Главная / История / Урок по истории для 6 класса "Образование и философия"

Урок по истории для 6 класса "Образование и философия"

План урока

Тема «Образование и философия»

Первый урок в разделе «Культура Западной Европы в Средние века»

Цели:

1.Познакомить с изменениями представлений средневекового человека об окружающем мире и их причинами; с понятиями корпорация, университет, схоластика.

2.Формирование представления о зарождении методов научного познания в средние века

3. Формировать уважительное отношение к позиции ученых средневековья, заложивших основы светского мировоззрения.


Этап урока

Деятельность учителя и учеников

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку. Тема урока и место в курсе, план:

  1. Представления европейцев о мире

  2. Появление университетов

  3. Развитие науки

Проверка домашнего задания

Так как перед этим должен быть повторительно-обобщающий урок, то домашнее задание не планировалось


Актуализация

5 минут

Фронтальная беседа:

Мы изучили жизнь европейцев в период Средних веков. Давайте вспомним некоторые события данного периода.

На интерактивной доске лента времени с хронологическими рамками средневековья (слайд 1)

Вопросы ученикам:

Какой хронологический период охватывает средневековье?

Сколько веков включает? Сколько лет?

Какие изменения происходили в этот период?

Результаты запишите в текст с пропусками (на доске)

Ученики называют, просчитывают - 10 веков, 1000 лет, результаты записывают на доску в виде заполнения пропусков в тексте:

Средневековье охватывает период длительностью 10…веков.

Это составляет примерно…1000 .лет.

За это время произошел переход от …НАТУРАЛЬНОГО .хозяйства к хозяйству товарному. Получили развитие ремесло, ТОРГОВЛЯ…., сформировались корпорации ремесленников - ЦЕХИ…, купцов- ГИЛЬДИИ…, МОНАШЕСКИЕ… - ордена.



Слайд «Корпорации» - пояснение термина – ЕСЛИ НЕОБХОДИМО

Изложение новой темы

5 минут

Замкнутый образ жизни европейцев в начале средневековья сформировал особое представление об окружающем мире, которое выразительно представлено на картине (слайд):

Земля представлялась в виде плоского диска, покрытого небом, как колпаком, по которому совершали свой путь Солнце, Луна и 5 планет.

С развитием городов и торговли, дипломатии и завоевательных походов европейцы стали чаще покидать родные места и узнали, что мир очень разнообразен. Интереснейшую книгу о жизни и обычаях народов Азии написал венецианский купец и путешественник Марко Поло.

Прочитайте отрывок из этой книги (раздаточный материал на партах) и ответьте на вопросы:

  1. Какую страну описывает путешественник?

  2. Как путешественник описывает внешность жителей этой страны?

  3. Какую религию исповедуют ее жители?

  4. Что поразило путешественника больше всего?

  5. Соответствует ли эта информация действительности?


Освоение нового материала

20 мин


Изменение образа жизни европейцев повлекло за собой и изменение системы образования.

На схеме (слайд) представлены виды учебных заведений средневековья:

  1. какие из них существовали еще в начале этого периода? – соборные школы

  2. Почему появились городские школы? Для обучения ремеслу, купеческому делу

В 12 – 13 веках появились первые университеты, которые представляли собой корпорацию людей интеллектуального труда. Студентами одного из университетов Европы в XIII или XIV веке был написан университетский гимн «Гаудеа́мус» (лат. gaudeamus — возрадуемся): предлагаю послушать его стоя, как это до сих пор принято у всех студентов.

Предлагаю познакомиться с жизнью университетов

Задания по группам:

  1. Заполнить схему «Средневековый университет» с помощью пункта 3.
    hello_html_m6973af68.png

  2. Прочесть пункт 5. Ответить на вопросы.

- Какой метод познания использовал Пьер Абеляр? (опора на авторитет, но свое толкование мнений Отцов церкви; логические рассуждения)

- Какие утверждения ученого вызвали недовольство церкви? (нужно понимать, чтобы верить)

- Как церковь расправилась с ученым? (объявлен еретиком, книги сожжены, удалился в монастырь)

  1. Прочесть пункт 6 и дополнительную информацию: Фома Аквинский спрашивает: ”Можно ли доказать, что Бог существует?” И отвечает: ”Да, можно”. Философ использует пять способов доказательства: 1. Доказательство через движение; 2. Доказательство через производящую причину; 3. доказательство через необходимость; 4. Доказательство от степеней бытия; 5. Доказательство через целевую причину.

- Какой научный метод использует ученый?

- Почему церковь объявила его святым?

  1. Прочесть пункт документ на стр. 222 и ответьте на вопросы после документа: чем отличается отношение к науке, к познанию мира Роджера Бэкона от подхода, принятого в средневековых университетах? Вступал ли Р.Б. в конфликт с церковью, ваше мнение? Какие современные приборы, механизмы предвидел Р.Б.?


Заслушиваются ответы групп, делается вывод о роли университетов: Университеты способствовали появлению в Европе светской интеллигенции, образованного чиновничества, развитию науки, общему подъему культуры. Появились новые методы доказательства истины: логика и опыт.


Включение нового в структуру имеющегося знания

5 мин

Подведем итоги тому, что мы сегодня узнали.
В культурной жизни Европы в период средневековья появляются новые явления: расширение знаний о мире,

составление новых географических карт, открытие городских школ и университетов. Что стало причиной и следствием этих явлений? – ЗАДАНИЕ НА ДОСКЕ

Причины:

Путешествия венецианского купца Марко Поло

Развитие городов

Развитие ремесла и торговли

Завоевание новых территорий



Следствия:

Появление в Европе светской интеллигенции

Общий подъем культуры

Выработаны новые научные методы


Объяснение и запись домашнего задания

2 мин

Параграф 26, в.1,6, задание 4 – исследование (по желанию)


























Тема урока «Образование и философия»

1 задание

Вставьте в текст пропущенные числа и слова:

Средневековье охватывает период длительностью ….…веков. Это составляет примерно……… .лет.

За это время произошел переход от ………………………………. .хозяйства к хозяйству товарному. Получили развитие ремесло, …………………………………………..., сформировались корпорации ремесленников - …………..…, купцов- …………..…, ………………………………..… - ордена.


2 задание

Прочитайте отрывок из книги Марко Поло «Книга о разнообразии мира» и ответьте на вопросы:

1. Какую страну описывает путешественник?

2. Как путешественник описывает внешность жителей этой страны?

3. Какую религию исповедуют ее жители?

4. Что поразило путешественника больше всего?

5. Соответствует ли эта информация действительности?


Марко Поло. Книга о разнообразии мира. ГЛАВА CCXVIII

Росия большая страна на севере. Живут тут христиане греческого исповедания. Тут много царей и свой собственный язык; народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры. На границе тут много трудных проходов и крепостей. Дани они никому не платят, только немного царю Запада; а он татарин и называется Тактактай1, ему они платят дань, и никому больше. Страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов высокой ценности; у них есть и соболя, и горностаи, и белки, и множество славных лисиц, лучших в свете. Много у них серебряных руд; добывают они много серебра.

Хочу сказать о Росии кое-что, что я забыл. Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в свете в Росии; трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря-океана; и на этом море у них несколько островов, где водятся кречеты и соколы-пилигримы, все это вывозится по разным странам света.

______________________________

  1. Хан Золотой Орды Тохтогу (1290 – 1312)

3 задание

Заполните схему «Средневековый университет» с помощью пункта 3.

hello_html_4b09ac17.png



«Образование и философия»

1 задание

Вставьте в текст пропущенные числа и слова:

Средневековье охватывает период длительностью ….…веков. Это составляет примерно……… .лет.

За это время произошел переход от ………………………………. .хозяйства к хозяйству товарному. Получили развитие ремесло, …………………………………………..., сформировались корпорации ремесленников - …………..…, купцов- …………..…, ………………………………..… - ордена.

2 задание

Прочитайте отрывок из книги Марко Поло «Книга о разнообразии мира» и ответьте на вопросы:

1. Какую страну описывает путешественник?

2. Как путешественник описывает внешность жителей этой страны?

3. Какую религию исповедуют ее жители?

4. Что поразило путешественника больше всего?

5. Соответствует ли эта информация действительности?

Марко Поло. Книга о разнообразии мира. ГЛАВА CCXVIII

Росия большая страна на севере. Живут тут христиане греческого исповедания. Тут много царей и свой собственный язык; народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры. На границе тут много трудных проходов и крепостей. Дани они никому не платят, только немного царю Запада; а он татарин и называется Тактактай1, ему они платят дань, и никому больше. Страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов высокой ценности; у них есть и соболя, и горностаи, и белки, и множество славных лисиц, лучших в свете. Много у них серебряных руд; добывают они много серебра.

Хочу сказать о Росии кое-что, что я забыл. Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в свете в Росии; трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря-океана; и на этом море у них несколько островов, где водятся кречеты и соколы-пилигримы, все это вывозится по разным странам света.

______________________________

1. Хан Золотой Орды Тохтогу (1290 – 1312)


3 задание

Прочитайте пункт 5 и ответьте на вопросы:

- Какой метод познания использовал Пьер Абеляр?

- Какие утверждения ученого вызвали недовольство церкви?

- Как церковь расправилась с ученым?














«Образование и философия»

1 задание

Вставьте в текст пропущенные числа и слова:

Средневековье охватывает период длительностью ….…веков. Это составляет примерно……… .лет.

За это время произошел переход от ………………………………. .хозяйства к хозяйству товарному. Получили развитие ремесло, …………………………………………..., сформировались корпорации ремесленников - …………..…, купцов- …………..…, ………………………………..… - ордена.


2 задание

Прочитайте отрывок из книги Марко Поло «Книга о разнообразии мира» и ответьте на вопросы:

1. Какую страну описывает путешественник?

2. Как путешественник описывает внешность жителей этой страны?

3. Какую религию исповедуют ее жители?

4. Что поразило путешественника больше всего?

5. Соответствует ли эта информация действительности?

Марко Поло. Книга о разнообразии мира. ГЛАВА CCXVIII

Росия большая страна на севере. Живут тут христиане греческого исповедания. Тут много царей и свой собственный язык; народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры. На границе тут много трудных проходов и крепостей. Дани они никому не платят, только немного царю Запада; а он татарин и называется Тактактай1, ему они платят дань, и никому больше. Страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов высокой ценности; у них есть и соболя, и горностаи, и белки, и множество славных лисиц, лучших в свете. Много у них серебряных руд; добывают они много серебра.

Хочу сказать о Росии кое-что, что я забыл. Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в свете в Росии; трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря-океана; и на этом море у них несколько островов, где водятся кречеты и соколы-пилигримы, все это вывозится по разным странам света.

______________________________

1. Хан Золотой Орды Тохтогу (1290 – 1312)


3 задание

Прочитайте пункт 6 и дополнительную информацию о методах Фомы Аквинского:

Фома Аквинский спрашивает: ”Можно ли доказать, что Бог существует?” И отвечает: ”Да, можно”. Философ использует пять способов доказательства: 1. Доказательство через движение; 2. Доказательство через производящую причину; 3. доказательство через необходимость; 4. Доказательство от степеней бытия; 5. Доказательство через целевую причину.

Ответьте на вопросы:

- Какой научный метод использует ученый?

- Почему церковь объявила его святым?










«Образование и философия»

1 задание

Вставьте в текст пропущенные числа и слова:

Средневековье охватывает период длительностью ….…веков. Это составляет примерно……… .лет.

За это время произошел переход от ………………………………. .хозяйства к хозяйству товарному. Получили развитие ремесло, …………………………………………..., сформировались корпорации ремесленников - …………..…, купцов- …………..…, ………………………………..… - ордена.


2 задание

Прочитайте отрывок из книги Марко Поло «Книга о разнообразии мира» и ответьте на вопросы:

1. Какую страну описывает путешественник?

2. Как путешественник описывает внешность жителей этой страны?

3. Какую религию исповедуют ее жители?

4. Что поразило путешественника больше всего?

5. Соответствует ли эта информация действительности?

Марко Поло. Книга о разнообразии мира. ГЛАВА CCXVIII

Росия большая страна на севере. Живут тут христиане греческого исповедания. Тут много царей и свой собственный язык; народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры. На границе тут много трудных проходов и крепостей. Дани они никому не платят, только немного царю Запада; а он татарин и называется Тактактай1, ему они платят дань, и никому больше. Страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов высокой ценности; у них есть и соболя, и горностаи, и белки, и множество славных лисиц, лучших в свете. Много у них серебряных руд; добывают они много серебра.

Хочу сказать о Росии кое-что, что я забыл. Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в свете в Росии; трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря-океана; и на этом море у них несколько островов, где водятся кречеты и соколы-пилигримы, все это вывозится по разным странам света.

______________________________

1. Хан Золотой Орды Тохтогу (1290 – 1312)


3 задание

Прочитайте пункт 7 и документ на стр. 222 и ответьте на вопросы после документа:

  1. Чем отличается отношение к науке, к познанию мира Роджера Бэкона от подхода, принятого в средневековых университетах?

  2. Вступал ли Роджер Бэкон в конфликт с церковью, ваше мнение?

  3. Какие современные приборы, механизмы предвидел Роджер Бэкон?













Урок по истории для 6 класса "Образование и философия"
  • История
Описание:

Урок разработан для участия в районных методических днях по реализации новых образовательных стандартов, соответствует требованиям традиционного урока. Работа учащихся предполагает повторение пройденного материала по истории средних веков и начало изучения большой темы "Культура средневековой Европы".  На уроке используется сопровождающая презентация, интерактивная доска. Учащиеся в ходе урока работают с историческими источниками, составляют схемы, устанавливают причинно-следственные связи.

Автор Шивакова Елена Владимировна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 3905
Номер материала 5237
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓