Главная / Русский язык и литература / Урок по лирике А. А. Фета в 6 классе

Урок по лирике А. А. Фета в 6 классе

Урок по лирике А. А. Фета в 6 классе

(урок №2 – урок - практикум)

Учимся читать стихи поэта, анализировать, выявлять особенности поэтики А.А. Фета.

1.Учитель:

Вместе с Афанасием Фетом, чутким художником, мы вошли в необыкновенный мир природы. У него все живо, все дышит, способно плакать и страдать:

В небесах летают тучи,

На листах сверкают слезы,

До росы шипки грустили,

А теперь смеются розы.

Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами радуги, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера:

Смотри, красавица, - на матовом фарфоре

Румяный русский плод и южный виноград.

Как ярко яблоко на лиственном узоре!

Как влагой ягоды на солнышке горят.

Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают. Они безупречны. Но эта безупречность тепла и полна скрытой жизни.

На природе с каждой каплей

Зеленеет вся одежда,

В небе радуга сияет,

Для души горит надежда.

Мы говорим не только об образе природы, но и о слиянии его с внутренним миром, с душевным состоянием человека.

2.

Дети читают наизусть стихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (проверка домашнего задания).

При оценке чтения учащегося задаем классу вопросы:

- Почувствовали ли вы, услышали смену настроения лирического героя после звука рога?

- Приняли ли вы тревогу одинокого странника в лесу?

3.Учитель:

- Сегодня на уроке продолжаем учиться анализировать лирические произведения А. Фета, чтобы понимать авторский замысел, проникать в «тайны» природы и человеческой души. Вы видите, природа Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя.

Вопросы и задания к анализу стихотворения «Ещё майская ночь»:

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли оно во время чтения текста?

-Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы? За что благодарит поэт «родной полночный край»

-Каким предстает перед нами лирический герой? Какие чувства он испытывает и почему?

-Какие краски и звуки создают картину майской ночи?

-Почему майская ночь вызывает у лирического героя не только любовь, но и тревогу?

- Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какое состояние при этом испытывает душа?

-Какое состояние лирического «я» передают слова и выражения: «тревога и любовь», «томить», « с песней», «невольной», «последней»? В чем необычность этого состояния?

-Что вы можете сказать об изображении чувств поэта в последней строфе?

Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня «невольная» и, может быть, «последняя»?

4. Предлагаю вашему вниманию необычное стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста? ( Сначала настроение загадочное, потому что шепчутся люди. Спокойное, мы же видим реку, воду. А вот далее, мы чувствуем движение людей. Последние строчки человека радуют, ведь с зарей наступает новый день. Автор как бы провозглашает это начало, но оно не закончено…)

-Как вы «чувствуете» это стихотворение, т.е. «видите», « слышите», «ощущаете»? ( Сначала слышим: шепот, дыханье, трели, звуки ручья «сонного». Потом мы видим: тени, свет, изменения лица; а далее все это сменяется вспышкой яркой – «отблеск янтаря» и поток чувств: лобзания, слезы. Всходит заря, и чувства людей ярче проявляются на ее красивом фоне).

-Сколько картинок получается, если попробовать проиллюстрировать стихотворение? (3 ).

-Подробно автор описывает изменения, которые происходят в природе, да и с людьми? (образы природы мимолетные, едва уловимые, временные).

-Как звучит, читается стихотворение? (Ритм первых строф как бы рвется, предложения состоят из 1 слова, 2-х, и последнее предложение состоит из маленьких предложений, нераспространенных)

-Размер можно определить? (Хорей, но в первой строке 4 стопы, а во второй- 3, ритм меняется и в 3 стихе, чередуются рифмы мужские с женскими).

-Как звуковой состав отзывается в мелодике стиха? (здесь надо говорить об ассонансе:

-о-о-а от первой строфы плавно изменяется, но 1 строфа похожа на 3-ю.

Е-а

о-а

о-а

е-о-ы-е

е-а

а-ы

и-а

ы-у-у-о

о-а

а-о

а-а

Есть примеры и аллитерации, но они в пределах одного стиха:-

- в стихе 1 повторяется звук «п»;

-в стихах 2 и 8 повторяется звук «л»;

- в стихе 11 – сочетание «лз».

-Какие приемы использует автор? (Метафоры: «трели соловья», «сонного ручья», «ночные тени», «пурпур розы». Цветопись: сначала неясные краски: «свет ночной», «ночные тени», «серебро ручья», «дымные тучки», а потом яркое пятно в виде «пурпура розы», «отблеска янтаря» и, наконец, «заря»!)

-Так в чем же особенность этого стихотворения, необычность? ( В нем нет глаголов).

- А как же мы видим, чувствуем, переживаем? ( Предложения состоят из одних подлежащих, они называют действия природы и состояния человека, перечисляют их. А в самом последнем предложении появляется союз «и», он прекращает перечисление, к которому мы начали привыкать, и эмоции, чувства все слились в последнем предложении, в восклицательной интонации. ( С зарею и чувства человека становятся, проявляются острее.)

-Каким Вам представляется лирический герой? (Он любит и любим, он счастлив)/.

Учитель:

-Да, ребята, нам вместе удалось проникнуть в тайны человеческой души, и в этом помогла нам загадочная русская природа. Дома вы попробуйте проанализировать стихотворение А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы…», вам в помощь вопросы и задания:

1.Проанализирйте композицию стихотворения, основана ли она на противопоставлении двух частей и двух образов: зимы и весны? Эти образы можно считать символами?

2.Найдите в стихотворении аллитерации. Какие образы и настроения они создают?

3. Какие картины природы поэт создает с помощью эпитетов, олицетворений, метафор?

4.как вы понимаете выражения «жестокая пора», «напрасные слезы», «холод лютый», «скорбящая душа»? Какой символический смысл они придают стихотворению?

5. Почему, рисуя весну, поэт использует слова «гений», «для новых откровений», «переболит»?

6. Обратите внимание на форму глаголов, почему автор использует именно ее?

7. Подумайте, к чему призывает лирический герой читателей. Чему и с какой целью они должны учиться «у дуба, у березы»?

Урок по лирике А. А. Фета в 6 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Учимся читать стихи поэта, анализировать, выявлять особенности поэтики  А.А. Фета.

1.Учитель:

Вместе с Афанасием  Фетом, чутким художником,  мы вошли в необыкновенный мир природы.У него все живо, все дышит, способно плакать и страдать:

В небесах летают тучи,

На листах сверкают слезы,

До росы шипки грустили,

А теперь смеются розы.

Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами радуги, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера:

Смотри, красавица, - на матовом фарфоре

Румяный русский плод и южный виноград.

Как ярко яблоко на лиственном узоре!

Как влагой ягоды на солнышке горят.

Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают. Они безупречны. Но эта безупречность тепла и полна скрытой жизни.

На природе с каждой каплей

Зеленеет вся одежда,

В небе радуга сияет,

Для души горит надежда.

Мы говорим не только об образе природы, но и о слиянии его с внутренним миром, с душевным состоянием человека.

2.

 

Дети читают наизусть стихотворение  А. А. Фета  «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (проверка домашнего  задания).

Автор Журавлева Ирина Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1328
Номер материала 38722
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓