«Решотинская
средняя общеобразовательная школа № 20»
Тема урока:
(импровизация на тему
наскальных изображений первобытных художников)
7 класс
Выполнила: учитель
изобразительного искусства
Шабалина Татьяна Александровна
Урок изобразительного искусства
7 класс
«Охота на бизонов»
Цели и задачи:
- познакомить с
первыми страницами истории изобразительного искусства;
- развивать
наблюдательность и умения делать зарисовки животных по памяти и
представлению;
- воспитывать
интерес к истории изобразительного искусства.
Оборудование
урока:
- репродукции
наскальных рисунков пещер с изображением мамонтов, бизонов, оленей,
лошадей, сцен охоты;
- копия наскальных
рисунков и импровизации по мотивам, выполненные учащимися предыдущих лет
обучения.
Материалы: бумага, кисти, гуашь, уголь.
Задания: используя основные мотивы наскальных рисунков, выполнить зарисовки
животных по памяти и представлению.
Ход урока:
I.
Организация класса.
Сообщение темы и цели урока.
Приветствие, проверяю готовность уроку
Тема нашего урока «Охота на бизонов»
Сегодня мы узнаем историю первобытного рисунка, научимся
изображать зарисовки животных первобытного человека.
II.
Беседа по теме урока.
Когда мы рассматриваем произведения художников предыдущих
столетий, эпохи Возрождения, Древней Греции, Древнего Египта, то возникает
вопрос:
У кого учились эти художники? Понятно,
у своих учителей.
Тогда кто же учил первого художника?
Давайте заглянем в мастерскую первобытного художника
(демонстрация репродукций). Вы удивлены. Это Капова пещера. В верхнем его этаже
были обнаружены уникальные рисунки мамонтов, носорогов, лошадей. А вот рисунки
из другой пещеры. Это фигуры животных, изображенных на стенах пещеры Альтамиры
в Испании, предполагается, что они выполнены в эпоху Палеолита. Человек еще не
умел строить себе жилище и шить себе одежду, ел полу сырое мясо диких животных,
но уже рисовал. И как рисовал! Посмотрите, разве не прекрасны его рисунки
бизонов? Нас поражает точность линии, пластики, форм и грациозности движения
животных.
Кто же учил первобытного художника рисовать?
Действительно, первым учителем для художника была природа. Он
всматривался в ее творение, учился видеть окружающий мир. Он брал у природы ее
краски.
Посмотрите, какого цвета наскальные изображения?
(коричневого, красного, цвета
глины.)
И сегодня краски охристых и коричневых оттенков называют
земляными, и по своему составу они мало, чем отличаются от красок первого
художника. В их основе все та же глина.
Как появилось первое изображение, мы можем только догадываться.
Может все началось с простого пятна, которое оставил кто то на
скалистой стене ( на листе, прикрепленном к доске, рисую красной охрой пятно).
Но в свете огня пещеры это пятно показалось человеку чем то до боли знакомым,
он был потрясен своей догадкой. Взяв из костра обуглившуюся ветку, он нанес на
пятно и рядом с ним несколько линий (рисую углем линии ног и рогов, подчеркиваю
черты линии абрис спины, и получается изображение бизона). Он выглядел, как
настоящий, огромный, могучий, на тонких ногах, рыжий и пушистый.
III.
Графические
упражнения:
Нас отделяют от первобытного человека десятки тысячелетий, мы
умнее его, умеем писать, читать, но в одном мы уступаем ему - в умении видеть
красоту окружающего мира.
Мы с вами посмотрели не мало рисунков животных. Давайте попробуем
изобразить охоту, подражая стилю наскальной живописи.
Чтобы усилить образное сходство наших рисунков животных, я
предлагаю сделать следующее:
·
Берём белую бумагу и сминаем её
·
Расправляем лист и покрываем его тонким слоем
сильно разведенной краской. Цвет краски должен соответствовать цвету скалы,
каменных сводов пещеры: серый, светло- коричневый, фиолетовый оттенок.
Пока «скола» подсыхает, потренируемся в изображении животных на другом
листе.
IV.
Графические
упражнения:
Вы прошли обучение в классе наскальной живописи, именно так и
учили взрослые художники юных художников. Копируя рисунки старого мастера,
ученики оттачивали своё мастерство.
Теперь я предлагаю вам попробовать уже на «скале» выполнить
изображение животного- бизона. Оленя или лошади. Можно изобразить и сцены
охоты, т.е добавить силуэты фигур людей с копьями, луками.
Когда вы выполните свой рисунок его нужно прикрепить на ватман,
который висит на доске.
V.
Итог урока:
Давайте рассмотрим коллективную
композицию. Что можно сказать о ней?
В целом все справились с заданием, а общая композиция усилила красоту
каждого рисунка. Глядя на эту коллективную работу. Вы можете представить, как
красивы настоящие наскальные рисунки.
VI.
Домашнее
задание: выполнить наскальный рисунок Древнего Египта.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.