Главная / История / урок по истории Казахстана "Декабрьские события"

урок по истории Казахстана "Декабрьские события"

Наталья Виллеевна Одарич

Учитель истории

Волгодоновской СШ

Аршалынского района

ТЕМА: Декабрьские события

Цель: ознакомить учащихся с демократическим движением в Казахстане.

Задачи: сформировать знания учащихся о начинающихся демократических

преобразованиях в Казахстане в связи с процессом перестройки;

развивать способности рассуждать, анализировать ситуацию,

развивать потребность в работе с дополнительным материалом,

развивать монологическую речь;

воспитание высокой гражданской позиции чувства патриотизма и

любви к Родине.

Тип: Комбинированный.

Методы: интерактивный, вопрос- ответ, объяснительный, работа в группах,

опережающий, КУБир, элементы критического мышления.

Оборудование: карточки, кубик, презентации, выдержки из газет.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Сегодня я бы хотела начать урок стихотворением Ш.Б. Канжигалиева.

За свой народ я вправе постоять,

За боль души и мыслей выраженье!

Но тяжек путь! Стремления убиты!

И нет пути назад, так стоит ли идти?

Когда струёй воды сбивают,

И собирают в кучу, как дрова,

Как мусор грязный подбирают,

В надежде замести следы.

Мы те, которых вы не знали,

Которые пытались лишь сказать,

Остановить от необдуманных решений,

И навсегда свободу удержать!

Вы поклонитесь до земли,

За тех, кому ты должен быть обязан,

За день, что вырван кровью был в борьбе,

Чтобы сейчас ты независимость обрёл!

И чувствовал себя всегда свободным!

- Скажите о каком историческом событии мы сегодня будем говорить?

Т/У: Декабрьские события 1986года.

Использование методики КУБира ( Кто? Что? Когда? Почему? Где? Для чего?)

  1. Актуализация учебного процесса. Для начала класс делиться на 3 группы: «Моя Родина - Казахстан!»

Сейчас мы с вами попробуем дать характеристику политической ситуации в стране в 1986году.

  1. Самостоятельная работа учащихся:

Работая по параграфу 32. Стр- 154 и карточкам, прикреплённым на магнитной доске, мы попробум охарактеризовать политическую ситуацию в стране 1986г.

Ваша задача: расположить карточки в соответствующей последовательности и составить краткую характеристику политической ситуации.

ДАТЫ: март 1985г., февраль 1986г., XXVII, 1987г, 44, декабрь 1986г.

ЛИЧНОСТИ: Л.И. Брежнев, Г.В. Колбин, Д. А. Кунаев, М.С. Горбачёв,

Н.А. Назарбаев, Г.П. Разумовский.

ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ: командно-административная, демократические преобразования, эпизодический характер, гласность, перестройка, КПСС.

  1. Объяснение нового материала на основе презентации «Декабрь 1986г».

В 1986 год, столица Казахской ССР, центральная площадь им. Брежнева. (Слайд№1)

Перед вами исторические личности. (Слайд№2)

(Горбачёв, Назарбаев, Колбин, Кунаев)

- Кто они?

- Какое отношение они имеют к нашей теме урока?

Итак: 16 декабря в 10 часов состоялся 5 Пленум ЦК КПК.

На повестке дня стоял один вопрос- организационный. Это самый короткий в истории Пленум, время его работы- 18 минут.

- Какой вопрос решался?

Смена политического деятеля Д.А. Кунаева на Г.В.Колбина.

Народ недоумевал, почему Г.В. Колбин?

-Почему не «наш», казахстанец?Пусть он будет, казах, русский, немец, но «наш»!

_ Что произойдёт далее?

( Слайд№3)

16 декабря на площадь вышли студенты и рабочие…

Работа в группах с дополнительным материалом.

- Изучив выдержки из СМИ, назовите причины недовольства народа, особенно молодёжи.

1 группа. Определите повод декабрьских событий.

Избрание Г.В. Колбина первым секретарём ЦК КПК было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Нужно учесть при этом, что из двадцати первых секретарей КПК за все годы её существования только трое были казахами. Пост первого секретаря КП республики, как правило использовался в качестве «трамплина для прыжка на следующую ступень политической карьеры» (Алма- Аты 1986г. декабрь).

2 группа. Определите повод декабрьских событий.

16 декабря 1986г на Пленуме ЦККПК, причём в нарушении всего, Г.В. Колбин не был принят на учёт ни в одну из парторганизаций Казахстана, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алма- Ате. И все это на фонет деклараций М.С. Горбачёва о новом мышлении, об отказе от насилия над республиками, о праве всех и каждого иметь своё мнение, поступать так, как он волен.

... Удар по национальному самолюбию этноса вызвал естественную волну протеста. (Л. Ахметова. Патриотизм в ракурсе истории. Алматы 1996г)

3 группа. Определите повод декабрьских событий.

В Алматы прилетел заворготделом ЦК КПСС Г.П. Разумовский, и от имени Политбюро поблагодарил Д.А. Кунаева за долголетнюю добросовестную работу, члены Пленума бурными аплодисментами Динмухамеда Ахметовича на пенсию. Но тут у партийной элиты вышла осечка. Она проголослвала за мало кому известного Г.В. Колбина. Сам Колбин не удосужился выступить по телевидению или в печати ни в день Пленума, ни после. Его клевреты тоже ничего не сказали о причинах отставки Кунаева, в итоге – сумятица в головах простого люда.

Вывод: Судьба казахского народа вновь была решена в духе вековых традиций, т.е. командно- административным методом. Но в это раз игнорирование национальных интересов республики встретило открытое. Решительное сопротивление, народ защищал свои демократические права.

(слайд №4)

- Посмотрев на слайд, скажите, какой характер носили декабрьские события?

Мирный, политический.

-Почему у вас сложилось такое мнение?

А теперь, я попрошу вас ещё раз прочитать стихотворение Ш.Б. Канжигалиева.

- Скажите, что предприняло правительство?

(слайд №5-7)

По завершению операции «Метель-86», власти приступили к репрессиям, начались повальные аресты, молодёжь сажали в тюрьмы. Началась жестокая травля властями стремившихся к независимости молодых людей. Но молодёжь пожертвовала своими судьбами. Здоровьем, будущим ради свободы своего народа.

  1. Стратегия «Дневник двойной записи»

( лист тетради делится на 2-части, изучая 4-й раздел параграфа «Массовые репрессии», учащиеся выписывают фразы, слова, цифры которые они считаю наиболее важными в левый столбик, а справа пишут комментарий к ним.)

Учитель: Двое участников приговорены к смертной казни. (слайд №8)

  1. Сообщение учащихся:

  1. Кайрат Рыскулбеков . (слайд №9)

  2. Ляззат Асанова. (слайд №10)

Учитель : Сейчас мы просмотрим документальный фильм «Хроника Желтоксан…» (слайд №11)

В память о жертвах декабрьских событий в 2006 году в Алматы возведён памятник «В честь независимости». (слайд №12-13)

В республике был установлен своеобразный заговор молчания о декабре 1986года, активно шёл поиск «националистов». Первую попытку прорвать завесу молчания предпринял М. Шаханов, весной 1989г, выступив с требованием объективно рассмотреть декабрьские события на Первом съезде народных депутатов СССР.

Только через три года, в 1989г, Верховный Совет Казахской ССР единогласно осудил постановление ЦК КПСС.

В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987года «Оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма- Ате в декабре 1986г как проявление казахского национализма» является ошибочной…

Вывод: Какое историческое событие имели декабрьские события?

  1. Закрепление.

  1. Составить кластер «Декабрь 1986г» (слайд №14)(КУБир)

  2. Тест (слайд №15)

1.Назовите причины декабрьских событий 1986г.

А)застойные явления в народном хозяйстве и недостатки командно- бюрократического системы в планировании и размещении производительных сил;

В) ущемление экономических, политических, финансовых интересов республики;

С) противоречия между командными действиями Центра и провозглашенными демократическими принципами перестройки;

Д)превращение науки в «служанку» официальной политики и отрыв культуры от национальных корней;

Е) всё перечисленное послужило причиной событий 1986г.

2.Сколько школ с казахским языком обучения было закрыто в республике с 1954 по 1986гг?

А) 400 В) 500 С) 600 Д)700 Е)300.

3. Назовите основной повод Декабрьских событий 1986г.

А) смена высшего руководства Казахстана.

В) ущемление национальных интересов коренного населения.

С) закрытие школ с казахским языком обучения.

Д) искривленная, колониальная политика экономики.

Е) формальный политический суверенитет республики.

4. Найдите ошибку в перечне последствий Декабря 1986г.

А) число задержанных составляло около 8,5 тыс. человек

В) возбуждено 99 уголовных дел

С) 52 человека были исключены из состава партии

Д) 264 студента отчислены из учебных заведений

Е) 20 ректоров ВУЗов освобождены от занимаемой должности.

5. В каком году участнику декабрьских событий Кайрату Рыскулбекову посмертно присвоено звание «Халық қаhарманы»?

А) 9 декабря 1989г.

В) 9 декабря 1991г.

С) 9 декабря 1993г.

Д) 9 декабря 1996г.

Е) 9 декабря 1999г.

6. Кто первым потребовал справедливой оценки декабрьских событий и оправдания несправедливо осужденных участников событий?

А) О. Сулейменоа В) М. Шаханов С) Н. Назарбаев. Д) С.Абдильдин. Е) Д.Кунаев.

8. Итог урока.

И завершить наш урок я бы хотела словами М.Шаханова.

Судьбу от болезни беспамятства ты защити-

Ведь у человека на долгом и трудном пути

Помимо матери – той. Что его родила,

4 есть матери – слово 4 крыла:

Родная Земля – наша суть и основа основ,

И слово родное, пришедшее к нам от отцов.

Родные обычаи – добрый и благосный свет,

Горящий для нас через тьму поколений и лет.

Родная история – как бы она ни была

Горька и печальна, мучительна и тяжела...

Беспамятным ветром развеет беспамятный прах.

Того, кто забыл о своих 4-х матерях.

Народ, что 4 святыни не мог защитить,

Не может и счастья судьбы ощутить.

4 матери – словно судьба дорогих:

Коль жить – лишь для них!

А погибнуть – так только за них!

  • Скажите, почему в завершение урока я выбрала именно это стихотворение?

9.Домашнее задание параграф 32

А- сочинить стихотворение.

В) сочинение эссе «Мой взгляд на события декабря 1986г».



урок по истории Казахстана "Декабрьские события"
  • История
Описание:

Наталья Виллеевна Одарич

Учитель истории

Волгодоновской СШ

Аршалынского района

 

ТЕМА: Декабрьские события

Цель: ознакомить учащихся с демократическим движением в Казахстане.

Задачи: сформировать знания учащихся о начинающихся демократических 

                 преобразованиях в Казахстане в связи с процессом перестройки;

                 развивать способности рассуждать, анализировать ситуацию,    

                 развивать потребность в работе с дополнительным материалом,  

                 развивать монологическую речь;

                воспитание высокой гражданской позиции чувства патриотизма и      

                 любви к Родине.

Тип: Комбинированный.

Методы:  интерактивный, вопрос- ответ, объяснительный, работа в группах,            

                  опережающий, КУБир, элементы критического мышления.

Оборудование: карточки, кубик, презентации, выдержки из газет.

Ход урока:

1.     Организационный  момент

Сегодня я бы хотела начать урок стихотворением Ш.Б. Канжигалиева.

За свой народ я вправе постоять,

За боль души и мыслей выраженье!

Но тяжек путь! Стремления убиты!

И нет пути назад, так стоит ли идти?

Когда струёй воды сбивают,

И собирают в кучу, как дрова,

Как мусор грязный подбирают,

В надежде замести следы.

Мы те, которых вы не знали,

Которые пытались лишь сказать,

Остановить от необдуманных решений,

И навсегда свободу удержать!

Вы поклонитесь до земли,

За тех, кому ты должен быть обязан,

За день, что вырван кровью был в борьбе,

Чтобы сейчас ты независимость обрёл!

И чувствовал себя всегда свободным!

- Скажите о каком историческом событии мы сегодня будем говорить?

Т/У: Декабрьские события 1986года.

Использование методики КУБира ( Кто? Что? Когда? Почему? Где? Для чего?)

2.     Актуализация учебного процесса. Для начала класс делиться на 3 группы: «Моя Родина - Казахстан!»

Сейчас мы с вами попробуем дать характеристику политической ситуации в стране в 1986году.

3.     Самостоятельная работа учащихся:

Работая по параграфу 32. Стр- 154 и карточкам, прикреплённым на магнитной доске, мы попробум охарактеризовать политическую ситуацию в стране 1986г.

Ваша задача: расположить карточки в соответствующей последовательности и составить краткую характеристику политической ситуации.

ДАТЫ: март 1985г., февраль 1986г., XXVII, 1987г, 44, декабрь 1986г.

ЛИЧНОСТИ: Л.И. Брежнев, Г.В.  Колбин, Д. А. Кунаев, М.С. Горбачёв,  

                             Н.А. Назарбаев, Г.П. Разумовский.

ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ: командно-административная,  демократические преобразования, эпизодический характер, гласность, перестройка, КПСС.

4.     Объяснение нового материала на основе презентации «Декабрь 1986г».

В 1986 год, столица Казахской ССР, центральная площадь им. Брежнева. (Слайд№1)

Перед вами  исторические личности. (Слайд№2)

(Горбачёв, Назарбаев, Колбин, Кунаев)

- Кто они?

- Какое отношение они имеют к нашей теме урока?

Итак: 16 декабря в 10 часов состоялся 5 Пленум ЦК КПК.

На повестке дня стоял один вопрос- организационный. Это самый короткий в истории Пленум, время его работы- 18 минут.

- Какой вопрос решался?

Смена политического деятеля Д.А. Кунаева на Г.В.Колбина.

Народ недоумевал, почему Г.В. Колбин?

-Почему не «наш», казахстанец?Пусть он будет, казах, русский, немец, но «наш»!

_ Что произойдёт далее?

( Слайд№3)

16 декабря на площадь вышли студенты и рабочие…

Работа в группах с дополнительным материалом.

- Изучив выдержки из СМИ, назовите причины недовольства народа, особенно молодёжи.

1 группа. Определите повод декабрьских событий.

Избрание Г.В. Колбина первым секретарём ЦК КПК было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Нужно учесть при этом, что из двадцати первых секретарей КПК за все годы её существования только трое были казахами. Пост первого секретаря КП республики, как правило использовался в качестве «трамплина для прыжка на следующую ступень политической карьеры» (Алма- Аты 1986г. декабрь).

2 группа. Определите повод декабрьских событий.

16 декабря 1986г на Пленуме ЦККПК, причём в нарушении всего, Г.В. Колбин не был принят на учёт ни в одну из парторганизаций Казахстана, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алма- Ате. И все это на фонет деклараций М.С. Горбачёва о новом мышлении, об отказе от насилия над республиками, о праве всех и каждого иметь своё мнение, поступать так, как он волен.

... Удар по национальному самолюбию этноса   вызвал естественную волну протеста.  (Л. Ахметова. Патриотизм в ракурсе истории. Алматы 1996г)

3 группа. Определите повод декабрьских событий.

В Алматы прилетел заворготделом ЦК КПСС  Г.П. Разумовский, и от имени Политбюро поблагодарил Д.А. Кунаева за долголетнюю добросовестную работу, члены Пленума бурными аплодисментами Динмухамеда Ахметовича на пенсию. Но тут у партийной элиты вышла осечка. Она проголослвала за мало кому известного Г.В. Колбина. Сам Колбин не удосужился выступить по телевидению или в печати ни в день Пленума, ни после. Его клевреты тоже ничего не сказали о причинах отставки Кунаева, в итоге – сумятица в головах простого люда.

Вывод: Судьба казахского народа вновь была решена в духе вековых традиций, т.е. командно- административным методом. Но в это раз игнорирование национальных интересов республики встретило открытое. Решительное сопротивление, народ защищал свои демократические права.

(слайд №4)

- Посмотрев на слайд, скажите, какой характер носили декабрьские события?

Мирный, политический.

-Почему у вас сложилось такое мнение?

А теперь, я попрошу вас ещё раз прочитать стихотворение Ш.Б. Канжигалиева.

- Скажите, что предприняло правительство?

(слайд №5-7)

По завершению операции «Метель-86», власти приступили к репрессиям, начались повальные аресты, молодёжь сажали в тюрьмы. Началась жестокая травля властями стремившихся к независимости молодых людей. Но молодёжь пожертвовала своими судьбами. Здоровьем, будущим ради свободы своего народа.

5.     Стратегия «Дневник двойной записи»

( лист тетради делится на 2-части, изучая 4-й раздел параграфа «Массовые репрессии», учащиеся выписывают фразы, слова, цифры  которые они считаю наиболее важными в левый столбик, а справа пишут комментарий к ним.)

Учитель: Двое участников приговорены к смертной казни. (слайд №8)

6.     Сообщение учащихся:

1.      Кайрат Рыскулбеков . (слайд №9)

2.      Ляззат Асанова. (слайд №10)

Учитель : Сейчас мы просмотрим документальный фильм «Хроника Желтоксан…» (слайд №11)

В память о жертвах декабрьских событий в 2006 году в Алматы возведён памятник «В честь независимости». (слайд №12-13)

     В республике был установлен своеобразный заговор молчания о декабре 1986года, активно шёл поиск «националистов». Первую попытку прорвать завесу молчания предпринял М. Шаханов, весной 1989г, выступив с требованием объективно рассмотреть декабрьские события на Первом съезде народных депутатов  СССР.

Только через три года, в 1989г, Верховный Совет Казахской ССР единогласно осудил постановление ЦК КПСС.

В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987года «Оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма- Ате в декабре 1986г как проявление казахского национализма» является ошибочной…

Вывод: Какое историческое событие имели декабрьские события?

7.     Закрепление.

1.     Составить кластер «Декабрь 1986г» (слайд №14)

2.     Тест (слайд №15)

1.Назовите причины декабрьских событий 1986г.

А)застойные явления в народном хозяйстве и недостатки командно- бюрократического системы в планировании и размещении производительных сил;

В) ущемление экономических, политических, финансовых интересов республики;

С) противоречия между командными действиями Центра и  провозглашенными демократическими принципами перестройки;

Д)превращение науки в «служанку» официальной политики и отрыв культуры от национальных корней;

Е) всё перечисленное послужило причиной событий 1986г.

2.Сколько школ с казахским языком обучения было закрыто в республике с 1954 по 1986гг?

А) 400 В) 500 С) 600 Д)700 Е)300.

3. Назовите основной повод Декабрьских событий 1986г.

А) смена высшего руководства Казахстана.

В) ущемление национальных интересов коренного населения.

С) закрытие школ с казахским языком обучения.

Д) искривленная, колониальная политика экономики.

Е) формальный политический суверенитет республики.

4. Найдите ошибку в перечне последствий Декабря 1986г.

А) число задержанных составляло около 8,5 тыс. человек

В) возбуждено 99 уголовных дел

 С) 52 человека были исключены из состава партии

Д) 264 студента отчислены из учебных заведений

Е) 20 ректоров ВУЗов освобождены от занимаемой должности.

5. В каком году участнику декабрьских событий Кайрату Рыскулбекову посмертно присвоено звание «Халық қаhарманы»?

А) 9 декабря 1989г.

В) 9 декабря 1991г.

С) 9 декабря 1993г.

Д) 9 декабря 1996г.

Е) 9 декабря 1999г.

6. Кто первым потребовал справедливой оценки декабрьских событий и оправдания несправедливо осужденных участников событий?

А) О. Сулейменоа В) М. Шаханов С) Н. Назарбаев. Д) С.Абдильдин. Е) Д.Кунаев.

8. Итог урока.

И завершить наш урок я бы хотела словами М.Шаханова.

   Судьбу от болезни беспамятства ты защити-

Ведь у человека на долгом и трудном пути

Помимо матери – той. Что его родила,

4 есть матери – слово 4 крыла:

 Родная Земля – наша суть и основа основ,

И слово родное, пришедшее к нам от отцов.

Родные обычаи – добрый и благосный свет,

Горящий для нас через тьму поколений и лет.

Родная история – как бы она ни была

Горька и печальна, мучительна и тяжела...

Беспамятным ветром развеет беспамятный прах.

Того, кто забыл о своих 4-х матерях.

Народ, что 4 святыни не мог защитить,

Не может и счастья судьбы ощутить.

4 матери – словно судьба дорогих:

Коль жить – лишь для них!

А погибнуть – так только за них!

-      Скажите, почему в завершение урока я выбрала именно это стихотворение?

9.Домашнее задание параграф 32

А- сочинить стихотворение.

 

В) сочинение эссе «Мой взгляд  на события декабря 1986г».

Автор Одарич Наталья Виллеевна
Дата добавления 04.12.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 894
Номер материала 6446
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓