Этапы
урока
|
Обучающие и развива-
ющие компо-ненты, задания и упражнения
|
Деятельность учителя
|
Осуществляемая
деятельность
учащихся
|
Формы
организации совзаимодействия
|
Формируемые
умения
(универсальные учебные действия)
|
Промежуточный контроль
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
I. Организационный момент
|
Рассказ
с постановкой цели
|
– Три мудреца сидели в тени большого дерева и наслаждались
беседой. Они спорили о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или
будущее.
Один из них сказал:
– Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я
научился в прошлом.
– С этим невозможно согласиться, – сказал другой, – человека
делает его будущее. Не важно, что я знаю и что умею сейчас, – я буду учиться
тому, что потребуется мне в будущем.
– Вы совсем упустили из виду, – вмешался третий, – что прошлое
и будущее существует только в наших мыслях. Прошлого уже нет, будущего еще
нет, и независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем,
действуете вы только в настоящем.
Проходящий мимо старец вмешался в разговор:
– Я прожил длинную жизнь. В ней было прошлое, сейчас я иду по
дороге и рядом со мной шагает настоящее, а иду я в будущее. Не знаю, что
главнее для меня, но точно знаю: не пройдя прошлое, я не попал бы ни в
настоящее, ни в будущее…
Чтобы в будущем быть образованными людьми, сегодня, в настоящем,
мы будем изучать прошлое. Узнаем, как черты
разного времени отразились на образе человека
|
Ребята слушают учителя.
Осмысливают цель урока
|
Фронтальная работа
|
Регулятивные: определяют
цель.
Личностные:
проявляют интерес к изучению нового материала
|
|
II. Изучение нового материала
|
Объяснительно-иллюстративный
|
– В течение всех предыдущих уроков мы с вами узнавали об этапах
развития портрета, истории возникновения портрета, некоторых особенностях
портретов разных эпох.
Сейчас вы разделитесь на группы, и каждая группа получит по
шкатулке, они оклеены различными изображениями, и содержимое шкатулок
относится к разным эпохам.
– Определите, к какому времени относится содержимое каждой
шкатулки? Поговорите друг с другом, какая эпоха в свете портретного жанра вам
наиболее знакома, и объединитесь в команды по знаниям.
В шкатулках лежат открытки знакомых вам картин и художников.
Предлагает составить небольшой рассказ о времени и
художественных произведениях (обобщить образ человека в живописи эпохи
Возрождения).
– В каждой шкатулке вы нашли также и незнакомые вам
произведения.
На доске надпись «ВИДЫ
ПОРТРЕТОВ». Слева – «ПАРАДНЫЙ ПОРТ-РЕТ», а справа
– «ЛИРИЧЕСКИЙ (интимный)».
Предлагает прикрепить незнакомые детям картины под этими словами
в соответствии с их мнением.
– Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
Главной задачей парадного портрета
является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание
заказчика. Парадному портрету свойственна откровенная демонстративность и
стремление «историзировать» изображенного. Это влияет на колористическую
гамму, которая неизменно нарядна, декоративна и отвечает колористическим
особенностям интерьера.
Подтипы парадного портрета в зависимости от
атрибутов:
– Коронационный (тронный).
– Конный.
– Военный.
|
Учащиеся самостоятельно делятся по командам. Каждая команда
выступает со своим сообщением в соответствии с выбранной темой (повторение
пройденного материала).
Выполняют задание учителя, знакомятся
с произведениями великих художников делят их по видам. Готовятся
воспринимать новый материал. В соответствии с об-
разцом анализа, который дает учитель, пытаются давать
эмоционально-
|
Фронтальная
и групповая работа
|
Познавательные: обобщают
образ человека
в разные эпохи; определяют роль и место портрета в истории
искусства; устанавливают аналогии по видам; строят логически обоснованные
рассуждения; аналитически воспринимают композиции
в парадном
и лирическом портретах.
Коммуникативные: участвуют в
диалоге
с учителем, излагают свое мнение; создают устные тексты для
решения учебной задачи.
Личностные:
проявляют поз-
|
|
|
|
Полное представление о том, каким был типичный парадный портрет
XVIII века, дает изображение директора Академии художеств
А. Ф. Кокоринова, в котором мастер портретного жанра Д. Г.
Левицкий показал, как торжественность и значительность образа портретируемого
соединяются с почти театральной условностью и изысканностью. (Слайды № 2–3.)
Кокоринов стоит у отделанного бронзой, темного
лакированного бюро, на котором лежат чертежи здания Академии художеств,
книги, бумаги. На Кокоринове светло-коричневый, густо шитый золотым
позументом мундир, поверх него – шелковый кафтан, опушенный легким коричневым
мехом. Тончайшие кружева жабо и манжет, высокий белый галстук и шпага
завершают парадное одеяние.
Лицо Кокоринова, с вежливой улыбкой и выражением горделивого
спокойствия, обращено к зрителям. В его сильном, с выступающими скулами лице,
во всей крепкой фигуре чувствуются внутренняя собранность и живая энергия, а
в глубине спокойных глаз затаилась то ли печаль, то ли усталость. Но все это
скрывается под маской светской любезности и величавости. Обстоятельно,
подробно рассказывают о Кокоринове окружающие его предметы. Великолепная
обстановка, роскошная одежда свидетельствуют о том значительном положении,
которое занимает Кокоринов. А книги, бумаги, чертежи уточняют рассказ,
разъясняя, что перед нами – видный деятель культуры, крупный архитектор, один
из создателей величественного здания Академии художеств.
Все в портрете Кокоринова: цветовое решение, композиция,
тщательно подобранные, великолепно написанные аксессуары, парадная одежда –
способствует созданию настроения торжественности и приподнятости.
– А теперь вы попробуйте описать представленный здесь парадный
портрет Левицкого «Портрет Екатерины II – законодательницы».
|
психологический анализ портретируемого. Изучают особенности
композиции в парадном и лирическом портретах
|
|
навательную активность, осознают свои эмоции; вырабатывают свои
мировоззренческие позиции
|
|
|
|
Обратите внимание на композиционное решение. (Слайды № 4–10.)
Учитель помогает и дополняет.
В России XVIII века особое место занимал интимный портрет –
портрет особенно доверительных отношений между художником и натурой. Особенно
пронизаны лиризмом и духовностью произведения,
в центре которых женщина с ее сложным духовным миром.
Одно из первых мест в это время занимает творчество Федора
Степановича Рокотова. Особой одухотворенности образов он достиг в женских
портретах. Необычайно пленителен образ юной А. П. Струйской. Ее взор, живой и
трепетный, таит в себе некую печаль. Загадочный взгляд выразительных карих
глаз и легкая таинственная улыбка свидетельствуют об изменчивой сложности
душевного мира этой удивительной женщины. Художник создал образ необычайно
женственный, полный очарования. (Слайды № 10–12.)
Рокотов славится как изумительно тонкий колорист. На основе
одного ведущего цвета – зеленовато-серого – художник создает целую гамму
жемчужных полутонов. Добавление как бы задымленного красного не разрушает, а,
напротив, подчеркивает красоту и единство целого.
Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого, обращенное к ее
портрету:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
|
|
|
|
|
|
|
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
– Владимир Лукич Боровиковский приумножил славу русских
портретистов. Боровиковский создал прекрасную галерею женских образов.
Признанным шедевром Боровиковского является портрет Марии Ивановны Лопухиной.
(Слайд № 13.) В портрете Лопухиной – словно печаль неизбежного расставания…
Мягкий свет, проникающий в густую сень деревьев, встречается со светом,
который излучает эта доверчивая и все же будто сторонящаяся нас юная
красавица.
Продолжите художественный анализ портрета
|
|
|
|
|
III. Творческая практическая деятельность
|
Практический
|
Прочитайте задание (с. 129) и создайте живописный портрет,
используя художественные материалы (гуашь или акварель) по выбору
|
Учащиеся готовят рабочее место. Выполняют практическое задание
акварелью или гуашью по выбору
|
Индивидуальная работа
|
Регулятивные:
планируют деятельность, работают по плану; определяют способы
достижения цели.
Личностные:
осознают свой
|
|
|
|
|
|
|
мировоззренческий выбор
|
|
IV. Итоги урока.
Рефлексия
|
Выставка работ учащихся
|
Лучший жребий взял я в мире этом:
Тайн искать в познанье и любви,
Быть мечтателем, художником, поэтом,
Признавать один завет: «Живи!».
Предлагает рассмотреть работы товарищей, задать вопросы друг
другу по теме.
– Выберите на ваш взгляд лучшие работы.
– Объясните, почему вы выбрали эти работы?!
|
Ребята проходят по классу. Рассматривают работы, вступают в
диалог. Выбирают работы
и высказывают свое мнение
|
Фронтальная работа
|
Коммуникативные: излагают
свое мнение, принимают позицию
одноклассников; корректируют свое мнение под воздействием
контраргументов.
Личностные:
аргументированно оценивают работы свои и од-
ноклассников
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.