Главная / Начальные классы / Урок по литературе 4 класс на тему Басни И.А.Крылова

Урок по литературе 4 класс на тему Басни И.А.Крылова


Литература 4 класс


Тема: Крылов И.А. «Лебедь, Щука и Рак»

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством Ивана Андреевича Крылова.

- формировать знания учащихся о литературных жанрах;

- развивать и совершенствовать технику чтения;

- прививать любовь и интерес к литературе;

- воспитывать нравственные качества.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, книги с произведениями И.А. Крылова.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

«Улыбнитесь друг другу».

  1. Проверка знаний.

«Заморочки из бочки»

По строкам назовите автора и название произведений.

Назовите литературные жанры данных произведений.


«Жили-были старик со старухой, и была у них курочка Ряба…»

(устное народное творчество)

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

(литературная сказка)

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане…»

«На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…»

(поэзия)

Лермонтов М.Ю. «На севере диком…»

«Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела…»

(басня)

Крылов И.А. «Стрекоза и Муравей»

  1. Актуализация.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с великим русским писателем и его произведениями и узнаете об одном из жанров литературы - басней.


  1. Реализация.

1.Чтобы узнать имя писателя, вам необходимо разгадать кроссворд.



1)Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

2) Кого называют «попрыгуньей»?

3) «Кума» в зеркале.

4) «Вперед чужой беде не смейся, …»

5) Кто остался «без обеда», потеряв сыр.

6) К кому приползла Стрекоза?






hello_html_m5940c0a9.gif



Итак, вы разгадали фамилию великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

hello_html_m77286099.jpg

2. Знакомство с биографией.

Учитель рассказывает и зачитывает отрывки из воспоминаний современников о И.А.Крылове и его творчестве из книги « Иван Андреевич Крылов. Басни. Сатирические произведения. Воспоминания современников».

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году. Он был не только баснописцем, также писал стихи, водевили, сатирические рассказы. Но все-таки нам больше всего известны басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и муравья, про Слона и Моську и т.д.

А что такое басни, знаете?

Басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются люди, говорится о жизни.

А знаете ли вы, что для того, чтобы писать хорошие басни, надо быть трудолюбивым человеком? «Будет просто, как проделаешь раз по сто», - говорил современник Крылова художник Федотов. Только к одной басне «Кукушка и Петух», в которой 21 строка, черновых набросков около 200 строк.

Всю жизнь Иван Андреевич и работал, и учился. Работать он начал в 11лет, а греческий язык, например, начал изучать в 50 лет и за два года овладел им в совершенстве.

В городе Санкт - Петербурге в Летнем саду находится памятник И.А.Крылову, а у подножия памятника изображены герои его басен – животные.

3. Работа по учебнику.

Нам предстоит познакомиться с определением басни и морали басни, с басней «Лебедь, Щука и Рак».



Читаем определение в учебнике с. 49

- Что такое басня и мораль басни.

Выразительное чтение басни «учитель + ученик».

hello_html_m408e73e5.gif

Работа в парах. Выразительное чтение.

4.Анализ произведения.

- Расскажите о действующих лицах басни.

- Почему же воз оказался и ныне там?

- В чем главный смысл басни?

- Найдите и прочитайте мораль басни.

- Какие недостатки людей высмеивает автор?

4. Работа в тетради.

Оформление тетради.

Задание.

- Запишите пословицы о дружбе, взаимовыручке.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.

Крепкую дружбу водой не разольешь.

- Объясните смысл пословиц.

- Какие строчки стали пословицами и поговорками и вошли в нашу речь?

  1. Закрепление.

1. Игра «Путаница»

Исправьте неправильные фразы.

    1. …Однажды Голубь, Мак и Щука везти с поклажей воз взялись…

    2. …Чем камушки считать, трудиться, не лучше б на себя, Лиса оборотиться?

    3. …Сорока гавкнула во все воронье горло…

    4. …Поскакушка Стрекоза осень красную пропела…

2. Конкурс «Кто больше?»

Кто больше назовет известных басен И.А.Крылова.

Учащиеся показывают рисунки к басням И.А. Крылова.

hello_html_457a53fa.jpghello_html_me71b6f3.pnghello_html_m6275fb81.jpghello_html_40110de9.jpghello_html_m71174c20.jpg

hello_html_5e7104f1.jpghello_html_m3854e037.jpghello_html_286e3276.jpg


  1. Домашнее задание: с.49-51 выучить басню.

  2. Итог урока.

- С каким жанром литературы вы познакомились на уроке?

- Что и кого высмеивает И.А.Крылов в своих баснях?

- Что такое мораль басни?

Выставление оценок.

Вывод.

Рефлексия



Урок по литературе 4 класс на тему Басни И.А.Крылова
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Крылов И.А. «Лебедь, Щука и Рак»

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством Ивана Андреевича Крылова.

         - формировать знания учащихся о литературных жанрах;

         - развивать и совершенствовать технику чтения;

         -  прививать любовь и интерес к литературе;

         - воспитывать нравственные качества.

 

Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, книги с произведениями  И.А. Крылова.

Автор Рыбакова Ольга Павловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 553
Номер материала 34950
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓