Инфоурок География Другие методич. материалыУрок по истории Казахстана "Мы те, которых вы не знали"

урок по истории Казахстана "Мы те, которых вы не знали"

Скачать материал

Тема :         «Декабрьские события 1986 года в Алма - Ате».

Цели:   -    Сформировать знания учащихся о Декабрьских событиях,

              охарактеризовать  причины и повод события.Показать основные

              егомоменты,его участников. Определить его последствия, значение

              события  в истории РК.

-         Воспитывать патриотизм,гразданственность,ответственное отношение к жизни,уважение к истории нашего государства.

-         Развивать умение анализировать, обобщать, давать олценку событиям; развивать самостоятельность мышления и умение выражать своё мнение.

Оборудование: словарь, учебник, слайды, документы

Ход урока: 1.Орг.момент

2. Вступление учителя:

Если бы не ветер перемен в начале каждого Нового Года,

то природа,как и общество, зачахла бы и  погибла.

И всега, как только Молодая Весна открывает двери

 и дует Ветер Перемен, начинает таять слежавшийся наст,

оттаивают вечные мерзлоты,нагревается и оживает

 Вечно Юная  Земля, Вечно Молодая Жизнь.

Учитель: Эти, одновременно глубоко трагичные и священные для нашего народа, знаменитые  Декабрьские события 17-18 декабря 1986 года – мощный протест против  колониальной политики в Казахстане, можно сравнивать разве только с Ветром Перемен самой природы.

             Сегодня на уроке мы с Вами попытаемся выяснить причины и повод  этих событий.Рассмотрим  основные его моменты,его участников. Определим последствия и значение этого события в истории республики Казахстан.

           К началу 80-х годов практически во всех республиках Советского Союза сложилось удручающее  социально- экономическое положение. Предкризисное состояние  проявилось в  неспособности прежнего  руководства не только решить назревшие проблемы, но даже осознать их необходимость.

            В марте 1985 года,после смерти К.У. Черненко, на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран  М,С, Горбачёв. И грянул ветер перемен!Курс  на ускорение социально –экономического развития  был предложен на Апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС и поддержан 27 съездом ЦК КПСС в феврале 1986 года.

           Ускорение от слова ускорить,преобразовать,добиться лучшего.Не случайно М.Горбачёв  стал сравнивать преобразования в стране с революцией.

3. работа с терминами: раскрыть значение слов:

                                революция,перестройка,гласность, демократия.

 

Значит стране ждать перемен к новому,лучшему. Что же произошло на самом деле?

  До декабря  1986 года, в течении 1 года и 8 месяцев с начала перестройки в республике не произошло заметных перемен, в корне меняющих  направление  общественно – политического развития. Были отдельные  попытки реформ, но они носили эпизодический характер и имели уродливые  формы изменения отраслевой структуры народного хозяйства. Такие ведомства как министерство среднего машиностроения, цветных металлов, мелиорации, а особенно  обороны стали  настоящими «хозяевами» на территории республики.

  Как и прежде, при составлении планов, разработки новы месторождений интересы республики в расчёт практически не брались. От многомиллиардных доходов, которые доставались  ведомствам, республикам доставались крохи, а местным  жителям и вовсе ничего.

   В нашей республике были развиты в основном добывающие отрасли, а до 60 % товаров,необходимых населению,завозилось  из-за пределов республики. Редко, какая страна имела столь искривлённую, колониальную структуру экономики.

  Поэтому, многие люди свои надежды  на положительные изменения связывали с объявленным в стране  курсом на перестройку общественно – политической жизни.

  И хотя 16 съезд Компартии Казахстана  не смог проанализировать причины социально – экономического кризиса,поразившего республику, люди стали более открыто обсуждать имеющиеся проблемы в стране,интересными стали газеты.Стало видно,сколько проблем в стране:

-         Гибель Арала;

-         Бесконечные взрывы на Семиполатинском ядерном полигоне;

-         Ссуживается, а точнее сказать исчезает сфера применения казахского языка;

-         Кризис в административной системе;взяточничество,алкоголизм;

-         Нерешение социально – бытовых проблем;

Поэтому, вполне закономерно, что в этой обстановке кто –то должен был стать виновным. Для центра, для Москвы объявлялист отдельные руководители: Гришин в Москве, Романов в Санкт Петербурге, в Казахстане им стал Динмуххамед Кунаев. (слайд 4)

    _ Что же произошло в декабре 1986 года?

(слайд 5)

16 декабря 1986 года утром состоялся  5 пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня – один вопрос- организационный. Да и по времени проведения  пленум побил все мировые рекорды – 18 минут. За столькороткий  срок был решен один из важнейших вопросов – смена политического  деятеля,который возглавлял республику без малого четверть века! 18 мсинут и судьба страны решена.

Вместо Кунаева на пост первого секретаря была выдвинута  кандидатура Г.В. Колбина,который возглавлял Ульяновский комитет партии.А ещё ранее  работал 2 секретарём парт. Организации Грузии. Считалось,что он хорошо знал проблему межнациональных отношений. Но и его личность не была   знакома в Казахстане. Да и он  не знал всей специфики работы в Казахстане.

А 17 декабря начинаются массовые волнения.  Которые позже перекинулись в другие города. Начались, так называемые, Декабрьские события.

4. Работа с документами в группах. Используя документы выяснить:

1гр- причины,повод.

Учитель: Итак,поводом к восстанию послужило назначение Колбина  полит лидером в Казахстане.  Действительно в стране сложились  экономические,политические, социальные проблемы: это- колониальное господство центра; попрание национальных интересов; нерешение социально – бытовых проблем

2гр.- характер движения;

3гр.- Этапы восстаний;

4гр. – Ход восстания, итоги    

Выступление групп.

Учитель:  Последствия этих событий оказались ужасными.

(слайды 10-13)

Среди погибших и невинно осужденных имена

Ербола Спатпева,

Лаззат Асановой,

Сабиры Мухамеджановой,

Кайрата Рыскулбекова

 На примере дела Кайрата Рыскулбекрва можно сделать вывод, что все дела велись спешно,некачественно.Власть стремилась снять с себя вину,переложить её на других.

Американская  Хельсинская группа провела собственное  расследование  и разработала рекомендации, где призвала  Советское правительство

1. Учредить комиссию по расследованию событий в декабре 1986 года;

2. Провести судебное  расследование.

   Мы сегодня попытаемся тоже дать оценку тем событиям и осудив Декабрьские события должны определить что это? Преступление или прогрессивное событие. Это нужно для того, что бы не было так называемых чёрных пятен в истории.

5. Проведение игры  «Суд».

1.секретарь суда:Прошу встать.суд идёт

2.слово судьи: Сегодня рассматривается дело по обвинению  на покушение чести и достоинства устоев командно-административной системы Советского Союза.Обвиняемый – Декабрьские события,1986 года  рождения в городе Алматы. По характеру мирный, не содержит в себе выпадов против других народов.Суть дела.17 декабря 1986 года в городе Алматы начались массовые волнения,поводом которых стало назначение Г.В. колбина на пост 1секретаря Компартии Казахстана.Власти привели в готовность Алматинский гарнизон и спец.части внутренних войск.Начался разгон днмонстрации.

3.Слово  предоставляется государственному обвинителю:

4.Прокурор: Уважаемый суд! Вам предстоит сегодня рассмотреть и вынести своё решение по делу о виновности Декабрьских событий.Обвинение намерено доказать Вам,чтоДекабрьские события нарушили устои советского общества,проявили недоверие к решению правительства,сеяли межнациональную рознь.И за всё это он должен понести соответствующее наказание.Обвинение намерено доказать вину с помощью свидетелей, которые стали  жертвой и невольными  участниками данных событий.

5. 1-ый свидетель- Командно-административная система.

 Я – старая женщина.У меня социально-экономический кризис,как установили заркубежные исследователи.Говорят- главные причины этого кризиса- я всегда жила при централизованном государстве, у меня нарушена законность,сильное влияние партии и отсутствовала гласность.Эти события нарушили мой покой,бьют мои стекла,призывают выселить меня. И мне пришлось обратиться к властям.

6.вопрос судьи: А вы не пытались поговорить с ними прежде чем обращаться к властям.

7.К-А.С. Нет,а зачем? Разве они поняли бы меня.

8.Прокурор:Вы видите,что эти события не учли даже того,что перед ними пожилая женщина,которая наоборот нуждается в защите.

9. 2-свидетель: Компартия Казахстана

В тот день, 17 декабря 1986 года, мы получили сообщение о демонстрации. Накануне у нас состоялся Пленум, где сняли с поста  Д.А.Кунаева, избрали 1- секретарём Колбина. И конечно были озабочены этой демонстрацией. Это была угроза нашей власти и мы были вынуждены обратиться за помощью в центр. Была угроза нерушимому союзу 15 республик. Конечно, и с нашей стороны были некоторые упущения в вопросах интернационального воспитания. Замалчивалось  революционное прошлое народов Казахстана. Дружба народов лишь декларировалась. В некоторых районах были попытки сохранить традиции и обычаи, закрепить национальную обособленность. Это событие –открытое проявление национализма.

10.впрос судьи к Компартии: Почему вы не вступили в диалог с Декабрьскими событиями? Ведь студенчество утверждает, что они пришли мирно высказать своё мнение.

11.компартия:Они же могли написать письмо, отправить делегацию. Да и вообще, почему я должна слушать чьё-то мнение. Ведь решение уже было принято.

12.Прокурор: Упущения, которые  допустила компартия, не были столь значительными и у этого события не было достаточно основания для выступлений.

13.свидетель: отряд спец.назначения

-17 декабря 1986 года руководство  республики настойчиво просило  об оказании помощи при разгоне демонстрации. Успокоить нарушителей общественного порядка. Мы оцепили площадь, во много раз превосходящими количество демонстрантов. С центра было решение о подавлении выступления с применением регулярных армейских частей. Нас было мало, и нам пришлось создавать и вооружать гражданские формирования.

14. вопрос судьи: Вы не считаете, что тем самым противопоставили  друг другу массы людей  по национальному признаку и привели к разжиганию межнациональной розни?

15.отряд спец.назначения: Нет. Ведь мы людей не делили по национальностям, но эти формирования были нужны, т.к. демонстранты стали громить  магазины и машины, применять силу против нас.

16.вопрос судьи: Нельзя было просто успокоить, не применяя силу?

17.отряд спец.назначения: Следует сказать, что действия демонстрантов выходили за рамки законного поведения, нас так настроили, что разговаривать с ними не о чём.

18.судья:  Какое оружие вы использовали?

19. отряд спец.назначения: Мы вначале пугали служебными собаками, позже пришлось применить сапёрные лопаты и дубинки.

20.судья: Какое оружие использовали демонстранты?

21.отряд спец.назначения:  Никакое.

22.адвокат: А вы не думали, что тем самым нарушили  Декларацию прав человека и гражданина, статью о естественных и неотъемлемых правах – право на жизнь и запрещения применения пыток?

23. отряд спец.назначения: Я выполнял приказ.

24.Прокурор: Пройденный страной путь, её экономическое, социальное и культурное  достижение – убедительное подтверждение жизненности  марксистко – ленинского учения, огромного потенциала, заложенного в социализме. Но негативные  явления и деформации, с которыми мы повели борьбу, проявившиеся и в сфере национальных  отношений, нет-нет да и дают о себе знать местничества, тенденции к национальной замкнутости и итогом этого стали события в г.Алматы. Эти события требуют серьёзного анализа. Особая работа предстоит компартии и местным властям. Как видно из вышесказанного, Декабрьские события –это чистый национализм. В.И.Ленин учил уметь быть интернационалистом на деле. И наш долг – не прерывать эту учёбу. Требую, чтобы Декабрьские события  воспринимали, как проявление национализма и как посягательство на советскую систему. Приговор должен быть строгим и безоговорочным. Требую: 1. Усилить работу с молодёжью по национальному вопросу.2. Безоговорочно выполнять требование властей.

3. Навсегда вычеркнуть из истории Казахстана это событие и объявить ему мораторий.  

25. адвокат: Уважаемый суд! Представитель обвинения перечислил Вам только что все проступки, в котором обвиняется подзащитный. Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем Вам ,что действия  обвиняемого были предусмотрены Конституцией СССР. В статье 50 говорится: «В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социального строя гражданам СССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций».

26. свидетель адвоката – студенчество:17 декабря я вышел на главную площадь. Намерения были самые  мирные, мы не хотели беспорядков и тем более убивать. Мы не знали, что были подготовлены  войска и конечно мы испугались. Нас начали избивать  дубинками и сапёрными лопатами, пускали собак. Вывезли за город, многие были ранены и убиты.Наша вина лишь в том, что хотели справедливости и свободы слова.

27. свидетель- демократия: Я родилась в Древней Греции в 4 веке до нашей эры. Отец мой- древнегреческий архонт Солон. Меня всегда ценили и  уважали. Но в Советском Союзе, хотя конечно на бумаге признавали, а на деле ущемляли  мои права, не давали права голоса. И вот благодаря Декабрьским событиям я ожила, обрела силу. Если кто-то и виноват, но только не он. Все сегодня должны судить не его, а систему, которая довела до этого. Я верю, что приговор будет оправдательным.

28.адвокат: Декабрьские события являются  не национальным, а политическим событием. Они не были направлены против других и против русского народов. Это по сути первое в стране столкновение 2-х сил: молодой неокрепшей  силы свободы и командно-административной системы. Весь мир был потрясён Декабрьскими событиями, что на казахской земле появилось новое поколение, для которых национальное сознание ,прежде всего, определяется честью его народа. Также нужно отметить  грубые нарушения законности в процессе судебно- следственного разбирательства, в сжатые сроки и поверхностно. Например, в этом отношении  дело Кайрата Рыскулбекова, невинно осужденного студента Алматинского Архитектурно-строительного института, приговорённого к смертной казни. Я хочу зачитать его последние слова на суде.

Қазақ деген заттым бар,

Кайрат деген атым бар,

Еркек токты курбандык,

Атам десен, атындар!

Так что, господа судьи, не спешите принимать обвинительный приговор, разделите горькие чувства людей, чьи судьбы были исковерканы.

29.слово обвиняемого:

17 декабря, я пережил  Момент истины, момент неописуемой радости, гордости, что не спасовал, не замешкался, не струсил. Этот день стал тем звёздным часом, которую судьба представляет лишь раз в жизни. Нам не было стыдно смотреть  в глаза друг другу. История дважды не повторяется. Иначе это фарс. Но говоря о горьком уроке той давности, будем помнить, что мы люди, граждане. Никто не одолеет человека, пока он сам  не даст себя одолеть! Будем сильны!

30.Суд удаляется для принятия решения

31.Оглашение приговора судьи:

Основываясь на международном документе «Декларации прав человека» и Конституции РК суд постановляет:

1. Декабрьские события не  национальное выступление, это была попытка воспользоваться  гарантированным Конституцией и Декларацией правом на свободное выражение гражданских и политических прав.

2.В связи с этими решениями освободить  Декабрьские события из-под стражи и снять своеобразный мораторий молчания об этом событии.

3. Объявить 16 декабря – Днём памяти  (о незаконно осужденных и погибших в тот день).

6. Учитель: Прошло  27 лет с тех событий и только сейчас  можно узнать, что случилось тогда с теми, кто был  невинно осужден.

7. слово журналисту.

(слайд 14 -15)

8. Подведение итогов урока

9. Д/З подготовить тесты по теме.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по истории Казахстана "Мы те, которых вы не знали""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема :         «Декабрьские события 1986 года в Алма - Ате».

Цели:   -    Сформировать знания учащихся о Декабрьских событиях,

              охарактеризовать  причины и повод события.Показать основные

              егомоменты,его участников. Определить его последствия, значение

              события  в истории РК.

-         Воспитывать патриотизм,гразданственность,ответственное отношение к жизни,уважение к истории нашего государства.

-         Развивать умение анализировать, обобщать, давать олценку событиям; развивать самостоятельность мышления и умение выражать своё мнение.

Оборудование: словарь, учебник, слайды, документы

Ход урока: 1.Орг.момент

2. Вступление учителя:

Если бы не ветер перемен в начале каждого Нового Года,

то природа,как и общество, зачахла бы и  погибла.

И всега, как только Молодая Весна открывает двери

 и дует Ветер Перемен, начинает таять слежавшийся наст,

оттаивают вечные мерзлоты,нагревается и оживает

 Вечно Юная  Земля, Вечно Молодая Жизнь.

Учитель: Эти, одновременно глубоко трагичные и священные для нашего народа, знаменитые  Декабрьские события 17-18 декабря 1986 года – мощный протест против  колониальной политики в Казахстане, можно сравнивать разве только с Ветром Перемен самой природы.

             Сегодня на уроке мы с Вами попытаемся выяснить причины и повод  этих событий.Рассмотрим  основные его моменты,его участников. Определим последствия и значение этого события в истории республики Казахстан.

           К началу 80-х годов практически во всех республиках Советского Союза сложилось удручающее  социально- экономическое положение. Предкризисное состояние  проявилось в  неспособности прежнего  руководства не только решить назревшие проблемы, но даже осознать их необходимость.

            В марте 1985 года,после смерти К.У. Черненко, на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран  М,С, Горбачёв. И грянул ветер перемен!Курс  на ускорение социально –экономического развития  был предложен на Апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС и поддержан 27 съездом ЦК КПСС в феврале 1986 года.

           Ускорение от слова ускорить,преобразовать,добиться лучшего.Не случайно М.Горбачёв  стал сравнивать преобразования в стране с революцией.

3. работа с терминами: раскрыть значение слов:

                                революция,перестройка,гласность, демократия.

 

Значит стране ждать перемен к новому,лучшему. Что же произошло на самом деле?

  До декабря  1986 года, в течении 1 года и 8 месяцев с начала перестройки в республике не произошло заметных перемен, в корне меняющих  направление  общественно – политического развития. Были отдельные  попытки реформ, но они носили эпизодический характер и имели уродливые  формы изменения отраслевой структуры народного хозяйства. Такие ведомства как министерство среднего машиностроения, цветных металлов, мелиорации, а особенно  обороны стали  настоящими «хозяевами» на территории республики.

  Как и прежде, при составлении планов, разработки новы месторождений интересы республики в расчёт практически не брались. От многомиллиардных доходов, которые доставались  ведомствам, республикам доставались крохи, а местным  жителям и вовсе ничего.

   В нашей республике были развиты в основном добывающие отрасли, а до 60 % товаров,необходимых населению,завозилось  из-за пределов республики. Редко, какая страна имела столь искривлённую, колониальную структуру экономики.

  Поэтому, многие люди свои надежды  на положительные изменения связывали с объявленным в стране  курсом на перестройку общественно – политической жизни.

  И хотя 16 съезд Компартии Казахстана  не смог проанализировать причины социально – экономического кризиса,поразившего республику, люди стали более открыто обсуждать имеющиеся проблемы в стране,интересными стали газеты.Стало видно,сколько проблем в стране:

-         Гибель Арала;

-         Бесконечные взрывы на Семиполатинском ядерном полигоне;

-         Ссуживается, а точнее сказать исчезает сфера применения казахского языка;

-         Кризис в административной системе;взяточничество,алкоголизм;

-         Нерешение социально – бытовых проблем;

Поэтому, вполне закономерно, что в этой обстановке кто –то должен был стать виновным. Для центра, для Москвы объявлялист отдельные руководители: Гришин в Москве, Романов в Санкт Петербурге, в Казахстане им стал Динмуххамед Кунаев. (слайд 4)

    _ Что же произошло в декабре 1986 года?

(слайд 5)

16 декабря 1986 года утром состоялся  5 пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня – один вопрос- организационный. Да и по времени проведения  пленум побил все мировые рекорды – 18 минут. За столькороткий  срок был решен один из важнейших вопросов – смена политического  деятеля,который возглавлял республику без малого четверть века! 18 мсинут и судьба страны решена.

Вместо Кунаева на пост первого секретаря была выдвинута  кандидатура Г.В. Колбина,который возглавлял Ульяновский комитет партии.А ещё ранее  работал 2 секретарём парт. Организации Грузии. Считалось,что он хорошо знал проблему межнациональных отношений. Но и его личность не была   знакома в Казахстане. Да и он  не знал всей специфики работы в Казахстане.

А 17 декабря начинаются массовые волнения.  Которые позже перекинулись в другие города. Начались, так называемые, Декабрьские события.

4. Работа с документами в группах. Используя документы выяснить:

1гр- причины,повод.

Учитель: Итак,поводом к восстанию послужило назначение Колбина  полит лидером в Казахстане.  Действительно в стране сложились  экономические,политические, социальные проблемы: это- колониальное господство центра; попрание национальных интересов; нерешение социально – бытовых проблем

2гр.- характер движения;

3гр.- Этапы восстаний;

4гр. – Ход восстания, итоги    

Выступление групп.

Учитель:  Последствия этих событий оказались ужасными.

(слайды 10-13)

Среди погибших и невинно осужденных имена

Ербола Спатпева,

Лаззат Асановой,

Сабиры Мухамеджановой,

Кайрата Рыскулбекова

 На примере дела Кайрата Рыскулбекрва можно сделать вывод, что все дела велись спешно,некачественно.Власть стремилась снять с себя вину,переложить её на других.

Американская  Хельсинская группа провела собственное  расследование  и разработала рекомендации, где призвала  Советское правительство

1. Учредить комиссию по расследованию событий в декабре 1986 года;

2. Провести судебное  расследование.

   Мы сегодня попытаемся тоже дать оценку тем событиям и осудив Декабрьские события должны определить что это? Преступление или прогрессивное событие. Это нужно для того, что бы не было так называемых чёрных пятен в истории.

5. Проведение игры  «Суд».

1.секретарь суда:Прошу встать.суд идёт

2.слово судьи: Сегодня рассматривается дело по обвинению  на покушение чести и достоинства устоев командно-административной системы Советского Союза.Обвиняемый – Декабрьские события,1986 года  рождения в городе Алматы. По характеру мирный, не содержит в себе выпадов против других народов.Суть дела.17 декабря 1986 года в городе Алматы начались массовые волнения,поводом которых стало назначение Г.В. колбина на пост 1секретаря Компартии Казахстана.Власти привели в готовность Алматинский гарнизон и спец.части внутренних войск.Начался разгон днмонстрации.

3.Слово  предоставляется государственному обвинителю:

4.Прокурор: Уважаемый суд! Вам предстоит сегодня рассмотреть и вынести своё решение по делу о виновности Декабрьских событий.Обвинение намерено доказать Вам,чтоДекабрьские события нарушили устои советского общества,проявили недоверие к решению правительства,сеяли межнациональную рознь.И за всё это он должен понести соответствующее наказание.Обвинение намерено доказать вину с помощью свидетелей, которые стали  жертвой и невольными  участниками данных событий.

5. 1-ый свидетель- Командно-административная система.

 Я – старая женщина.У меня социально-экономический кризис,как установили заркубежные исследователи.Говорят- главные причины этого кризиса- я всегда жила при централизованном государстве, у меня нарушена законность,сильное влияние партии и отсутствовала гласность.Эти события нарушили мой покой,бьют мои стекла,призывают выселить меня. И мне пришлось обратиться к властям.

6.вопрос судьи: А вы не пытались поговорить с ними прежде чем обращаться к властям.

7.К-А.С. Нет,а зачем? Разве они поняли бы меня.

8.Прокурор:Вы видите,что эти события не учли даже того,что перед ними пожилая женщина,которая наоборот нуждается в защите.

9. 2-свидетель: Компартия Казахстана

В тот день, 17 декабря 1986 года, мы получили сообщение о демонстрации. Накануне у нас состоялся Пленум, где сняли с поста  Д.А.Кунаева, избрали 1- секретарём Колбина. И конечно были озабочены этой демонстрацией. Это была угроза нашей власти и мы были вынуждены обратиться за помощью в центр. Была угроза нерушимому союзу 15 республик. Конечно, и с нашей стороны были некоторые упущения в вопросах интернационального воспитания. Замалчивалось  революционное прошлое народов Казахстана. Дружба народов лишь декларировалась. В некоторых районах были попытки сохранить традиции и обычаи, закрепить национальную обособленность. Это событие –открытое проявление национализма.

10.впрос судьи к Компартии: Почему вы не вступили в диалог с Декабрьскими событиями? Ведь студенчество утверждает, что они пришли мирно высказать своё мнение.

11.компартия:Они же могли написать письмо, отправить делегацию. Да и вообще, почему я должна слушать чьё-то мнение. Ведь решение уже было принято.

12.Прокурор: Упущения, которые  допустила компартия, не были столь значительными и у этого события не было достаточно основания для выступлений.

13.свидетель: отряд спец.назначения

-17 декабря 1986 года руководство  республики настойчиво просило  об оказании помощи при разгоне демонстрации. Успокоить нарушителей общественного порядка. Мы оцепили площадь, во много раз превосходящими количество демонстрантов. С центра было решение о подавлении выступления с применением регулярных армейских частей. Нас было мало, и нам пришлось создавать и вооружать гражданские формирования.

14. вопрос судьи: Вы не считаете, что тем самым противопоставили  друг другу массы людей  по национальному признаку и привели к разжиганию межнациональной розни?

15.отряд спец.назначения: Нет. Ведь мы людей не делили по национальностям, но эти формирования были нужны, т.к. демонстранты стали громить  магазины и машины, применять силу против нас.

16.вопрос судьи: Нельзя было просто успокоить, не применяя силу?

17.отряд спец.назначения: Следует сказать, что действия демонстрантов выходили за рамки законного поведения, нас так настроили, чторазговаривать с ними не о чём.

18.судья:  Какое оружие вы использовали?

19. отряд спец.назначения: Мы вначале пугали служебными собаками, позже пришлось применить сапёрные лопаты и дубинки.

20.судья: Какое оружие использовали демонстранты?

21.отряд спец.назначения:  Никакое.

22.адвокат: А вы не думали, что тем самым нарушили  Декларацию прав человека и гражданина, статью о естественных и неотъемлемых правах – право на жизнь и запрещения применения пыток?

23. отряд спец.назначения: Я выполнял приказ.

24.Прокурор: Пройденный страной путь, её экономическое, социальное и культурное  достижение – убедительное подтверждение жизненности  марксистко – ленинского учения, огромного потенциала, заложенного в социализме. Но негативные  явления и деформации, с которыми мы повели борьбу, проявившиеся и в сфере национальных  отношений, нет-нет да и дают о себе знать местничества, тенденции к национальной замкнутости и итогом этого стали события в г.Алматы. Эти события требуют серьёзного анализа. Особая работа предстоит компартии и местным властям. Как видно из вышесказанного, Декабрьские события –это чистый национализм. В.И.Ленин учил уметь быть интернационалистом на деле. И наш долг – не прерывать эту учёбу. Требую, чтобы Декабрьские события  воспринимали, как проявление национализма и как посягательство на советскую систему. Приговор должен быть строгим и безоговорочным. Требую: 1. Усилить работу с молодёжью по национальному вопросу.2. Безоговорочно выполнять требование властей.

3. Навсегда вычеркнуть из истории Казахстана это событие и объявить ему мораторий.  

25. адвокат: Уважаемый суд! Представитель обвинения перечислил Вам только что все проступки, в котором обвиняется подзащитный. Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем Вам ,что действия  обвиняемого были предусмотрены Конституцией СССР. В статье 50 говорится: «В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социального строя гражданам СССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций».

26. свидетель адвоката – студенчество:17 декабря я вышел на главную площадь. Намерения были самые  мирные, мы не хотели беспорядков и тем более убивать. Мы не знали, что были подготовлены  войска и конечно мы испугались. Нас начали избивать  дубинками и сапёрными лопатами, пускали собак. Вывезли за город, многие были ранены и убиты.Наша вина лишь в том, что хотели справедливости и свободы слова.

27. свидетель- демократия: Я родилась в Древней Греции в 4 веке до нашей эры. Отец мой- древнегреческий архонт Солон. Меня всегда ценили и  уважали. Но в Советском Союзе, хотя конечно на бумаге признавали, а на деле ущемляли  мои права, не давали права голоса. И вот благодаря Декабрьским событиям я ожила, обрела силу. Если кто-то и виноват, но только не он. Все сегодня должны судить не его, а систему, которая довела до этого. Я верю, что приговор будет оправдательным.

28.адвокат: Декабрьские события являются  не национальным, а политическим событием. Они не были направлены против других и против русского народов. Это по сути первое в стране столкновение 2-х сил: молодой неокрепшей  силы свободы и командно-административной системы. Весь мир был потрясён Декабрьскими событиями, что на казахской земле появилось новое поколение, для которых национальное сознание ,прежде всего, определяется честью его народа. Также нужно отметить  грубые нарушения законности в процессе судебно- следственного разбирательства, в сжатые сроки и поверхностно. Например, в этом отношении  дело Кайрата Рыскулбекова, невинно осужденного студента Алматинского Архитектурно-строительного института, приговорённого к смертной казни. Я хочу зачитать его последние слова на суде.

Қазақ деген заттым бар,

Кайрат деген атым бар,

Еркек токты курбандык,

Атам десен, атындар!

Так что, господа судьи, не спешите принимать обвинительный приговор, разделите горькие чувства людей, чьи судьбы были исковерканы.

29.слово обвиняемого:

17 декабря, я пережил  Момент истины, момент неописуемой радости, гордости, что не спасовал, не замешкался, не струсил. Этот день стал тем звёздным часом, которую судьба представляет лишь раз в жизни. Нам не было стыдно смотреть  в глаза друг другу. История дважды не повторяется. Иначе это фарс. Но говоря о горьком уроке той давности, будем помнить, что мы люди, граждане. Никто не одолеет человека, пока он сам  не даст себя одолеть! Будем сильны!

30.Суд удаляется для принятия решения

31.Оглашение приговора судьи:

Основываясь на международном документе «Декларации прав человека» и Конституции РК суд постановляет:

1. Декабрьские события не  национальное выступление, это была попытка воспользоваться  гарантированным Конституцией и Декларацией правом на свободное выражение гражданских и политических прав.

2.В связи с этими решениями освободить  Декабрьские события из-под стражи и снять своеобразный мораторий молчания об этом событии.

3. Объявить 16 декабря – Днём памяти  (о незаконно осужденных и погибших в тот день).

6. Учитель: Прошло  27 лет с тех событий и только сейчас  можно узнать, что случилось тогда с теми, кто был  невинно осужден.

7. слово журналисту.

(слайд 14 -15)

8. Подведение итогов урока

9. Д/З подготовить тесты по теме.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 793 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 450
    • DOCX 28.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Павлухина Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Павлухина Елена Анатольевна
    Павлухина Елена Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1824
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 729 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Состав и анализ финансовой отчетности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе