Дата класс 10 предмет:
История Казахстана
Тема урока:
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Казахстан в эпоху железа»
(саки)
Цель урока: Повторить
и обобщить пройденный материал по разделу
«Казахстан в эпоху железа» с использованием
методов коллективно- познавательной деятельности учащихся
Задачи:
1. Обучающая
повторить ключевые вопросы
темы, обобщить имеющие знания по теме; развивать
навыки групповой работы,
способствовать закреплению умений обобщать, сравнивать,
выделять главное,
устанавливать последовательность, делать выводы; продолжить
формирование интереса к
древней истории страны, воспитывать умения работать в
команде.
2. Развивающая
Развивать навыки в работе с картой, память,
мышление.
Уметь формулировать и конкретизировать
ответы на вопросы.
3. Воспитывающая
Воспитывать объективность в
самооценке, дух соревнований , стремление к самоутверждению личности.
Воспитывать в учениках уважение
и любовь к национальной культуре, истории.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы урока: фронтальный опрос, групповая работа, логические задания, викторина,
работа с картой
Форма урока: викторина , разноуровневая работа (карточки), тестирование
(электронный учебник)
Оборудование и
дидактическое обеспечение:
- интерактивная доска (
слайды, работа в Актив студии), раздаточный материал
- электронный учебник
- контурная карта
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Актуализация умений и навыков, работа в
группе
3.
Вступление:
Вопрос о предках казахского народа всегда вызывал и вызывает большой
интерес. Открытия, сделанные при раскопках курганов дали возможность сказать,
что предками казахов были саки (хозяйство, кочевой образ жизни, жилище- юрта,
обряды).
Многие
ученые, историки, правители великих государств древности, современники говорили
о сакских племенах, писали о них в своих летописях, слагали о них свои легенды.
Сегодня мы тоже поговорим об этом великом племени, окунувшись в эпоху раннего
железа. Вспомним о том, где жили, как жили, чем дорожили, во что верили, за что
боролись сакские племена.
Если бы ты
выкинул все свои драгоценности,
Вооружился луком со стрелами
И
жил среди саков, то ты также
Был
свободным человеком.
Сегодня наш урок будет проходить в форме
викторины
Повторяя пройденный материал, мы будем
опираться на разделы основной темы, которые были посвящены истории саков. И так
первый наш этап.
Мотивировать
учащихся для изучение темы «Казахстан в эпоху железа»
Задачи этапа: Беседа по вопросам:
-характеристика
эпохи железа
(класс поделен на 3 группы: Саки-
тиграхайда, саки- парадарайя, саки- хаомоварга)
За каждый ответ даются баллы (от 100 до 500
баллов, работает консультант , который будет проверять, выдавать баллы )
- Источники информации о саках.
О жизни людей эпохи раннего железа
свидетельствуют различные источники. Перечислите основные. (Письменные
источники об истории племен железного века)
- греческие источники
-персидские источники
- китайские источники
(За правильный ответ команда получает 500
баллов)
3.Этап обобщения и систематизации знаний
Задачи
этапа:
Обобщить
знания по теме, установить внутрипредметные и межпредметные связи.
работа
с интерактивной доской
1.»Живой вопрос с экрана» Сегодня вам
задают вопросы учителя
-Какое значение имеют труды Анахарсиса?
- расскажите о хозяйстве сакских племен
- приведите пример способа приготовления
пищи
(За правильный ответ команда получает 500
баллов)
2. Следующий конкурс Игра «Вопрос- ответ»
(метод «Заливка», команде даются вопросы,
где нужно вставить правильный ответ, затем консультант собирает работы и на
доске показывает правильные ответы, подсчитываются баллы- правильный ответ 500
баллов)
3.Перечислите
известные вам сакские племена?
В какой период
саки населяли территорию Казахстана и Центральной Азии?
( вопрос
задаётся для всех команд, правильный ответ 100 баллов)
4.Работа с картой (групповая работа,
нанести на контурной карте название племен там , где они проживали, указывая
территорию)
Юг и юго-
восток Казахстана-
Центральный
Казахстан
Северо-
восточный Казахстан
(консультант
собирает и проверяет, 500 баллов- правильный ответ)
Группа, первая
выполнившая задание, выходит к доске и показывает на карте расселения племен.(
консультанты оценивают работу группы)
5. следующий
конкурс называется «Расскажи» (работа с ластиком)
( на доске показываются находки из золотых
курганов)
- Первый золотой человек
- второй Золотой человек
- третий Золотой человек
( представитель команды рассказывает о
Золотом человеке, далее ластиком стираем, и смотрим правильный ответ-
правильный ответ максимально 500 баллов)
6. игра «Мелодия» (раздаются командам
карточки)
(Представитель команды выбирает мелодию, но
она будет проигрываться только тогда, когда будет дан правильный ответ)
Работа с карточками
- в чем причина монголоизации
антропологического облика саков?
- что представляет собой «звериный стиль?»
- где была найдена серебряная чаша?
- что собой представляют «курганы усами?»
- дайте описание сакской бани
(максимально 500 баллов)
8.. Следующий конкурс «Согласны ли вы»
(максимально 100 баллов), используя метод «контейнер»
1. Согласны ли вы, что основное место в
хозяйстве саков занимало земледелие?
2. Согласны ли вы, что саки вели
оседло-кочевой образ жизни?
3. Согласны ли вы, что скотоводство у них было
только одного вида: кочевое?
4. Согласны ли вы, что зиму саки проводили на
летовках, а лето на зимовках?
5. Согласны ли вы, что особое предпочтение
саки отдавали разведению лошадей?
6. Согласны ли вы, что саки разводили лошадей
трех видов: для мужчин, для женщин и детей?
7. Согласны ли вы, что для жилья саки строили
большие дома, где проживали несколько семей?
8. Согласны ли вы, что саки только употребляли
в пищу продукты земледелия: овощи, зерно, фрукты?
9. Согласны ли вы, что саки занимались только
гончарным и кузнечным ремеслом?
10. Согласны ли вы, что сакские семьи обладали
равным количеством земли и скота, поэтому среди них не было ни богатых, ни
бедных?
11. Согласны ли вы, что саки были искусными
мастерами и ремесленниками?
4.Этап
закрепления и контроля знаний
Закрепить
исторические понятия, определения, события, факты и их хронологию
- метод «фотоаппарат»-
игра «Кто они?» (фотографируем только правильный ответ)
«Царицей массагетов была супруга покойного
царя. К ней Кир отправил послов под предлогом сватовства , желая будто бы
сделать её своей женой. Однако царица поняла, что Кир сватается не к ней, а
домогается царства массагетов, и отказала ему. Тогда Кир открыто пошел войной
на массгетов» . Кто эта царица?
- в 4в. До н.э. поход против саков предпринял
(кто?)
- в этой западне, которую устроил персам
табунщик, погибла ровно половина персидского войска. Персидское войско
возвратилось назад в скифские земли, а потом вовсе бежали в свою сторону,
переправившись по мосту через реку Истр (как звали табунщика?)
-в 530г.до н.э на земли саков вторглись
персидские войска во главе с кем?
- Кто сказал о саках: «Не земледельцы они, а
кочевники?»
- в 519г.до н.э. поход против саков предпринял
(кто?)
( если останется время используя тест
электронный учебник 10 класс)
5. Домашнее задание
Написать краткое сочинение о верованиях и
культах саков, сравните их с верованиями и обрядами казахов
6.Подведение итогов урока. Выставление
оценок 3500баллов и выше - «5»
3000-3400
– «4»
2800-2900- «3»
7. Рефлексия
- в чем причина монголоизации антропологического облика саков?
|
- что представляет собой «звериный стиль?»
-расскажите о найденной серебряной чаше
|
- что собой представляют «курганы усами?»
- дайте описание сакской бани
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.