Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе А. Чехов 6 класс

Урок по литературе А. Чехов 6 класс

Урок литературы в 6 классе

Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

Социальный статус.

Чины людьми даются,
а люди могут обмануться.


Цели урока:

-продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
-на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;
-учить видеть красоту, меткость чеховского слова;
-развивать критическое мышление;
-стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.

Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал на каждом столе «Основные литературоведческие понятия»
Подготовка к уроку:

Учащиеся должны знать содержание рассказа, выписать из различных словарей значение слов «социальный» и «статус».


Ход урока

I Организационный момент

II. Этап

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

-Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехова – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его.
А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый»




2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий».

-1-

-Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)
1.Подготовка к уроку:

Ход урока:


  1. Слово учеников о писателе.

  2. Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) родился в Таганроге, на юге России. Горд стоял на берегу теплого, прекрасного моря, но жизнь в нем была скучна и скудна. Мелкая суета составляла основу жизни обывателей. Богатые купцы презирали мелких лавочников, к которым принадлежал отец Чехова Павел Егорович. Лавка отца была для Чехова настоящим проклятием. «В детстве у меня не было детства», - говорил он. По воспоминаниям брата Александра, «Антону Павловичу приходилось с грустью и со слезами отказываться от всего того, что свойственно и даже настоятельно необходимо детскому возрасту, и проводить время в лавке, которая была ему ненавистна. В ней он, с грехом пополам, учил и недоучивал уроки, в ней переживал зимние морозы о коченел, в ней же тоскливо, как узник в четырех стенах, должен был проводить золотые дни гимназических каникул…» В лавке отца Чехов нередко сталкивался с проявлением жестокости, порожденными скукой провинциальной жизни в городе, где «60 000 жителей занимаются только тем, что едят, пьют, плодятся, а других интересов никаких…»

    И в гимназии, куда был отдан Чехов, зачастую проявлялась грубость и жестокость. Как вспоминает одноклассник Чехова, однажды произошло какое-то недоразумение с учителем словесности Мальцевым, и весь класс решил не подавать ему очередного сочинения. Один из учеников нарушил уговор и сочинение все-таки отдал. Возмущенный одноклассник ударил его по лицу, а Чехов, бывший свидетелем этой сцены, возмущенно воскликнул: «Это глупо! Это дико!» Он был врагом всякого насилия, грубости, жестокости, и такая расправа не могла оставить его равнодушным, потому что человеческое достоинство было для Чехова превыше всего.

  3. Работа с текстом.
    -При помощи какого литературного приёма построен рассказ «Толстый и тонкий»? Какой приём создания комического обнаруживается в рассказе? (антитеза, создание комической пары)
    (
    Один – толстый, другой – тонкий, один доволен, другой – измучен, один – налегке, без спутников, второй обременен и скарбом и семейством. Это не просто контраст, это – антитеза.)

-2-


  • Что такое Антитеза? Прочитайте.


  • На какие 2 части можно разделить рассказ?
    (
    1. Встреча школьных друзей. Это блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад – машина времени! Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и Миша.
    2. Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их разделяет бездна, и эта пропасть – социальное положение и чин.
    )

-Какие значения имеет слово «социальный» в различный словарях? Укажите то значение, в котором мы будем употреблять это слово?

Социальный – общественный, порожденный взаимодействием больших масс людей.
Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или в обществе.


  • Кто из героев по социальному статусу выше?


  • Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета обращает автор внимание читателя?
    (
    От толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur dorange – фр. «цветок апельсина») и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, - ветчиной и кофе).


  • Кто из героев первым бросается к другу?


  • Как тонкий называет толстого?


  • Как автор передает состояние друзей при встрече?


  • Кто первым начинает разговор после приветствия?


  • Почему толстый по воле автора не произносит ни одной фразы во время монолога тонкого?


  • Охарактеризуйте толстого на данный момент действия.


  • Какой фразой толстый подталкивает тонкого к разговору о службе?

  • -3


  • Что рассказывает о своей службе тонкий?
    (
    В ответ на вопрос о своих достижениях он перечисляет: служит коллежским асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное дворянство – вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден, жена подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары на продажу чуть ли не оптовыми партиями – «перебиваемся кое-как»).


  • В какой момент читатель узнает о разном социальном положении героев?
    (
    «Небось, уже статский? А?». В этих пока еще шутливых словах Порфирия слышится слабая надежда на то, что Миша с ним примерно одного социального положения. Ответ толстого приятеля (Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… две звезды имею.) – переворачивает весь ход разговора, наносит тонкому удар сокрушительный. Далее уже тонкий морально полностью уничтожен и на глазах превращается из самодовольного отца семейства в пресловутую «тварь дрожащую». Но это не поражение в обычном смысле – это возвращение к исходному состоянию души Порфирия, каким он был от рождения – любителем порядка, подхалимом и трусом. Жизнь замыкается, сюжет закольцовывается.)


Прочитайте, как меняется тонкий и его близкие, когда узнали о служебном положении толстого.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился… его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…»)


  • Почему они вдруг изменились?
    (
    Теперь перед нами уже не друзья детства, а люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть. Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может не держать дистанцию. Дальнейшие его действия продиктованы инстинктом самосохранения: с начальством дружба к добру не приводит. Друг не может быть начальником, а начальник – другом. Поэтому осуждать тонкого, значит не понимать мудрости этого бывалого, многоопытного

  • -4-

  • служаки. А его жалкое поведение, хихиканье и лесть – обычная защитная реакция маленького человека перед лицом всесильного вельможи).


  • Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему?
    («Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку»).


  • Как простились друзья детства?
    («Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены».)


  • С какой интонацией произносит автор последнюю фразу рассказа?

На основе ответов на вопросы составляется таблица (примерная):

Толстый Тонкий

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

Богатый

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно. 1. «Навьючен»

Бедный

2. Неуверенный в себе, суетливый.
3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.


Работа в парах

1.-Какие глаголы усиливают друг друга и общее впечатление в абзаце: «Тонкий вдруг побледнел…»

-5-

(побледнел, окаменел, лицо искривилось, посыпались искры, съёжился, сгорбился, сузились, поморщились- эти глаголы рельефно описывают происходящую с тонким метаморфозу)

2. Выписать глаголы, которые характеризуют отношение Порфирия (Тонкого) и Михаила (Толстого) друг к другу Отметим наиболее выразительные: изумился, облобызались, устремили (глаза), ошеломлены, поморщился, захихикал.


-Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя мы практически уже во втором абзаце рассказа узнаем имена героев?


-Что определяет поведение героев – социальное положение в обществе или прежние отношения, основанные на дружбе.


  • Итак, юмористическая ситуация — ситуация, которая вызывает смех.

    Способы юмористического повествования:

    1) неожиданность;

    2) несоответствие;

    3) гипербола, литота.


    Эвристическая беседа

    — Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.

    Вместе с учениками придем к выводу, что неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам), один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.

    Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.

  • -6-





Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «...лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «...лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.

Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее...», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.

Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»


Решение основной проблемы урока:

Почему автор назвал рассказ «Толстый и тонкий», а не, предположим, «Встреча друзей»?


  • Чем интересна эта история?


  • Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом?


Слово учителя:




-7-

Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.



Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
Это Чехов говорил о себе

Подведение итогов уроков. Рефлексия.


О чём заставил задуматься рассказ?

3)Конкурс «Кот в мешке».

У нас игра «Кот в мешке». Кто-то из вас достает из мешка предмет, и все называют , с каким рассказом он связан.

  • Щипцы - «Лошадиная фамилия»

  • Чеснок - «Лошадиная фамилия»

  • Духи – «Толстый и тонкий»

  • Портсигар - «Толстый и тонкий»






  • Домашнее задание. Напишите сочинение на тему:
    «Что смешно, а что грустно в этом рассказе?» или «Встречают по одежке, а провожают по уму».



Приложение Биография А.П. Чехова



Антон Павлович  Чехов (1860 - 1904) – великий русский прозаик, драматург. 

Родился 17 января (29 по новлму стилю) 1860 года в Таганроге в семье купца. Отец — Павел Егорович Чехов (1825 — 1898 г.г.), купец 3-й гильдии, уделял внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Мать — Евгения Яковлевна Чехова (урождённая Морозова) (1835 — 1919 г.г.)  заботливая и любящая  мать и жена, окончила таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась манерам, танцам и хорошим манерам , что в последствии прививала детям. Антон Павлович воспитывался строго, с  детских лет  помогал отцу в лавке. В семье Чеховых было шесть детей и все они были одарёнными, высокообразованными людьми. А. П. Чехов говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».

В 1868 году Антон Павлович Чехов поступил в гимназию.

 В 1876 году вся семья Чехових переехала в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, отец Чехова разорился и был вынужден бежать от кредиторов. Будущий писатель остался в Таганроге чтобы окончить учение и зарабатывал на жизнь репетиторством. Будучи гимназистом, Чехов писал юморески.

Окончив гимназию в 1879 году, А. П. Чехов уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров - Н.Склифосовского, Г.Захарьина и др.  В студенческие годы, чтобы заработать себе на жизнь, сотрудничал с журналами "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего "Антоша Чехонте", С 1882 писал для петербургского журнала "Осколки", вел обозрение "Осколки московской жизни" (1883 - 85).

В 1884 году, получив звание уездного врача, начал заниматься врачебной практикой в Воскресенске (сейчас - город Истра), в больнице известного врача П.А. Архангельского. . В этом же году выходит первая книга рассказов Антона Павловича Чехова - "Сказки Мельпомены". Затем печатаются "Пестрые рассказы" (1886 год), "В сумерках" (1887 год), "Хмурые люди" (1890 год). Появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия». Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена». В эти годы на Чехова сильно влияет творчество Л.Толстого, которое сказывается в рассказах "Именины", "Скучная история".

С весны 1885 года семья Чеховых приезжает в усадьбу Бабкино.  Прекрасная природа, разговоры о музыке, искусстве, литературе, дружба с художником Левитаном положительно сказываются на творчестве Чехова.

В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин - место ссылки осужденных на каторгу. Это путешествие писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири». После возвращения с Сахалина А. П. Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России.

В 1892 году А. П. Чехов покупает имение Мелихово, где помогает местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения.

В Мелихово было написано много прекрасных произведений: "Попрыгунья", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности", "Чайка", "Дядя Ваня" и др.  Чехов создает такие пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад". Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.

В 1898 году Антон Павлович Чехов строит дом и переезжает в Ялту.  Лето этого года писатель посвятил работе над трилогией - "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви".

25 мая 1901 года Чехов женился на актрисе МХАТа О.Книппер.

Декабрь 1903 года опубликован последнего рассказа "Невеста". У писателя усиливается туберкулезный процесс.

В мае 1904 года А. П. Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии.

2 июля (15 по новому стилю) 1904тгода Антон Павлович Чехов скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


























































Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"


Цель урока:

продолжать формировать умение анализа эпического произведения;

на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;

учить видеть красоту, меткость чеховского слова;

развивать критическое мышление;

стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.

Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал на каждом столе «Основные литературоведческие понятия», «Способы создания комической ситуации».

Ход урока

I Организационный момент

II. Этап

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехова – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его.

2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий».

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

III. Стадия «Вызов»

Работа в парах.

Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?

Примеры «толстых и тонких» вопросов:

«Толстые» вопросы, придуманные детьми «Тонкие» вопросы, придуманные детьми

Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?

Почему изменилось поведение тонкого?

Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?

Где встретились два приятеля?

Как звали жену и сына тонкого?

До какого звания дослужился толстый?


Решение кроссвордов, составленных на основе «тонких» вопросов.

(2 варианта)

IV. Стадия «Осмысление»

1.Работа над заглавием.

Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?

(создание комической пары, антитеза)

2. Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?

Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).

Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)

Какие чувства испытывают герои при встрече?

Чем отличается речь тонкого?

Определите кульминацию произведения.

Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)

Почему толстый ничего не возразил и ушел?

Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)

Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания)

Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? (противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали)

На основе ответов на вопросы составлена таблица (примерная):

Толстый Тонкий

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

Богатый

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно. 1. «Навьючен»

Бедный

2. Неуверенный в себе, суетливый.

3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

V. Рефлексия

Написание сочинение – миниатюры о встрече двух приятелей от имени толстого (тонкого). (Вариант – устное сочинение).


Чтение миниатюр. Обсуждение.


VI. Итог

Урок 50


«Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования. Чехов — «художник жизни»


Урок развития речи


I. Проверка домашнего задания

Предложим детям прочитать выписанные дома глаголы, которые характеризуют отношение Порфирия (тонкого) и Михаила (толстого) друг к другу. Отметим наиболее выразительные: изумился, облобызались, устремили (глаза), ошеломлены, поморщился, захихикал.

Особое внимание уделим абзацу: «Тонкий вдруг побледнел...» — в нем сосредоточены глаголы, которые усиливают друг друга и общее впечатление. Побледнел, окаменел, (лицо) искривилось, посыпались (искры), съежился, сгорбился, сузился, съежились, поморщились — эти глаголы ярко и рельефно описывают происходящую с тонким метаморфозу. Чуть позже вернемся к этому абзацу еще раз.


II. «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования

Беседа

Обратимся к вопросам учебника (с. 302, ч. 1). Очень важно приучать детей работать с письменно сформулированными вопросами, так как часто дети, читая вопрос самостоятельно и не слыша подсказывающей интонации учителя, просто не понимают, о чем их спрашивают.


Теоретические сведения

На примере этого рассказа можно понять, что такое способы юмористического повествования.

Итак, юмористическая ситуация — ситуация, которая вызывает смех.

Способы юмористического повествования:

1) неожиданность;

2) несоответствие;

3) гипербола, литота.


Эвристическая беседа

— Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.

Вместе с учениками придем к выводу, что неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам), один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.

Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.

Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «...лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «...лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.

Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее...», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.

Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»


Выразительное чтение

Завершим анализ рассказа выразительным чтением по ролям, в котором будет синтезировано достигнутое понимание текста.


III. А. П. Чехов — «художник жизни»

Предложим ученикам прочитать вслух статью учебника «Л. Н. Толстой об А. П. Чехове» (с. 299, ч. 1).

В заключение сделаем небольшую запись в тетради.

* Особенности стиля Чехова — точность и краткость, в том числе быстрое начало и неожиданный финал его произведений.


IV. Подготовка к домашнему сочинению

Предложим ученикам самостоятельно придумать короткий юмористический рассказ, в котором присутствовали бы основные способы создания юмористической ситуации: неожиданность, несоответствие и гипербола. Выскажем пожелание, чтобы рассказы учеников имели быстрое начало и неожиданный финал. Придумать такой рассказ очень непросто, и написание короткого юмористического рассказа будет настоящей творческой удачей. В качестве примера можно прочитать на уроке один ученический рассказ и найти в нем быстрое начало, неожиданный финал и гиперболу.

Пример сочинения дан нами в Приложении («Тайна огуречной бочки»).

На одном из последующих уроков учитель найдет возможность прочитать лучшие сочинения и провести анализ творческих работ.


Домашнее задание

Написать короткий юмористический рассказ.

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется













Приложение Биография А.П. Чехова



Антон Павлович  Чехов (1860 - 1904) – великий русский прозаик, драматург. 

Родился 17 января (29 по новлму стилю) 1860 года в Таганроге в семье купца. Отец — Павел Егорович Чехов (1825 — 1898 г.г.), купец 3-й гильдии, уделял внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Мать — Евгения Яковлевна Чехова (урождённая Морозова) (1835 — 1919 г.г.)  заботливая и любящая  мать и жена, окончила таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась манерам, танцам и хорошим манерам , что в последствии прививала детям. Антон Павлович воспитывался строго, с  детских лет  помогал отцу в лавке. В семье Чеховых было шесть детей и все они были одарёнными, высокообразованными людьми. А. П. Чехов говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».

В 1868 году Антон Павлович Чехов поступил в гимназию.

 В 1876 году вся семья Чехових переехала в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, отец Чехова разорился и был вынужден бежать от кредиторов. Будущий писатель остался в Таганроге чтобы окончить учение и зарабатывал на жизнь репетиторством. Будучи гимназистом, Чехов писал юморески.

Окончив гимназию в 1879 году, А. П. Чехов уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров - Н.Склифосовского, Г.Захарьина и др.  В студенческие годы, чтобы заработать себе на жизнь, сотрудничал с журналами "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего "Антоша Чехонте", С 1882 писал для петербургского журнала "Осколки", вел обозрение "Осколки московской жизни" (1883 - 85).

В 1884 году, получив звание уездного врача, начал заниматься врачебной практикой в Воскресенске (сейчас - город Истра), в больнице известного врача П.А. Архангельского. . В этом же году выходит первая книга рассказов Антона Павловича Чехова - "Сказки Мельпомены". Затем печатаются "Пестрые рассказы" (1886 год), "В сумерках" (1887 год), "Хмурые люди" (1890 год). Появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия». Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена». В эти годы на Чехова сильно влияет творчество Л.Толстого, которое сказывается в рассказах "Именины", "Скучная история".

С весны 1885 года семья Чеховых приезжает в усадьбу Бабкино.  Прекрасная природа, разговоры о музыке, искусстве, литературе, дружба с художником Левитаном положительно сказываются на творчестве Чехова.

В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин - место ссылки осужденных на каторгу. Это путешествие писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири». После возвращения с Сахалина А. П. Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России.

В 1892 году А. П. Чехов покупает имение Мелихово, где помогает местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения.

В Мелихово было написано много прекрасных произведений: "Попрыгунья", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности", "Чайка", "Дядя Ваня" и др.  Чехов создает такие пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад". Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.

В 1898 году Антон Павлович Чехов строит дом и переезжает в Ялту.  Лето этого года писатель посвятил работе над трилогией - "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви".

25 мая 1901 года Чехов женился на актрисе МХАТа О.Книппер.

Декабрь 1903 года опубликован последнего рассказа "Невеста". У писателя усиливается туберкулезный процесс.

В мае 1904 года А. П. Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии.

2 июля (15 по новому стилю) 1904тгода Антон Павлович Чехов скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.







Урок по литературе А. Чехов 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 6 классе

Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

Социальный статус.

Чины людьми даются,
а люди могут обмануться.

 

Цели урока:

-продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
-на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;
-учить видеть красоту, меткость чеховского слова;
-развивать критическое мышление;
-стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.

Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал на каждом столе «Основные литературоведческие понятия»
Подготовка к уроку:

Учащиеся должны знать содержание рассказа, выписать из различных словарей значение слов «социальный» и «статус».


Ход урока

I Организационный момент

II. Этап

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

-Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехова – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его.
А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый»

 


2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий».

-1-

-Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)
1.Подготовка к уроку:

Ход урока:

1.    
Слово учеников о писателе.

2.     Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) родился в Таганроге, на юге России. Горд стоял на берегу теплого, прекрасного моря, но жизнь в нем была скучна и скудна. Мелкая суета составляла основу жизни обывателей. Богатые купцы презирали мелких лавочников, к которым принадлежал отец Чехова Павел Егорович. Лавка отца была для Чехова настоящим проклятием. «В детстве у меня не было детства», - говорил он. По воспоминаниям брата Александра, «Антону Павловичу приходилось с грустью и со слезами отказываться от всего того, что свойственно и даже настоятельно необходимо детскому возрасту, и проводить время в лавке, которая была ему ненавистна. В ней он, с грехом пополам, учил и недоучивал уроки, в ней переживал зимние морозы о коченел, в ней же тоскливо, как узник в четырех стенах, должен был проводить золотые дни гимназических каникул…» В лавке отца Чехов нередко сталкивался с проявлением жестокости, порожденными скукой провинциальной жизни в городе, где «60 000 жителей занимаются только тем, что едят, пьют, плодятся, а других интересов никаких…»

И в гимназии, куда был отдан Чехов, зачастую проявлялась грубость и жестокость. Как вспоминает одноклассник Чехова, однажды произошло какое-то недоразумение с учителем словесности Мальцевым, и весь класс решил не подавать ему очередного сочинения. Один из учеников нарушил уговор и сочинение все-таки отдал. Возмущенный одноклассник ударил его по лицу, а Чехов, бывший свидетелем этой сцены, возмущенно воскликнул: «Это глупо! Это дико!» Он был врагом всякого насилия, грубости, жестокости, и такая расправа не могла оставить его равнодушным, потому что человеческое достоинство было для Чехова превыше всего.

3.     Работа с текстом.
-При помощи какого литературного приёма построен рассказ «Толстый и тонкий»? Какой приём создания комического обнаруживается в рассказе? (антитеза, создание комической пары)
(Один – толстый, другой – тонкий, один доволен, другой – измучен, один – налегке, без спутников, второй обременен и скарбом и семейством. Это не просто контраст, это – антитеза.)

-2-


  • Что такое Антитеза? Прочитайте.

  • На какие 2 части можно разделить рассказ?
    (1. Встреча школьных друзей. Это блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад – машина времени! Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и Миша.
    2. Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их разделяет бездна, и эта пропасть – социальное положение и чин.)

-Какие значения имеет слово «социальный» в различный словарях? Укажите то значение, в котором мы будем употреблять это слово?

Социальный – общественный, порожденный взаимодействием больших масс людей.
Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или в обществе.



Автор Галиева Татьяна Сергеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4164
Номер материала 53057
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓