Главная / Директору-завучу / Урок по истории в 11 классе.Тема урока: Социализм в Восточной Европе.

Урок по истории в 11 классе.Тема урока: Социализм в Восточной Европе.

- Древнекитайский философ Сюнь-цзы, живший около 300 лет до н.э., говорил: «...
Социализм в Восточной Европе
цель и задачи урока анализ событий в восточной Европе, установление причинно-...
. . Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в ХХ веке называли странами Вос...
Какую же роль в так называемом «социалистическом выборе» стран Восточной Евро...
Наиболее существенными является участие советских войн в освобождении госуда...
- Как же коммунистические партии приходили к власти в странах Восточной Евро...
Страны Вопросы сравнения Югославия Германия Польша Венгрия Чехословакия Разв...
Страны Вопросы сравнения Югославия Развитие после войны Вне сферы влияния ССС...
Страны Вопросы сравнения германия Развитие после войны Решения Потсдамской ко...
Страны Вопросы сравнения Польша Развитие после войны после войны была создана...
Страны Вопросы сравнения Венгрия Развитие после войны На правах победителя Со...
Страны Вопросы сравнения Чехославакия Развитие после войны В 50-60-гг.шагипо ...
проверка полученных знаний 1.Назовите страны, которые поддерживали курс СССР....
ответы 1.Болгария, Венгрия, ГДР, Чехословакия. 2.выражение, которым охаракте...
- Древнекитайский философ Сюнь-цзы, живший около 300 лет до н.э., говорил: «...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 - Древнекитайский философ Сюнь-цзы, живший около 300 лет до н.э., говорил: «Сов
Описание слайда:

- Древнекитайский философ Сюнь-цзы, живший около 300 лет до н.э., говорил: «Совершенный человек учится так: всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце …»

№ слайда 2 Социализм в Восточной Европе
Описание слайда:

Социализм в Восточной Европе

№ слайда 3 цель и задачи урока анализ событий в восточной Европе, установление причинно-сле
Описание слайда:

цель и задачи урока анализ событий в восточной Европе, установление причинно-следственных связей, обсуждение проблем истории, выявление закономерностей и противоречий развития общества стран Восточной Европы и т.д.)

№ слайда 4 . . Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в ХХ веке называли странами Восточ
Описание слайда:

. . Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в ХХ веке называли странами Восточной Европы или «социалистическим лагерем», тк. сразу после войны они попали в сферу влияния СССР . В большинстве из них произошли перевороты свергнувшие предыдущую власть и установившие тоталитарные режимы советского типа.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Какую же роль в так называемом «социалистическом выборе» стран Восточной Европы
Описание слайда:

Какую же роль в так называемом «социалистическом выборе» стран Восточной Европы сыграл СССР и что обозначал «социалистический выбор» для этих стран? -

№ слайда 7 Наиболее существенными является участие советских войн в освобождении государст
Описание слайда:

Наиболее существенными является участие советских войн в освобождении государств, создание Народных фронтов для борьбы с фашизмом, а также большое влияние и популярность левых сил (коммунистических партий), которые поддерживались Советским Союзом

№ слайда 8 - Как же коммунистические партии приходили к власти в странах Восточной Европы?
Описание слайда:

- Как же коммунистические партии приходили к власти в странах Восточной Европы? - Восстановите смысловую цепочку событий. - Признаки какого политического режима мы видим в данных действиях? - Развитие стран Восточной и Юго-Восточной Европы во второй половине XX в. происходило поэтапно. стр. 220-221

№ слайда 9 Страны Вопросы сравнения Югославия Германия Польша Венгрия Чехословакия Развити
Описание слайда:

Страны Вопросы сравнения Югославия Германия Польша Венгрия Чехословакия Развитие после войны Лидер оппозиции Причины кризиса Движения против режима Подавление беспорядков последствия

№ слайда 10 Страны Вопросы сравнения Югославия Развитие после войны Вне сферы влияния СССР Л
Описание слайда:

Страны Вопросы сравнения Югославия Развитие после войны Вне сферы влияния СССР Лидер оппозиции И.Б.Тито Причины кризиса Конфликт со Сталиным из-за нежелания слепо выполнять распоряжения Москвы. События Коминформобвинили «клику Тито» в отходе от идейм-лВ стране произошёл раскол. Подавление беспорядков Тито подавил сопротивление16-в концлагеря. СССР разорвал договор ,велась подготовка к интервенции, помешала война в Корее и смерть Сталина. последствия Руководство вынуждено переориентироваться на страны Запада. Курс на «югославскую модель»: Отказ от форсирования индустриализации Сохранения частных хозяйств в аграрном секторе, передачи собственности предприятий в руки коллективов Частное предпринимательство в сфере обслуживания Отсутствие твёрдых плановых заданий Это позволило избежатьтрудностей

№ слайда 11 Страны Вопросы сравнения германия Развитие после войны Решения Потсдамской конфе
Описание слайда:

Страны Вопросы сравнения германия Развитие после войны Решения Потсдамской конференции о сохранении единой Германии не были реализованы. Лидер оппозиции Причины кризиса 1948г.советскоеруководство блокировало транспортные магистрали, ведущие из западных зон оккупации. 1953г.снижения уровня жизни События 1953г.после смерти Сталина, беспорядки, переросшие с восстания против просоветского режима. Подавление беспорядков Коммунистическая верхушка не смогла справиться кризисной ситуацией, в Берлин были введены советские войска ,восстание подавлено. последствия Руководителю страны Ульбрихту удалось стабилизировать положение в стране. ГДРпроигрывала Западной Германии в темпах роста экономики и уровня жизни. Символом «х.в.» и раскола германской нации стала Берлинская стена.

№ слайда 12 Страны Вопросы сравнения Польша Развитие после войны после войны была создана По
Описание слайда:

Страны Вопросы сравнения Польша Развитие после войны после войны была создана Польская объединенная рабочая партия (ПОРП), которая сохраняла за собой с 1948 монополию на политическую власть. Лидер оппозиции Причины кризиса критика Сталина наxxсъезде перерастала в отрицание коммунистических идеологий События В июне 1956г.па предприятиях начались забастовки, переросшие во всеобщую стачку, поддержали студенты, интеллигенция, Подавление беспорядков Благодаря руководителю компартии В.Гомульки ,удалось избежать вмешательства в эти события советских войск, последствия удалось стабилизировать положение в стране.

№ слайда 13 Страны Вопросы сравнения Венгрия Развитие после войны На правах победителя Совет
Описание слайда:

Страны Вопросы сравнения Венгрия Развитие после войны На правах победителя Советский Союз оставил в Венгрии свои войска, получил возможность сформировать лояльное к себе правительство. Естественно, после войны к власти пришли коммунисты, которые в результате слияния с социалистами образовали Венгерскую партию труда (ВПТ). Лидер оппозиции И.Надь- лидер реформаторского крыла Причины кризиса критика Сталина наxxсъезде перерастала в отрицание коммунистических идеологий События В октябре 1956г.вышедшие на улицы демонстранты потребовали назначить Надя премьер-министром и вывести советские войска. повстанцы захватили ключевые объекты ,председатель- И.Надь. заявил о выходе из ОВД., после вывода советских войск начались жестокие расправы с коммунистами. Подавление беспорядков Я.Кадр обратился к Москве за помощью.4 ноября советские танки вошли в Будапешт. повстанцы разгромлены, Запад не вмешался. лидеры казнены последствия удалось стабилизировать положение в стране.

№ слайда 14 Страны Вопросы сравнения Чехославакия Развитие после войны В 50-60-гг.шагипо либ
Описание слайда:

Страны Вопросы сравнения Чехославакия Развитие после войны В 50-60-гг.шагипо либерализации основ жизни общества. Лидер оппозиции А.Дубчеклидер реформаторского крыла первый секретарь ЦК Причины кризиса Консервативнаячасть руководства компартиирасчитывалаудержать власть События Реформы: идеологическую открытость ,плюрализм мнений Подавление беспорядков Получив приглашение СССР,Польша,ГДР,Венгрия,Болгария.21.08.68г.ввели в Чехословакию войска последствия консервативныесилы освободили компартию от реформаторов, Чехословакия вернулась в строй соц. государств, сверявших с Москвой каждый шаг.

№ слайда 15 проверка полученных знаний 1.Назовите страны, которые поддерживали курс СССР. 2.
Описание слайда:

проверка полученных знаний 1.Назовите страны, которые поддерживали курс СССР. 2. К каким странам относятся образные выражения и новые понятия: социализм «с человеческим лицом», , «кадаровский социализм», «Пражская весна»? 3. Какие события и в каких странах произошли в 1953, 1956, 1968гг.? 4. Дайте определение теории «реального социализма» или «доктрины Брежнева». 5.кто изображён на фото

№ слайда 16 ответы 1.Болгария, Венгрия, ГДР, Чехословакия. 2.выражение, которым охарактериз
Описание слайда:

ответы 1.Болгария, Венгрия, ГДР, Чехословакия. 2.выражение, которым охарактеризовали попытку смягчения тоталитарного характера государства в Чехословакии в 1968 году .Либерализация жизни в Чехословакии расхожее название политического режима в Венгерской Народной Республике в 1960-е — 1989 годы. В первую очередь связано с именем первого секретаря Венгерской социалистической рабочей партии Яноша Кадара. 3.1953г. - смерть И.В. Сталина, восстание в ГДР, 1956г. – антикоммунистическая революция в Венгрии, 1968г. – попытка перехода в Чехословакии к модели социализма «с человеческим лицом», «Пражская весна" 4Руководство КПСС присвоило себе право вмешиваться во внутренние дела своих восточноевропейских союзников целью защиты ценностей социализма. 5. И.Тито

№ слайда 17 - Древнекитайский философ Сюнь-цзы, живший около 300 лет до н.э., говорил: «Сов
Описание слайда:

- Древнекитайский философ Сюнь-цзы, живший около 300 лет до н.э., говорил: «Совершенный человек учится так: всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце …»

Урок по истории в 11 классе.Тема урока: Социализм в Восточной Европе.
  • Директору-завучу
Описание:

Тип урока:

·        по основной дидактической цели – изучение нового материала;

·        по форме проведения – комбинированный.

Тема урока: Социализм в Восточной Европе.

Цели урока:

- развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, навыков определения и аргументации своего отношения к историческим версиям, опыта рассмотрения и обсуждения дискуссионным проблем истории;

- конкретизировать представления учащихся об основных тенденциях, закономерностях и противоречиях социально-экономического, политического и культурного развития общества стран Восточной Европы второй половины XX века;

- воспитание гуманизма, уважения к традициям и культуре каждого народа.

 

Основные понятия и даты: тоталитаризм, демократия, Коминформ, «социалистический лагерь», «Пражская весна», социализм «с человеческим лицом»,

1953г. - смерть И.В. Сталина, восстание в ГДР,

1956г. – антикоммунистическая революция в Венгрии, Польше

1968г. – попытка перехода в Чехословакии к модели социализма «с человеческим лицом», «Пражская весна»,клика

Оборудование: листы для групповой работы, , таблицы, карта «Европа после Второй мировой войны» компьютерная презентация, экран, проектор, ноутбук.

          Ход урока:

1. Организационный момент

             Организация учащихся на работу, создание положительного настроя на урок(слайд 1)

- Древнекитайский философ Сюнь-цзы, живший около 300 лет  до н.э., говорил:  «Совершенный человек учится так: всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце …»

- Я надеюсь, что всё,  о чем мы будем говорить сегодня на уроке, отложиться  у вас в сердце, и вы сможете правильно оценить события истории, о которых мы будем говорить. 

 

2. Мотивационный момент. Сообщение темы и постановка целей урока.

Тема урока записана на доске.(слайд 2)

- Сформулируйте цель и задачи урока: (анализ событий в восточной Европе, установление причинно-следственных связей, обсуждение проблем истории, выявление закономерностей и противоречий развития общества стран Восточной Европы и т.д.)

3. Изучение нового материала. Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания. Пробуждение учебно-познавательных мотивов

Вступительное слово учителя. (слайд4)

- После окончания  Второй мировой войны страны Восточной и Юго-Восточной Европы сделали социалистический выбор и  образовали так называемый «социалистический лагерь».

слайд  карта «Европа после Второй мировой войны».(слайд5)

- В так называемый «социалистический лагерь» вошли следующие страны:

Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия.

Выполнение задания - Какую же роль в так называемом «социалистическом выборе» стран Восточной Европы сыграл СССР и что обозначал «социалистический выбор»  для этих стран?

учащиеся находят ответ на стр.220

 

- Наиболее существенными является участие советских войн в освобождении государств, создание Народных фронтов для борьбы с фашизмом, а также большое влияние и популярность левых сил (коммунистических партий), которые поддерживались Советским Союзом.

(слайд6)

 

4. Фронтальная работа уч-ся.(слайд7)

 

- Как же коммунистические партии приходили к власти в странах Восточной Европы?

- Восстановите смысловую цепочку событий.

-  Признаки какого политического режима мы видим в данных действиях?

-  Развитие стран Восточной и Юго-Восточной Европы во второй половине XX в. происходило поэтапно. стр. 220-221

1 этап -поначалу коммунистические партии входили в состав широких общественно-политических объединений(фронтов). Представители компартий получали министерские портфели в коалиционных правительствах. Постепенно их влияние усиливалось. В частности ,авторитет коммунистов вырос после проведения в восточноевропейских странах аграрной реформы, сопровождавшейся уничтожением крупного землевладения. Теперь поддержку компартиям стали оказывать и многие крестьяне.

 К концу 40-х гг. коммунисты вытеснили из правительств представителей других партий, установив  свой контроль над государствами Восточной Европы. Почти повсеместно захват власти компартиями был осуществлен без вооруженного насилия, при видимом сохранении демократических процедур.

 Мы обсудили первый этап – выбор пути.

- Рассмотрим остальные этапы.

На слайде высвечиваются таблица(слайд8)

 

Страны

Вопросы сравнения

Югославия

Германия

Польша

Венгрия

Чехославакия

Развитие после войны

         

Лидер оппозиции

         

Причины кризиса

         

Движения против режима

         

Подавление беспорядков

         

последствия

         

 

 

5. Самостоятельная работа в группах

- Используя текст учебника (стр. 222-223), дополнительные материал стр.227,  дополните таблицу  «Особенности развития социалистических государств Европы в 40-50-е гг.».

- Последним этапом развития стран Восточной Европы во второй половине ХХ века становится кризис и крах социализма. Я предлагаю вам выяснить причины этих явлений и дополнить таблицу, опираясь на текст учебника

- Как вы понимаете, существовали  как внутренние, так и внешние причины кризиса социализма.  

- Кризисные явления в экономике, политике и социальной сферах не оставляли равнодушными жителей этих стран.

 

1 группа заполняет графу о Югославии,

2 группа - о Германии,

3 группа – о Польше,

4 группа- о Венгрии,

5 группа- о Чехословакии,

Физкультминутка .Снятие умственного и физического напряжения, переключение внимания.

- Сцепили руки в «замок», вытянули  перед собой, подняли вверх и хорошо потянулись. Врачи утверждают, что в этот момент выделяется «фермент счастья». 

- Я надеюсь,  вы счастливы так же, как и я, от нашей совместной работы.

. Отработка полученных знаний

Самостоятельная работа учащихся.

Контроль. Выявление качества и уровня овладения знаниями

Отчет групп.

 проверка выполнения задания.(слайд10,11,12,13)

 

Фронтальная проверка полученных знаний .(слайд14)

- Назовите страны, которые поддерживали курс СССР. (Болгария, Венгрия, ГДР, Чехословакия).

- К каким странам относятся образные выражения и новые понятия: социализм  «с человеческим лицом», , «кадаровский социализм», «Пражская весна»?

(Понятия и даты вывешиваются на доску).

- Какие события и в каких странах произошли в 1953, 1956, 1968гг.?  

(1953г. - смерть И.В. Сталина, восстание в ГДР,

1956г. – антикоммунистическая революция в Венгрии,

1968г. – попытка перехода в Чехословакии к модели социализма «с человеческим лицом», «Пражская весна"

- Дайте определение теории «реального социализма» или «доктрины Брежнева».

 

 

Правильный вариант ответов высвечивается на экране.

идёт взаимопроверка  выставляются баллы

Подведение итогов урока. Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспектив последующей работы. - Наш урок подошел к концу. Достигли ли мы поставленных целей?

- после Второй Мировой войны в государствах Восточной Европы к власти пришли коммунистические правительства, опиравшиеся на поддержку СССР. Несмотря на отдельные успехи в развитии экономики, политика правительств социалистических стран приводила к острым социально-политическим кризисам. Власть коммунистов сохранялась благодаря вмешательству СССР в дела своих восточноевропейских союзников.

- Подвести итоги нашего урока  я хочу цитатой английского философа XX века К. Поппера «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании». Я хочу, чтобы вы дома порассуждали над этой цитатой письменно в тетради.

11. Задание на дом§32 закончить таблицу ,ответитить на вопросы к §

- Возвращаясь к началу нашего урока, к высказыванию древнекитайского философа Сюнь-цзы, жившего около 300 лет  до н.э.,:  «Совершенный человек учится так: всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце …»

- Всё,  о чем мы говорили сегодня на уроке, отложиться  у вас в сердце, голове,  и вы нас следующем уроке  сможете правильно оценить события истории, о которых мы говорили.  

 

                                                                                

Автор Мишина Галина Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 4704
Номер материала 36401
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓