Главная / ИЗО, МХК / Урок по ИЗО для 7класса по теме "Фигура человека"

Урок по ИЗО для 7класса по теме "Фигура человека"

Название документа ФИГУРА ЧЕЛОВЕКА урок..docx

Вид урока:

Рисование с натуры

Тема урока :

Фигура человека. Наброски.

Цель :

Продолжать изучать особенности фигуры человека.

Развивать пространственное мышление и образное воображение.

Задачи:

Проанализировать особенности фигуры человека, ее пропорции.

Развивать навыки рисования с натуры.

Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, к человеку.

Оборудование:

Для учителя:

Проектор, компьютер, таблицы, репродукции, доска, мел.

Для учащихся: альбомы, карандаш, ластик.

Раздаточный материал: квадраты бумаги, схемы фигуры.























Ход урока.

Фигура человека представляет собой гармоничное сочетание различных форм, изучение пропорций дает возможность точно находить размеры отдельных частей. Мы сегодня попробуем выполнить наброски с фигуры ваших одноклассников.

Вопрос классу:

Ребята, как вы думаете- когда люди впервые заинтересовались изображением себя? Конечно же в древнем мире как только появился человек, ему хотелось передавать информацию. Мужчины уходили на охоту и оставляли наскальные рисунки (слайд и прил.1 )

Изображение фигуры человека является сложной задачей. Посмотрим как художники разных эпох и разных культур решали ее.

В Древнем Египте разработали канон - система пропорций (от лат. « proportio»- соразмерность) фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить другую. Египтяне положили в основу деления фигуры 21 ½ части. В это число входили 19 равных частей самой фигуры, а 2 ¼ части приходились на изображение традиционного головного убора (слайд и прил.2 ).

Египтяне использовали сетки- таблицы, которые наносили на поверхность каменной плиты. Установлены определенные размеры для сидящих фигур и изображения разных богов ( одни- выше, другие- ниже).

В древней Греции систему идеальных пропорций фигуры человека создал скульптор Поликлет в 5 веке до н. э. Его сочинение называлось « Канон» (образец), а выражением этой системы- статуя « Дорифор»(копьеносец). Мастер изобразил атлета- юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители (слайд и прил.3) Скульптор особенно подчеркнул сильные мышцы рук и ног юноши. Прекрасное тело Дорифора изваяно с соблюдением пропорций, которые Поликлет считал правильными. Скульптор считал, что голова человека составляет 1/7 его роста. Лицо и кисть-1/10, а ступня-1/6.

В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи изучал и глубоко анализировал опыт древних. Разрабатывал правила изображения человеческой фигуры. Пытался восстановить «квадрат древних » (слайд и прил.4).

Над выработкой канонов пропорций трудились знаменитые мастера эпохи Возрождения- Боттичелли, Микеланджело.

Если все части тела имеют гармоничное соотношение, то говорят человек пропорционально сложенный.









Практическая работа:

Задание №1: поиграем в прямоугольники. Из прямоугольников (разрезанного квадрата) сложим фигурки человека в разных положениях.(прил.5,6)

Ребята моделируют, складывая из прямоугольников фигуры человека используя схемы фигуры в разных положениях (прил.7)

Задание №2: выполнение наброска с учащегося.

Для наброска выберем «натурщика»- вашего одноклассника. Поставим его в удобное положение (ученик становится перед классом, опершись рукой на угол стола). Работа натурщика тоже имеет свои сложности. Необходимо «застыть»-замереть на минут 10, чтобы мы могли выполнить набросок.

Фигуру можно разделить на две равные части по лобковой кости. Затем наметим величину головы, торса, ног, проверим соразмерность их между собой. Теперь мы можем определить размеры своего рисунка на листе бумаги и перейти к деталям. Итак, за основу выбираем линию позвоночника. Его наклон намечаем на листе. Стоит только человеку произвести какое-нибудь движение (поднять руку) мы сразу понимаем общую согласованность движения всей модели, которая чувствуется во всем теле человека- от головы до пят. Делим фигуру на две равные части. Линия плеча и линия бедер также изменит свой наклон. Пропорции таковы, что голова человека по длине всей фигуры «укладывается» от 7 до 8 раз (прил.8). Учитель выполняет на доске.

Вопрос классу: Во сколько раз « укладывается» голова в фигуру Пети? На вытянутую руку методом прищура глаз ребята измеряют фигуру. В вашем возрасте - в 6-7 раз. Точка колена считается половиной нижней части фигуры, т.е. всей ноги от бедра. Точка локтя- половина расстояния от плеча до запястья. Приложите ладонь к лицу. Размер ладони равен лицу, плечу. Ступня равна величине головы. Зная основные пропорции, мы сможем выполнить набросок фигуры нашего «натурщика».

Учитель выполняет на доске, ребята - карандашом на альбомных листах ф А4. Возможен рисунок, выполненный на доске учеником.

Поменяем через 10-15 минут «натурщика». За урок можно выполнить три наброска с фигуры в разных положениях (прил.9,10).

Вопросы для закрепления:

Как художники разных эпох изображали фигуру человека?

Что такое пропорции?

Каковы пропорции человеческой фигуры?

Итоги урока: цели и задачи достигнуты. Ребятами выполнены наброски фигуры человека. Учитель дает оценку каждой работе.



Литература:



Конев А. Ф. Рисунок для изостудий. - М.: АСТ, Минск: Харвест, 2006

Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: «Просвещение», 1990

Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок. - М.: «Просвещение» 1980.

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: « Просвещение», 1981.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч-ся 5-8 классов. – Обнинск: «Титул», 1996.











































Название документа Фигура ЧЕЛОВЕКА.ppt

Фигура человека Урок в 7классе. Рисование с натуры. Учитель изо Близнюк Е. Н....
Игровое упражнение Приготовили квадрат.
Выполнить упражнение: Смоделировать из бумаги фигуру человека, используя приг...
Художники разных эпох и разных культур изображая фигуру человека поняли наско...
В Др. Греции Поликлет изваял скульптуру « Дорифор». Скульптор считал, ч то го...
В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи изучал и глубоко анализировал опыт дре...
Пропорции фигуры ЧЕЛОВЕКА ГОЛОВА- 1/8 роста
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Фигура человека Урок в 7классе. Рисование с натуры. Учитель изо Близнюк Е. Н. МБ
Описание слайда:

Фигура человека Урок в 7классе. Рисование с натуры. Учитель изо Близнюк Е. Н. МБОУ СОШ №1 г. Вилючинск.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Игровое упражнение Приготовили квадрат.
Описание слайда:

Игровое упражнение Приготовили квадрат.

№ слайда 5 Выполнить упражнение: Смоделировать из бумаги фигуру человека, используя пригото
Описание слайда:

Выполнить упражнение: Смоделировать из бумаги фигуру человека, используя приготовленный квадрат.

№ слайда 6 Художники разных эпох и разных культур изображая фигуру человека поняли наскольк
Описание слайда:

Художники разных эпох и разных культур изображая фигуру человека поняли насколько сложной задачей это является. Ребята, как вы думаете- когда человек впервые начал рисовать человека? В Др. Египте разработали канон- систему пропорций (от лат. рroportio- соразмерность. Египтяне положили в основу деления фигуры 21 ½ части. В это число входило 19 частей самой фигуры, а 2 ½ части приходилось на головной убор.

№ слайда 7 В Др. Греции Поликлет изваял скульптуру « Дорифор». Скульптор считал, ч то голов
Описание слайда:

В Др. Греции Поликлет изваял скульптуру « Дорифор». Скульптор считал, ч то голова человека составляет 1/7 роста, лицо и кисть -1/10, а ступня -1/6.

№ слайда 8 В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи изучал и глубоко анализировал опыт древни
Описание слайда:

В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи изучал и глубоко анализировал опыт древних. Разрабатывал правила изображения человеческой фигуры. Пытался восстановить «квадрат древних».

№ слайда 9 Пропорции фигуры ЧЕЛОВЕКА ГОЛОВА- 1/8 роста
Описание слайда:

Пропорции фигуры ЧЕЛОВЕКА ГОЛОВА- 1/8 роста

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

Урок по ИЗО для 7класса по теме "Фигура человека"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Данный урок разработан по теме "Фигура человека". Цель урока - дополнить свои знания о конструкции фигуры человека, ее основных пропорциях, выполнить наброски с натуры.

В ходе урока предлагается историческая справка о древнеегипетских и греческих канонах изображения человека, которые послужили основой для современных методов обучения рисованию фигуры человека. Урок содержит два задания: моделирование из бумаги и выполнение набросков с натуры.

К уроку прилагается презентация с наглядным материалом.

Автор Близнюк Елена Николаевна
Дата добавления 01.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 6325
Номер материала 6098
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓