Тема «Глобализация»
Больше
опасности внутри нас
Цицерон
Компетенции:
1. Доказать, что глобализация – это объективная реальность, логическое
завершение многовековой истории
2. Проанализировать - Процесс глобализации неизбежен в силу прогресса
3. Использовать возможность вмешаться в ход событий, не допустить их
произвольное развитие
Оборудование урока:
- Учебники: О.С.Сороко-Цюпа А.О.Сороко-Цюпа
Новейшая история (1918-1999) 9 кл.
- Газета «История» №18 2006 г. Историко-географический
очерк «Выбор человечества – глобализация». Андре Ропер, историк,
профессор Шербурского университета (Франция).
- Карточки для работы по группам.
- Проектор, экран, компьютер.
Опережающее задание:
- Подобрать и изучить дополнительные материалы из сети
Интернет;
- выявить положительные и отрицательные проявления
глобализации;
Подготовительный этап урока:
Класс
разбивается на 3 группы по выбранным темам.
Темы:
- коммуникационная глобализация;
- культурная глобализация;
- экономическая глобализация.
В
каждой группе распределяются обязанности:
- Ведущий – направляет деятельность группы;
- Секретарь – записывает мнения членов группы;
- Докладчик – выступает от имени группы
План урока:
- Исторический путь развития глобализации.
- Проявления глобализации в жизни человечества.
- Глобализация: сторонники и противники.
Цели и задачи:
- Сформировать представления о процессе глобализации,
путём анализа документа проследить путь развития и выявить положительные и
негативные черты глобализации;
- формировать навыки работы с различными источниками,
развивать у учащихся умения поиска, систематизации анализа исторической
информации, определять причинно-следственные связи;
- способствовать развитию информационной культуры
учащихся, способности определять собственное отношение к дискуссионному
вопросу современности;
- содействовать воспитанию гражданственности, развития
мировоззренческих установок.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Глобализация
– это новый этап мирового развития, характеризующийся резким ускорением темпов
взаимовлияния всех сфер жизни общественной жизни. На этом этапе качественно
возрастает степень взаимовлияния народов друг на друга, что раскрывает
беспрецедентные возможности взаимообогащающего развития, но в то же время
порождает новые противоречия. Мы сегодня проследим исторический путь развития
глобализации, выясним, в чем конкретно выражаются плюсы и минусы глобализации.
I. Исторический путь развития глобализации.
Анализируя
документ, используя карточки, проследить исторический путь развития
глобализации по разным направлениям.
На
обсуждение группам дается время, после чего докладчик высказывает общее мнение
группы.
Карточки
с вопросами:
Вопросы к 1 группе: (коммуникационная
глобализация)
- Как называется документ и к какому виду источников он
относится?
- Когда, по словам автора, началась коммуникационная
глобализация?
- Когда произошли существенные изменения в
межконтинентальной связи?
- Почему автор считает достижения XIX века ничтожными?
- Как вы думаете, с какой целью автор перечисляет
достижения в области транспорта?
- Автор утверждает, что изобретение паровой машины
произвела первый этап «сжатия» Земного шара. Как вы думаете, когда
произошел следующий этап?
- Действительно ли больше не существует ни расстояний, ни
границ между континентами, как считает автор?
- Что нового помог вам этот документ узнать о
коммуникационной глобализации?
Вопросы к 2 группе: (культурная
глобализация)
- Какие четыре культуры принято называть Великими
цивилизациями?
- Как индустриальная революция повлияла на культуру
древних цивилизаций?
- Какие общества автор относит к маргинальным мирам?
- Подумайте, почему именно западноевропейская культура
распространилась по всему миру?
- Какие страны добровольно приняли западную культуру?
- Какие слова в тексте объясняют принятие Россией западную
цивилизацию?
- В тексте найдите слова, подтверждающее ведущую роль
американской культуры на современном этапе. Насколько оно, на ваш взгляд,
объективно?
- Как вы думаете, к чему может привести доминирующая в
культуре тенденция к единообразию?
- Что нового вы узнали из этого документа о взаимодействии
разных культур мира?
Вопросы к 3 группе: (экономическая
глобализация)
- Как автор связывает историю с экономической
глобализацией?
- На какие экономические учения опирается автор?
- Как развиваются бывшие страны третьего мира?
- Каково отношение автора к неолиберализму?
- Как вы думаете, с какой целью автор пишет о роли
транснациональных корпораций?
- Как автор относится к группам влияния, способных
ориентировать политику правительств в свою пользу? Найдите в тексте слова,
подтверждающее это.
- Какой реальный риск для политической власти
демократических стран существует?
- Какова общественная позиция автора, он одобряет
описанное им явление?
- В чем ценность информации, которую несет данный
источник?
II. Защита презентаций.
Каждая
из групп демонстрирует презентационные материалы Power Point о проявлениях
глобализации в жизни человечества. После этого докладчики заполняют таблицу,
выполненную на доске (на проекторе).
|
коммуникационная
|
культурная
|
экономическая
|
Положительные проявления
|
|
|
|
Отрицательные проявления
|
|
|
|
III. Глобализация: сторонники и противники.
Класс
делится на сторонников и противников глобализации. Антиглобалисты высказывают
свое мнение о проблемах экологии и развития Республики Молдова.
Сторонники
глобализации должны использовать положительный пример экономической,
культурной, коммуникационной интеграции Республики Молдова.
Вывод: Мы
сегодня узнали, что глобализация – это объективная реальность, логическое
завершение многовековой истории. Процесс глобализации неизбежен в силу
прогресса. В то же время имеется возможность вмешаться в ход событий, не
допустить их произвольное развитие.
Домашнее задание: Напишите эссе на одну из перечисленных тем:
- Мир без границ: каким будет?
- Личность и информационное общество: новые возможности и
проблемы.
- Глобализация: конец человечества или новый этап развития
человека?
- Требования глобализации к развитию сферы образования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.