеты. А в городе, по предсказанию Олеси, он не найдет
счастья.)
VI. – Какая тема является основной в повести
Куприна?
(Основной темой купринской повести является, конечно же, тема любви).
– Назовите еще одно произведение А.И.Куприна, в
котором тема любви главного героя занимает так же главное место.
(Это рассказ
А.И.Куприна «Гранатовый браслет».)
– О чем этот рассказ? В чем его суть?
(Суть «Гранатового браслета» заключается в том, что мелкий чиновник,
робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек, влюбляется в светскую даму,
влюбляется безнадежно, безответно и беззаветно. Понимая, что его любовь не
нужна, он убивает себя.)
Итак, эти два произведения объединены темой
любви. Попробуем установить наличие сходных сюжетных и смысловых моментов. Для
этого заполним небольшую сопоставительную таблицу.
«Олеся»
|
«Гранатовый браслет»
|
Самопожертвование во имя любви
|
Самоубийство во имя любви
|
Олесю избивают, над ней смеются, ее ругают (Олеся становится жертвой
беснующейся толпы)
|
Желтков подвергает себя осмеянию тоже своего рода «толпы» (члены
семьи Веры Николаевны смеялись, читая его письма)
|
Прощальные слова Олеси Ивану Тимофеевичу: «…Ну поезжай с Богом…»
|
Прощальные слова Желткова Вере Николаевне: «Дай Бог Вам счастья, и
пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу…»
|
«Нитка дешевых красных бус, очевидно, нарочно повешенная на угол
оконной рамы».
Бусы – «единственная вещь, которая осталась на память об Олесе и об
ее нежной, великодушной любви»
|
Гранатовый браслет по просьбе Желткова повешен на икону.
Браслет – вещь, которая свидетельствовала о благоговении, вечном
преклонении и рабской преданности предмету любви Желткова – Вере Николаевне
|
Уход Олеси из леса
|
Уход Желткова из жизни
|
На примере нашей
таблицы мы смогли убедиться в том, что повесть «Олеся» и рассказ «Гранатовый
браслет» действительно имеют сходные сюжетные и смысловые моменты. Заметим, что
эти два произведения разделяют тринадцать лет! Именно через тринадцать лет
после написания «Олеси» Куприн возвращается к теме «невозможности любви» в
«Гранатовом браслете». И если в «Олесе» главные герои могли любить друг друга
некоторое время и быть счастливы, то в «Гранатовом браслете» показана всего
лишь безответная любовь Желткова.
VII. Обобщение
урока.
В ходе нашего
урока мы попытались выявить своеобразие романтического мироощущения в повести
А.И.Куприна «Олеся». Для этого мы не просто повторили признаки романтизма, но и
постарались найти их в «Олесе». Определив, что Олеся у Куприна является
романтической героиней, мы представили ее художественный образ (составили
портрет, используя заранее выписанные из текста цитаты). Далее мы обратились к
концепции Жан Жака Руссо, рассмотрели ее основные положения и проследили за
развитием руссоистских традиций в повести А.И.Куприна. Мы увидели, что писатель
действительно следует Ж.-Ж. Руссо, противопоставляя «естественного человека»
обществу (или «человеку, созданному цивилизацией»). «Естественным человеком»,
или человеком природы, в повести является Олеся, девушка, выросшая в лесу. Она
живет далеко от людей, и поэтому счастлива. Но идиллия этого «дикого состояния»
рушится, как только к девушке прикасается «цивилизованный человек» – Иван
Тимофеевич. Мы убеждаемся, что «естественная личность» для Куприна может
существовать только будучи изолированной от любой социальной среды. Олеся была
недолго счастлива с Иваном Тимофеевичем. Их счастье, их любовь рушатся сразу,
как только Олеся «соприкасается» с обществом, точнее с некоторыми его
представителями – перебродскими жителями. Также мы провели параллель между
повестью «Олеся» и рассказом «Гранатовый браслет» и убедились, что между ними
во многом существует прямая связь. То, что в раннем творчестве Куприна (имеется
в виду его повесть «Олеся») было просто уходом из леса, то уже в «Гранатовом
браслете» становится уходом из жизни. Возможно, ключ к пониманию этого
«перехода» нужно искать в системе мировоззренческих взглядов самого писателя.
Итак, мы можем
сделать общий вывод по повести А.И.Куприна «Олеся». В этом произведении
запечатлен авторский интерес к так называемому «естественному состоянию». Из
купринских наблюдений вытекает производная проблема, приобретающая, однако,
большое самостоятельное значение. Речь идет о раскрытии сложного взаимодействия
между человеком природы («естественным человеком») и «человеком общества», о
соотнесении стихии и культуры. С таких позиций рассматриваются Куприным вечные
вопросы добра и зла, чувства и мысли, деяния и мечты.
VIII. Итоги
урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.