Главная / ИЗО, МХК / Урок по ИЗО в 6 классе по теме "Освещение. Свет и тень".

Урок по ИЗО в 6 классе по теме "Освещение. Свет и тень".

Освещение. Свет и тень

Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения

Тип урока

Формирование новых умений

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия свет, блик, рефлекс; сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета, анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели

Методы и формы

обучения

Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск, игра; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукция картины М. Караваджо «Лютнист», настольная лампа, объемные геометрические тела, схема построения теней от солнца, таблица «Распределение света на геометрических телах».

Мультимедийный ряд: презентация «Свет и тень в натюрморте»

Основные понятия и термины

Свет, блик, тень, рефлекс, полутень; тон, тональные отношения

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Беседа

с постановкой проблемы

Посмотрите в окно, светит солнце. Я могу выключить и включить свет в кабинете. Нам постоянно нужен свет: естественный – солнце, луна, искусственный – созданный человеком. Свет и тень – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Посмотрите, я буду светить на шар слева, справа. Буду приближать
и отдалять от него свет. Видите, как изменяется предмет. А теперь выключим свет в кабинете. Осветим только некоторое пространство и включим свет. Видите, как менялась окружающая нас среда.

Хотите узнать, как издавна использовали художники светотень

в своих произведениях?

Слушают учителя.

Осмысливают цель урока.

Знакомятся

с источниками освещения

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель и проблему в учебной деятельности.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Частичнопоисковый

Перед вами таблица «Распределение света на геометрических телах». (Слайды № 2–4.)

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объема предмета с помощью теней и света, важнейшее средство выразительности.

Свет делит предмет на теневую и освещенную сторону.

Блик – самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света.

Собственная тень – теневая сторона предмета. Самое темное место находится на границе со светом – на повороте формы.

Ребята получают представление об освещении как средстве выявления объема предмета.

Осмысливают

понятия свет, блик, тень,

Фронтальная работа

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают




Рефлекс – тень, уходящая в глубину, – светлеет.

Падающая тень падает от предмета, она темнее собственной тени, самое темное место у подножия предмета. Полутень граничит с затененной частью.

На столе в ряд стоят предметы. В начале ряда – лампа, которая освещает эти предметы. Обратите внимание, чем ближе стоит предмет
к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень и сильнее контраст и наоборот. Это –
тональные отношения. Тон показывает нам степень освещения.

Перед вами ранняя картина Караваджо «Лютнист». Ее можно увидеть в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. В этой работе двадцатилетнего художника чувствуется подлинное мастерство в передаче формы, цвета и особенно светотени. Пластично и красиво выделяется на темном фоне полуфигура юноши в свободной белой одежде, играющего на лютне и поющего мадригал Жака Аркаде на слова «Вы знаете,

что я вас люблю». Фигура резко освещена невидимым источником. Рельефно выделено лицо музыканта, его как бы светящаяся одежда. Характерная светотень станет одним из самых мощных средств художественной выразительности в творчестве Караваджо. Современники мастера назовут ее «подвальной». «Старые, уже набившие руку живописцы, напуганные новой модой, проклинали Караваджо и его манеру, заявляя, что он забился в погреб и не знает, как из него вылезти», – писал историк и теоретик искусства Беллори, имея в виду контрастное сопоставление освещенных и затемненных частей картины

рефлекс, полутень. Проводят опыт с тональными отношениями. Учатся анализировать картину на примере произведения «Лютнист» Караваджо


объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

Личностные:

проявляют познавательную активность


III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

Сильный тон – это контрастные отношения светлого и темного. Сделайте драматический по содержанию, напряженный натюрморт. (Слайды № 5–23.)

Выполните задание (с. 73).

После окончания работы предлагает сделать выставку рисунков

и выбрать наиболее удачные натюрморты

Ребята готовят рабочее место, выбирают художественные материалы.

Индивидуальная

работа

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достиже-





Выполняют задания по выбору. Ищут свои пути решения учебной задачи


ния цели.

Личностные:

осознают свои интересы и цели


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Игра

Я провожала Солнце на покой,
Я наблюдала за его закатом.

И вам я предлагаю понаблюдать за солнышком.

На схеме вы видите солнце высоко над линией горизонта. На другой схеме солнце касается линии горизонта. Ниже линии горизонта вы видите несколько зданий.

Подумайте, какие линии необходимо провести, чтобы выяснить,

в каком случае тень будет длиннее, а в каком короче. Первый ответивший правильно получает медаль «За сообразительность!»

Рассматривают схемы. Решают поставленную задачу. Вручают медаль победителю

Индивидуальная работа

Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства
в соответствии

с ситуацией;

поддерживают товарища.

Регулятивные:

оценивают конечный результат; осознают правила контроля







































Урок 14. Натюрморт в графике

Цели деятельности учителя

Формировать знания о существовании изобразительного искусства во все времена, особенностях видов изобразительных искусств; знакомить с особенностями гравюры и ее свойствами; развивать графические и композиционные навыки, воображение и творческую фантазию, эмоционально-ценностное отношение к жизни

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: узнают понятие «гравюра» и ее свойства; научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала; сравнивать объекты по заданным критериям, анализировать работы великих художников, использовавших технику резьбы, ксилографии, линогравюры; освоят основные этапы выполнения гравюры на картоне, научатся применять подручные средства для выполнения отпечатков.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; задавать вопросы; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели, понимать позицию другого; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища, оценивать конечный результат, осознавать правила контроля.

Личностные: понимают значение внимания и наблюдательности для человека, проявляют интерес к видам изобразительного искусства; осознают свои интересы и цели

Методы и формы

обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, выставка работ учащихся, оценка результатов; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование

Картон, карандаш, ножницы; дополнительные материалы по выбору; губка, гуашь, канцелярский нож

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукция картин: А. Дюрер «Носорог». 1515 г. Обрезная гравюра на дереве; А. Ф. Зубов «Свадьба Петра I»; Ксилография из серии гравюр Гойи «Капричос»; Андо Хиросигэ (1797–1858) «Лавки тканей в Одэмматё»; В. А. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; Н. Н. Куприянов «Натюрморт с лампой»; В. Е. Самарина «Натюрморт». Цветная линогравюра.

Мультимедийный ряд: презентация «Рисунок – самостоятельное графическое произведение»

Основные понятия и термины

Графика, виды графики, гравюра (линогравюра, ксилография)

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Беседа

Возьмите монетку, положите ее под лист бумаги и с внешней стороны потрите грифелем карандаша. Что вы видите?

Оттиск!

У меня в руках печать с моим именем, нанеся на нее краску, я поставлю свою подпись, как цари в древности ставили печать со своего именного перстня.

Принцип оттиска был известен давно. Прошло время, и эта техника легла в основу одного из очень известных видов искусства современного мира!

Слушают учителя.

Осмысливают цель урока.

Готовятся познакомиться

с особым видом графики

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель и проблему в учебной деятельности.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала; проявляют интерес к видам изобразительного искусства


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Найдите в словаре перевод слова «гравюра» на русский язык.

Гравра (фр. gravure, нем. graben – копать или фр. graver – вырезать, создавать рельеф) – вид графического искусства.

Существует особый вид графики – печатная графика.

С одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется гравюра.
(Слайды № 4–5, 9–11.)

Учатся находить необходимую информацию в словаре.

Изучают историю особого вида искусства графики – гра-

Фронтальная работа

Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют новый материал, опреде-




Возникновение гравюры связано с ремеслами, где применялись процессы гравировки: ксилография – с резьбой, в том числе на досках для набойки; резцовая гравюра – с ювелирным делом; офорт – с украшением оружия. Бумага – материал для оттисков – появилась в начале нашей эры в Китае, где гравюра упоминается с VI–VII вв., а первая датированная гравюра относится к 868 г., в Европе – в Средние века. Общественный интерес к гравюре с ее тиражностью проявился в Европе в начале эпохи Возрождения с ростом самосознания личности,

с расширившейся потребностью в распространении и индивидуальном восприятии идей. (Слайды № 7–14.)

Рассмотрим произведения гравюры, меняющейся и развивающейся

на протяжении веков.

В начале XVI в. в Италии родилась репродукционная гравюра резцом (А. Дюрер. «Носорог». 1515 г. Обрезная гравюра на дереве).

В XVII в. господствовали репродукционные гравюры резцом (А. Ф. Зубов «Свадьба Петра I»).

В XVII–XVIII вв. широко развивается искусство ксилографии в Японии. В XVIII в. Окумура Масанобу ввел 2–3-цветную печать, затем появились и многоцветные гравюры. (Андо Хиросигэ (1797–1858) «Лавки тканей в Одэмматё»).

На рубеже XVIII–XIX вв. Ф. Гойя (Испания) открыл новые пути гравюры. Он соединил почти документальную точность изображения

с трагической гротесковостью образов. Сочетание жизненной убедительности и фантастичности присуще выпуклой гравюре на меди (Ксилография из серии гравюр Гойи «Капричос»). (Слайды № 15–18.)

Советская гравюра многообразно отразила жизнь и историю народа, достигнув больших успехов в различных видах и жанрах – в эстампе и книге, в революционной публицистике и лирическом пейзаже,

в портрете и тематической композиции. (В. А. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».)

вюры.

Рассматривают и анализируют произведения великих художников, создававших гравюры в разные времена и разных странах


ляют понятие «гравюра»; сравнивают объекты по заданным критериям; анализируют работы великих художников, использовавших технику резьбы, ксилографии, линогравюры от двухцветной до многоцветной.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; учатся задавать вопросы.

Личностные:

проявляют познавательную активность




В России в XX веке гравюра часто использовалась и в жанре натюрморта (Н. Н. Куприянов «Натюрморт с лампой», В. Е. Самарина «Натюрморт». Цветная линогравюра)





III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

Создание гравюры в условиях урока (жанр натюрморта).

Сегодня на уроке вам необходимо будет выполнить натюрморт в технике гравюры. Прочитайте внимательно задание 1 (с. 77) и начинайте работу.

Желаю вам творческих успехов!

Ребята готовят рабочее место, выбирают художественные материалы. Выполняют задание. Ищут свои пути решения учебной задачи. Делятся практическими открытиями

во время работы

Индивидуальная работа

Познавательные: осваивают основные этапы выполнения гравюры на картоне, применяют подручные средства для выполнения отпечатков.

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Личностные:

осознают свои интересы и цели


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Выставка работ учащихся. Оценивание результатов

Проводит выставку работ.

Оценка работ по алгоритму:

способы построения композиции;
– проявление фантазии в использовании материала;
– понятность изображения (соотношение белых и темных пятен).

Выявление лучших работ

Рассматривают работы. Обсуждают успешность по заданному алгоритму.

Индивидуальная и фронтальная

Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства
в соответствии





Выбирают лучшие «гравюры»

работа

с ситуацией; поддерживают товарища.

Регулятивные:

оценивают конечный результат, осознают правила контроля









Урок 17. Образ человека – главная тема искусства

Цели деятельности учителя

Формировать представление об основных этапах развития портрета, особенностях творчества художников-портретистов и их произведениях; обучать истории возникновения портрета, элементам анализа художественных произведений; мотивировать учеников к дальнейшему освоению знаний о жанре портрета; формировать умение выражать свою эстетическую позицию

Тип урока

Формирование новых знаний

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся самостоятельно осваивать новую тему; смогут находить информацию, необходимую для решения учебной задачи, владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактическую информацию, составлять произвольное речевое высказывание в устной форме об изображении человека в искусстве разных эпох; знакомиться с именами великих художников и их произведениями, воспринимать и анализировать произведения искусства.

Метапредметные: научатся понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели; работать в группах, обмениваться мнениями, излагать свое мнение в диалоге; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; адекватно выражать и контролировать свои эмоции.

Личностные: осваивают новые правила, осознают многообразие взглядов; понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; понимают значение знаний для человека

Методы и формы

обучения

Частично-поисковый, игровой; групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.artsait.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://rusportrait.ru

Оборудование

Мольберты, компьютер, мультимедийный проектор, экран

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)», «Дама с горностаем»; Иван Никитин «Петр I», Б. М. Кустодиев «Портрет Ф. И. Шаляпина» и другие репродукции картин великих художников в жанре портрета; словари, учебники, справочники и другая литература по изобразительному искусству.

Мультимедийный ряд: презентация «Изображение»

Основные понятия и термины

Портрет; разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала

Я прочитаю вам стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова,

а вы попытаетесь отгадать, как поэт назвал его:

Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого, не нравясь, удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна, – и бледное чело

Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет.
О боже, сколько я видал людей,
Ничтожных – пред картиною моей,
Душа которых менее жила,
Чем обещает вид сего чела.

Правильно, портрет (фр. изображение).
Портрет – очень древний жанр изобразительного искусства. Особый путь жизни каждого человека оставляет след в его облике. Долгий

Слушают учителя. Ставят перед собой цель

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель, проблему

в учебной деятельности.

Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели




путь жанра портрета в изобразительном искусстве, от эпохи к эпохе, также оставил свои следы.

Я предлагаю вам сегодня побыть следопытами, пройти по следам жанра портрета и сделать для себя много открытий





II. Изучение нового материала

Частичнопоисковый

На столе лежат репродукции различных разновидностей портретов, «Словари художественных терминов», краткие справочники «Истории мировой культуры» и другая необходимая литература о художниках-портретистах.

Учитель предлагает ребятам разделиться на команды. Каждая группа тянет жребий и выбирает одну из разновидностей портрета:

1-я команда. Бюст (портрет в скульптуре) и статуи (портреты

во весь рост, Египет, Рим).

2-я команда. Групповые портреты Средневековья (религиозные сюжеты) и портрет-книжная миниатюра (упадок жанра портрета).

3-я команда. Парадный портрет (эпоха Ренессанса).

4-я команда. Камерный портрет (Россия, XVIII век).

Используя представленную литературу, составьте небольшой рассказ по теме. Выберите репродукции по теме и используйте в своем выступлении. (Слайд № 2.)

В пещере на западе Франции обнаружено самое древнее изображение человеческого лица. Портрет, написанный 27 тыс. лет назад, обнаружил спелеолог-любитель Жерар Журди в пещере Вильоннер рядом

с городом Ангулем. Изображение сделано мелом – неизвестный художник использовал рельеф стены, похожий по форме на человеческое лицо. Древний художник изобразил горизонтальными линиями глаза и рот, а вертикальной линией передал нос. 

Как отмечают эксперты, этот портрет уникален. Пещера Вильоннер известна несколькими древними рисунками, в том числе изображени-

Члены группы, используя предложенную литературу, находят информацию, связанную с полученной темой.

Запоминают

и записывают, составляя

небольшой рассказ на заданную тему.

Ребята делают сообщения, зачитывая вы-

держки из книг.

Из предложенных репродукций ребята выбирают соответствующие темам их сооб-

щений, которые

Групповая работа

Познавательные: самостоятельно осваивают новую тему –

образ человека, портрет; находят информацию,

необходимую для решения учебной задачи; владеют смысловым чтением, самостоятельно вычитывают фактическую информацию; могут составлять произвольное речевое высказывание

в устной форме об изображении человека в ис-

кусстве разных эпох.




ем человеческой руки, сделанным синим кобальтом, а также тем, что в ней были найдены останки людей и животных.

Первая команда продолжит мой рассказ о первых портретах Древнего Египта и скульптурных изображениях во весь рост Древней Греции. (Слайды № 3–8.)

Вторая команда. (Слайды № 9–10.)

Третья команда. (Слайды № 11–12.)

Четвертая команда. (Слайды № 13–14.)

Учитель дополняет и систематизирует рассказы учеников

демонстрируют во время выступления


Коммуникативные: работают

в группах, обмениваются мнениями.

Личностные:

осваивают новые правила, осознают многообразие взглядов; понимают значение знаний для человека


III. Творческая практическая деятельность

Игра для развития восприятия произведений искусства

Идет время, и особое значение приобретает камерный портрет. Особое внимание в нем уделяется индивидуальным особенностям человека, его внутреннему миру. Поиграем в игру «Шедевры в жанре портрета». Перед вами портреты великих художников. Я буду рассказывать о картине, не называя ее, а вы догадайтесь, о каком портрете я говорю.

В этой картине достигнута гармония не только путем более тщательной композиции, но и живописными средствами, благодаря которым все видно как бы сквозь легкую дымку, прикрывающую небольшие детали, смягчающую очертания, создающую незаметные переходы между формами и красками.

Мы видим взгляд, обращенный к зрителю. Фон представляет собой пейзаж, «ирреальный, словно увиденный в мечте, и вместе с тем панорамически точный, насыщенный влажными испарениями и туманной дымкой». Можно также утверждать, что впечатление создается благодаря совершенной связи между фигурой и природным окружением… .

(Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда». Слайд № 19.)

Учащиеся рассматривают портреты и слушают учителя.

Дослушав рассказ и определив, о каком портрете идет речь, поднимают руку и выбирают необходимую репродукцию

Фронтальная работа

Познавательные: знакомятся с именами великих художников и их произведениями; воспринимают и анализируют произведения искусства.

Коммуникативные: адекватно выражают и кон-

тролируют свои эмоции




Портрет вызывает чувство уважения и гордости. Мы видим много красного цвета, а это цвет силы и действия. Здесь изображен человек величественный, гордый, торжествующий. Художник явно выразил свое отношение к тому, кого изображал. Он показал громаду внутренней силы и стремлений. (Иван Никитин «Петр I». Слайд № 20.)

Портрет изображен крупно на контрасте с фоном. Он как будто возвышается надо всеми, думает о чем-то важном. Портрет написан темными красками, а на фоне мы видим праздник в ярких тонах. (Б. М. Кустодиев «Портрет Ф. И. Шаляпина». Слайд № 21.)

Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты, ее осанку, полную достоинства, в ее строгую, но изящную одежду – и перед вами предстанет эпоха Возрождения с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств. Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого, уродливого и в то же время прекрасного и неповторимого XV века. (Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». Слайд № 21.)





IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ»

Почему не всякое изображение человека можно назвать портретом?

Как можно объяснить, что в художественном портрете видна авторская позиция художника?

В чем отличие парадного портрета от камерного?

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

Отвечают

на поставленные вопросы, аргументируют свои ответы. Дополняют ответы товарищей

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания







































Урок 18. Конструкция головы человека и еЁ пропорции

Цели деятельности учителя

Формировать представление о значении изобразительных искусств в жизни человека, о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения; познакомить с основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве; учить видеть конструктивную форму предмета, использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: получат новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица; научатся определять понятия «конструкция», «пропорции»; смогут анализировать, обобщать и сравнивать объекты, устанавливать аналогии; творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи; использовать выразительные возможности художественных материалов.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; обмениваться мнениями, слушать друг друга; планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; излагать свое мнение в диалоге; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека

Методы и формы

обучения

Частично-поисковый, упражнение-эксперимент, выставка; групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование

Простой карандаш, ластик, бумага

Наглядно-демонстрационный материал

Шар, яйцо, таблица построения головы человека; схематическая таблица М. Дюваля.

Мультимедийный ряд: презентация «Мимика лица»

Основные понятия и термины

Конструкция, пропорции

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала

Когда вы были совсем маленькими, то ваши рисунки с изображением человека полностью соответствовали детскому стихотворению:

...Точка, точка, запятая,
Вот и рожица кривая...

Прошло много лет, и теперь с этой задачей вы справляетесь гораздо лучше.

Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы научиться рисовать портрет?

Какова форма головы?

Как изобразить объем головы?

Как правильно расположить на лице глаза, нос и рот?

Как сделать так, чтобы портрет был похож на изображаемого человека?

Как передать эмоции на лице?

Итак, хотите научиться рисовать портрет человека? Давайте учиться!

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные: осознают свои интересы и цели


II. Изучение нового материала

Частичнопоисковый

Вы правильно задали первый вопрос. Какова форма головы? То есть нам необходимо знать ее конструкцию. У меня на столе яйцо и шар. Какой из этих предметов больше напоминает голову? Правильно, яйцо. Внимательно рассмотрим яйцо. У него есть широкая часть

и середина, сужающаяся книзу. Также и череп человека состоит

из двух частей. Каких?

Черепной коробки и лица.

Учащиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы. Выполняют задания по поиску соотноше-

Групповая работа

Познавательные: получают новые знания

о закономерностях в конструкции головы человека, пропорци-




На листе найдите середину головы и проведите горизонтальную линию. Мы сделали первый шаг к поиску пропорций.

Если голова человека расположена прямо, то линия середины глаз будет совпадать с линией горизонта и находиться посередине всей высоты головы. Каждую из половин делим пополам – вверху будет линия волос, а внизу – линия основания носа. Получатся четыре равные части.

Чтобы научиться рисовать лицо человека, мы воспользуемся схемой.

На листе найдите середину головы и проведите горизонтальную линию.

Мы сделали первый шаг к поиску пропорций.

Пропорции – это соотношения частей, составляющих одно целое.

Сделаем и следующий шаг! Сложите вместе ваши ладошки. Они одинаковы, а значит симметричны. Лицо человека также имеет симметричные детали, а значит нам для построения лица необходима еще одна важная линия. Какая? Вертикальная, которая разделит очертания головы пополам.

Представления об идеальных пропорциях человека сложились в Древ-ней Греции, древнегреческие мудрецы всегда искали идеал во всем. От них мы узнали, что если часть от линии глаз до подбородка разделить на две части, то мы найдем, где должен закончиться идеальный нос.

На схеме найдите и проведите эту линию.

Прославленный скульптор Поликлет создал знаменитый трактат «Канон», в котором провел сложные расчеты пропорциональных соотношений тела человека. Он утверждал, что линия губ проходит посередине между кончиком носа и абрисом линии подбородка.

На схеме найдите и обозначьте эту линию.

С помощью исследователей античности мы выполнили линии построения для взаимного расположения частей лица человека. Но художни-

ния частей лица человека


ях лица; анализируют и обобщают, определяют понятия «конструкция», «пропорции»; сравнивают объекты, устанавливают аналогии.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.

Личностные: понимают значение знаний для человека




ку недостаточно правильно соблюсти пропорции. Ему необходимо изобразить черты лица, характера, красоту, которой наделен каждый.

Чтобы научиться, необходимо сделать следующие шаги!





III. Творческая практическая деятельность

Упражнение-эксперимент

Перед вами схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях (по М. Дювалю). (Слайд № 2.)

На карточках написаны слова: спокойствие, печаль, радость, боль, смех, плач, презрение, внимание, размышление. Определите, какое чувство к какому изображению относится. (Слайды № 2–13.)

Выполните задания (с. 105).

При выполнении задания помните:

расстояние между глазами примерно равно длине глаза;

крылья носа заканчиваются там, где начинается глаз;

длина губ равна расстоянию от середины одного глаза до середины зрачка другого;

уши начинаются примерно на уровне линии бровей.

Все перечисленное – каноны идеального человека, просчитанные художниками античности. Каждый из нас индивидуален и неповторим, но знать идеальные пропорции необходимо для того, чтобы передать индивидуальность человека, портрет которого вы рисуете

Ребята работают со схематической таблицей. Определяют психологическое состояние изображения, подставляют необходимое слово.

Готовят рабочее место.

Выполняют упражнение

в технике аппликации.

Пользуются памяткой

Индивидуальная работа

Познавательные: творчески экспериментируют, устанавливают аналогии, используют их
в решении учебной задачи; используют выразительные возможности художественных материалов.

Регулятивные:

планируют дея-

тельность в учебной ситуации;

определяют проблему, выдвигают версии; выбирают средства достижения цели


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Выставка работ учащихся

А. С. Пушкин говорил, что хороший художник следует за мыслями человека с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ.

Рассмотрите выполненные работы. Что вам в них больше всего нравится? Каким способом вы добились необходимого выражения лица?

Учащиеся рассматривают работы своих товарищей, обме

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение

в диалоге; стро-




Что в работе показалось самым трудным? Поделитесь друг с другом полученным опытом

ниваются впечатлениями и опытом. Задают друг другу вопросы о проделанной работе


ят понятные

для партнера
по коммуникации речевые

высказывания.

Личностные:

вырабатывают доброжелательное отношение

к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека



Урок 9. Реальность и фантазия в творчестве художника

Цели деятельности учителя

Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ, научить понимать роль различных жанров в истории искусства; познакомить с особенностями творчества великих русских художников

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся понимать условности и правдоподобие в изобразительном искусстве, реальность и фантазии в творчестве художника, составлять речевое высказывание по алгоритму; использовать знания о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; понимать особенности творчества великих русских художников.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение; выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану, сверяясь с целью; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; аргументированно оценивать свою работу; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, многообразие взглядов

Методы и формы

обучения

Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, гуашь

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: Марк Шагал «Прогулка», Роберт Фальк «Красная мебель»; карточки: таблица с алгоритмом для заполнения колонок, отрывки из стихотворения.

Мультимедийный ряд: презентация «Цвет любви».

Основные понятия и термины

Условность, реальность в изображении, фантазия в творчестве

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Беседа

с постановкой проблемы

У Николая Носова есть рассказ «Фантазеры». В нем говорится

о том, как два товарища рассказывали друг другу небылицы:

Я раньше летать умел, – говорил один.

А я был в Африке, и меня там крокодил съел, – соврал другой.

Почему же ты теперь живой? – спросил его друг.

А он меня потом выплюнул! – засмеялся мальчик.

Так ребята выдумывали небылицы, пока к ним не подошел еще один мальчик.

Послушал он разговор мальчишек и сказал:

Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза. Я съел варенье, а спящей сестре губы вареньем испачкал. Ей досталось от мамы, а мне ничего.

Мальчики назвали его вруном и не захотели с ним дружить.

Как вы думаете ребята, что такое фантазия? Допустим ли вымысел в науке? Возможен ли вымысел в искусстве? Чем фантазия отличается ото лжи? Что общего между фантазией и воображением?

Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы. Осмысливают цель урока

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции


II. Изучение нового материала

Частичнопоисковый

Предлагает ответить на главный вопрос урока.

Что такое «правда искусства»?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим художественное произведение и заполним таблицу.

В таблице две колонки:

1. Творческое воображение художника.

2. Творческое воображение зрителя.

Ребята ищут ответ на поставленный вопрос. С помощью алгоритма решают поставленную за-

Фронтальная работа

Познавательные: составляют речевое высказывание по алгоритму; ис-

пользуют знания

о выразитель-




Вторую колонку заполняют учащиеся, а затем первую колонку – учитель.

Представлена картина Марка Шагала «Прогулка» (название картины не сообщать).

Алгоритм заполнения колонки:

1. Как бы вы назвали эту картину?

2. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

3. Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, «зачем» он ее написал?

4. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг:

а) жанр картины;

б) сюжет и композиция;

в) рисунок, ритм, колорит… .

Учитель заполняет первую колонку, используя размышления самого автора или критиков, анализировавших это произведение.

Записи в колонках сравниваются. (Слайды № 215).

Вывод: «При создании произведения художник пропускает реальность через свою фантазию. Правда искусства – это реальность, пережитая человеком»

дачу. Под руководством педагога заполняют таблицу, сравнивают воображение зрителя с воображением художника. Делают вывод


ных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; сравнивают по заданным критериям; устанавливают аналогии.

Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы
в дискуссии; делают выводы


III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

Иногда творение художника содержит в себе гораздо больше, чем он сам задумывал. Таков закон настоящего творчества.

Перед выполнением задания картина не демонстрируется.

Роберт Фальк написал картину «Красная мебель» в 1920 г. – в переломный момент истории нашей страны, переживая личную трагедию. Конечно, это не могло не повлиять на его живопись. Его картина никого не оставляла равнодушным, ее пытались толковать по-разному. Поэтесса Ирина Каховская восприняла эту картину по-своему и написала о ней стихотворение. Вот отрывки из этого литературного произведения:

Ребята слушают учителя. Читают отрывки стихотворения. По описанию и заданной теме создают рисунок.

Сравнивают свои рисунки

Индивидуальная работа

Регулятивные: различают художественные средства и их возможности; планируют

деятельность

в учебной ситуации; работают по плану, сверя-




Какой тревожный колорит!
А триумфатор явно – красный…
И в белом, с виду безучастном,
Кровавый яд уже разлит…

.Кровавых кресел хоровод
Кривится дьявольской ухмылкой
И черной щерится бутылкой –
Начнется шабаш здесь вот-вот…

Стол-гроб, но он же и потир
На вытянутой тонкой ножке…
Когда бы все да понарошку!
Но нет – был попран целый мир.…

И. Каховская-Калитина

Прочитав отрывки стихотворения, в котором автор передал свои чувства от увиденной картины, попробуйте кистью без предварительного рисунка выполнить работу на тему «Красная мебель».

Сравните свои рисунки с картиной Роберта Фальконе. Кто считает, что добился наибольшего сходства?

с произведением художника, обсуждают, анализируют


ясь с целью.

Коммуникативные: адекватно выражают
и контролируют свои эмоции; понимают позицию другого; аргументированно оценивают свою работу


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Частичнопоисковый

Придумай сюжет своей будущей картины. Расскажите так, чтобы ребята смогли составить о ней представление! Предлагает придумать поэтичное название для изложенного сюжета.

Ваши сюжеты очень интересны, и хочется вам сказать:

Рисование – дело такое,
Что фантазии не удержать...
Нарисуй мне зарю над рекою,

Поспеши кисть к листочку прижать.

Рисовать – это так интересно,
Подперев подбородок рукой!
И поверь, будет всем интересен
Мир, что создан твоею душой.

Болдышев Сергей

Составляют небольшой уст-

ный рассказ
о предполагаемой картине. Придумывают название для картины по представлению

Индивидуальная и фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые

высказывания.

Регулятивные:

оценивают свою работу; осознают правила контроля







































Урок 26. Портрет в живописи

Цели деятельности учителя

Формировать представления о роли и месте портрета в истории искусства; учить воспринимать обобщенный образ человека в разные эпохи; познакомить с творчеством выдающихся художников, создававших произведения искусства в портретном жанре; актуализировать стремление учащихся к самовыражению; обучать элементам анализа художественных произведений; формировать умение выражать свою эстетическую позицию

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения; аналитически воспринимать композиции в парадном и лирическом портретах.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать свое мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать свое мнение, принимать позицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции, осознают свой мировоззренческий выбор; аргументированно оценивают свои
и чужие работы

Методы и формы

обучения

Рассказ, объяснительно-иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага А3, гуашь, акварель, кисть

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: Д. Г. Левицкий «Портрет директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова», «Портрет Екатерины II –

законодательницы»; Ф. С. Рокотов «Портрет А. П. Струйской»; В. Л. Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной».

Мультимедийный ряд: презентация «Портрет парадный и лирический»

Основные понятия и термины

Виды портрета, парадный портрет, интимный (лирический) портрет

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компо-ненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Рассказ

с постановкой цели

Три мудреца сидели в тени большого дерева и наслаждались беседой. Они спорили о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.

Один из них сказал:

Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом.

С этим невозможно согласиться, – сказал другой, – человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и что умею сейчас, – я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем.

Вы совсем упустили из виду, – вмешался третий, – что прошлое
и будущее существует только в наших мыслях. Прошлого уже нет, будущего еще нет, и независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем.

Проходящий мимо старец вмешался в разговор:

Я прожил длинную жизнь. В ней было прошлое, сейчас я иду по дороге и рядом со мной шагает настоящее, а иду я в будущее. Не знаю, что главнее для меня, но точно знаю: не пройдя прошлое, я не попал бы ни в настоящее, ни в будущее…

Чтобы в будущем быть образованными людьми, сегодня, в настоящем, мы будем изучать прошлое. Узнаем, как черты разного времени отразились на образе человека

Ребята слушают учителя.

Осмысливают цель урока

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

В течение всех предыдущих уроков мы с вами узнавали об этапах развития портрета, истории возникновения портрета, некоторых особенностях портретов разных эпох.

Сейчас вы разделитесь на группы, и каждая группа получит по шкатулке, они оклеены различными изображениями, и содержимое шкатулок относится к разным эпохам.

Определите, к какому времени относится содержимое каждой шкатулки? Поговорите друг с другом, какая эпоха в свете портретного жанра вам наиболее знакома, и объединитесь в команды по знаниям.

В шкатулках лежат открытки знакомых вам картин и художников.

Предлагает составить небольшой рассказ о времени и художественных произведениях (обобщить образ человека в живописи эпохи Возрождения).

В каждой шкатулке вы нашли также и незнакомые вам произведения.

На доске надпись «ВИДЫ ПОРТРЕТОВ». Слева – «ПАРАДНЫЙ ПОРТ-РЕТ», а справа – «ЛИРИЧЕСКИЙ (интимный)».

Предлагает прикрепить незнакомые детям картины под этими словами в соответствии с их мнением.

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

Главной задачей парадного портрета является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика. Парадному портрету свойственна откровенная демонстративность и стремление «историзировать» изображенного. Это влияет на колористическую гамму, которая неизменно нарядна, декоративна и отвечает колористическим особенностям интерьера.

Подтипы парадного портрета в зависимости от атрибутов: 

Коронационный (тронный).

Конный.

Военный.

Учащиеся самостоятельно делятся по командам. Каждая команда выступает со своим сообщением в соответствии с выбранной темой (повторение пройденного материала).

Выполняют задание учителя, знакомятся

с произведениями великих художников делят их по видам. Готовятся воспринимать новый материал. В соответствии с об-

разцом анализа, который дает учитель, пытаются давать эмоционально-

Фронтальная

и групповая работа

Познавательные: обобщают образ человека

в разные эпохи; определяют роль и место портрета в истории искусства; устанавливают аналогии по видам; строят логически обоснованные рассуждения; аналитически воспринимают композиции

в парадном

и лирическом портретах.

Коммуникативные: участвуют в диалоге

с учителем, излагают свое мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи.

Личностные:

проявляют поз-




Полное представление о том, каким был типичный парадный портрет XVIII века, дает изображение директора Академии художеств

А. Ф. Кокоринова, в котором мастер портретного жанра Д. Г. Левицкий показал, как торжественность и значительность образа портретируемого соединяются с почти театральной условностью и изысканностью. (Слайды № 2–3.)

Кокоринов стоит у отделанного бронзой, темного лакированного бюро, на котором лежат чертежи здания Академии художеств, книги, бумаги. На Кокоринове светло-коричневый, густо шитый золотым позументом мундир, поверх него – шелковый кафтан, опушенный легким коричневым мехом. Тончайшие кружева жабо и манжет, высокий белый галстук и шпага завершают парадное одеяние.

Лицо Кокоринова, с вежливой улыбкой и выражением горделивого спокойствия, обращено к зрителям. В его сильном, с выступающими скулами лице, во всей крепкой фигуре чувствуются внутренняя собранность и живая энергия, а в глубине спокойных глаз затаилась то ли печаль, то ли усталость. Но все это скрывается под маской светской любезности и величавости. Обстоятельно, подробно рассказывают о Кокоринове окружающие его предметы. Великолепная обстановка, роскошная одежда свидетельствуют о том значительном положении, которое занимает Кокоринов. А книги, бумаги, чертежи уточняют рассказ, разъясняя, что перед нами – видный деятель культуры, крупный архитектор, один из создателей величественного здания Академии художеств.

Все в портрете Кокоринова: цветовое решение, композиция, тщательно подобранные, великолепно написанные аксессуары, парадная одежда – способствует созданию настроения торжественности и приподнятости.

А теперь вы попробуйте описать представленный здесь парадный портрет Левицкого «Портрет Екатерины II – законодательницы».

психологический анализ портретируемого. Изучают особенности композиции в парадном и лирическом портретах


навательную активность, осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции




Обратите внимание на композиционное решение. (Слайды № 4–10.)

Учитель помогает и дополняет.

В России XVIII века особое место занимал интимный портрет – портрет особенно доверительных отношений между художником и натурой. Особенно пронизаны лиризмом и духовностью произведения,
в центре которых женщина с ее сложным духовным миром.

Одно из первых мест в это время занимает творчество Федора Степановича Рокотова. Особой одухотворенности образов он достиг в женских портретах. Необычайно пленителен образ юной А. П. Струйской. Ее взор, живой и трепетный, таит в себе некую печаль. Загадочный взгляд выразительных карих глаз и легкая таинственная улыбка свидетельствуют об изменчивой сложности душевного мира этой удивительной женщины. Художник создал образ необычайно женственный, полный очарования. (Слайды № 10–12.)

Рокотов славится как изумительно тонкий колорист. На основе одного ведущего цвета – зеленовато-серого – художник создает целую гамму жемчужных полутонов. Добавление как бы задымленного красного не разрушает, а, напротив, подчеркивает красоту и единство целого.

Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого, обращенное к ее портрету:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?







Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Владимир Лукич Боровиковский приумножил славу русских портретистов. Боровиковский создал прекрасную галерею женских образов. Признанным шедевром Боровиковского является портрет Марии Ивановны Лопухиной. (Слайд № 13.) В портрете Лопухиной – словно печаль неизбежного расставания… Мягкий свет, проникающий в густую сень деревьев, встречается со светом, который излучает эта доверчивая и все же будто сторонящаяся нас юная красавица.

Продолжите художественный анализ портрета





III. Творческая практическая деятельность

Практический

Прочитайте задание (с. 129) и создайте живописный портрет, используя художественные материалы (гуашь или акварель) по выбору

Учащиеся готовят рабочее место. Выполняют практическое задание акварелью или гуашью по выбору

Индивидуальная работа

Регулятивные:

планируют деятельность, работают по плану; определяют способы достижения цели.

Личностные:

осознают свой







мировоззренческий выбор


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Выставка работ учащихся

Лучший жребий взял я в мире этом:

Тайн искать в познанье и любви,

Быть мечтателем, художником, поэтом,

Признавать один завет: «Живи!».

Предлагает рассмотреть работы товарищей, задать вопросы друг другу по теме.

Выберите на ваш взгляд лучшие работы.

Объясните, почему вы выбрали эти работы?!

Ребята проходят по классу. Рассматривают работы, вступают в диалог. Выбирают работы
и высказывают свое мнение

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение, принимают позицию

одноклассников; корректируют свое мнение под воздействием контраргументов.

Личностные:

аргументированно оценивают работы свои и од-

ноклассников







































Урок 34. Городской пейзаж

Цели деятельности учителя

Формировать представления о многообразии видов изобразительного искусства, раскрыть образный и содержательный смысл понятия «городской пейзаж»; познакомить с многообразием функций графических элементов; обучать элементам анализа художественного произведения, организации перспективы в картинной плоскости; развивать умение чувствовать переживания художника; воспитывать любовь к родине

Тип урока

Практические применения знаний

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся анализировать графические средства выразительности, выделять главные функции основных элементов – линии, штриха, пятна, точки, определять понятие городской пейзаж, самостоятельно делать выводы об организации перспективы в картинной плоскости художника; знать правила линейной и воздушной перспективы; уметь организовывать перспективу в картинной плоскости; анализировать, выделять главное, обобщать графические средства и правила перспективы.

Метапредметные: научатся определять тему урока; соблюдать нормы коллективного общения; излагать свое мнение; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; выполнять работу по памяти; давать эстетическую оценку выполненным работам; анализировать использование перспективы.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; критически оценивают художественные произведения; осознают свои интересы и цели, мировоззренческие позиции; учится критически осмысливать результаты деятельности

Методы и формы

обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, творческий поиск, выставка работ учащихся; индивидуальная, фронтальная, парная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование

Тушь, уголь, бумага, материалы по выбору

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: О. Бердслей «Ноктюрн Шопена», А. Матисс «Портрет девушки», Г. Верейский «Пейзаж», Е. Кругликова «Париж накануне войны», А. Полунин «Городской пейзаж», «Строительство нового храма», «Вечерний городской пейзаж».

Мультимедийный ряд: презентация «Пейзаж в графике»

Основные понятия и термины

Городской пейзаж

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Беседа

Я принесла вам четыре рисунка. Назовите вид изобразительного искусства, в котором они выполнены.

Графика.

Правильно. А какие выразительные графические средства использовали художники?

В первом рисунке – линию, во втором – штрих, в третьем – пятно,

в четвертом – точку.

Графические средства должны быть просты, экономны и универсальны, чтобы способствовать быстроте работы при решении разнообразных задач в походных условиях. На пленэре художника поджидают сюрпризы: то дождь, то снег, то неожиданно поднявшийся ветер. Ему необходимо быстро делать зарисовки и наброски, которые художнику-пейзажисту просто необходимы, они служат для него материалом для создания завершенных произведений. Но и сами эти рисунки бывают очень ценны и имеют самостоятельное значение.

Думаю, вы догадались, что тема сегодняшнего урока – пейзаж в графике. (Слайд № 2.)

Ребята слушают учителя. Отвечают

на вопросы. Вспоминают основные графические средства


Фронтальная работа

Регулятивные: определяют тему урока.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала



II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Рассмотрим рисунки более пристально. Перед вами «Портрет девушки» А. Матисса. Как вы сказали, основной элемент – линия. Что можно показать с помощью линии? (Слайды № 35.)

Границу изображаемого предмета, движение, ритм… А вот рисунок

Г. Верейского «Пейзаж», основной элемент – штрих. Какова выразительная функция штриха? (Слайды № 67.)

Ребята определяют, какие функции несут основные графические элементы.

Фронтальная
и индивидуальная

Познавательные: анализируют графические средства выразительности; выделяют главные



Передать тон, объем, фактуру, «движение» формы…

Третий рисунок Е. Кругликовой «Париж накануне войны», основной элемент – пятно. (Слайды № 89.) Назовите его выразительные свойства.

Создает фон, форму фигуры, характер, сюжет…

И наконец, Обри Бердслей «Ноктюрн Шопена», основной элемент – точка. За счет величины точек, плотности их расположения, их формы чего может добиться художник? (Слайды № 10–11.)

Разной тональности графического изображения.

Чаще всего в искусстве графики используются сочетания этих средств: линия и штрих, пятно и штрих, штрих-точка и линия и т. д., что позволяет создавать интересные образы.

Сегодня свой любимый город Воронеж рисует наш с вами современник Александр Полунин. (Слайды № 12–13.) Перед вами его работы: «Городской пейзаж», «Строительство нового храма», «Вечерний городской пейзаж» – линия, штрих, пятно. Используя все это, художник «повествует» нам о любви к своему родному краю. На контуре сосредотачивается прежде всего наше внимание. Мастерски прорисованный Полуниным, он дает нам полноту представления об увиденном. Очень точно организованная перспектива предоставляет нам возможность проникнуть в пространство города…

Какие особенности построения перспективы вы видите на картинах? Определите высоту горизонта.

Какие предметы расположены дальше, какие ближе?

Как художник передает воздушную перспективу в картине?

Знакомятся

с городским пейзажем в ис-

полнении современного художника, его техникой, организацией перспективного пространства.











Отвечают

на вопросы


работа

функции основных элементов –

линии, штриха, пятна, точки; определяют понятие «городской пейзаж»; самостоятельно делают выводы об организации перспективы в картинной плоскости художника.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; излагают свое мнение.

Личностные:

проявляют познавательную активность; критически осмысливают художественные произведения


III. Творческая практи-

Творческий поиск

Сегодня мы выполним графический пейзаж «Весна в моем городе». Рассмотрите фотографии известных мест нашего города.

(Слайд № 14.) За основу для своего рисунка можете взять одно из

Обучающиеся рассматривают открытки-

Индивидуальная

Познавательные: умеют организовывать


ческая деятельность


изображений или рисовать свое любимое место по памяти.

Выполните задание 1 (с. 166)

фотографии.

Выбирают сюжет. Готовят рабочее место. Выполняют задание

работа

перспективу
в картинной плоскости; знают правила линейной
и воздушной перспективы.

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели; выполняют работу
по памяти.

Личностные:

осознают свои интересы и цели


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Выставка работ учащихся

Внимательно рассмотрите работы своих товарищей. Вступайте друг с другом в диалог, обсудите выполненные работы. (Другие ребята могут послушать беседу товарищей и высказать свое мнение.)

Обучающиеся рассматривают работы своих товарищей. Два одноклассника, работающих за одним столом, начинают диалог, обсуждают свои работы. Остальные

Работа в парах

Познавательные: анализируют, выделяют главное, обобщают графические средства и правила перспективы.

Регулятивные:

дают эстетическую оценку выполненным работам; анализиру-




Урок по ИЗО в 6 классе по теме "Освещение. Свет и тень".
  • ИЗО, МХК
Описание:

Освещение. Свет и тень

 

Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения

Тип урока

Формирование новых умений

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия свет, блик, рефлекс; сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета, анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели

Методы и формы

обучения

Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск, игра;  индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукция картины М. Караваджо «Лютнист», настольная лампа, объемные геометрические тела, схема построения теней от солнца, таблица «Распределение света на геометрических телах».

Мультимедийный ряд: презентация «Свет и тень в натюрморте»

Основные понятия и термины

Свет, блик, тень, рефлекс, полутень; тон, тональные отношения

Автор Петренко Наталья Викторовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 2909
Номер материала 23701
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓