Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема урока:
Творчество Загира Исмагилова
Цель урока: ознакомить учащихся с творчеством З.Исмагилова: главная тематика песен композитора: прививать любовь к творчеству композиторов.
Наглядно-демонстрационные материалы:
Портрет Загира Исмагилова, фоторепродукции с творческими работами Загира Исмагилова, мультимедиа проектор, компьютер, песни З. Исмагилова
Вводная часть:
Введение. Приветствие.
За неделю до урока ученикам дано было задание найти информацию о биографии Загира Исмагилова. Постановка темы и целей урока.
Основная часть:
Урок начинается с исполнения песни Загира Исмагилова на
слова К. Даяна «Шаймуратов генерал».
Учитель: Чувствую, вам всем песня понравилась. Вы сейчас не просто
спели песню, а рассказали часть историй народа. Автором этого
музыкального произведения является Загир Исмагилов.
Ученик: Выдающимся композитором Башкортостана является Загир Гарипович Исмагилов. Он родился 8 января 1917 года в селе Верхнее -Серменево Белорецкого района в семье потомственного лесоруба» Загир обладал высоким сильным и чистым голосом, научился играть на курае. Поступил на учебу в Белорецкий лесохимический техникум, потом работал в Белорецком леспромхозе.
Ученик: В 1935 году в Белоредк на гастроли приехал башкирский театр драмы. Загир побывал на нескольких спектаклях. И даже заменил заболевшего кураиста. Его заметили. Он едет в Уфу на учебу в театральную студию при Башкирском театре драмы.
Ученик: Затем он поступает в Московскую консерваторию, на башкирскую студию, на приемных экзаменах играл на курае. Вернувшись в Уфу, стал председателем правления Союза композиторов Башкирии. Долгие годы (20 лет) был ректором Уфимского института искусств. Народный артист СССР, лауреат Государственной премий имени Глинки и премий Салавата Юлаева.
Ученик: Мелодия песни «Шаймуратов генерал» характерна для башкирских походных песен. Во многих из таких песен, как правило, вместе выступают воин и его верный конь.
Учитель: А теперь послушайте эти строки:
Шли полки башкир в атаку
Провожая седой Урал...
Победителей по праву
Встретил с гордостью Урал...
Ребята, почему вы думаете, я обратила ваше внимание на эти строчки.
Ученик. Поется об Урале, как Урал провожал своих сыновей на войну
Учитель: А кто знает легенду об Урале?
Ученик: Жил когда - то народный батыр - Урал. С помощью своего коня Акбузата и алмазного меча защищал он людей от злых духов, змеев, дивов. Долго он искал тайну бессмертия и нашел ее. Раздобыл живую воду, которую охраняли чудища. Но однажды встретил он старика, который открыл батыру другую тайну бессмертия. И вот Урал смертельно болен, люди приносят ему чашу с живой водой. Не стал пить эту воду батыр, а окропил ею поляну. И ожила природа: зазеленели травы, расцвели цветы, запели птицы. После смерти батыра самую высокую и красивую гору назвали Урал - тау.
Учитель: А какую тайну бессмертия открыл Урал батыру старик?
Ученик: Нужно совершать добрые поступки, чтобы люди помнили тебя.
Учитель: Да, настоящее бессмертие не в долгой жизни сказал он, а в том ..как живешь. Человек, творивший добро для других, становится бессмертным, вечно живет в памяти народа.
Ученик: Мне кажется, авторы песни о Шаймуратове, хотели показать, что башкирские джигиты также беззаветно защищали свой край, свой народ.
Учитель: А сейчас мы прослушаем стихотворение еще одного батыра, отдавшего свою жизнь борьбе за счастье народа. Постарайтесь понять его сердце, его душу.
Ученик:
Милая моя земля,
Реки сладкие, поля,
Березняк и чернотал,
В небо вздыбленный Урал,
Я одну мечту таю:
Родину воспеть мою.
Головой под небо встал
Великан седой Урал,
Этот сказочный простор
Приковал навек мой взор,
Вечно бы я хвалил тебя,
Вечно воспевал тебя.
От родимой стороны
Отлученный навсегда,
В горестной моей судьбе
Все мечтаю о тебе,
Светлая моя земля,
Рек медвяная струя,
Над просторами полян,
Мой Урал, мой великан
Все же я не одинок:
Чуть повеет ветерок, Пришлет он вести мне
О родимой стороне,
О знакомых тех местах,
О медвяных рудниках,
О земле, где к небу встал
Мой красавец, мой Урал!
Учитель: Скажите, кто автор этого стихотворения? О чем писал поэт
этого стихотворения? Почему он грустит?
(автор Салават Юлаев, пишет о своей к родному краю, о своей тоске по родным местам, так как сам находится на каторжных работах в Рогервике, далеко от своей родины.)
А теперь вслушайтесь в музыку из оперы 3. Исмагилова «Салават
Юлаев»
Прослушивание арий Салавата (отрывок)
(видеофрагмент из оперы)
Какие чувства вас охватили?
Ученик: Слышится тревога, грусть, печаль...
Учитель: А теперь прослушайте и просмотрите отрывок. Что воспевает 3. Исмагилов в этой опере?
Ученик: 3. Исмагилов воспевает высокое чувство любви, где побеждает вера и надежда в светлое будущее родного Башкортостана.
Ученик: Башкортостан не зря называют жемчужной Урала. Это высокие горы, быстрые реки, глубокие озера, шумные леса, бескрайние степи.
Мероприятие заканчивается песней «Свидание с Уфой» (исполняют и ученики и зал)
Завершающая часть:
Закрепление нового материала.
- Назовите даты и основные события в жизни композитора
- Расскажите о песнях, созданных Загиром Исмагиловым
- Какие темы, идеи наиболее характерны для его деятельности?
Подведение итогов.
Домашнее задание:
Первого уровня:
- прочитать биографию Загира Исмагилова, стр.86 - 96
Второго уровня:
- составить сообщение о музыкальных произведениях Загира Исмагилова, не изученных на уроке
Третьего уровня:
составить кроссворд «Творчество Загира Исмагилова
6 655 041 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мустафина Зиля Равиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.