Инфоурок Всеобщая история КонспектыУрок по истории для 6 класса "Начало раздробления Древнерусского государства"

Урок по истории для 6 класса "Начало раздробления Древнерусского государства"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Начало раздробления Древнерусского государства.doc

КОНСПЕКТ УРОКА

 

Класс:  6                              

Тема урока:  Начало раздробления Древнерусского государства

Тип урока:  урок изучения нового материала

Форма урока:  традиционная

Программное содержание:  Причины раздробления Древнерусского государства. Любечский съезд князей и его решения. Правления Владимира Мономаха. Основные положения Устава Владимира Мономаха. Последствия раздробленности Древнерусского государства. Идея единства Древней Руси.

Цель:  обеспечить глубокое и прочное усвоение программного содержания данной темы.

Задачи:

1)      Охарактеризовать обстоятельства, при которых начался процесс раздробления Древнерусского государства.

2)      Сформулировать основные причины раздробленности Древнерусского государства.

3)      Показать, какую роль сыграл процесс политической раздробленности в жизни Древнерусского государства.

4)      Развивать ассоциативное мышление учащихся с помощью наглядных пособий (карта, репродукции картин и миниатюр в учебнике, портреты).

5)      Продолжить формирование умений показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

6)      Обеспечить усвоение основных понятий темы.

Задействовать внутрикурсовые связи.

Основные понятия: рать, уделы, эксплуатация, раздробленность.

Имена:  Изяслав Ярославич, Святослав Ярославич, Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Мстислав Владимирович.

Даты:  1068 г., 1097 г., 1111 г., 1113 – 1125 гг., 1125 – 1132 гг., 1132 г.

План изучения нового материала:

1.     Характеристика Древнерусского государства в правление сыновей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

2.     Причины раздробленности Древнерусского государства.

3.     Государственное управление в период раздробленности.

Оборудование:

  • Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009
  • Карта «Раздробленность на Руси в XII – первой четверти XIII в.».
  • Электронное приложение (презентация «Начало раздробления Древнерусского государства»)

 

 

 

Ход урока:

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

I) Организационный момент

Приветствие учащихся: «Здравствуйте, ребята. Садитесь».

Проверка готовности к уроку.

Отметка отсутствующих на уроке.

 

II) Постановка учебной задачи

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы начинаем новый этап в изучении истории Древнерусского государства. В правление Ярослава Мудрого Русь была не только единым, но и могущественным государством.

Вопрос: назовите годы правления Ярослава Мудрого.

Обратим внимание на тему сегодняшнего урока: Начало раздробления Древнерусского государства.

Запишите в тетрадь число и новую тему.

Что же такое раздробление, почему оно вдруг началось в едином, могущественном государстве? Каким образом стало управляться некогда единое, а теперь раздробленное государство? Это мы и постараемся сегодня выяснить.

 

III) Изучение нового материала

1. Правление потомков Ярослава.

Сюжетное повествование, сопровождающееся показом по карте.

Чтобы понять, почему произошло дробление Древнерусского государства, прежде всего выясним, кто пришел к власти после смерти Ярослава Мудрого. Киевским князем становится старший сын Ярослава Мудрого Изяслав, которому отец завещал Киев. Двум другим сыновьям, Святославу и Всеволоду, достались соответственно Чернигов и Переяславль. Старшим среди сыновей объявлялся Изяслав, князь Киевский. Они создают новый свод законов – «Правду Ярославичей».

Тем временем резко обостряется обстановка на южных границах государства. Появились воинственные половецкие племена, которые вытеснили господствовавших здесь печенегов.

Вопрос: кто окончательно разбил печенегов и в каком году?

 Половцы заняли обширную территорию между Днепром и Доном. Это были кочевые племена, в жизни которых важную роль играли грабительские войны. В 1068 году половцы во главе с ханом Шаруканом совершают первый грабительский набег на Русь. Произошла битва на р. Альте. Против половцев вышло войско под командованием трех Ярославичей, но несогласованность их действий привела к победе половецкого войска. Изяслав вернулся в Киев с  остатками русской рати.

Запишите новое для вас слово. Киевляне на вече решили продолжать войну, а Изяслав был против, он боялся вооружать народ.

Вопрос: как вы думаете, почему киевляне хотели продолжения войны с половцами?

Изяслав покидает Киев. Святослав и Всеволод объединились против брата, сумев вызвать поддержку народа. Киевский престол перешел к Святославу. Началась усобица между сыновьями Ярослава Мудрого.

Вопрос:  вспомните, что такое усобица?

В 1093 году престол по наследству перешел к сыну Изяслава Святополку. Т.о. внутри государства шли междоусобицы, а половцы продолжали нападать на Русь и грабить ее.

По предложению Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого, в 1097 году в городе Любече состоялся съезд всех потомков Ярослава Мудрого (показать на карте). На повестке дня стояли 2 вопроса: организация борьбы с половцами и прекращение междоусобиц. Князья договорились, что будут сообща бороться с половцами и что отныне «каждый владеет отчиной своей». Весной 1111 года объединенное русское войско нанесло сокрушительный удар половцам, обезопасив т.о. южные рубежи государства.

Как вы думаете, какие последствия имел Любечский съезд? Назовите его положительные и отрицательные стороны.

В 1113 году Святополк умирает (скорее всего отравлен). Он не пользовался популярностью у населения, прослыв алчным и вероломным князем. После его смерти в Киеве началось восстание. По решению вече на престол пригласили очень популярного в народе человека, который прославился в борьбе с половцами -  уже известного нам Владимира Мономаха. Киевским князем Мономах стал в возрасте 60 лет, будучи умудренным правителем, известным на Руси вдохновителем и руководителем многих походов против половцев, противником княжеских усобиц.

 

 

 

 

 

 Великий князь сразу же приступил к государственным делам. Был издан новый свод законов – «Устав Владимира Мономаха», который значительно улучшал положение должников. Он вошел в состав «Русской Правды».

Вопрос: а какие другие ее составляющие вы уже знаете?

Как и дед, Владимир Мономах управлял государством с помощью наместников, своих сыновей. Княжение Владимира Мономаха и его сына Мстислава (1125 – 1132) принято считать временем восстановления единства Древнерусского государства.

 

2. Причины раздробленности Древнерусского государства.

В 1132 году умер Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха. После его смерти наступило время, которое русский летописец охарактеризовал горькими словами: «раздрася вся Русская земля». Именно с этой даты принято считать начало раздробленности Русского государства. Прежде всего, выясним, что такое раздробленность.

Давайте попробуем выделить основные причины феодальной раздробленности Древнерусского государства:

Составим таблицу «Причины раздробленности»

Политические

Экономические

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Вопрос: вспомните, каким образом еще Ярослав Мудрый управлял государством?

Правильно. Постепенно в этих городах стала складываться местная княжеская династия, стали формироваться органы местного управления (свое вече, свое народное ополчение). Постепенно каждая русская земля – волость начинала обособляться от власти киевского князя. Местное население поддерживало своего князя, который отстаивал их интересы. Запишите первую политическую причину – Сложившийся порядок управления в Древнерусском государстве.

Вопрос: давайте вспомним, каким образом на Руси передавалась великокняжеская власть?

Правильно. А как вы думаете, если вдруг старший сын великого князя умирал, то кто должен был стать следующим великим князем – его сын или его брат? Видите, какой спорный вопрос! Так и случилось в Древнерусском государстве: княжеские роды разрастались, и князья сами запутались, у кого из них больше прав. Запишите следующую полит. причину – Отсутствие определенного порядка наследования великокняжеского престола.

А как следствие – частые княжеские раздоры, перетекающие в военные столкновения. Это третья причина.

А какие же были экономические причины феодальной раздробленности на Руси?

Во-первых, изменился порядок владения землей. Князья присваивают себе земли и наделяют ими своих старших дружинников. Основой богатства дворян становится не дань и раздел военной добычи, а эксплуатация зависимого населения вотчин.

Вопрос: что такое вотчина?

Запишите новое слово: эксплуатация – присвоение результатов чужого труда.

Князья теперь старались укрепить свое княжество, а не переходить на другой княжеский престол. Князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет морской торговли.

Боярские вотчины, как и крестьянские, имели натуральный характер.

Вопрос: что такое натуральное хозяйство?

 

Поэтому торговля между ними была развита слабо. В условиях господства натурального хозяйства каждая крупная земля-волость могла развивать свое хозяйство самостоятельно. Это третья экономическая причина.

Так должна выглядеть таблица (показать слайд из презентации, чтобы ребята могли исправить ошибки, если они есть)

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное управление в период раздробленности.

Аналитическое описание с использованием настенной карты.

Таким образом, мы видим, что причин для раздробления Древнерусского государства было достаточно много. В результате Русь в середине XII века раскололась на 15 самостоятельных земель-княжеств. Давайте назовем основные (к доске вызывается 1 ученик, показывает и называет княжества и их центры).

Вопрос: количество княжеств и их границы постепенно менялись. Давайте подумаем, почему?

Правильно. Кстати, земли, которые выделял князь младшим членам княжеского рода в наследственное владение, назывались уделами – запишите новое для вас слово. Удельные князья официально были вассалами великого князя.

Вывод: Раздробление Русского государства имело, конечно, и положительные, и отрицательные стороны. Но в целом не исчезло понятие Русская земля, у народов, населяющих Русское государство, по-прежнему была единая религия, единый язык, единая древнерусская народность, на территории государства по-прежнему действовал единый свод законов – Русская Правда.

IV. Первичное повторение.

Повторительно – обобщающая беседа:

- Кто пришел к власти на Руси после смерти Ярослава мудрого?

- Какой смысл был в проведении Любечского съезда? В каком году это произошло?

- На что была направлена политика Владимира Мономаха? Какие важные мероприятия он провел?

- Что такое феодальная раздробленность? Когда она началась на Руси?

Ребята, а как вы думаете, можно ли решения Любечского съезда считать началом феодальной раздробленности? (учитель выслушивает предположения ребят).

Вообще существует несколько точек зрения по поводу начала раздробленности Древнерусского государства: 1) 972 г., после смерти Святослава – ведь он первый разделил единое государство между сыновьями; 2) 1015 г., после смерти Владимира Святого; 3) 1054 г., после смерти Ярослава Мудрого (по завещанию он уже официально разделил государство); 4) 1097 г.; 5) 1132 г., после смерти Мстислава Великого. Но все-таки принято считать, что раздробленность началась именно после 1132 года, а до этого Русское государство все таки было централизованным.

- Перечислите причины феодальной раздробленности на Руси.

 

V. Подведение итогов.

 

1.      Общая характеристика познавательной деятельности учащихся, содержательная оценка и выставление отметок.

2.      Продиктовать и объяснить домашнее задание.

 

 

Учащиеся приветствуют учителя (встают около своих парт).

Проверяют свою готовность к уроку.

Дежурный.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: 1019 – 1054 гг.

 

Слайд 1.

 

 

Записывают число и новую тему: «Начало раздробления Древнерусского государства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2.

Показ по карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: в 1036 г. Ярослав Мудрый разбил печенегов под Киевом.

 

Показ по карте

Слайд 3. Записать в тетрадь:

1068 год – битва на р. Альте. Восстание в Киеве

 

 

 

 

 

 

Рать – войско

 

 

Ответ: потому что половцы совершали бы постоянные набеги и разграбляли город; половцы мешали осуществлению торговых связей с Византией.

 

 

 

Ответ: княжеская война на Руси.

 

 

 

 

Слайд 4. Записать в тетрадь:

1097 год – Любечский съезд

Основные положения съезда:

  • «каждый держит отчину свою»
  • совместная борьба с половцами

(запись в тетради)

 

 

1111 год – победа объединенного русского войска над половцами. (запись в тетради)

 

Ответ: Положительные – произошло объединение русских земель для борьбы с половцами, прекратились на какое-то время междоусобицы. Отрицательные – решение «каждый держит отчину свою» только закрепляло уже начавшееся в результате междоусобиц разделение единого государства.

 

Слайд 5 .

1113 – 1125 гг. – правление Владимира Мономаха  (запись в тетради)

Владимир Мономах

 

Устав Владимира Мономаха – новый свод законов (запись в тетради)

 

 

 

Слайд 6. Записать в тетради.

Ответ: «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей».

 

 

Записать в тетрадь: Мстислав Владимирович (1125-1132 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7. Запись в тетрадь:

1132 год – начало политической раздробленности на Руси Раздробленность – ослабление центральной власти в феодальных государствах.

 

 

Слайд 8.

Составляют таблицу.

 

 

Примерные ответы:

- Ярослав Мудрый назначал своих сыновей в качестве наместников в самые важные города.

(учащиеся по ходу рассуждений записывают причины раздробленности в тетрадь; учитель эти причины проговаривает)

 

 

 

 

1. Сложившийся порядок управления в Древнерусском государстве.

- Киевский престол на Руси передавался от отца к старшему сыну.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов (старший сын, следующий брат и др.)

 

 

 

 

 

2. Отсутствие определенного порядка наследования великокняжеского престола.

3. Частые княжеские раздоры, перетекающие в военные столкновения

 

1.Изменение порядка владения землей.

 

 

 

 

Ответ: наследственное земельное держание

Записывают: эксплуатация – присвоение результатов чужого труда.

 

 

2.Упадок заморской торговли.

 

 

 

Ответ: производство необходимого для жизни.

 

 

 

  1. Господство натурального хозяйства.

Слайд 9.

Политические

Экономические

1.Сложившийся порядок управления

2.Отсутствие определенного порядка наследования великокняжеского престола

3.Частые княжеские раздоры (военные конфликты)

1.Изменение порядка владения землей

2.Упадок заморской торговли

3.Господство натурального хозяйства

 

 

 

Работа с настенной картой  и параллельно с картой в учебнике (стр. 82). Класс помогает отвечающему у доски, если тот затрудняется в ответе.

 

 

 

 

Ответ:

- каждый князь стремился укрепить свое маленькое княжество

- княжеские роды росли, князь выделял своим детям землю, происходило еще большее дробление

Удел – наследственное владение младших членов княжеского рода. (запись в тетради)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная беседа

- его сын Изяслав

- княжеские раздоры совпали с набегами кочевников; необходимо найти решение. В 1097 г.

- на укрепление Руси. Руководил походами против половцев. Принял новый свод законов.

- ослабление центральной власти в феодальных государствах. В 1132 г.

- да, так как решения Любечского съезда сразу стали нарушать.

 

 

 

 

 

 

- Политические:

1.Сложившийся порядок управления.

2.Отсутствие определенного порядка наследования великокняжеского престола.

3.Частые княжеские раздоры (военные конфликты).

Экономические:                  

1.Изменение порядка владения землей.

2.Упадок заморской торговли.

3.Господство натурального хозяйства.

 

Учащиеся записывают Д/З в дневник

  • § 9 и вопросы к нему
  • Записи в тетради выучить
  • Письменно ответьте на вопрос: Распад Древнерусского государства совпал с экономическим расцветом земель. Можно ли считать это случайностью?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по истории для 6 класса "Начало раздробления Древнерусского государства""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Начало раздробления Древнерусского государства.pptx

Скачать материал "Урок по истории для 6 класса "Начало раздробления Древнерусского государства""

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема урока: Начало раздробления Древнерусского государства11.08.2021

    1 слайд

    Тема урока:
    Начало раздробления Древнерусского государства
    11.08.2021

  • Изяслав – Киев.
Святослав – Чернигов.
Всеволод – Переяславль.Русские земли в...

    2 слайд

    Изяслав – Киев.
    Святослав – Чернигов.
    Всеволод – Переяславль.
    Русские земли в XII – XIII вв.

  •   1068 г. –  битва на р. Альте. Восстание в Киеве.

  Рать – войско.

    3 слайд

    1068 г. – битва на р. Альте. Восстание в Киеве.

    Рать – войско.


  • 1097 г – Любечский съезд.


Основные положения съезда:
 «каждый держит отчину...

    4 слайд

    1097 г – Любечский съезд.


    Основные положения съезда:
    «каждый держит отчину свою»
    совместная борьба с половцами

  • Владимир Мономах 
(1113 – 1125)

    5 слайд

    Владимир Мономах
    (1113 – 1125)

  • «Русская Правда»:

«Правда Ярослава»
«Правда Ярославичей»
«Устав Владимира Мо...

    6 слайд

    «Русская Правда»:

    «Правда Ярослава»
    «Правда Ярославичей»
    «Устав Владимира Мономаха»

  • 1132 г. – «…раздрася вся Русская земля…» – начало политической раздробленност...

    7 слайд

    1132 г. – «…раздрася вся Русская земля…» – начало политической раздробленности на Руси.

    Раздробленность – ослабление центральной власти в феодальных государствах.

  • Причины раздробленности на Руси

    8 слайд

    Причины раздробленности на Руси

  • Причины раздробленности на Руси

    9 слайд

    Причины раздробленности на Руси

  • Политическая раздробленность на Руси в XII – первой четверти XIII вв.

    10 слайд

    Политическая раздробленность на Руси в XII – первой четверти XIII вв.

  • Домашнее задание:
 § 9 и вопросы к нему
 Записи в тетради выучить
 Письменно...

    11 слайд

    Домашнее задание:
    § 9 и вопросы к нему
    Записи в тетради выучить
    Письменно ответьте на вопрос: Распад Древнерусского государства совпал с экономическим расцветом земель. Можно ли считать это случайностью? (в тетрадях)

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка представляет собой конспект урока по истории России для 6 класса. Сопровождается конспект презентацией к нему. Урок нацелен на обеспечение глубокого и прочного освоения программного содержания данной темы. Тип урока – урок изучения нового материала. На уроке учитель использует такие методы и приемы, как аналитическое описание, сюжетное повествование, повторительно-обобщающая беседа и т.п. В процессе урока обучающиеся работают с основными терминами, датами, портретами князей, заполняют таблицу.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 277 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект учебного занятия по истории Приднестровского региона
  • Учебник: «История. Профессиональное образования. Часть 2», Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.
  • Тема: § 57. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • 30.12.2020
  • 569
  • 3
«История. Профессиональное образования. Часть 2», Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.10.2020 553
    • RAR 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Евдокимов Александр Иванович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Евдокимов Александр Иванович
    Евдокимов Александр Иванович
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87015
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 128 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания курса «Россия в мире» на основе синтеза историко-культурного и социально-экономического знания

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Курс повышения квалификации

Моделирование современных уроков истории

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 463 человека

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 215 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 61 человек

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе